Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Особенности обеспечения доступности библиотеки для пользователей с ограниченными возможностями здоровья

olegnowa 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2021
В данном исследовании нами были рассмотрены современная модель библиотек для людей с ограниченными возможностями здоровья, а так же группы пользователей с ограниченными возможностями здоровья и ресурсы библиотек, необходимые для их обслуживания, специальные библиотеки для слепых как центры реабилитации и досуга, анализ работы специальных библиотек для слепых в России и в мире.
Введение

Актуальность. В XXI веке библиотеки приобретают всё большее значение как общественные и культурные центры, которые обслуживают пользователей из самых различных групп населения. В том числе, людей с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин о социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья сказал так: «Вопрос о социальной поддержке инвалидов - это не проходной вопрос, не дежурный», он отметил, что дело не только в том, что данная тема напрямую касается почти 12 млн граждан РФ с ограничениями по здоровью, но и в том, что она касается всего общества. "Отношение к инвалидам - это важнейший показатель зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество никогда не допустит пренебрежительного, поверхностного отношения к инвалидам и к людям, которые нуждаются в поддержке со стороны государства в связи с ограничениями по здоровью", - подчеркнул президент РФ. По его словам, "задавать камертон этого отношения" должно само государство и, прежде всего, правительство. "Поэтому, эти вопросы будем держать на постоянном контроле и возвращаться к вопросу, как мы исполняем принятые решения", - заключил глава государства. По данным сайта rosinfostat.ru на начало 2020-го года в России зарегистрировано 11 875 496 человек с инвалидностью (из них 687 718 – дети). Являясь одной из наименее защищённых групп населения, люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в доступе к общественным и культурным центрам. Являясь таковыми, библиотеки могут сыграть значительную роль. Использование различных медиа-технологии может привлечь пользователей данной категории в библиотеки. В современном мире чтение является одним из самых сильно действующих способов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Пользователи с ОВЗ крайне сложно адаптируются к условиям жизни в современном мире, пользоваться различными электронными приспособлениями и осуществлять (в том числе и при помощи электронных приспособлений) социальное общение. Поэтому чтение и удовлетворение информационных потребностей в библиотеке является для них жизненно важной необходимостью. Организация работы библиотечно-информационных центров и обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья с учётом новых технологий требует так же и комплексного исследования социализации и адаптации этой особой группы читателей. Проблемам социализации, адаптации и реабилитации ЛОВЗ посвятили свои труды такие авторы, как Л.С. Выготский, А.Р. Божович, B.C. Мухина, Н.В. Куваева, В.А. Исанова, Е. Ярская-Смирнова, А.Е. Шапошников, Н.В. Ялпаева, В.А. Лапшин, Ю.А. Блинков, Л.В. Андреева, Т.А. Добровольская, A.A. Дыскин. Интегрированному обслуживанию инвалидов в библиотеках различных типов посвящены работы А.Е. Шапошникова, Е.В.Захаровой, М.П. Коноваловой, Ж.В. Марусич, Г. С. Елфимовой. Зарубежный опыт использования новых медиатехнологий библиотеками для слепых освещен в многочисленных статьях авторов: Ф.Бюргер, Л.К. Рэдмонд, Д.М. Диксон, П. Воутилайнен, Э. Ле Кроснье, П. Тийхонен, С. Чонг, Г. Кнудсен, Е. Кнудсен, Р. Курцвейл, М. Маурер, А. Строинский, М. Рюомя-Реитту, М.К Иване, Ф.М.Кальво, Ю. Кохен, Р. Гриебел, Н. Кунианский, Е. Тенк и др. Среди отечественных публикаций выделяется монография Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за рубежом», в которой освещается история создания и развития библиотек для слепых, книгопечатания по системе Брайля, озвучивания «говорящих» книг в зарубежных странах. Рассмотрены различные организационные модели библиотечного обслуживания инвалидов по зрению, раскрыты формы и методы работы с читательскими группами. Значительное внимание уделено международному сотрудничеству, библиотечному образованию, созданию безбаръерной библиотечной среды, проблемам внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. В представленной литературе широко освещены различные аспекты работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и методологическая основа для данной работы, однако в ходе работы с представленной литературой были выявлены следующие противоречия: - теоретическими аспектами и практической реализации адаптации ЛОВЗ в библиотеках; - необходимостью обеспечить доступность библиотек для адаптации и социализации ЛОВЗ и отсутствием приемлемых и комфортных вариантов для решения данной проблемы; - необходимостью использовать различные технологии (в том числе медиа) для формирования комфортной среды в библиотеках для людей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием системной и постоянной работы в данном направлении. Данные противоречия, а так же отсутствие работ комплексно описывающих работу библиотек в данном направлении, позволили сформулировать такую тему исследования, как «обеспечение доступности библиотеки для пользователей с ограниченными возможностями здоровья». Цель: выявить условия доступности библиотек для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи дипломной работы: - обобщить опыт и выявить основные проблемы для создания комфортной библиотечной среды для ЛОВЗ. - Рассмотреть варианты вспомогательных технических средств, которые позволят обеспечить доступность библиотек для различных категорий ЛОВЗ. - Выявить способы создания положительного образа библиотеки, как центра социализации и адаптации ЛОВЗ. Объект исследования: ЛОВЗ, как группа библиотечных пользователей. Предмет исследования: технологии и методики обеспечения доступности библиотек для ЛОВЗ. В данном исследовании будут выдвинуты следующие гипотезы: обеспечение доступности библиотек для людей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективнее при соблюдении следующих условий, если: - библиотеки будут активно использовать вспомогательные технологии для создания доступной среды (например, индукционную петлю, тифлоплеер, линзы, и др.); - в стенах библиотеки будет оказываться помощь по элементарной реабилитации, социальной интеграции и общественной деятельности при помощи книги; - библиотеки обеспечат доступ в свои стены организациям, обеспечивающим юридическую и реабилитационную поддержку пользователей с ограниченными возможностями здоровья. - будет организован доступ к электронным образовательным и научным ресурсам, в том числе и вне территории библиотеки. Работа над ВКРБ состояла из нескольких этапов. На первом был выстроен научный аппарат, проанализирована литература и документы по тематике работы. На втором этапе было совершено теоретическое исследование изучаемой проблемы, выстроена логика работы, обнаружены фундаментальные доминанты вопроса, рассмотрены все его стороны и практические нюансы. На 3-ем этапе была проведена рефлексия, работа была оформлена сообразно имеющимся требованям, ее главные положения были изложены в тексте выступления и презентации. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, гипотеза, излагается цель и задачи исследования. В первой главе «Современная модель специальных библиотек для людей с ограниченными возможностями» рассмотрены читательские группы пользователей с ограниченными возможностями здоровья, их потребности в организации библиотечного пространства, социальная роль специальных библиотек. Во второй главе «Специальные библиотеки для слепых как центры реабилитации и досуга» рассмотрены основные функции и социальные ориентиры специальных библиотек для слепых, автоматизированные информационные технологии для специальных библиотек. В третьей главе «Анализ работы специальных библиотек для слепых» рассмотрены основные модели работы и перспективы дальнейшего развития в России и в мире. В заключении сделан вывод по материалам исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………………………….8 1.1. Группы пользователей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обслуживания………………………………………………8 1.2. Социальная роль специальных библиотек и их ресурсы………………………………………………………………………....15 ГЛАВА II. СПЕЦИЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ СЛЕПЫХ КАК ЦЕНТРЫ РЕАЛИБИТАЦИИ И ДОСУГА…………………………………...18 2.1. Основные функции и социальные ориентиры специальных библиотек для слепых………………………………………………………...18 2.2. Автоматизированные информационные технологии для специальных библиотек………………………………………………………27 ГЛАВА III. АНАЛИЗ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ СЛЕПЫХ……………………………………………………………………..41 3.1. Основные модели работы библиотек для слабовидящей категории пользователей и слепых. Перспективы их дальнейшего развития в мире….41 3.2. Российские модели работы исследуемой категории библиотек и перспективы дальнейшего развития. ……………………………………...45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….53
Список литературы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» 3. ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях 4. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 5. СП 138.1330.2012 Общедоступные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения 6. Диянская Г.П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении М., 1998. - С. 39. 7. Стаугис, И. А. Специальные библиотеки для слепых как центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: основные функции, социальные ориентиры / И. А. Стаугис // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 61–65. 8. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации : принят конф. Рос. библ. ассоц., XV ежегод. сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Рос. библ. ассоц., Секция б-к, обслуживающих инвалидов, Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2011. – 35 с. 9. Стаугис, И. А. Специальные библиотеки для слепых как центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: основные функции, социальные ориентиры / И. А. Стаугис // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – С. 61–65. 10. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов : учеб. пособие / А. Е. Шапошников. – Москва : МГИК, 1992. – 178 с. 11. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов : история, современность, тенденции / А. Е. Шапошников. – Москва : РЦБС, 1992. – 210 с. 12. Шапошников, А. Е. Современное состояние и перспективы библиотечного обслуживания слепых в Советском Союзе : автореф. дис… канд. пед. наук : 13.00.08 / Шапошников А. Е ; Моск. гос. ун-т культуры. – Москва, 1964. – 17 с. 13. Коновалова, М. П. Инвалид – общество – библиотека : учеб.-метод. пособие / М. П. Коновалова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. – 134 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XX век» : в 100 вып. ; вып. 41). 14. Коновалова, М. П. Проблемы и пути повышения роли библиотек для слепых в современных условиях / М. П. Коновалова // Библ. дело. – 2011. – № 19. – С. 19–20 15. Коновалова, М. П. Свет в мир незрячих. К 55-летию со дня основания Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского / М. П. Коновалова // Библ. дело. – 2010. – № 14. – С. 2–11. 16. Коновалова М. П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания / М. П. Коновалова // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2003. – № 2. – С. 103–107. 17. Коновалова, М. П. Обслуживание инвалидов по зрению / М. П. Коновалова, Ж. В. Марусич // Библиотечное дело на пороге XXI века : тез. докл. междунар. науч. конф. (15–16 апр. 1998 г.) – Москва, 1998. – С.76–78. 18. Жарков, Д. С. Место и роль «говорящей» книги в библиотечном обслуживании незрячих / Д. С. Жарков // Говорящая книга в библиотеках для слепых : сб. ст. по обмену опытом / под ред. Л. И. Задерман. – Москва, 1976. – С. 4–20. 19. Зарубина, И. Н. Специализированные библиотеки для слепых и общественные организации незрячих специалистов: перспективы и проблемы сотрудничества / И. Н. Зарубина // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : материалы 6-й междунар. конф. «Крым–99». – Судак, 1999. – Т. 2. – С. 290–294. 20. Кунанец, Н. А. Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы / Н. А. Кунанец // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 8. – С. 33–39. 21. Милькова, В. Окно в мир. Компьютерные тифлотехнологии для незрячих пользователей / В. Милькова // Библ. дело. – 2010. – № 23. – С. 22–24. 22. Елфимова, Т. Н. Новые технологии и информационные ресурсы в специальных библиотеках для слепых России с позиций инновационного развития / Т. Н. Елфимова // Информ. бюл. РБА. – 2012. – № 64. – С. 148–151. 23. Пантелеева, В Н. Центр обслуживания незрячих и слабовидящих / В. Н. Пантелеева // Мир библиогр. – 2007. – № 5. – С. 18–21. 24. Голодяева, В. А. Путь к познанию и самосовершенствованию: библиографическое обслуживание в Самарской областной библиотеке для слепых / В. А. Голодяева, Е. Ю. Жежеря // Библиография. – 1999. – № 5. – С. 41–45.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 1.1. Группы пользователей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обслуживания В ХХI веке библиотеки приобретают статус общественных и культурных центров, обслуживающих пользователей из самых разных слоев населения. В том числе – это люди с ограниченными возможностями (ЛОВЗ). По данным сайта rosinfostat.ru, на начало 2020 года в России было зарегистрировано 11 875 496 инвалидов (в том числе 687 718 детей). Как одна из наименее защищенных групп населения, люди с ограниченными возможностями нуждаются в доступе к общественным и культурным центрам. Библиотеки могут играть в данном процессе чрезвычайно важную роль. Привлечь пользователей этой категории в библиотеки может использование различных мультимедийных технологий. В современном мире чтение – один из самых мощных способов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Пользователям с ограниченными возможностями здоровья крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном мире, пользоваться различными электронными устройствами и осуществлять (в том числе с помощью электронных устройств) социальное общение. Поэтому чтение и удовлетворение информационных потребностей в библиотеке - жизненная необходимость для них.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 50 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 114 страниц
12000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 67 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 106 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 215 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg