ГЛАВА 1. Теоретико-правовые и организационные аспекты банковских операций с пластиковыми картами
1.1 Теоретический базис банковских операций с пластиковыми картами
Платежная система – это упорядоченная, целостная организация части денежного оборота, основанная на использовании инструментов, банковских процедур и систем перевода денежных средств и функционирующая в целях эффективного проведения платежей между хозяйствующими субъектами. Однако это определение отражает только экономическую сущность понятия.
С институциональной точки зрения платежную систему можно определить следующим образом: платежная система – это финансовая организация, обеспечивающая взаимодействие при проведении платежа от плательщика к получателю, имеющая своей целью эффективное и бесперебойное функционирование обслуживаемой части платежного оборота.
Со вступлением в действие Федерального закона «О национальной платежной системе» все большее внимание уделяется действующей системе расчетов и платежей. Обусловлено это тем, что надежность функционирования этой системы крайне важна для эффективной деятельности финансового рынка и, как следствие, жизнеспособности организаций, использующих ее в своей экономической деятельности.
В экономической литературе для характеристики данной системы используются различные подходы к определению категории «платежная система». [6]
Для начала отметим, что термин «платежная система» вошел в хозяйственный оборот во второй половине 1990-х годов, заменив, по сути, ранее использовавшийся термин «система безналичных расчетов».
Трансформация системы безналичных расчетов в платежную систему произошла под действием следующих факторов: во-первых, появление современных средств связи, электронных технологий обусловили преобразования банковского перевода, создающего кредитные, платежные карты, электронные платежи. Новациями в банковской деятельности стали обслуживание кредитных карточек, сеть автоматических кассовых машин и др. Во-вторых, произошло увеличение частных клиентов, обусловленное ростом личных доходов, а также повышением их интереса к участию на денежном рынке и рынке капиталов. В-третьих, конкуренция в банковской сфере, проявляющаяся в соперничестве за лояльность клиента, предоставление услуг, географию деятельности. В-четвертых, компьютеризация и современные технологии предопределили модификацию банковских продуктов.
Новые информационные банковские технологии внесли существенные изменения в управление в банковском деле, значительно увеличили возможности по обеспечению движения денег и капиталов.
Таким образом, понятие платежной системы по отношению к понятию системы безналичных расчетов не является принципиально новым, не входит в него как составной элемент и не включает его в состав своих элементов. Актуальность и образование этих двух понятий относятся к разным общественно-экономическим и технологическим эпохам. [20]
Отношение между ними носит характер преемственности, ключевые различия определены действием информационных технологий. Поэтому во многих современных учебниках, посвященных денежному обращению или банковскому делу, определение платежной системы либо отсутствует, либо продолжает использоваться определение системы расчетов.
Разнообразие подходов к изучению платежных систем, множество выполняемых ими функций, специфика обслуживаемых сегментов денежного оборота привели к созданию платежных систем разных типов. Для упорядочения представлений о всевозможных платежных системах рассмотрим основные их виды.
В последние годы вопросы, относящиеся к финансовым рискам и эффективности всех типов платежных систем, вышли на передний план. Центральные банки решительно заинтересованы в обеспечении надежности и повышении эффективности функционирования платежных систем как части своей ответственности за денежную единицу (продвижение ее использования как средства обмена) и общей заботы о финансовой стабильности и эффективности. Вследствие этого центральные банки оказывают влияние на улучшение общественного понимания платежных и расчетных механизмов в своих странах. Центральные банки также играют важную роль в развитии национальной платежной системы, и во многих случаях они сами управляют ключевыми платежными системами.
«Национальная платежная система является одним из основных компонентов денежно-кредитной и финансовой системы страны включает в себя все формы институционального и инфраструктурного взаимодействия в финансовой системе при переводе денежных средств от плательщика к получателю». Данный термин введен в экономический оборот сравнительно недавно, в середине 2000-х годов, в документах Банка России был отражен в качестве освоения международного опыта. [33]
В России в нормативных документах в дальнейшем также появилось определение национальной платежной системы, в котором преобладает институциональный подход: «Национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)».
В целом национальная платежная система включает в себя всё множество субъектов, непосредственно осуществляющих платежи, и иных субъектов, осуществляющих инфраструктурное обеспечение национальной платежной системы. Поэтому в противовес национальной платежной системе можно выделить платежные системы, являющиеся её частью:
Платежная система центрального банка — представляет собой подсистему национальной платежной системы, основанную на использовании учреждений центрального банка (либо иного финансового учреждения, выполняющего аналогичные функции) для перевода денежных средств между контрагентами. Платежная система центрального банка является, как правило, наиболее значимой в платежной системе страны и определяет правила и стандарты работы внутри национальной платежной системы в целом.
Частные платежные системы включают в себя все виды платежных систем, организуемых без непосредственного участия государственных органов.
К частным платежным системам можно отнести платежную систему коммерческих банков: кредитные организации вправе совершать платежи через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. [13]
Также выделяют внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации. Многие кредитные организации осуществляют расчеты между головной кредитной организацией и ее филиалами и между филиалами по внутрибанковским платежным системам. Порядок проведения расчетных операций по этой платежной системе определяется кредитной организацией самостоятельно во внутрибанковских правилах с соблюдением требований, установленных регулирующими органами.
Наличие у кредитной организации внутрибанковской платежной системы позволяет ей не иметь корреспондентских субсчетов в учреждениях центрального банка по месту нахождения каждого из филиалов, что способствует уменьшению потребности в ликвидных средствах.
При проведении платежей в платежных системах расчетных небанковских кредитных организаций счета участников расчетов открываются кредитным организациям и другим юридическим лицам. Переводы денежных средств между расчетными небанковскими кредитными организациями (НКО) в пользу кредитных организаций, не являющихся их участниками расчетов, осуществляются через платежную систему центрального банка и счета, открываемые расчетными НКО друг у друга.
Если разделить платежные системы в зависимости от субъектов платежных операций, то можно выделить систему межбанковских платежей (расчетов) и систему межхозяйственных платежей (расчетов).
Системы межбанковских переводов считаются классическими платежными системами. К ним относятся системы, в которых все (или почти все) участники являются кредитными организациями (и тем самым подлежат банковскому надзору). Следовательно, это такая система, посредством которой денежные переводы осуществляются между банками как за их счет, так и от имени их клиентов.
Система межхозяйственных расчетов выводит платежные операции на другой уровень. Главной целью здесь ставится проведение платежей между хозяйствующими субъектами по их операциям, причем, расчеты могут вестись как посредством межбанковских расчетов, так и внутри одного банка и даже непосредственно между субъектами, если используется наличная форма расчетов в пределах установленных центральным банком лимитов.
По степени централизации выделяют централизованную платежную систему, которая по своей структуре зачастую соответствует платежной системе центрального банка, поскольку только последнему под силу организовать единый управляющий центр по регулированию платежей в рамках всей страны. [11] Кроме того, выделяют децентрализованную платежную систему, которая включает в себя все виды частных платежных систем и ту часть денежного оборота, которая обслуживается наличными деньгами. В централизованных системах каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру, тогда как в децентрализованных отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от всех остальных. Уровень централизации оказывает влияние на скорость ответной реакции платежной системы на действия регулирующих органов. Чем большая часть денежного оборота проходит через централизованную платежную систему, тем проще управлять денежными потоками в целях экономической системы в целом.
Обычно считается, что через платёжные системы осуществляется перевод денег, однако, в соответствии с экономической теорией, возникновение платежной функции денег связано с разрывом между движением денег и движением товаров и услуг. Деньги в данной функции используются для погашения разных денежных обязательств.
Юридически можно сказать, что в большинстве случаев в платежной системе происходит перевод задолженности с одного пользователя на другого. Иными словами, задолженность платёжной системы перед одним клиентом впоследствии становится задолженностью перед другим. Когда первый пользователь передаёт платёжной системе свои деньги или их эквиваленты, в системе закрепляется сумма такой передачи, то есть фиксируется сумма займа перед первым пользователем. Своим платежным распоряжением пользователь может указать, что платёжная система теперь должна не ему, а другому пользователю. [7] При обращении второго пользователя к платёжной системе у него есть возможность получить денежный эквивалент такой задолженности.
В ряде случаев платёжными средствами выступают не деньги или долги, номинированные в деньгах, а условные платёжные единицы или специализированные ценные бумаги. Такой объект перевода более характерен для расчетных систем. Экспертами отмечается, что развитие национальной платежной системы приводит к расширению роли банков и правомочных финансовых организаций в качестве провайдеров платежных услуг. При этом сами организации могут конкурировать друг с другом, но часто вынуждены действовать совместно в целях разработки надлежащим образом функционирующих механизмов в сфере платежей. Такое взаимодействие продиктовано другим руководящим принципом — концентрацией на платежных потребностях всех пользователей национальной платежной системы.
Что касается инфраструктуры национальной платежной системы, соответствующий руководящий принцип предлагает, например, повышать доступность розничных платежных услуг через расширение спектра эффективных и безопасных платежных инструментов.
Один из самых широко распространённых инструментов является пластиковая банковская карта.
Банковская карта ? платежный инструмент для осуществления отдельных видов безналичных платежей и получения наличных денежных средств. Такую исходную формулировку дают Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. [13]
Банковская карта определяется через отдельные стандартные операции, опосредующие ее использование. Так, С. В. Афонина полагает, что банковская карта является средством идентификации банковского счета и его владельца, приравнивая банковскую карту к паролю или коду доступа, необходимому для совершения операций. [11] С точки зрения А.А. Андреев, банковская карта — средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. В работе Репкина И. В. под банковской картой также понимается персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров (работ, услуг) и составления расчетных документов. [17] Наконец, в литературе встречаются и всеобъемлющие определения банковской карты. Так, О.И. Лаврушин считает, что банковская карта — обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим. В. М. Усоскин, обобщая, делает вывод, что банковская карта — сложный банковский продукт, который является и техническим средством, и банковским расчетным счетом, и набором банковских услуги своим предназначением имеет осуществление безналичных расчетов. [19]
В этих определениях можно выделить два общих момента:
? «банковская карта» ? «платежный инструмент», «инструмент управления», «платежное средство», «средство идентификации и управления», то есть элемент некоего механизма, который участвует в организации определенных действий и процедур (собственно механизма как организационного процесса);
— «банковская карта» ? «обобщающий термин», «сложный банковский продукт», то есть в ряде определений подчеркивается сложность данного понятия, его многосоставность, включающая в себя ряд разнородных компонентов.
В целях более точного отражения экономической сути в трактовке понятия банковской карты, дополняя и уточняя рассмотренные выше характеристики, можно сформулировать следующее определение понятия банковской карты как инструмента безналичных расчетов: пластиковая банковская карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банковских банкоматах. Прием карточки к оплате выдача наличных денежных средств по ней производится в предприятиях торговли, сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.
1.2. Нормативно-правовая основа использования банковских карт в платежном обороте
На современном этапе развития российского общества пластиковые карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг. [18]
Основными предпосылками развития российского рынка банковских карт являются:
1. Интеграция в мировую систему безналичных платежных систем;
2. Стремление кредитной организации выйти на международный рынок и, как следствие, возрастание его престижа и привлекательности для клиента;
3. Организация оперативных и удобных для клиентов форм расчетов;
4. Уменьшение объема наличных средств, вследствие этого снижение стоимости осуществляемых операций.
В соответствии с целым рядом документов программного характера (Стратегией развития платежной системы, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, Основными направлениями денежно-кредитной политики) одним из важнейших направлений является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов, базирующихся на современных банковских технологиях, включая платежные карты. Нормативное регулирование безналичных расчетов, осуществляемых по операциям с использованием подобных инструментов, является одной из задач Банка России, выполняемых в качестве регулятора отношений в сфере платежных систем и расчетов.
Говоря о правовой основе регулирования отношений в сфере выпуска и обращения банковских крат, следует отметить, что интенсивное развитие банковских услуг с их использованием происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс их обращения. [23]
Обращение банковских карт в России регулируется:
? Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии Банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;
? Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).
Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт ? Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии Банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
В Положении четко определено, что банковская карта признается видом платежной карты и служит инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. [25]
Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемых с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам могут определяться в договоре с клиентом согласно пункту 1.8 Положения.
В Положении № 266-П определено:
? Эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;
? В целях практической поддержки развития новых видов инструментов безналичных расчетов в Положение включены нормы, регулирующих расчеты по операциям с использованием платежных карт - предоплаченных карт (при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается);
? Установлены единые требования к документарному оформлению операций, осуществляемых с использованием платежных карт. Унифицированы обязательные реквизиты документа, составляемого при их совершении;
? В связи с изменениями норм валютного законодательства в Положении № 266-П уточнен перечень операций, совершаемых с использованием платежных, в том числе банковских, карт. В частности, расширен перечень операций за счет предоставления возможности осуществления физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) на территории Российской Федерации и за ее пределами операций с соблюдением требований валютного законодательства;
? Требования положения не распространяются на технологические аспекты проведения операций с использованием платежных карт;
? Из положения № 266-П исключены вопросы бухгалтерского учета операций, совершаемых с использованием платежных карт, а также требование о присутствии на банковской карте наименования и логотипа эмитента, однозначно его идентифицирующих.
Последнее обусловлено тем, что правила платежных систем допускают размещения на карте одновременно логотипа кредитной организации-эмитента и наименование кредитной организации-агента, а также появлением новых карточных продуктов, предназначенных для платежей в сети Интернет (так называемых виртуальных крат).
В Положении № 266-П отмечено, что банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. Положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом. Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России, установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В настоящее время лиц, уличенных в незаконном использовании пластиковых карт, пытаются привлекать к уголовной ответственности по статье о мошенничестве. В силу ряда обстоятельств доказательство самого факта мошенничества с использованием пластиковой карты сопряжено с определенными трудностями. Известны случаи, когда лица, задержанные при попытке снять наличные деньги по поддельной карточке, отпускались по решению прокурора со следующей мотивировкой: «за отсутствием состава преступления», т.е., иными словами, данное деяние не рассматривается как уголовно наказуемое, т.к. не предусмотрено действующим Уголовным Кодексом.
Конституционной основой выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности.
Несмотря на имеющуюся теоретическую базу, разработки ученых-экономистов и правоведов в области обращения банковских карт, законодательство, регулирующее данную сферу отношений, сильно отстает. Это выражается, прежде всего, в отсутствии нормативного правового акта уровня закона, устанавливающего правила осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами. При этом даже применяемое сейчас Положение № 266-П содержит ряд противоречий и проблем, которые требуют изучения и разрешения в целях совершенствования процесса обращения банковских карт. [31]
Развитие рынка пластиковых карт зависит от ряда следующих факторов:
1. Наличие полностью сформированной научно обоснованной и практически подтвержденной правовой базы;
2. Экономико-организационная деятельность банков, имеющих в своем арсенале услуг банковские карты, а также увеличение предложений со стороны банков в данной сфере;
3. Уровень развития сети терминалов в организациях торговли и услуг и расширение инфраструктуры обслуживания крат;
4. Рост степени доверия со стороны населения к банковским картам посредством повышения финансовой грамотности населения.
Линейка банковских услуг в сфере обращения банковских карт должна находиться в постоянной динамике, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Именно это позволит развивать банковский бизнес в целом. Подобная положительная динамика возможна лишь при условии достаточной правовой базы, которая должна стать верным ориентиром в процессе совершенствования обращения банковских карт на территории Российской Федерации, что будет способствовать развитию всей экономики российского государства.
На основании вышеизложенного уместно сделать вывод о том, что банковская карта — это прежде всего универсальное и многофункциональное средство, помогающее осуществлять множество операций. Данный инструмент оснащен технологиями, обеспечивающие безопасность.
Так же есть множество платежных систем, каждая из которых имеет определенные превосходства. Более того, выпуск и использование карт клиентами регулируется рядом законов во избежание совершения операций или иных действий правонарушающего характера. Для определения стратегии, способствующей более мощному спросу карточных продуктов, необходимо рассмотреть предложения на конкретной кредитной организации. [24]
В 2021 году владельцев банковских карт ждут пять важных изменений. Часть из них уже вступила в силу, поэтому предлагаем освежить в памяти нововведения для всех держателей «пластика» в том числе корпоративных клиентов.
Еще в том году стало известно о поправках в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.
Теперь банки обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом по следующим операциям своих клиентов:
1. Открытие на другое лицо вклада и депозита, привязанного к банковской карте, на сумму от 600 тыс. руб.;
2. Снятие аналогичной суммы или ее зачисление на собственную банковскую карточку;
3. Возврат на карту и счет мобильного телефона суммы в 100 тыс. руб. и более, ранее внесенных в качестве авансового платежа за предоставление услуг связи;
4. Расчеты, причем как наличные, так и безналичные, по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн. руб.: еще недавно федеральная служба мониторила только покупку, продажу, обмен или ренту, а сейчас в список проверяемых добавлены арендные, ипотечные сделки, а также коммерческий найм жилых помещений.
После поступления информации о подобных сделках, сотрудники федеральной службы проведут проверку и, при наличии признаков нарушений законодательства, передадут информация в органы правопорядка.
Считается, что новые поправки помогут выявить факты коррупции и незаконных операций. Поэтому физическим и юридическим лицам нужно тщательно контролировать платежи и переводы по карте, особенно если речь идет о крупных суммах. [37]
С 2021 года банки будут сообщать в ФНС, сколько именно процентов «накапало» в течение года владельцам банковских карт. Доходы сверх необлагаемого лимита облагаются налогом в размере 13%.