Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Глагольные формы и нормы их употребления в современном русском языке

superrrya 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2021
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем содержится попытка систематизации основных сведений, касающихся глагольных форм и их употребления. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней собраны, систематизированы и подробно описаны нормы употребления глагольных форм, изучаемых в школе, а также представлены наиболее частые ошибки, связанные с нарушением данных норм. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы на уроках русского языка, на занятиях по развитию речи, при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В соответствии с поставленными целями и задачами в данной работе были использованы следующие методы: анализ традиционных и современных научных исследований по теме исследования, а также практических материалов по освоению норм употребления глагольных форм в школе; обобщение педагогического опыта по изучению глагольных форм в школе; описательный метод. Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении определяются цели и задачи, обосновывается актуальность исследования, теоретическая и практическая значимость, характеризуется методика исследования. В первой главе дается структурно-семантическая характеристика глагола как части речи, описываются его грамматические категории и синтаксические функции, а также причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Во второй главе описываются нормы образования, употребления, произношения и правописания форм глагола в речи. В третьей главе представлены анализ заданий ЕГЭ по русскому языку, направленных на выявление уровня освоения учащимися нормативного употребления глагольных форм, разделов школьных учебников по русскому языку, посвященных изучению глаголов, и дидактические материалы по освоению нормативного употребления глагольных форм. В заключении подведены итоги, полученные в ходе исследовательской деятельности. Материалы исследования прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, наука и техника в диалоге культур» (ФГБОУ ВО «Иркутский национальный технический университет» 12–17 апреля 2021 г.) и на Всероссийской конференции для студентов и школьников «Научный поиск».
Введение

Глаголы используются повсеместно. Это очень большая группа слов, имеющая немалое количество правил и норм употребления. Вместе с тем существуют до сих пор не решенные пока вопросы, касающиеся данной части речи, например, вопрос о том, являются ли причастия и деепричастия глагольными формами или это уже слова отдельных частей речи. Акцентологические нормы также проработаны не до конца, существуют разного рода вариации (например, заржа?веть – заржаве?ть). В едином государственном экзамене (далее ЕГЭ) по русскому языку, который сдают выпускники российских школ, присутствуют специальные задания для проверки умения у учащихся употреблять глагольные формы. Изучение норм употребления глагольных форм имеет серьезную научную традицию. Немалый вклад в изучение глаголов и их форм внесли Н. С. Валгина, В. В. Бабайцева, Л. Л. Буланин, Л. В. Балашова, В. Н. Сидоров и многие другие. Работы названных авторов составляют теоретическую базу нашего исследования. Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что сейчас, в условиях массового снижения культуры речи, появляется необходимость в повышении культуры употребления различных слов, в том числе и глагольных форм. Изучению глаголов в школе должно уделяться особое внимание. Объектом исследования являются глагольные формы, употребляющиеся в современном русском языке. Предметом исследования являются особенности образования и употребления глагольных форм в русском языке. Цель исследования – характеристика норм глагольного формообразования и описание методики работы по их усвоению при изучении глагола в школе на уроках русского языка и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить научную, учебную и методическую литературу по теме исследования; 2) дать структурно-семантическую характеристику глагола как части речи; 3) описать нормы образования, употребления и произношения форм глагола в русском языке; 4) выполнить анализ школьных учебников по изучению глагольных форм на уроках русского языка и КИМов ЕГЭ по русскому языку по глагольным формам; 5) подготовить дидактический материал по освоению глагольных форм на уроках русского языка
Содержание

Введение……..…………………………………………………………….………....3 Глава 1. Структурно-семантическая характеристика глагола как части речи........6 1.1. Категориальное значение глагола……………………………....……………...6 1.2. Грамматические категории глагола……...……………...…….......................…6 1.2.1. Категория наклонения.......................................................................................7 1.2.2. Категория вида и времени………………………………………….………....9 1.2.3. Категория лица и числа...................................................................................18 1.2.4. Категория рода.................................................................................................27 1.3. Синтаксические функции глагола.....................................................................28 1.4. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы……………..…..29 Глава 2. Функционирование глагола в речи………………..……………………..35 2.1.Образование и употребление личных форм………..………………………....35 2.1.1. Классы глаголов...............................................................................................35 2.1.2. Форма 1 л. ед. ч…………………………………………………….………..40 2.1.3. Форма 3 л. мн. ч……………………………………………………………...41 2.2. Образование и употребление форм прошедшего времени.............................41 2.3. Образование и употребление форм императива..............................................46 2.4. Образование и употребление форм причастий и деепричастий…………....48 2.5. Нормы произношения глагольных форм..........................................................57 2.6. Нормы правописания глагольных форм...........................................................59 Глава 3. Методические материалы по изучению глагольных форм на уроках русского языка............................................................................................................64 3.1.Анализ школьных учебников…………………...……………………..………64 3.2. Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку ……………………………..……68 3.3.Дидактический материал для изучения формообразования и правописания глаголов……………………………………………………………………………...71 Заключение………………………………..……………………………………….74 Список использованных источников.......................................................................75
Список литературы

1. Ансимова, О. К. Просто о сложном: грамматика русского языка в таблицах, схемах и заданиях: учеб. пособие. – Москва : Флинта, 2019. – 216 с. 2. Балашова, Л. В. Курс русского языка. Русский язык и культура общения. – Режим доступа:URL:https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya.html (дата обращения: 07. 04. 2021). 3. Баронова, М. М. Русский язык: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / М. М. Баронова. – Москва: АСТ, 2010. – 286 с. 4. Биккулова, О. С. Деепричастие / О. С. Биккулова / Русская корпусная грамматика. – 2011. – Режим доступа URL:http://rusgram.ru/%D0%94%D0%B5%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5#12 (дата обращения: 18. 04. 2021). 5. Бирюкова, Л. П. Современный русский язык. Категория вида: форма, семантика, функционирование: учебное пособие / Л. П. Бирюкова. – Чебоксары: Новое Время, 2007. – 79 с. 6. Бирюкова, Л. П. Части речи в морфематическом аспекте / Л.П. Бирюкова, А.П. Алексеева. – Чебоксары : ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 1990. – 64 с. 7. Бондарко, А. В. Вид и время русского глагола (Значение и употребление) : пособие для студентов. – Москва : Просвещение, 1971. – 239 с. 8. Бондарко, А. В. Русский глагол (Пособие для студентов и учителей) / А. В. Бондарко, Л. Л. Буланин; под ред. проф. Ю. С. Маслова. – Санкт-Петербург : Просвещение, 1967. – 192 с. 9. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии / Л. Л. Буланин. – Москва: Просвещение, 1976. – 208 с. 10. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. –Москва : Логос, 2002. – 528 с. 11. Васильевых, И. П., Гостева, Ю. Н., Дощинский, Р. А. [и др.] ЕГЭ – 2020. Русский язык. ТВЭЗ. 50 вариантов / М. В. Фин // Экзамен, 2020. – 472 с. 12. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М. Н. Черкасова. –Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 380 с. 13. Галкина-Федорук, Е. М. Современный русский язык: лексикология, фонетика, морфология: учебное пособие / Е. М. Галкина-Федорук, К. В.Горшкова, Н. М. Шанский. – Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. – 408 с. 14. Глагол. Морфологические признаки глагол. – Режим доступа : URL: https://sites.google.com/site/sajtrusskogoazykaschool3/glagol-morfologiceskie-priznaki-glagola/glagol-morfologiceskie-priznaki-glagola (дата обращения: 08.04.2021). 15. Глазунова, О. И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология / О. И. Глазунова. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2007. – 424 с. 16. ЕГЭ-2020 по русскому языку: тесты с ответами и разборами, каталог заданий по всем темам. – Режим доступа: URL: https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3 (дата обращения: 27.04.2021). 17. Зализняк, А. А. Способ действия / А. А. Зализняк // Энциклопедия Кругосвет. – 2009. Режим доступа: URL:https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SPOSOB_DESTVIYA.html#encnav (Дата обращения: 10.04.2021). 18. Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология : учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. – Москва : МГУ, 1999. – 240 с. 19. Колебание ударения в глагольных формах. – Режим доступа: URL:https://studopedia.org/9-169751.html (дата обращения: 27.04.2021). 20. Культура письменной речи: русский язык и литература. – Режим доступа: URL: http://gramma.ru/RUS/?id=2.20 (дата обращения: 19.04.2021). 21. Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография. – Режим доступа: URL:https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya.html (дата обращения: 10.04.2021). 22. Лукин, М. Ф. Морфология современного русского языка: пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов / М. ИФ. Лукин. – Москва : Просвещение, 1973. – 232 с. 23. Методика изучения глагола. – Режим доступа: URL:https://studopedia.su/17_18124_metodika-izucheniya-glagola.html (дата обращения: 05.05.2021). 24. Милославский, И. Г. Морфологические категории в современном русском языке / И. Г. Милославский. – Москва : Просвещение, 1981. – 254 с. 25. Морфологические классы глаголов. – Режим доступа: URL:http://www.fio.ru/pravila/grammatika/morfologicheskie-klassy-glagolov/ (дата обращения: 10.04.2021). 26. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Богданов С. И., Евтюхин В. Б., Князев, Ю. П. [и др.]. – Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СпбГУ, 2009. – 634 с. 27. Образование и употребление причастий и деепричастий – Режим доступа:https://studme.org/259626/literatura/obrazovanie_upotreblenie_prichastiy_deeprichastiy (дата обращения: 20. 04. 2021). 28. Осипова, Л. И. Морфология современного русского языка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. И. Осипова. – Москва : Академия, 2010. – 192 с. 29. Основы глагола. – Режим доступа: URL:https://studme.org/56340/literatura/osnovy_glagola (дата обращения: 10.04.2021). 30. Правила постановки ударений: – Режим доступа:https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/pravila-postanovki-udarenij/ (дата обращения: 29.04.2021). 31. Правописание глаголов, спряжения. – Режим доступа: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/pravopisanie-glagolov-spryazheniya/ (дата обращения: 13. 04. 2021). 32. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 1. / А. С. Пушкин. – Москва; Санкт-Петербург: АН СССР, 2018. –105 с. 33. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Романы, повести / А. С. Пушкин; под общей редакцией Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. – Москва : ГИХЛ, 2019. – 596 с. 34. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Романы, повести / А. С. Пушкин; под общей редакцией Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. – Москва : ГИХЛ, 2019. – 660 с. 35. Розенталь, Д. Э. Русский язык : учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – Москва : Оникс; Мири образование, 2010. – 448 с. 36. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – Москва : Просвещение, 1985. – 399 с. 37. Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – Москва : Наука, 1980. – 783 с. 38. Русский язык и культура речи. Орфографические нормы: Интернет-ресурс для подготовки к ЕГЭ. Часть 1. – Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook323/book/index/index.html?go=part-013*page.htm (дата обращения: 03.05.2021). 39. Русский язык как иностранный: элементарный уровень : учебное пособие / Е. В. Михалева, А. К. Майер, А. А. Фрицлер [и др.]; под редакцией Е. В. Михалевой. – Томск : ТПУ, 2011. – 378 с. 40. Русский язык: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин [и др.]; под ред. Л. Л. Касаткина. – Москва: Академия, 2011. – 784 с. 41. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. – Москва : Просвещение, 2012. – 192 с. 42. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]; науч. ред. Н. М.Шанский. – Москва : Просвещение, 2012. – 176 с. 43. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Просвещение. – Москва, 2014. – 159 с. 44. Русский язык. 5 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучёва, Н. А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А. А. Леонтьева. – Москва : Баласс, 2015. – 240 с. 45. Рыбачева, Л. В. Современный русский литературный язык. Морфология / Л. В. Рыбачева; научный редактор Т. Н. Голицына. –Волгоград : ВГУ, 2008. – 80 с. 46. Сидоров, В. Н. Морфология русского литературного языка. Глагол. Классификация глаголов / В. Н. Сидоров // Первое сентября. – 2005. – № 1. 47.Синтаксические функции глагола. – Режим доступа : https://studbooks.net/2097946/literatura/sintaksicheskie_funktsii_glagola (дата обращения: 19.04.2021). 48. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. - Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.]; под ред. Е. И.Дибровой. – Москва : Академия, 2001. – 704 с. 49. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. Том 10 (1863–1869, 1873). Война и мир / Л. Н. Толстой; редакторы: Г. А. Волков, М. А. Цявловский. – Москва : ABBYY; WEXLER, 2014. – 429 с. 50. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. Том 19. Анна Каренина. Роман в восьми частях (1873–1877). Части пятая–восьмая / Л. Н. Толстой; редакторы: П. Н. Сакулин, Н. К. Гудзий. – Москва: ABBYY; WEXLER, 2014. – 510 с. 51. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. Том 26. Произведения 1885–1889 гг. / Л. Н. Толстой. – Москва : ABBYY; WEXLER, 2014. – 927 с. 52. Ударение в глаголах и глагольных формах. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6313187/page:6/ (дата обращения: 27.04.2021). 53. Употребление глаголов и их форм в речи. – Режим доступа: https://lektsii.com/1-102313.html (дата обращения: 21.04.2021). 54. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Том второй (1883–1884) / А. П. Чехов. – Москва : Наука, 1983. 55. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Том шестой 1887 / А. П. Чехов. – Москва : Наука, 1985. 56. Шанский, Н. М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология /Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. –Москва : Просвещение, 1987. – 256 с.
Отрывок из работы

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем содержится попытка систематизации основных сведений, касающихся глагольных форм и их употребления. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней собраны, систематизированы и подробно описаны нормы употребления глагольных форм, изучаемых в школе, а также представлены наиболее частые ошибки, связанные с нарушением данных норм. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы на уроках русского языка, на занятиях по развитию речи, при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В соответствии с поставленными целями и задачами в данной работе были использованы следующие методы: анализ традиционных и современных научных исследований по теме исследования, а также практических материалов по освоению норм употребления глагольных форм в школе; обобщение педагогического опыта по изучению глагольных форм в школе; описательный метод. Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении определяются цели и задачи, обосновывается актуальность исследования, теоретическая и практическая значимость, характеризуется методика исследования. В первой главе дается структурно-семантическая характеристика глагола как части речи, описываются его грамматические категории и синтаксические функции, а также причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Во второй главе описываются нормы образования, употребления, произношения и правописания форм глагола в речи. В третьей главе представлены анализ заданий ЕГЭ по русскому языку, направленных на выявление уровня освоения учащимися нормативного употребления глагольных форм, разделов школьных учебников по русскому языку, посвященных изучению глаголов, и дидактические материалы по освоению нормативного употребления глагольных форм. В заключении подведены итоги, полученные в ходе исследовательской деятельности. Материалы исследования прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, наука и техника в диалоге культур» (ФГБОУ ВО «Иркутский национальный технический университет» 12–17 апреля 2021 г.) и на Всероссийской конференции для студентов и школьников «Научный поиск».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 86 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 64 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 71 страница
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg