Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная работа с неблагополучными семьями

superrrya 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2021
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Объект исследования – неблагополучные семьи. Предмет исследования – особенности, содержание и технологии социальной работы с неблагополучными семьями. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие семьи как социального института. Характеристику и типологии неблагополучных семей; 2. Изучить правовые аспекты социальной работы с неблагополучными семьями; 3. Рассмотреть содержание и технологии социальной работы с неблагополучными семьями; 4. Изучить опыт деятельности с неблагополучными семьями на примере службы семьи в селе Бураево Северного межрайонного центра «Семья»; 5. Проанализировать результаты эмпирического исследования по организации социальной работы с неблагополучными семьями в службе семьи в селе Бураево Северного межрайонного центра «Семья» и разработать рекомендации. Методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, анализ нормативных документов, обобщение опыта социальной работы, анкетирование, наблюдение, беседа. Практическая значимость исследования заключается в том что результаты исследования могут применяться в деятельности специалистов службы семьи. Апробация исследования: результаты исследования были представлены на II Национальной научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы» (Бирск, 2020), а также на III Национальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования и практики социальной работы» (Бирск, 2021). База исследования - Служба семьи в Бураевском районе Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Северный межрайонный центр «Семья». Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Введение

Одним из главных ценностей для каждого человека является его семья. Именно семья выступает той неотъемлемой частью общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Семья представляет собой древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями. Именно в семье, формируется и развивается личность человека, благодаря этому им происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе, закладывается нормы поведения, потребность заботы о членах своей семьи. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Как во всем мире, так и в нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической, социальной жизни, которые, в свою очередь, неблагоприятно сказываются не только на материальной стороне семей, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями и детьми. Увеличились уровни семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, семей с низким материальным остатком, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семей свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семей, особенно семей ведущих асоциальный образ жизни, в которых нарушены детско-родительские отношения. Если привести данные из Росстата на 2008 – 2017 года, то с 2008 по 2012 наблюдается увеличение численности неблагополучных семей с 71,0% до 80,4%. А в 2013 году прослеживается убыль до 78,3 %. В последующем происходит скачок темпа роста асоциальных семей с 81,9% до 88,6% [Государственный комитет статистики]. Из этого следует признать, что проблема неблагополучных семей на сегодняшний день современного общества становится в основном все больше. Нужно обратить внимание на то, что семья в современных условиях не всегда способна выходит из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Им необходима помощь со стороны. Данную помощь может оказать специалист по социальной работе. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и детьми, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального работника, работающего с ними. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального работника с семьями «группы риска». Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф. Басов. Также среди ученых исследованием проблем такового типа неблагополучных семей занимались В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьева и другие. Из всего этого следует, что семья не в состоянии оказывать сопротивление в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта. Ведь без семьи человек становится одиноким, оторванным от общества. И каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры. Итак, в выпусконой квалификационной работе нами рассматривается социальная работа с неблагополучными семьями, которая направлена на изучение проблемы семей, помощь в осознании и преодолении возникших в семье проблем, раскрывается значимость межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучной семьей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 7 1.1. Понятие семьи как социального института. Характеристика и типология неблагополучных семей 7 1.2. Правовые аспекты социальной работы с неблагополучными семьями 17 1.3. Содержание и технологии социальной работы с неблагополучными семьями 22 Выводы по главе 1 32 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ СЕМЬИ 34 2.1. Анализ практической деятельности с неблагополучными семьями на примере службы семьи в селе Бураево Северного межрайонного центра «Семья» 34 2.2. Эмпирическое исследование социальной работы с неблагополучными семьями 44 2.3. Программа по совершенствованию социальной работы с неблагополучными семьями в условиях службы семьи 58 Выводы по главе 2 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Список литературы

1. Агапов, Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие для подготовки к госэкзамену / под ред. Е.П. Агапова. - Москва; Берлин :Директ-Медиа, 2016. - 367 с. 2. Басов, Н.Ф. Социальная работа: учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 352 с. 3. Домрачева, Т.В. Социальная работа с семьей: учебное пособие: / Т.В. Домрачева; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – 94 с. 4. Жуков, В.И. Семья в контексте социальной политики // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – С. 11-18. 5. Корниенко, Н.В. Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей / Н.В. Корниенко, Ю.С. Ковалевская // Амурский научный вестник. – 2011. – № 2. – С. 91-97 6. Корчагина, Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска социального сиротства / Ю.В. Корчагина. – М.: Изд-во МГПИ, 2011. – 140 с. 7. Кружилин, С.Д. Зарубежный опыт социальной работы с детьми из неблагополучных семей / С.Д. Кружилин // Моя профессиональная карьера. – 2020. – №8. – С. 48-53. 8. Маленкова, Л.И. Основы родительской педагогики : учебно-методическое пособие / Л.И. Маленкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 142 с. 9. Милая, А.В. От профилактики социального сиротства – к профилактике социального неблагополучия / А.В. Милая // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 2. – С. 77-87. 10. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А.Сергеев// Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – №1. – С. 31-37. 11. Социальная психология развития: книга для учителя / под общ.ред. Е.И. Рогова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 452 с. 12. Тугаров, А.Б. Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и семьи / А.Б.Тугаров// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2012. – №27. – С. 36-150. 13. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Холостова, Л. И. Кононова. – М.: Дашков и К, 2013. – 478 с. 14. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб.-метод. пособие / В. М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 271 с. 15. Черняк, Е.М. Семьеведение : учебник / Е.М. Черняк. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 288 с. 16. Шаин, Е.Г. Социальное обслуживание семьи и детей: учеб.-метод. пособие. / Е.Г. Шаин. – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2013. – 70 с. 17. Шатохина, В.В. О семейном неблагополучии в наученной литературе / В.В. Шатохина // Инновационная наука. – 2016. – № 12-3. – С. 142-145. 18. Шинина, Т.В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение : учебное пособие / Т.В. Шинина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 217 с. 19. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие/ Под ред. Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с. 20. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 20.02.2021). 21. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13807, свободный. – (Дата обращения: 24.02.2021). 22. Закон Республики Башкортостан от 05.11.1993 N ВС-21/19 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан" // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 1.03.2021). 23. Кодекс о браке и семье Республики Башкортостан от 02.03.1994 N ВС-22/34 // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 5.03.2021). 24. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 5.03.2021). 25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 7.03.2021). 26. Официальный сайт ГБУ РБ Северный межрайонный центр «Семья» с. Бураево [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kc36.mintrudrb.ru/offices/80/, свободный. – (Дата обращения: 30.03.2021). 27. Проект «Моя семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://su30.mintrudrb.ru/posts/131829, свободный. – (Дата обращения: 20.04.2021). 28. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 10.03.2021). 29. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – (Дата обращения: 10.05.2021). 30. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ// Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2021). 31. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru /, свободный. – (Дата обращения: 10.05.2021). 32. Eidukeviciute, J. Family social work practices in the context of transitional Lithuanian society / J. Eidukeviciute. – University of Lapland Printing Centre, Rovaniemi, 2013. – P. 230.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 1.1. Понятие семьи как социального института. Характеристика и типология неблагополучных семей Семья является первичной ячейкой общества, объединяющей совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. В современном учебной и научной литературе приводятся различные определения семьи. Таблица 1.1 Авторские определения понятия «Семья» Автор Опредление Агапов Е.П. [Агапов, 2016, с. 329] Семья – основная ячейка общества, основанная на супружеском союзе и представляющая добровольное объединение группы людей, связанных между собой кровнородственными отношениями. Басов Н.Ф. [Басов, 2018, с. 144] Семья – это исторически – конкретная система взаимоотношений между ее членами, которые связаны брачными или родственными отношениями общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами. Домрачева Т.В. [Домрачева, 2019, с. 6] Семья ? это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители ? дети), брачные отношения (муж ? жена). Маленкова, Л. И. [Маленкова, 2020, с.9] Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Таким образом, семьей следует считать социальную группу, которая основана на супружеском союзе или родственных узах и ведущими совместное хозяйство. Исследователи приписывают семье различные функции, рассмотрим их. Так, Н.Ф. Басов под функциями семьи понимает способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи — это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе и малой социальной группе (семье). Н.Ф. Басов выделяет следующие функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно – бытовая, экономическая, первичного социального контроля, досуговая, сексуальная [Басов, 2018, с. 144]. С точки зрения Т.В. Домрачевой под функцией семьи следует рассматривать жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов. Т.В. Домрачева определяет такие функции, как: репродуктивная, хозяйственно – экономическая, образовательно – воспитательная, регенеративная, сферы первоначального социального контроля, рекреативная, восстановительная, защитная, духовного общения, социально – статусная, психотерапевтическая, эмоциональная, социализации и нормально функционирующая семья [Домрачева, 2019, с. 25]. Проанализировав различные подходы к функциям семьи, можно выделить общие для всех авторов функции: репродуктивная; экономическая; воспитательная и социализации. Также Т.В. Домрачева выделяет типологии семьи. Итак, рассмотрим их: А. Принадлежность к социальной общности: - эндогамная семья. Брак могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности; - экзогамная семья. Партнеров для него выбирают за пределамисвоей социальной общности или группы. Б. Степень родства: - консангвиальная семья, состоящая из кровных родственников, принадлежащих к разным поколениям; - конъюгальная семья, состоящая из супругов неродственников и их детей. В. Количество брачных партнеров: - моногамная семья. Брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной; - полигамная семья. Брак включает в себя несколько партнеров (полигиния ? многоженство; полиандрия ? многомужество; групповой брак ? брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами); - серийная моногамия. В определенный промежуток времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него (нее) насчитывается более одного. Г. Структура господства (власти): - традиционная патриархальная семья, предполагающая главенство мужчины; - традиционная матриархальная семья, предполагающая главенство женщины; - неопатриархальная семья, подразумевающая экономическое господство мужчины; - неоматриархальная семья, подразумевающая экономическое господство женщины; - эгалитарная семья ? биархатная (двоеглавие). Д. Место и форма проживания: - патрилокальная семья, проживающая у родителей мужа; - матрилокальная, проживающая у родителей жены; - унилокальная семья, проживающая отдельно от родителей; - дислокальная семья, проживающая врозь. Е. Количество поколений: - простая семья ? однопоколенная; - нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей; - многопоколенная (расширенная) семья, включающая несколько поколений (прародители, родители и дети) ? три и более поколения. Ж. Наличие родителей: - полная семья, имеющая двух родителей; - неполная семья (материнская неполная семья, отцовская неполная семья); - функционально неполная; - особая (сложноорганизованная, смешанная семья). З. Количество детей: - бездетная (инфертильная) семья; - однодетная семья; - среднедетная семья, имеющая двое детей; - многодетная семья с тремя и более детьми. И. Семейный стаж; ? молодая семья ? семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная; ? семья среднего супружеского возраста ? своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила; ? пожилая семья ? чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. К. Географический (региональный) признак: - городская семья; - сельская семья; - отдаленная семья (например, семья, проживающая в районах Дальнего Севера) [Домрачева, 2019, с. 13]. Семья очень важна для общества, а, соответственно, важным для общества является и само благополучие семьи. Благополучная семья - это семья, обладающая оптимальной структурой, все ее показатели высокие - она успешно справляется со своими функциями, это устойчивая система, способная к самовоспитанию, ей не требуется помощь специалистов для решения проблем. Т.В. Шинина подчеркивает, что «для социального работника благополучной является та семья, члены которой самостоятельно берут ответственность засебя и членов своей семьи» [Шинина, 2021, с.75]. Однако, под влиянием негативных сторон политики, экономики и окружающей среды в целом, к сожалению, семьи имеют тенденцию саморазрушаться. Данное обстоятельство обуславливает возникновение неблагополучных семей, которые портят современную статистику и общество становится асоциальным [Милая, 2010, с. 79]. В современной учебной и научной литературе также как и с семьей приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. Таблица 1.2 Авторские определения понятия «неблагополучная семья» Автор Определение Домрачева Т.В. [Домрачева, 2019, с. 45]. Неблагополучные семьи ? это семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно и малорезультативно. Целуйко В. М. [Целуйко, 2004 с. 8] Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Шульга Т. И. [Шульга, 2005 с. 12] Неблагополучная семья представляет собой семью, где ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной особенностью этой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Под неблагополучной семьей следует понимать семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие, где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Семейное неблагополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, которые можно сравнивать со среднестатистическими показателями [Корчагина, 2011, с. 89]. В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл. Понятие «неблагополучная семья» используется наряду с такими понятиями, как «семья группы риска», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. Неблагополуч¬ной считается семья, если для нее характерны: низкая самооцен¬ка, нереалистические коммуникации, стереотипность поведения, ограниченность и своеобразие социальных связей, их избиратель¬ность и узость, нездоровые внутрисемейные отношения различ¬ной этиологии. Следовательно, к неблагополучным относятся те семьи, которые в течение определенного времени неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов [Басов, 2018, с.68]. Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. В настоящее время наиболее распространена типология неблагополучных семей по В. М. Целуйко, где выделены следующие типы неблагополучных семей: 1. Семьи с явной формой неблагополучия – это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением. Это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). 2. Семьи со скрытой формой неблагополучия – это внешне респектабельные семьи, чей образ жизни не беспокоит общество. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Ученые, которые изучают психологию скрытого семейного неблагополучия, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция [Целуйко, 2006, с. 11]. Также свою точку зрения по типологии неблагополучных семей к рассмотрению представляет Е.М. Черняк. К данной типологии он относит: 1. Конфликтная семья составляет около 60% неблагополучных семей. С преобладанием конфронтационного стиля отношений; 2. Аморальная семья — пренебрежение к моральным и этическим нормам (пьянство, драки, сквернословие). В конфликтной и аморальной семьях, как правило, существует внутрисемейное насилие; 3. Педагогически несостоятельная семья. Это семья с низким уровнем общей культуры и отсутствием психолого-педагогических знаний и навыков; 4. Асоциальная семья — это семья, для которой характерно противоправное поведение [Черняк, 2020, с. 89]. В типологии неблагополучных семей Н.В. Вострокнутов выделяет конфликтную (дисфункциональную) семью, асоциальную семью с наркотическими проблемами и противоправным поведением ее членов, распавшуюся семью. Г.П. Бочкарев а выделяет три категории неблагополучных семей: семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой; семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами; семья с нездоровой нравственной атмосферой. В классификации неблагополучных семей А.В. Мудрик выделяет семью, в которой родители злоупотребляют алкоголем; семью, в которой царит атмосфера лицемерия, моральной распущенности, неуважения к личности ребенка, непонимание родителям и интересов ребенка, отсутствует духовная близость; семью, в которой преобладает неразумная любовь и забота по отношению к детям, особенно в семье с единственным ребенком. Неполную, конфликтную, асоциальную, семью с алкогольным бытом (девиантную), формально благополучную семью, семью, в которой имеются душевнобольные родители, описывает Г.Г. Зайдуллина. Такие типы семей , как криминально - аморальна, аморально - асоциальная, семья с откровенным и стяжательским и ориентациями, конфликтная, педагогически несостоятельная, представлены в исследованиях С.А. Беличевой . Четыре типа неблагополучных семей характеризует Б. Алмазов: семья с недостатком воспитательных ресурсов; конфликтная семья; нравственно неблагополучная семья; педагогически некомпетентная семья. А.И. Ушатиков, выделяя также четыре типа неблагополучных семей, характеризует их несколько иначе: семья неблагополучная с частым повторением конфликтов и одинаково низкой общественной направленностью супругов; семья неблагополучная с частым повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов; семья неблагополучная с эпизодическим повторением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов; семья неблагополучная с эпизодическимповторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов. Все вышеперечисленные классификации семей «группы риска» объединяются тем, что их нельзя охарактеризовать как благополучные, так как наблюдается некоторое отклонение от норм. В основном в таких семьях происходит воспитание детей на фон е больших жизненных трудностей. В этих семьях можно наблюдать, что родители по той или иной причине не могут осуществлять воспитательную функцию, потом у что их адаптивные способности существенно снижены, и процесс воспитания ребенка в таких семьях малорезультативен [Рогова, 2016, с. 105]. Важно заметить, что семейное неблагополучие – это явление условное и может носить временный характер. Нередко достаточно благополучная семья переходит в категорию явного, либо скрытого неблагополучия семей. В связи с этим необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия [Шаин, 2013, с. 30]. Проблема семейного неблагополучия уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы. Рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становиться неблагополучными из-за невозможности помощи семье. Можем сказать, что социальные проблемы данных семей очень многообразны и касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни, что обуславливает и множество путей их решения, из которых специалистам социальных служб необходимо выбрать единственный верный вариант [Милая, 2010, с. 77]. Однако следует принять во внимание в свою очередь последствия семейного неблагополучия, которыми могут быть - нарастание отчуждения между родителями и детьми, нарушение психологической связи между ребенком и родителями, создание условий к побегам детей из дома, попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды [Шатохина, 2016, с. 144]. Таким образом, под неблагополучной семьей следует понимать семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие, где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Социальные проблемы данных семей очень многообразны, что обуславливает и множество путей их решения, из которых специалистам социальных служб необходимо выбрать единственный верный вариант, и, также, следует учесть последствия неблагополучия семей как побеги детей из дома, попытки суицида, психосоматические расстройства. 1.2. Правовые аспекты социальной работы с неблагополучными семьями Правовую основу социальной работы с неблагополучными семьями составляют следующие нормативно-правовые акты: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и ряд Федеральных законов Российской Федерации, которые носят комплексный характер, где определяется положение этой категории семей. «Декларация прав ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1959. В Декларации подчеркивается важность семьи. Ребенок с ранних лет должен расти в атмосфере взаимопонимания, любви и моральной и материальной обеспеченности. Он должен расти на попечении и ответственности своих родителей и не должен быть разлучен со своей матерью, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства (Принцип 6) [Декларация прав ребенка, 1959]. «Конвенция о правах ребенка», одобренная Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989. В Конвенции подчеркивается важная роль родителей в развитии и воспитании детей. Семья должна обеспечить ребенку полное и гармоническое развитие, для этого ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Семье же в свою очередь должны быть предоставлены необходимые защита и содействие (преамбула, статьи 18, 27) [Конвенция о правах ребенка, 1990]. Так, статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также в дополнение к характеристике, данной в ч. 1 ст. 1 Конституции Российскому государству, комментируемая статья 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Таким образом, Россия, как и многие зарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан [Конституция Российской Федерации, 1993]. В Российской Федерации в основе семейного права лежит Семейный кодекс Российской Федерации. В статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации говорится, что «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [Семейный кодекс Российской Федерации, 1995]. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Иным немаловажным документом предстает Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный Федеральный закон регулирует осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Она основывается на следующем принципе, как поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Настоящий Закон направлен на регулирования отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации [Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998]. Следующим Законом, направленным на помощь и содействие является Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Указанный Закон координирует дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, которые направлены на обеспечение достойными жилищными условиями, получения ребенком образования и повышения уровня пенсионного обеспечения. Также комментируемый Закон устанавливает меры и условия получения сертификата на материнский (семейный) капитал, если у вас есть такого рода возможность [Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»]. Другим значимым является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций, работающих с семьей. Из этого положения следует, что семья - одна из важнейших ценностей, как индивида, так и общества в целом её нужно охранять и заботиться о её процветании. Следовательно, если семья попадёт в трудную жизненную ситуацию, то социальные службы обеспечат ей выход из сложившейся ситуации и реабилитацию [Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»]. Наряду с федеральным законодательством достаточно интенсивно развивалась региональная нормативная правовая база. Во многих регионах были приняты законы, концепции и программы, предусматривающие меры, направленные на стабилизацию и социальную поддержку семьи, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характерен в этом отношении пример Республики Башкортостан. Сформированное в последние годы законодательство конкретизирует и дополняет федеральные законы с учетом региональной специфики. Так, в Семейном кодексе Республики Башкортостан говориться, что «Семья, материнство, отцовство и детство в Республике Башкортостан находятся под защитой государства» и что «Республика Башкортостан гарантирует создание благоприятных условий для укрепления семьи, поощрение материнства, оказание помощи семье в воспитании детей» [Кодекс о браке и семье Республики Башкортостан, 1994]. А также Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» устанавливает «основы политики Республики Башкортостан в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением мер по обеспечению прав и законных интересов семьи и всех ее членов» [Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан», 1993]. Так, к примеру, если рассматривать мировую практику, то в конце XIX века в Великобритании большое внимание стали уделять антигуманному отношению к детям внутри семьи. Явлению детство стало уделяться больше внимания в обществе. На социум возложили ответственно за переход ребенка во взрослую жизнь. «Акт о детях» (1908) и «Акт о детях и молодежи» (1933) рассматривались как социальные, социально-педагогические и социально-психологические ориентиры и отражали закон о бедных и викторианскую политику в том, что нужно удалять детей, которыми пренебрегают, из неблагополучного окружения, вместо того чтобы улучшать само окружение. В 1948 г. стали предприниматься реальные усилия, сосредоточенные на превентивной социальной помощи и поддержке, направленной на работу с семьей как с единым целым. Акт о детях в 1948 г. был нацелен на удержание ребенка в семье. Социальная работа в Великобритании в 1960-х и начале 1970-х гг. обозначена как период инноваций, где поддержка семьи как единого целого преобладала над акцентированием внимания на отдельных детях [Кружилин, 2020, с.49]. Можно определить, что современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой. Что влечёт за собой появление множества проблем развития и существования семьи в целом. Отсюда огромное количество видов семейного неблагополучия.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 59 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 46 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg