Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОДЫ)

Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе как средство активизации познавательной деятельности школьников

superrrya 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2021
Объектом работы является активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка. Предметом работы являются современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка в школе. Целью работы является изучение особенностей использования интерактивных методов работы на уроках русского языка в средних классах общеобразовательных школ. Задачи: - уточнить понятие «познавательная деятельность» в современной психолого-педагогической и методической литературе - определить понятие и классификацию «интерактивных методов в обучении»; - описать интерактивные методы, используемые в школе на уроках русского языка; - разработать и провести уроки русского языка в 11 классе с применением современных технологий обучения. Для решения этих задач мы использовали методы теоретического (обобщение, анализ, организация сбора данных) и эмпирического исследования (наблюдение,эксперимент). По теме исследования был изучен ряд научно-методической литературы. То, как преподается русский язык в современных школах, описано в работах таких исследователей, как Т. М. Войтелева, М. Т. Баранов, Н.А. Ипполитова. Учитываются концепции преподавания русского языка в контексте реформированной системы образования, систематизируются знания об основных положениях методологии, обобщается современный опыт российского школьного образования. Подходы к термину «современные образовательные технологии», анализ возможности использования интерактивных технологий обучения – А. Г. Пекшева, Л. В. Припостина, Е. Е. Сивоконь, Е. В. Суворова, Т. В. Зерщикова и др. Методика проведения уроков русского языка с современными образовательными технологиями учтена в работах Т. В. Крушинской, О. А. Сальниковой, З. И. Сапаровой, Н.В. Марковой. Эти авторы представляют современные интерактивные технологии, используя примеры в учебном процессе школы. Практическая база исследования –КГУ «Средняя школа имени Шакерима» отдела образования по Абайскому району Управления образования Восточно-Казахстанской области. Практическая значимость –исследования заключается в разработке средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Эта работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение обосновывает выбор темы с точки зрения ее актуальности и степени научного прогресса, обобщает содержание проблемы, учтенной в работе, предмет исследования, которые определяют цель, комплекс задач и методы исследования. В первой главе представлены теоретические основы использования образовательных технологий на занятиях как средства активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка в школе, раскрывается их сущность, вид и необходимость мотивации во время выполнения упражнения, возможность ее повышения с помощью интерактивных методов. Они учитывают возможность использования образовательных технологий на уроках русского языка. Вторая глава состоит из рассмотрения современных средств обучения на уроках русского языка как инструмента активизации познавательной деятельности учащихся. Также во 2 главе представлены и проанализированы продвинутые и реализованные уроки русского языка с помощью интерактивных методов во время занятий.
Введение

Основная идея образования – это идея развития. Это необходимое условие человеческой жизни. Поэтому учитель должен осознавать основную цель педагогической деятельности - для того, чтобы человек мог действовать, помогать формировать образ действий, готовить ученика к саморазвитию. Это объясняет актуальность нашего исследования. Образовательная программа нового поколения ориентирована на взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, направленную на решение как учебных, так и практических задач. Эта задача требует перехода к новой системной деятельности, к образовательной парадигме, что, в свою очередь, связано с коренными изменениями в деятельности педагога, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт. Поэтому учителю важно использовать современные технологии для улучшения усвоения своей работы. Одной из инновационных технологий активизации работы является использование интерактивных методов обучения в классе. Интерактивные методы образовательного процесса – это «методы, при которых учащийся действует в объектно-объектных отношениях системы обучения, становясь периодически самостоятельным активным элементом» [3]. Интерактивное обучение – это организация и управление образовательным процессом, направленным на полную активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Введение федеральных государственных стандартов актуализировало важность интерактивных технологий и методов в учебном процессе. «Выбор методов обучения должен быть представлен учителю, в частности, с учетом того, что ему необходимо формировать компетенции для продвижения учащихся в развитии по сравнению с собой, что имеет смысл при формировании урока, который является положительной мотивацией к обучению» [27, с. 23].
Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2 1.Теоретические основы исследования……………………………………………...6 1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………...6 1.1 Современные образовательные технологии, классификация……………...14 1.2 Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка ………………………………………………………………………………….22 Вывод по главе 1……………………………………………………………………..30 2. Современные образовательные технологии обучения русскому языку как средство активизации познавательной деятельности школьников………………32 2.1 Современные средства обучения на уроках русского языка как инструмент активизации познавательной деятельности………………………………………..32 2.2 Разработка урока русского языка с применением интерактивных методов обучения в 11 классе…………………………………………………………………48 2.3 Анализ проведения урока русского языка с применением интерактивных методов обучения в 11 классе……………………………………………………….57 Вывод по главе 2……………………………………………………………………..74 Заключение …………………………………………………………………………...76 Список использованных источников……………………………………………….78 Приложение…………………………………………………………………………..83
Список литературы

1. Абрамова, С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку [Текст] / С.В. Абрамова // Русский язык в школе, 2014.- № 7.- С. 24-29. 2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 96 с. 3. Васильева, Ф.И, Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие [Текст] / Ф.И. Васильева, Н.В. Лихошерст.- Чебоксары: «Слово», 2016- 119 с. 4. Вербицкий, Л.Л. Активное обучение [Текст]: контекстный подход / А.А. Вербицкой. - М., 2015.- 147 с. 5. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т.М. Воителева.- М.: Дрофа, 2017.- 319 с. 6. Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход [Текст] / Е.А. Генике.- М.: Сентябрь, 2018.- 176 с. 7. Гилярова, М.Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронно-образовательных ресурсов [Текст] / М.Г. Гилярова // Информатика и образование, 2015.- № 10.- С. 26-27. 8. Григорьева, Е.В. «Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)» [Текст] / Е.В. Григорьева // Русский язык в школе, 2013.- № 7.- С. 10-12. 9. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев.- М.: 2016, 112 с. 10. Ермолева, М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолева.- М.: Просвещение, 2017.- 142 с. 11. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова.- СПб: СПбГИЭУ, 2017.- 116 с. 12. Зобернюс, О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка [Текст] / О.П. Зоберюс // Русский язык в школе, 2019.- № 7.- С. 8-9. 13. Зерщикова, Т.В. Интерактивная доска на уроках русского языка и литературы [Текст] / Т.В. Зерщикова // Информатика и образование, 2017.- № 10.- С. 44- 45. 14. Ильин, Г.Н. Проективное образование и становление личности [Текст] / Г.Н. Ильин // Школьные технологии.- 2015.- № 4.- С. 85-93 15. Интерактивная доска в школе [Текст] / ав.сост. Е.А. Голодова, И.В. Гроцкая.- Волгоград: Учитель, 2017.- 86 с. 16. Интерактивные технологии в образовательном процессе [Текст] / сост. Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина, А.Ю. Арутюнян.- Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина.- 2016.- 89 с. 17. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018.- 44 с. 18. Кажигалиева, Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе [Текст] / Г.А. Кажигалиева, М.В. Васенкова // Педагогика, 2015.- № 6.- С. 10- 12. 19. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] / С.С. Кашлев.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 114 с. 20. Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы [Текст] / Т.М. Ковалева.- М.: Академия, 2018.- 96 с. 21. Коновалова, М.В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы [Текст] М.В. Коновалова // Школа педагога, 2018.- № 2.- С. 2-11. 22. Коротаева, Е.В. Психодидактика интерактивного обучения [Текст] / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе, 2018.- № 8.- С. 15-17. 23. Крушинская, Т.Ф. Интерактивная доска на уроках русского языка [Текст] / Т.Ф. Крушинская // Русский язык в школе, 2018.- № 7.- С. 17-22. 24. Крылова, Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Школьные технологии, 2019.- № 5.- С. 59-64. 25. Маркова, Н.В. Интерактивный урок. Методы обучения [Текст] / Н.В. Маркова // Русский язык в школе, 2018.- № 3.- С. 9-12. 26. Масляева, Н.С. Развитие учебной мотивации школьников средствами интерактивных технологий [Текст] / Н.С. Масляева, Т.В. Дудко // Информатика и образование, 2016.- № 10.- С. 50-51. 27. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова.- М.: Академия, 2017.-368 с. 28. Миронычева, В.Ф. Метод проектов на уроке литературы [Текст] / В.Ф. Миронычева // Школьные технологии.- 2018.- № 6.- С. 100-101. 29. Никитина, Л.А. Теории и технологии обучения русскому языку [Текст] / Л.А. Никитина.-Барнаул: АлтГПА, 2016.- 161. 30. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе [Текст] / И.В. Никишина.- Волгоград: Учитель, 2018. – 158 с. 31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева.- М.: Академия, 2016.- 306 с. 32. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- М.: АСТ, 2018.- 173 с. 33. Панченко, И.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка [Текст] / И.В. Панченко // Русский язык в школе, 2017. – С. 23 – 26. 34. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2019. - 192 с. 35. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2018. -368 с. 36. Пекшева, А.Г. Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала [Текст] / А.Г. Пекшева // Информатика и образование, 2016.- № 10.- С. 7-10. 37. Подыкова, Л.С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников [Текст] / Л.С. Подыкова.- М.: АСТ, 2017. - 96 с. 38. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт.- М.: ИИО-РАО, 2018.- 141 с. 39. Сальникова, О.А. «А теперь поиграем». Об использовании игровых форм на уроках русского языка [Текст] / О.А. Сальникова // Русская словесность, 2017, № 7. - С.42 – 46. 40. Сапарова, З.И. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка [Текст] / З.И. Сапарова // Молодой ученый, 2016.- № 3.- С. 908-911. 41. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2017. - 288 с. 42. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2016.- Ч. 1.- 816 с. 43. Сивоконь, Е.Е. Использование здоровьесберегающих технологий и интерактивного обучения для минимизации рисков информатизации образования [Текст] / Е.Е. Сивоконь // Информатика и образование, 2017.- № 10.- С. 20-22. 44. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской.- М.: КНОРУС, 2018.- 432 с. 45. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении [Текст] / под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб.: Полиграф-С, 2017. -79 с. 46. Суворова, Е.В. Использование системно - деятельностного подхода и интерактивных технологий как условие ИКТ- компетентности школьников [Текст] / Е.В. Суворова // Информатика и образование, 2017.- № 10.- С. 48-49. 47. Щенкина, О.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] / О.В. Щенкина // Русский язык в школе, 2017.- № 6.- С. 21-23. 48. Шишминцева, А.П. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе [Текст] / А.П. Шишминцева, Ю.Н. Суртаева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. - № 9.- С. 97-98. 49. Шульгин, В.С. Учебное исследование как условие эффективного обучения [Текст] / В.С. Шульгин // Русская словесность, 2017. - № 3.- С. 43- 46.
Отрывок из работы

1.Теоретические основы исследования 1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе Несмотря на то, что существует довольно много научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не раскрывается четко различными авторами. Чаще всего это связано с различным содержанием структуры познавательной деятельности, а также с путаницей понятий «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Кроме того, используя это понятие, многие исследователи не дают четкого определения. Во-первых, мы рассмотрим ключевое понятие «деятельность», к которому мы относим работу А. Н.Леонтьева. Российский психолог определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется общение с субъектом определенной потребности. Деятельность всегда мотивируется определенными мотивами [24, с.38]. Основной характеристикой деятельности является объективность [24, с. 39]. Это объект деятельности, который различает различные типы. Объектом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, основанного на осуществлении определенных действий и операций [13, с. 135]. Исходя из этого, Н. Ф.Тылызина говорит о познавательной деятельности как «системе определенных действий учащегося и содержащихся в ней знаний» [20, с.18]. Психологический словарь дает более полное определение этого понятия сознательная деятельность субъекта, направленная на получение информации об объектах, явлениях и конкретных знаниях реальной действительности [14, с. 20]. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности младшего школьника, осуществляемой в учебном процессе, тем самым стимулируя учебную деятельность. В. А. Сластенин с учетом блока учебно-познавательной деятельности пишет: «Учебно-познавательная деятельность специально организуется самим учащимся или внешними знаниями для овладения богатством культуры, накопленным человечеством. Результатом предмета являются научные знания, навыки, поведение и деятельность, которые изучает студент» [15, с. 54]. Г. И. Щукина считает понятия «обучение» и «познавательная деятельность» равными и определяет их как деятельность, в ходе которой усваивается содержание учебных предметов, а также необходимые методы, умения и навыки, с помощью которых обучается студент [27, с. 96]. М. П. Барболин определяет познавательную деятельность в контексте образовательного процесса «под деятельностью, осуществляемой в контексте образовательного процесса (особенно познавательной деятельностью), мы понимаем процесс взаимодействия между объектом и субъектом, в основе которого лежит приобретение нового продукта идеального (в форме опыта познания или деятельности) или в материальной форме, участниками которого могут быть индивиды и материальные объекты» [5, с. 10]. Краткое и ясное значение рассматриваемого понятия представлено Н. А.Половниковой: «познавательная деятельность - это сознательный, целенаправленный процесс, выражающий активный подход учащихся к обучению, умениям и навыкам и способам их приобретения» [18, с. 13]. Так, в современной дидактике такие понятия, как «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» часто рассматриваются как тождественные (Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, Т. Л. Блинова, Н. Ф. Тылызина и др.). На этом основании В. А. Беликов считает, что с образовательной точки зрения базовым понятием является «учебно-познавательная деятельность», так как эти два вида деятельности неразделимы в образовательном процессе. По Словам В. А. Учебно-познавательная деятельность Беликова является элементом целостного процесса обучения, представляющего собой целенаправленное, систематическое, внешне контролируемое или самостоятельное взаимодействие студента с окружающей действительностью, приводящее к овладению методами научного познания и деятельности на уровне воспроизводства или творчества [6, с. 82]. В современной педагогической науке в связи с введением новых образовательных стандартов учебно-познавательная деятельность рассматривается в работе О. Б. Даутовой, как деятельность, представляющая собой предмет, выполняющий целеполагание на основе координации, предметных или личностных задач; решение этих задач на основе универсальных методов деятельности; ориентация на систему значимых ценностных отношений «Я, мир» - назначение содержания, воспитания, помощи, а также поддержки со стороны педагога [15, с. 17]. Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность», мы исследуем ее структурные компоненты. По мнению А. Н.Леонтьева, деятельность-это форма деятельности, в структуру которой входят потребности, мотив, цель, действия и операции [24, с. 28]. Исходя из этой фундаментальной ситуации, исследователи анализируют структуру познавательной деятельности. Подробный анализ структуры познавательной деятельности дает Г. И. Щукин, выделяя мотивы, цели, учебные действия и операции на основе содержания обучения, в результате чего [27, с. 49]. Все эти элементы будут рассмотрены в рамках традиционной системы обучения и в современной принятой концепции системно - деятельностного подхода. Мотивация-это внутренняя психологическая характеристика человека, выражающаяся во внешних проявлениях, отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Безмотивная или слабая активность мотива вообще не осуществляется или оказывается крайне нестабильной [35, с. 5]. Г. И. Щукина рассматривает группу мотивов, которые в большей или меньшей степени присутствуют у младшего школьника, отмечая при этом, что познавательная активность учащихся стимулируется многими мотивами одновременно. Автор выделяет такие аспекты познания, как социальные, познавательные, нравственные, коммуникативные мотивы, мотивы самообучения. Н. Ф. Тылызина разделяет мотивы обучения младших школьников по содержанию: 1) учебно-познавательные, связанные с содержанием (содержанием теста) и процессом обучения; 2) широкие социальные отношения, связанные со всей системой жизненных отношений студента (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т. д.) [50, с.43]. Наиболее значимыми и эффективными мотивами являются образовательные и когнитивные мотивы, основанные на познавательном интересе и потребности в знаниях. Познавательный интерес, однако, является основой познавательной деятельности, самостоятельности студентов в процессе обучения. Цель деятельности-важнейший компонент ее сложной структуры. Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, деятельность ребенка может быть нейтральной по отношению к его развитию [37, с.15]. Что касается целей познавательной деятельности, то Г. И. Щукина пишет, что эти цели комплексно далеки от опыта ученика; что направленность обучения определяется деятельностью учителя, а также самого ученика, цели обучения трансформировали мотивы познания. Однако эти положения описывают только традиционную систему обучения. Современная концепция системно-деятельностного подхода к обучению, принятая за основу федерального образовательного стандарта, предполагает развитие целенаправленных действий в младших классах и осознание цели учебно-познавательной деятельности. Следующим компонентом познавательной деятельности студента, по мнению Г. И. Щукиной, является деятельность учебной деятельности, определяемая содержанием образования. Эти компоненты базируются на операциональной стороне познавательной деятельности, процессуальной основе и решении познавательных и практических задач учащихся, знаниях, умениях и общих познавательных навыках, т. е. универсальных учебных действиях. Содержание познавательной деятельности является необходимым компонентом исследуемой структуры. Содержание деятельности педагогического процесса определяется рамками программы, определенными требованиями, которые являются целями деятельности. Содержание должно соответствовать поставленным целям и возрасту, обеспечивать условия для успешного обучения учащихся [37, с.16]. Познавательная деятельность заканчивается результатом, который, по мнению Г. И. Щукиной, является важным показателем развития знаний и умений личности. В связи с изменением основных целей образования, изменением ориентиров образования, усилением гуманистической направленности образовательного процесса современные ученые рассматривают структуру понятия в новом ракурсе. Так Т. Л. Блинова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно-ориентированного обучения. Основываясь на результатах анализа современной методической литературы, Т. Л. Блинова определяет следующие структурные компоненты: 1. Мотивационная составляющая (потребности, интересы, мотивы). Он обеспечивает вовлечение студентов в активный учебный процесс и поддерживает эту деятельность на всех этапах обучения. 2. Направляющий компонент-студент принимает цель, проектирование и прогноз учебно-познавательной деятельности. 3. Содержание и операционный элемент. Она состоит из системы ведущих знаний (представлений, фактов, понятий, законов, теорий) и методов обучения (познавательная универсальная учебная деятельность - система способов познания окружающего мира, самостоятельный процесс поиска, исследования и обработки, подачи, обобщения и использования полученной информации). 4. Ценностно-волевой элемент содержит такие личностные качества, как внимание и воля. 5. Получить обратную связь компонента оценки о ходе выполнения действия на основе сравнения результатов действия с задачей, которая должна быть выполнена. Наличие этого компонента как части процесса обучения и взаимосвязь всех компонентов друг с другом обеспечивают самоуправляемость процесса обучения [7, с. 26]. Структура познавательной деятельности, предложенная Т. Л. Блиновой, предполагает деятельность школьников в образовательном процессе, самостоятельное приобретение знаний на основе универсальных учебных действий. Уровень активности учащихся в процессе познавательной деятельности связан с уровнем развития младших школьников, таким как познавательная активность. Ян Амос Коменский уже в XVII веке указывал на исключительную важность развития познавательной активности, самостоятельности учащихся, что подтверждалось их работой в Ж. - Ж. Локк, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова и др. Определение понятия «познавательная деятельность" в научной литературе разнообразно. Так, по мнению Г. И. Щукиной, познавательная деятельность-это «ценностно-ориентированное личностное образование, выражающее отношение к деятельности, обусловленное не непосредственными обстоятельствами, а устойчивой психической потребностью школьника» [27, 17.]. Доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шамова считает, что познавательная деятельность, такая как качество, личность, проявляющаяся в содержании, процессе, деятельности, желании, эффективном овладении знаниями, может быть приобретена таким образом, что мобилизация волевых усилий для достижения цели обучения [36 с. 39]. В статье И. С. Морозовой общим определением этого термина является «личностное образование, активное состояние, которое выражает духовную и эмоциональную реакцию ребенка на процесс познания: стремление к приобретению знаний, психическое напряжение, выражение усилия по приобретению знаний в процессе приобретения знаний, готовность и желание ребенка учиться, интерес к деятельности взрослых и других детей» [29, с. 16]. Наличие такого ценностно-ориентированного личностного образования у младших школьников является важным условием обеспечения познавательной активности и достижения целей обучения. Они выделяют основные виды познавательной деятельности в зависимости от уровня познавательной активности. Тип (характер) познавательной деятельности уровень самостоятельности познавательной деятельности, над которой работают студенты в соответствии с системой обучения, предложенной преподавателем [37, с. 28]. Тип познавательной деятельности типичен, отражая степень выраженности творческих принципов деятельности. Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и учебной самостоятельности студентов [19, с. 39]. В психолого-педагогической литературе по типу (конечно, характеру) познавательной деятельности выделяют: репродуктивную, частичную поисковую, поисковую (исследовательскую), творческую (Г. Щукин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокин и др.). Репродуктивный характер деятельности является чистым репродуктивным тестовым веществом и соответствует таким методам поиска алгоритмических решений по аналогии [4, с. 98]. На самом высоком уровне содержательный раздел-поисковая деятельность, в рамках которой проводится совместный поиск ответов на вопросы, связанные с элементами самостоятельности учащихся. Поисковая деятельность характеризуется значительной активностью детей, самостоятельный выбор правильного решения основывается на универсальных учебных действиях. Можно говорить о творческом характере познавательной деятельности, когда учащиеся могут мыслить по-своему, решать и находить ответы на определенные вопросы и задачи [2, с. 29]. Наиболее распространенным подходом к определению уровня учебно-познавательной деятельности является ее характер, самостоятельность учащихся (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и др.). Выделяют следующие уровни: репродуктивный; объяснительный; проблемный; частично поисковый; поисковый [6, с. 32]. Анализ научных психолого-педагогических исследований позволяет выделить следующие основные уровни учебно-познавательной деятельности школьников: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый (творческий, исследовательский). 1. Репродуктивная (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн, Б. И. Коротяев и др.) включает в себя усвоение готовых знаний и образцов деятельности. Деятельность студента выражается здесь в распознавании, запоминании, воспроизведении образца или в обобщении нового факта на основе уже известного понятия, к которому он систематически использует его в ходе своей деятельности. Это способствует накоплению у студента основных видов деятельности, навыков и умений для перехода на более высокий уровень учебной деятельности. 2. Частично поисковый (конструктивно-вариативный) уровень (П. И. Пидкасы,Т. И. Шамова, В. И. Лозовая и др.) включает в себя не только усвоение готовых знаний и образцов деятельности, но и анализ возможных способов решения задачи, используя готовую идею в данной ситуации. Здесь деятельность студента не выходит за рамки преобразующего воспроизведения имеющихся в его распоряжении знаний, но характеризуется более высоким уровнем воспроизведения, достаточно гибким, меняющимся характером и стремится к получению новой информации. 3. Уровень поисковой (творческой, исследовательской) деятельности (П. И. Пидкасы, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, Б. И. Коротяев, С. А. Сысоева, Н. В.Кичук и др.) включает непосредственное участие школьников в производстве новых знаний. Их деятельность носит поисковый характер и состоит из умственных и практических действий, которые делают выводы при выявлении новых проблем и поиске новых принципов решения проблем. Однако их предыдущие знания используются выборочно, в зависимости от анализа конкретной задачи. Таким образом, разными авторами были выделены различные определения понятия «познавательная деятельность», а также основные структурные компоненты, виды и уровни познавательной деятельности. 1.1 Современные образовательные технологии, классификация Проблемы образовательных технологий, большой опыт педагогических инноваций, авторские школы и инновационные педагоги постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы можно описать как целостные явления, используя несколько признаков: - интегративные свойства (так как ни один из его отдельных элементов не обладает); - композитные элементы, компоненты; - структура (отношения и взаимосвязи между частями и элементами); - функциональные возможности; - коммуникативные качества (связи с окружающей средой); - историчность, преемственность. Основными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты. В качестве основы, системoобразующей основы, целесообразно использовать новое понятие педагогики – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако существуют большие различия в его понимании и использовании. - Технология-это набор методов, используемых в любом бизнесе, навыке или искусстве. - Педагогическая технология-совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, приемов, приемов обучения, средств обучения; это организационно - методические средства педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). - Педагогическая технология-это содержательная методика реализации образовательного процесса (В. П. Беспалько). - Педагогическая технология-это описание процесса достижения запланированных результатов обучения (И. П. Волков). - Технология-это искусство, умение, навык, совокупность методов обработки, изменение статуса (В. М. Шепель). - Технология обучения является неотъемлемой частью дидактической системы (М. Чошанов). - Педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогической деятельности при проектировании, организации и проведении образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей (В. М. Монахов). - Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, направленный на оптимизацию форм образования. - Педагогическая технология-совокупность системы и порядка функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин). «В нашем понимании педагогическая технология – это содержательное обобщение, которое включает в себя значения всех определений разных авторов» (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научные: педагогические технологии – компонент педагогической науки, изучающий и разрабатывающий цели, содержание и методы обучения, а также предлагающий педагогические процессы; 2) процессно-описательный: описание (алгоритм) процесса, набор целей, содержание, методы и средства достижения запланированных результатов обучения; 3) процессно-эффективный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует как наука, изучающая наиболее понятные способы обучения, а также систему методов, принципов и правил, используемых в обучении, и как реальный процесс обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике используется на трех иерархически подчиненных уровнях: 1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общеобразовательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, образовательном учреждении на определенном этапе обучения. Здесь педагогическая технология является синонимом педагогической системы: она включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм действия объектов и объектов процесса. 2) частно-методический (предметный) уровень: частно-педагогическая технология используется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, преподавателя учебных предметов, методов компенсаторного воспитания, методов работы учителя, воспитателя). 3) локальный (модульный) уровень: локальная технология-это технология отдельных частей учебного процесса, решение конкретных дидактических и учебных задач (технология индивидуальной деятельности, формирование понятий, воспитание индивидуально-личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы). Существуют также технологические микроструктуры: технологии, соединения, элементы и т.д. Они образуют логическую технологическую цепочку и образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). Блок-схема-это условное представление технологического процесса, его разделение на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта-описание процесса в виде последовательной последовательности шагов (часто в графической форме) с указанием используемых инструментов. Терминологические нюансы. В литературе и практике школ понятие педагогической технологии часто используется как синоним понятия педагогической системы. Как уже упоминалось выше, понятие системы шире, чем технология, и, в отличие от последней, включает в себя сами субъекты и объекты деятельности. Концепция педагогической технологии на частном и местном уровнях почти полностью пересекается с концепцией методов обучения; разница между ними заключается только в расположении акцентов. В технологиях процедурная, количественная и вычислительная составляющие в большей степени представлены в методах – целевой, содержательной, качественной и вариативно-ориентировочной сторонах. Технология отличается от методов воспроизводимостью, стабильностью результатов, отсутствием многих "если" (если есть талантливый учитель, если есть способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методов приводит к тому, что иногда методы являются частью технологий, а иногда, наоборот, некоторые технологии являются частью методов обучения. Существует также использование терминологических ярлыков, которые не совсем научно корректны, закреплены за некоторыми технологиями (коллективный метод обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и т. д.). К сожалению, не всегда удается избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание. О формировании «образовательной технологии» как направления зарубежной педагогики «педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое направлено на повышение эффективности образовательного процесса и обеспечение достижения учащимися запланированных результатов обучения. Само словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английской образовательной технологии — «educational technology». До недавнего времени эта неточность не вызывала никаких неприятных ощущений. Однако в последнее время под названием «педагогические технологии» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам образования. В связи с этим существует необходимость в разделении. Можно принять термин «дидактическая технология», как это имеет место, например, в Болгарии, или «образовательная технология», которая наиболее точно соответствует первоначальному значению. В этой работе будет использован второй вариант. Попытки внедрения технологий в образовательный процесс не прекращались весь наш век. До середины 50-х. в течение многих лет они были связаны с созданием определенной технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного образования. С середины 50-х годов. за многие годы появился новый технологический подход к построению самого образовательного процесса. Однако первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все больше сближаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии в целом можно рассматривать как отрасль педагогической науки, так и как конкретную образовательную технологию. Это будет главным объектом нашего внимания в книге, которую мы вам предлагаем. Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук). Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин). Появление идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли - самые известные авторы современных педагогических технологий. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других педагогов отражена отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию. Первоначально термин «педагогическая технология» рассматривался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение при помощи технических средств.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языки (переводы), 74 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 59 страниц
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg