1.Теоретические основы исследования
1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Несмотря на то, что существует довольно много научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не раскрывается четко различными авторами. Чаще всего это связано с различным содержанием структуры познавательной деятельности, а также с путаницей понятий «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Кроме того, используя это понятие, многие исследователи не дают четкого определения.
Во-первых, мы рассмотрим ключевое понятие «деятельность», к которому мы относим работу А. Н.Леонтьева. Российский психолог определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется общение с субъектом определенной потребности. Деятельность всегда мотивируется определенными мотивами [24, с.38]. Основной характеристикой деятельности является объективность [24, с. 39]. Это объект деятельности, который различает различные типы.
Объектом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, основанного на осуществлении определенных действий и операций [13, с. 135].
Исходя из этого, Н. Ф.Тылызина говорит о познавательной деятельности как «системе определенных действий учащегося и содержащихся в ней знаний» [20, с.18].
Психологический словарь дает более полное определение этого понятия сознательная деятельность субъекта, направленная на получение информации об объектах, явлениях и конкретных знаниях реальной действительности [14, с. 20].
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности младшего школьника, осуществляемой в учебном процессе, тем самым стимулируя учебную деятельность.
В. А. Сластенин с учетом блока учебно-познавательной деятельности пишет: «Учебно-познавательная деятельность специально организуется самим учащимся или внешними знаниями для овладения богатством культуры, накопленным человечеством. Результатом предмета являются научные знания, навыки, поведение и деятельность, которые изучает студент» [15, с. 54].
Г. И. Щукина считает понятия «обучение» и «познавательная деятельность» равными и определяет их как деятельность, в ходе которой усваивается содержание учебных предметов, а также необходимые методы, умения и навыки, с помощью которых обучается студент [27, с. 96].
М. П. Барболин определяет познавательную деятельность в контексте образовательного процесса «под деятельностью, осуществляемой в контексте образовательного процесса (особенно познавательной деятельностью), мы понимаем процесс взаимодействия между объектом и субъектом, в основе которого лежит приобретение нового продукта идеального (в форме опыта познания или деятельности) или в материальной форме, участниками которого могут быть индивиды и материальные объекты» [5, с. 10].
Краткое и ясное значение рассматриваемого понятия представлено Н. А.Половниковой: «познавательная деятельность - это сознательный, целенаправленный процесс, выражающий активный подход учащихся к обучению, умениям и навыкам и способам их приобретения» [18, с. 13].
Так, в современной дидактике такие понятия, как «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» часто рассматриваются как тождественные (Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, Т. Л. Блинова, Н. Ф. Тылызина и др.). На этом основании В. А. Беликов считает, что с образовательной точки зрения базовым понятием является «учебно-познавательная деятельность», так как эти два вида деятельности неразделимы в образовательном процессе. По Словам В. А. Учебно-познавательная деятельность Беликова является элементом целостного процесса обучения, представляющего собой целенаправленное, систематическое, внешне контролируемое или самостоятельное взаимодействие студента с окружающей действительностью, приводящее к овладению методами научного познания и деятельности на уровне воспроизводства или творчества [6, с. 82].
В современной педагогической науке в связи с введением новых образовательных стандартов учебно-познавательная деятельность рассматривается в работе О. Б. Даутовой, как деятельность, представляющая собой предмет, выполняющий целеполагание на основе координации, предметных или личностных задач; решение этих задач на основе универсальных методов деятельности; ориентация на систему значимых ценностных отношений «Я, мир» - назначение содержания, воспитания, помощи, а также поддержки со стороны педагога [15, с. 17].
Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность», мы исследуем ее структурные компоненты. По мнению А. Н.Леонтьева, деятельность-это форма деятельности, в структуру которой входят потребности, мотив, цель, действия и операции [24, с. 28].
Исходя из этой фундаментальной ситуации, исследователи анализируют структуру познавательной деятельности.
Подробный анализ структуры познавательной деятельности дает Г. И. Щукин, выделяя мотивы, цели, учебные действия и операции на основе содержания обучения, в результате чего [27, с. 49]. Все эти элементы будут рассмотрены в рамках традиционной системы обучения и в современной принятой концепции системно - деятельностного подхода.
Мотивация-это внутренняя психологическая характеристика человека, выражающаяся во внешних проявлениях, отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Безмотивная или слабая активность мотива вообще не осуществляется или оказывается крайне нестабильной [35, с. 5].
Г. И. Щукина рассматривает группу мотивов, которые в большей или меньшей степени присутствуют у младшего школьника, отмечая при этом, что познавательная активность учащихся стимулируется многими мотивами одновременно. Автор выделяет такие аспекты познания, как социальные, познавательные, нравственные, коммуникативные мотивы, мотивы самообучения.
Н. Ф. Тылызина разделяет мотивы обучения младших школьников по содержанию:
1) учебно-познавательные, связанные с содержанием (содержанием теста) и процессом обучения;
2) широкие социальные отношения, связанные со всей системой жизненных отношений студента (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т. д.) [50, с.43].
Наиболее значимыми и эффективными мотивами являются образовательные и когнитивные мотивы, основанные на познавательном интересе и потребности в знаниях. Познавательный интерес, однако, является основой познавательной деятельности, самостоятельности студентов в процессе обучения.
Цель деятельности-важнейший компонент ее сложной структуры. Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, деятельность ребенка может быть нейтральной по отношению к его развитию [37, с.15].
Что касается целей познавательной деятельности, то Г. И. Щукина пишет, что эти цели комплексно далеки от опыта ученика; что направленность обучения определяется деятельностью учителя, а также самого ученика, цели обучения трансформировали мотивы познания. Однако эти положения описывают только традиционную систему обучения. Современная концепция системно-деятельностного подхода к обучению, принятая за основу федерального образовательного стандарта, предполагает развитие целенаправленных действий в младших классах и осознание цели учебно-познавательной деятельности.
Следующим компонентом познавательной деятельности студента, по мнению Г. И. Щукиной, является деятельность учебной деятельности, определяемая содержанием образования. Эти компоненты базируются на операциональной стороне познавательной деятельности, процессуальной основе и решении познавательных и практических задач учащихся, знаниях, умениях и общих познавательных навыках, т. е. универсальных учебных действиях.
Содержание познавательной деятельности является необходимым компонентом исследуемой структуры. Содержание деятельности педагогического процесса определяется рамками программы, определенными требованиями, которые являются целями деятельности.
Содержание должно соответствовать поставленным целям и возрасту, обеспечивать условия для успешного обучения учащихся [37, с.16].
Познавательная деятельность заканчивается результатом, который, по мнению Г. И. Щукиной, является важным показателем развития знаний и умений личности.
В связи с изменением основных целей образования, изменением ориентиров образования, усилением гуманистической направленности образовательного процесса современные ученые рассматривают структуру понятия в новом ракурсе.
Так Т. Л. Блинова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно-ориентированного обучения.
Основываясь на результатах анализа современной методической литературы, Т. Л. Блинова определяет следующие структурные компоненты:
1. Мотивационная составляющая (потребности, интересы, мотивы).
Он обеспечивает вовлечение студентов в активный учебный процесс и поддерживает эту деятельность на всех этапах обучения.
2. Направляющий компонент-студент принимает цель, проектирование и прогноз учебно-познавательной деятельности.
3. Содержание и операционный элемент. Она состоит из системы ведущих знаний (представлений, фактов, понятий, законов, теорий) и методов обучения (познавательная универсальная учебная деятельность - система способов познания окружающего мира, самостоятельный процесс поиска, исследования и обработки, подачи, обобщения и использования полученной информации).
4. Ценностно-волевой элемент содержит такие личностные качества, как внимание и воля.
5. Получить обратную связь компонента оценки о ходе выполнения действия на основе сравнения результатов действия с задачей, которая должна быть выполнена. Наличие этого компонента как части процесса обучения и взаимосвязь всех компонентов друг с другом обеспечивают самоуправляемость процесса обучения [7, с. 26].
Структура познавательной деятельности, предложенная Т. Л. Блиновой, предполагает деятельность школьников в образовательном процессе, самостоятельное приобретение знаний на основе универсальных учебных действий.
Уровень активности учащихся в процессе познавательной деятельности связан с уровнем развития младших школьников, таким как познавательная активность.
Ян Амос Коменский уже в XVII веке указывал на исключительную важность развития познавательной активности, самостоятельности учащихся, что подтверждалось их работой в Ж. - Ж. Локк, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова и др.
Определение понятия «познавательная деятельность" в научной литературе разнообразно. Так, по мнению Г. И. Щукиной, познавательная деятельность-это «ценностно-ориентированное личностное образование, выражающее отношение к деятельности, обусловленное не непосредственными обстоятельствами, а устойчивой психической потребностью школьника» [27, 17.].
Доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шамова считает, что познавательная деятельность, такая как качество, личность, проявляющаяся в содержании, процессе, деятельности, желании, эффективном овладении знаниями, может быть приобретена таким образом, что мобилизация волевых усилий для достижения цели обучения [36 с. 39].
В статье И. С. Морозовой общим определением этого термина является «личностное образование, активное состояние, которое выражает духовную и эмоциональную реакцию ребенка на процесс познания: стремление к приобретению знаний, психическое напряжение, выражение усилия по приобретению знаний в процессе приобретения знаний, готовность и желание ребенка учиться, интерес к деятельности взрослых и других детей» [29, с. 16].
Наличие такого ценностно-ориентированного личностного образования у младших школьников является важным условием обеспечения познавательной активности и достижения целей обучения.
Они выделяют основные виды познавательной деятельности в зависимости от уровня познавательной активности. Тип (характер) познавательной деятельности уровень самостоятельности познавательной деятельности, над которой работают студенты в соответствии с системой обучения, предложенной преподавателем [37, с. 28]. Тип познавательной деятельности типичен, отражая степень выраженности творческих принципов деятельности. Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и учебной самостоятельности студентов [19, с. 39].
В психолого-педагогической литературе по типу (конечно, характеру) познавательной деятельности выделяют: репродуктивную, частичную поисковую, поисковую (исследовательскую), творческую (Г. Щукин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокин и др.).
Репродуктивный характер деятельности является чистым репродуктивным тестовым веществом и соответствует таким методам поиска алгоритмических решений по аналогии [4, с. 98].
На самом высоком уровне содержательный раздел-поисковая деятельность, в рамках которой проводится совместный поиск ответов на вопросы, связанные с элементами самостоятельности учащихся.
Поисковая деятельность характеризуется значительной активностью детей, самостоятельный выбор правильного решения основывается на универсальных учебных действиях.
Можно говорить о творческом характере познавательной деятельности, когда учащиеся могут мыслить по-своему, решать и находить ответы на определенные вопросы и задачи [2, с. 29].
Наиболее распространенным подходом к определению уровня учебно-познавательной деятельности является ее характер, самостоятельность учащихся (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина и др.). Выделяют следующие уровни: репродуктивный; объяснительный; проблемный; частично поисковый; поисковый [6, с. 32].
Анализ научных психолого-педагогических исследований позволяет выделить следующие основные уровни учебно-познавательной деятельности школьников: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый (творческий, исследовательский).
1. Репродуктивная (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн, Б. И. Коротяев и др.) включает в себя усвоение готовых знаний и образцов деятельности. Деятельность студента выражается здесь в распознавании, запоминании, воспроизведении образца или в обобщении нового факта на основе уже известного понятия, к которому он систематически использует его в ходе своей деятельности. Это способствует накоплению у студента основных видов деятельности, навыков и умений для перехода на более высокий уровень учебной деятельности.
2. Частично поисковый (конструктивно-вариативный) уровень (П. И. Пидкасы,Т. И. Шамова, В. И. Лозовая и др.) включает в себя не только усвоение готовых знаний и образцов деятельности, но и анализ возможных способов решения задачи, используя готовую идею в данной ситуации. Здесь деятельность студента не выходит за рамки преобразующего воспроизведения имеющихся в его распоряжении знаний, но характеризуется более высоким уровнем воспроизведения, достаточно гибким, меняющимся характером и стремится к получению новой информации.
3. Уровень поисковой (творческой, исследовательской) деятельности (П. И. Пидкасы, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, Б. И. Коротяев, С. А. Сысоева, Н. В.Кичук и др.) включает непосредственное участие школьников в производстве новых знаний. Их деятельность носит поисковый характер и состоит из умственных и практических действий, которые делают выводы при выявлении новых проблем и поиске новых принципов решения проблем. Однако их предыдущие знания используются выборочно, в зависимости от анализа конкретной задачи.
Таким образом, разными авторами были выделены различные определения понятия «познавательная деятельность», а также основные структурные компоненты, виды и уровни познавательной деятельности.
1.1 Современные образовательные технологии, классификация
Проблемы образовательных технологий, большой опыт педагогических инноваций, авторские школы и инновационные педагоги постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы можно описать как целостные явления, используя несколько признаков:
- интегративные свойства (так как ни один из его отдельных элементов не обладает);
- композитные элементы, компоненты;
- структура (отношения и взаимосвязи между частями и элементами);
- функциональные возможности;
- коммуникативные качества (связи с окружающей средой);
- историчность, преемственность.
Основными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системoобразующей основы, целесообразно использовать новое понятие педагогики – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако существуют большие различия в его понимании и использовании.
- Технология-это набор методов, используемых в любом бизнесе, навыке или искусстве.
- Педагогическая технология-совокупность психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и расположение форм, методов, приемов, приемов обучения, средств обучения; это организационно - методические средства педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
- Педагогическая технология-это содержательная методика реализации образовательного процесса (В. П. Беспалько).
- Педагогическая технология-это описание процесса достижения запланированных результатов обучения (И. П. Волков).
- Технология-это искусство, умение, навык, совокупность методов обработки, изменение статуса (В. М. Шепель).
- Технология обучения является неотъемлемой частью дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогической деятельности при проектировании, организации и проведении образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей (В. М. Монахов).
- Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, направленный на оптимизацию форм образования.
- Педагогическая технология-совокупность системы и порядка функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
«В нашем понимании педагогическая технология – это содержательное обобщение, которое включает в себя значения всех определений разных авторов» (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научные: педагогические технологии – компонент педагогической науки, изучающий и разрабатывающий цели, содержание и методы обучения, а также предлагающий педагогические процессы;
2) процессно-описательный: описание (алгоритм) процесса, набор целей, содержание, методы и средства достижения запланированных результатов обучения;
3) процессно-эффективный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует как наука, изучающая наиболее понятные способы обучения, а также систему методов, принципов и правил, используемых в обучении, и как реальный процесс обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике используется на трех иерархически подчиненных уровнях:
1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общеобразовательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, образовательном учреждении на определенном этапе обучения. Здесь педагогическая технология является синонимом педагогической системы: она включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм действия объектов и объектов процесса.
2) частно-методический (предметный) уровень: частно-педагогическая технология используется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, преподавателя учебных предметов, методов компенсаторного воспитания, методов работы учителя, воспитателя).
3) локальный (модульный) уровень: локальная технология-это технология отдельных частей учебного процесса, решение конкретных дидактических и учебных задач (технология индивидуальной деятельности, формирование понятий, воспитание индивидуально-личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).
Существуют также технологические микроструктуры: технологии, соединения, элементы и т.д. Они образуют логическую технологическую цепочку и образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Блок-схема-это условное представление технологического процесса, его разделение на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта-описание процесса в виде последовательной последовательности шагов (часто в графической форме) с указанием используемых инструментов.
Терминологические нюансы. В литературе и практике школ понятие педагогической технологии часто используется как синоним понятия педагогической системы. Как уже упоминалось выше, понятие системы шире, чем технология, и, в отличие от последней, включает в себя сами субъекты и объекты деятельности.
Концепция педагогической технологии на частном и местном уровнях почти полностью пересекается с концепцией методов обучения; разница между ними заключается только в расположении акцентов. В технологиях процедурная, количественная и вычислительная составляющие в большей степени представлены в методах – целевой, содержательной, качественной и вариативно-ориентировочной сторонах. Технология отличается от методов воспроизводимостью, стабильностью результатов, отсутствием многих "если" (если есть талантливый учитель, если есть способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методов приводит к тому, что иногда методы являются частью технологий, а иногда, наоборот, некоторые технологии являются частью методов обучения.
Существует также использование терминологических ярлыков, которые не совсем научно корректны, закреплены за некоторыми технологиями (коллективный метод обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и т. д.). К сожалению, не всегда удается избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание.
О формировании «образовательной технологии» как направления зарубежной педагогики «педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое направлено на повышение эффективности образовательного процесса и обеспечение достижения учащимися запланированных результатов обучения. Само словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английской образовательной технологии — «educational technology». До недавнего времени эта неточность не вызывала никаких неприятных ощущений. Однако в последнее время под названием «педагогические технологии» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам образования. В связи с этим существует необходимость в разделении. Можно принять термин «дидактическая технология», как это имеет место, например, в Болгарии, или «образовательная технология», которая наиболее точно соответствует первоначальному значению. В этой работе будет использован второй вариант.
Попытки внедрения технологий в образовательный процесс не прекращались весь наш век. До середины 50-х. в течение многих лет они были связаны с созданием определенной технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного образования. С середины 50-х годов. за многие годы появился новый технологический подход к построению самого образовательного процесса. Однако первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все больше сближаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии в целом можно рассматривать как отрасль педагогической науки, так и как конкретную образовательную технологию. Это будет главным объектом нашего внимания в книге, которую мы вам предлагаем.
Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук).
Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).
Появление идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли - самые известные авторы современных педагогических технологий. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других педагогов отражена отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию.
Первоначально термин «педагогическая технология» рассматривался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение при помощи технических средств.