1. Айзерман, Л. С. Уроки нравственного прозрения. / Л. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2007. 129 с., с. 44
2. Алехина, С. В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Текст] / С. В. Алехина // Российский научный журнал. — 2013. — № 5 (36). - С. 132-139.
3. Беккер, Г. и Босков А., Современная социологическая теория. М.,1961, с.682
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс // Пер. с англ. М.: Прогресс, 2008. C. 30-66., с. 36
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
6. Будаева, Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук. /Г. С. Будаева. - Улан-Удэ, 2005.-21 с.
7. Васильева, Н.Л., Журавлёва, И.И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития// Психологические науки: Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, 2011.
8. Васильева, С.В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков // Психология человека. Интегративный подход в психологии: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2006. 432 с
10. Выготский, Л.С. Дефект и компенсация. Том 5. М.: Педагогика,1983. 368 с.
11. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
12. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 3-11.
13. Головчиц, Л. А. Проблемы терминологии в области образования лиц, имеющих комплексные нарушения [Текст] / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. -№ 3. - С. 3-11.
14. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] /B. З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 6. - C. 17-24.
15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: кн. для учителя. [Текст] / В. К. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1991.- 192 с.
16. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие [Текст] / А. П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2011. - 464 с. 211
17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
18. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации [Текст] / С. Епифанова. // Высшее образование в России - 2000. - № 3. - С. 106 – 107
19. Жигорева, М. В. Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 4 (34). - С. 15-19.
20. Жигорева, М. В. Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями [Текст] / М. В. Жигорева // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. -№ 105. - С. 137-145.
21. Жигорева, М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. — М.: Национальный книжный центр, 2016 — 208 с. (Специальная психология.)
22. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
23. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939
24. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. - М., Клин, 2008. 224 с., С. 117 -118
25. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012 - 267с. 115. Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. П. Ильин. // Психологический журнал. - 1995. - №2. - С. 27 - 41.
26. Казакова, Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: Сибирский педагогический журнал, 2010
27. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
28. Кузьмина, Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости: ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
29. Кузьмина, Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.
30. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, - М.: Акад. проект, 2011. - 318 с.
31. Левченко, И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. / Левченко И.Ю. // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016 года). - М.: Парадигма, 2016. - С. 16-24.
32. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности. [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2013. - № 5. – URL: http://psyedu.ru/iiles/articles/3989/pdf_version.pdf
33. Максименко, С.Д. Общая психология. М.: Академия, 2004. 528 с.
34. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина - СПб.: Питер, 2011 – 360 с
35. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу. // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 108 -118.
36. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1969
37. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. [Текст]/А. В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
38. Налчаджян, А.А., Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии): изд. АН Армянской ССР. Ереван. 1988.
39. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. - СПб.: КАРО, 2014. - 400 с.
40. Омарова, П.О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии// Сибирский педагогический университет. 2010. С.232-248.
41. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
42. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
43. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс // – М., 213 1998. – 270 с
44. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых учащихся: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -М.: Академия, 2002.
45. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996
46. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития: учебное пособие / В.В.Ткачёва, И.В.Евтушенко, М.В.Жигорева; под ред. В.В.Ткачёвой. - М.: ИНФРА-М, 2020.-198с.- (Практическая педагогика).
47. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.З. Микадзе. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
48. Психология развития [Текст] / под.ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524с.
49. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. / Под ред. А. А. Реана. СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с. С. 378-379
50. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
51. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития” под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. н.
52. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология: личность ученика: социализация, мотивация, акцентуации, межличностные отношения: методы изучения, личность и деятельность педагога, профессиональное педагогическое общение, педагогическая социальная перцепция: теория, практика [Текст] / А.А. Реан. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 274с.
53. Роджерс, К. Актуализирующаяся тенденция: "мотивы" и сознание. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии [Текст] / К.Роджерс; пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. - Р-н-Д, 1996. - 364 с.
54. Розанова, Т.B. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. 1983. № 6.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. 705 с., с. 345
56. Рязанова, И.Л. Оценка коммуникативных навыков и подбор альтернативных и дополнительных средств общения детям с ТМНР //Universum: Психология и образование: электрон. научн. жур. 2018 №5(47).
URL: http://7universum.com/ru/psy/authors/item/5845
57. Савина, Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Текст]: автореф. канд. соц. наук. /Л. Ю. Савина - М., 2002. - 26 с.
58. Собкин, В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук./В. С. Собкин. - М., 1997 - 88 с.
59. Старченко, Л. В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 297, с. 158
60. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270.
61. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования / под ред. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько]. - М., 2016. - 148 с.
62. Тихонова, И. В., Адеева, Т. Н., Голубева, М. С. Специфика социализации дошкольников с комплексными и множественными нарушениями в развитии [Текст] / И. В. Тихонова, Т. Н. Адеева, М. С. Голубева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 3. -С. 178-182.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf).
64. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]://минобрнауки.рф/документы/5133/файл/4069/ Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf)
65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. -(http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html).
66. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структур.-содержател. характеристики процесса развития личности: избр. тр / Д. И. Фельдштейн. - 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2008. 672 с., с. 175
67. Философские проблемы теории адаптации / ред. Г.И. Царегородцев. – Москва: Мысль, 1975. 277 с.
68. Философские проблемы теории адаптации, с.233; 17. Э.С.Маркарян, Вопросы системного исследования общества, М.,1972, с.43
69. Философский энциклопедический словарь, М.,1983, с.629; Философская энциклопедия, т.5, М., 1970, с.66-67
70. Фуряева, Т. В. Интеграция особых детей в общество [Текст] / Т. В. Фуряева // Педагогика. - 2006. -№ 7. - С. 29-37.
71. Фуряева, Т. В. Социально-педагогическое сопровождение семьи с особым ребенком: антропоогические смыслы [Электронный ресурс] / Т. В. Фуряева // Сибирский вестник специального образования. -2011. - № 1. - С. 77. - Режим доступа: URL: http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=vie ^'&М=245
72. Царев, А. М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / А. М. Царев // Сибирский вестник специального образования. - 2016. -№ 1-2 (16-17). - С. 114-121.
73. Царев, А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС. [Электронный ресурс]: http://clp.pskov.ru/downloads/2016/03/Статья-СИПР-1-Царев-А.М-2016
74. Шипицина, Л.М. Специальная психология: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2010. 256 с
75. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994