Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-личностное развитие подростков с тяжелыми множественными нарушениями

olegnowa 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 136 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2021
В ходе работы над диссертационным исследованием, опираясь на известные психологические и педагогические концепции о роли труда в становлении личности, об общественно ценной направленности профессионально-трудовой деятельности, ее сознательности, о социально-личностном развитии подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития, мы изучали успешность формирования мотивации к трудовой деятельности у подростков с ТМНР, развития коммуникации и адаптации к обществу в условиях специального коррекционного учреждения, разработали диагностический комплекс и коррекционную программу модель, направленную на формирование мотивации к трудовой деятельности, развитие межличностной коммуникации, повышение уровня познавательного интереса, развитие БУД у подростков с ТМНР с учетом особенностей их мотивационной сферы, в зависимости от структуры интеллектуального дефекта и условий воспитания.
Введение

Актуальность исследования заключается в недостаточной освещенности проблемы социально-личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья. Категория лиц подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья очень многообразна и неоднородна, что достаточно затрудняет систематизацию о ней научных представлений. Исходя из этого, возникает потребность в более дифференцированном и углубленном изучении проблемы социально-личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья. Социальная интеграция, реабилитация и абилитация лиц с ОВЗ является в настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики в нашей стране. Повсеместно проводится планомерная работа, направленная на улучшение качества жизни детей указанной категории: организуется сеть реабилитационных и реабилитационно-образовательных учреждений, разрабатываются высокотехнологичные методы и технологии реабилитации и абилитации, предоставляются технические средства, различные льготы и пособия. В нашей стране право на образование для всех людей вне зависимости от их психофизических иди других особенностей закреплено во многих нормативно-правовых документах как международного, так и федерального уровней. Среди международных документов основополагающими являются Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Саламанкская декларация. Положения этих нормативно-правовых актов нашли отражение в документах, регламентирующих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. В первую очередь в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Государство гарантирует вариативные возможности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей и при создании специальных условий обучения. Тем не менее, проблема включения в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития до сих пор относится к наиболее трудным и тяжело решаемым. До недавнего времени эти дети были исключены из образовательного пространства, они признавались необучаемыми и фактически не получали развития. К настоящему времени в психологических направлениях отсутствует единое целостное представление о развитии личности. Проблема исследуется с различных теоретических позиций: ориентации на самопознание (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг), самореализацию (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс), самоосознание (Р. Мей, В. Франкл), самоактуализацию (А. Маслоу, К. Юнг), самоидентификацию (Э. Фромм, Э. Эриксон). Результатом является множественность определений развития личности. Рассмотрение различных психологических направлений исследования развития личности выполняет методологическую и теоретическую функцию. Развитие личности является основополагающим в процессе жизнедеятельности, поскольку оно влияет не только на личностный, но и на профессиональный аспекты. Важно осветить вопрос социально-личностного развития именно в период подросткового возраста, так как это время считается особенно сенситивным, кризисным. Именно в это время школьник сталкивается с такими проблемами как «сепарация от родителей», выбор дальнейшей профессии, увеличение социальных контактов, причисление себя к выбранной группе сверстников и другими. Принятые решения, стиль общения, выбранные шаблоны поведения в этом возрасте скажутся в дальнейшем непосредственно и на личностных характеристиках человека, и на его профессиональном пути, и на положении в обществе. Проблема социально-личностного развития подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития особо актуальна в настоящее время, так как включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество – приоритетное направление педагогики и специальной психологии. Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, что определяет актуальность исследования. Значительный вклад в изучение особенностей развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями внесли: М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, А.М. Царев, Н.М. Назарова, Т.А. Басилова, Н.Н. Малофеев, Т.Н. Симонова. Исследователи отмечают обязательность создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей данной категории. Проблема исследования заключается в поиске адекватных путей коррекции социально-личностного развития личности подростков с ТМНР. Цель исследования: изучение особенностей социально-личностного развития подростков с ТМНР для разработки и апробации коррекционной программы, направленной на оптимизацию их социально-личностного развития. Объект исследования: содержание, формы и методические приемы коррекционной программы, направленной на оптимизацию социально-личностного развития подростков с ТМНР. Предмет исследования: особенности социально-личностного развития подростков с ТМНР. Гипотеза исследования: мы предположили, что положительная динамика социально-личностного развития подростков с ТМНР может быть обеспечена, если - в ходе исследования будет составлен диагностический комплекс, который позволит достоверно изучить особенности социально-личностного развития подростков данной нозологической группы; -на основе полученных экспериментальных данных будет разработана и апробирована коррекционная программа, направленная на оптимизацию социально-личностного развития подростков с ТМНР; - в результате анализа полученных данных будет составлены методические рекомендации для специалистов, а также брошюра для родителей подростков с ТМНР. Задачи исследования: 1. Осуществить анализ отечественной и зарубежной специальной литературы по проблеме исследования особенностей социально-личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья. 2. Составить диагностический комплекс по изучению особенностей социально-личностного развития подростков с ТМНР. 3. Разработать план дальнейшей психокоррекционной работы, направленной на социально-личностное развитие подростков с ТМНР. 4. Провести формирующий эксперимент, по его итогам контрольный срез данных, проанализировать полученные данные, сформулировать выводы. 5. Разработать методические рекомендации для специалистов, которые в будущем будут работать над социально-личностным развитием подростков с ТМНР. 6. Разработать памятку для родителей подростков с ТМНР, которая позволит им определить дальнейший образовательный маршрут детей. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ научной литературы). 2. Эмпирические (анкетирование, включенное наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, обработка и сравнение полученных результатов). Методологической основой исследования послужили: • культурно-историческая теория развития психики, философские концепции, положения общей и специальной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин); • теория развития личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Р.Л. Мухина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); • научные исследования в области психологии личности умственно отсталых лиц (Т.А. Власова, В.В. Воронкова, Ч.Б. Кожалиева, И.А. Коробейников, В.Г. Петрова, О.Е. Шаповалова и др.) • концепция о сложных нарушениях развития, представленные в трудах отечественных (Т.А. Басилова, А.П. Бертынь, Т.А. Власова, П.Я Гальперин, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, В.В. Ткачева, В.Н. Чулков) и зарубежных авторов (Ван Дайк Я.и др.); Научная новизна исследования: • теоретически обоснована и доказана опытным путем возможность социально-личностного развития подростков с ТМНР в условиях специальной (коррекционной) школы через включение детей в различные групповые виды деятельности, направленных на формирование трудовой мотивации, оптимизацию межличностной коммуникации и социальную адаптацию; • доказана целесообразность использования практических форм обучения совместно с интерактивными формами при овладении различными видами ручного труда. Теоретическая значимость исследования: • заключается в освещении проблемы социально-личностного развития подростков с ТМНР, социализации и профориентации лиц данной нозологической группы; • в научном обосновании психолого-педагогических возможностей различных видов коррекционной деятельности в социально-личностном развитии подростков с ТМНР, в формировании у них познавательного интереса и трудовой мотивации; • в разработке диагностического комплекса, позволяющего всесторонне изучить социально-личностное развитие подростков с ТМНР. Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы по оптимизации социально-личностного развития подростков с ТМНР, материалы которой могут быть в последствии использованы специалистами в работе с данной нозологической группой лиц. Положения, выносимые на защиту: 1. Групповая трудовая деятельность благоприятно влияет на социально-личностное развитие подростков с ТМНР; 2. Развитие межличностного общения – неотъемлемая часть процесса адаптации и социализации подростков с ТМНР; 3. Социальное окружение, в частности характер отношений с родителями, играют решающую роль в социально-личностном развитии подростка с ТМНР. Апробация результатов исследования. Разработанные нами рекомендации для специалистов, работающих с подростками с ТМНР, используются на практике учителями-дефектологами Центра компенсирующего развития «Давыдково» ГБПОУ МИК, памятка для родителей с актуальной информацией о различного рода помощи детям с ТМНР включена во вспомогательную часть годового планирования работы с родителями учащихся классов сложной коррекции Центра компенсирующего развития «Давыдково» ГБПОУ МИК. Результаты исследования были представлены на Международной научной онлайн-конференции «Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты», которая проходила 23-24 апреля 2021 года, и опубликованы в одноименном сборнике материалов под редакцией Т.Г. Визель. Организация исследования. База исследования - Московский индустриальный колледж, Центр компенсирующего развития «Давыдково». Экспериментальную группу составили учащиеся 9 класса, обучающиеся по адаптированной общей образовательной программе для лиц с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ..................................................................15 1.1 Особенности личностного развития в подростковом возрасте............................................................................................................15 1.2 Некоторые аспекты социально-психологической адаптации подростков.......................................................................................................23 1.3 Развитие личности подростка с ограниченными возможностями здоровья...........................................................................................................27 1.4 Особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья...............................................................................31 1.5 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с умственной отсталостью, комплексными нарушениями………………………………40 Выводы по 1 главе.........................................................................................48 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ...............................................................................................................50 2.1 Характеристика участников, задачи исследования.....................................50 2.2 Описание диагностического инструментария ….........................................56 2.3 Результаты изучения особенностей социально-личностного развития подростков с ТМНР…....................................................................................60 Выводы по 2 главе ………………………………………………………….79 ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ПОДРОСТКОВ С ТМНР………………………………………………………………………………82 3.1 Научное обоснование, цели, задачи, направления и этапы проведения…………………………………………………………………...........82 3.2 Содержание коррекционных занятий…………………………………….….88 3.3 Анализ результатов сравнительного эксперимента, оценка эффективности……………………………………………………………………98 3.4. Составление методических рекомендаций для специалистов, памятки для родителей……………………………………………………................................104 Выводы по 3 главе ………………………………………………………………109 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..111 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. Айзерман, Л. С. Уроки нравственного прозрения. / Л. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2007. 129 с., с. 44 2. Алехина, С. В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Текст] / С. В. Алехина // Российский научный журнал. — 2013. — № 5 (36). - С. 132-139. 3. Беккер, Г. и Босков А., Современная социологическая теория. М.,1961, с.682 4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс // Пер. с англ. М.: Прогресс, 2008. C. 30-66., с. 36 5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 6. Будаева, Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук. /Г. С. Будаева. - Улан-Удэ, 2005.-21 с. 7. Васильева, Н.Л., Журавлёва, И.И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития// Психологические науки: Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, 2011. 8. Васильева, С.В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков // Психология человека. Интегративный подход в психологии: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2006. 432 с 10. Выготский, Л.С. Дефект и компенсация. Том 5. М.: Педагогика,1983. 368 с. 11. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с. 12. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 3-11. 13. Головчиц, Л. А. Проблемы терминологии в области образования лиц, имеющих комплексные нарушения [Текст] / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. -№ 3. - С. 3-11. 14. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] /B. З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 6. - C. 17-24. 15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: кн. для учителя. [Текст] / В. К. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1991.- 192 с. 16. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие [Текст] / А. П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2011. - 464 с. 211 17. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с. 18. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации [Текст] / С. Епифанова. // Высшее образование в России - 2000. - № 3. - С. 106 – 107 19. Жигорева, М. В. Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 4 (34). - С. 15-19. 20. Жигорева, М. В. Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями [Текст] / М. В. Жигорева // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. -№ 105. - С. 137-145. 21. Жигорева, М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. — М.: Национальный книжный центр, 2016 — 208 с. (Специальная психология.) 22. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с. 23. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939 24. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. - М., Клин, 2008. 224 с., С. 117 -118 25. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012 - 267с. 115. Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. П. Ильин. // Психологический журнал. - 1995. - №2. - С. 27 - 41. 26. Казакова, Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: Сибирский педагогический журнал, 2010 27. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с. 28. Кузьмина, Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости: ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009. 26 с. 29. Кузьмина, Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с. 30. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст] / К.С. Лебединская, - М.: Акад. проект, 2011. - 318 с. 31. Левченко, И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. / Левченко И.Ю. // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016 года). - М.: Парадигма, 2016. - С. 16-24. 32. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности. [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2013. - № 5. – URL: http://psyedu.ru/iiles/articles/3989/pdf_version.pdf 33. Максименко, С.Д. Общая психология. М.: Академия, 2004. 528 с. 34. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина - СПб.: Питер, 2011 – 360 с 35. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу. // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 108 -118. 36. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1969 37. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. [Текст]/А. В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с. 38. Налчаджян, А.А., Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии): изд. АН Армянской ССР. Ереван. 1988. 39. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование. - СПб.: КАРО, 2014. - 400 с. 40. Омарова, П.О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии// Сибирский педагогический университет. 2010. С.232-248. 41. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. 42. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. 43. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс // – М., 213 1998. – 270 с 44. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых учащихся: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -М.: Академия, 2002. 45. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996 46. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития: учебное пособие / В.В.Ткачёва, И.В.Евтушенко, М.В.Жигорева; под ред. В.В.Ткачёвой. - М.: ИНФРА-М, 2020.-198с.- (Практическая педагогика). 47. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.З. Микадзе. - СПб.: Питер, 2014. - 256 с. 48. Психология развития [Текст] / под.ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. - 524с. 49. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. / Под ред. А. А. Реана. СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с. С. 378-379 50. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. 51. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития” под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. н. 52. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология: личность ученика: социализация, мотивация, акцентуации, межличностные отношения: методы изучения, личность и деятельность педагога, профессиональное педагогическое общение, педагогическая социальная перцепция: теория, практика [Текст] / А.А. Реан. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 274с. 53. Роджерс, К. Актуализирующаяся тенденция: "мотивы" и сознание. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии [Текст] / К.Роджерс; пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. - Р-н-Д, 1996. - 364 с. 54. Розанова, Т.B. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. 1983. № 6. 55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. 705 с., с. 345 56. Рязанова, И.Л. Оценка коммуникативных навыков и подбор альтернативных и дополнительных средств общения детям с ТМНР //Universum: Психология и образование: электрон. научн. жур. 2018 №5(47). URL: http://7universum.com/ru/psy/authors/item/5845 57. Савина, Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Текст]: автореф. канд. соц. наук. /Л. Ю. Савина - М., 2002. - 26 с. 58. Собкин, В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук./В. С. Собкин. - М., 1997 - 88 с. 59. Старченко, Л. В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 297, с. 158 60. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270. 61. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования / под ред. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько]. - М., 2016. - 148 с. 62. Тихонова, И. В., Адеева, Т. Н., Голубева, М. С. Специфика социализации дошкольников с комплексными и множественными нарушениями в развитии [Текст] / И. В. Тихонова, Т. Н. Адеева, М. С. Голубева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 3. -С. 178-182. 63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf). 64. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]://минобрнауки.рф/документы/5133/файл/4069/ Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf) 65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. -(http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html). 66. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структур.-содержател. характеристики процесса развития личности: избр. тр / Д. И. Фельдштейн. - 2-е изд. М.: МПСИ: Флинта, 2008. 672 с., с. 175 67. Философские проблемы теории адаптации / ред. Г.И. Царегородцев. – Москва: Мысль, 1975. 277 с. 68. Философские проблемы теории адаптации, с.233; 17. Э.С.Маркарян, Вопросы системного исследования общества, М.,1972, с.43 69. Философский энциклопедический словарь, М.,1983, с.629; Философская энциклопедия, т.5, М., 1970, с.66-67 70. Фуряева, Т. В. Интеграция особых детей в общество [Текст] / Т. В. Фуряева // Педагогика. - 2006. -№ 7. - С. 29-37. 71. Фуряева, Т. В. Социально-педагогическое сопровождение семьи с особым ребенком: антропоогические смыслы [Электронный ресурс] / Т. В. Фуряева // Сибирский вестник специального образования. -2011. - № 1. - С. 77. - Режим доступа: URL: http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=vie ^'&М=245 72. Царев, А. М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / А. М. Царев // Сибирский вестник специального образования. - 2016. -№ 1-2 (16-17). - С. 114-121. 73. Царев, А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС. [Электронный ресурс]: http://clp.pskov.ru/downloads/2016/03/Статья-СИПР-1-Царев-А.М-2016 74. Шипицина, Л.М. Специальная психология: Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2010. 256 с 75. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.1 Особенности личностного развития в подростковом возрасте Подростковый возраст — это один из самых сложных периодов в становлении личности. Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. В настоящее время принято считать, что подростковый период развития затрагивает возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. В некоторых источниках подростковый период продлевают вплоть до 16-17 лет. [47] Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола. Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). [51] По мнению Л.С. Выготского психологическим развитием подростка является его проблема интересов, которая начинает появляться в этом возрасте. Этому способствую новообразования в этом возрасте, а именно — стремление к взрослости, самостоятельность, развитие самосознания. Также в подростковом возрасте очень часто бывает падение школьной успеваемости. Это связано с тем, что линия развития интересов и линия развития механизмов поведения разъединяются. Выступают отношения истинных биологических потребностей организма к его высшим культурным потребностям, которые мы называем интересами. Также происходит изменение внутренней системы потребностей, появляются новые интересы и отмирают старые, подросток начинает интересоваться совершенно новыми вещами. [9]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg