Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Лексическое время в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»

y_nika 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2018
Категория, выбранная для исследования и анализа в выпускной квалификационной работе, представляет собой одно из наиболее сложных и изучаемых понятий в лингвистике. Множество выдающихся учёных на протяжении долгих лет изучали, анализировали, описывали эту категорию. Кроме того, время является одной из главных составляющих языковой картины мира того или иного писателя.
Введение

Время является одним из сложных понятий действительности. Сегодня оно стоит в центре внимания лингвистов, философов, психологов и культуро-логов. На протяжении многих лет эта категория исследуется с позиций разных наук. Существуют общие закономерности в проявлении свойств и особенностей времени. Это вынуждает использовать данные всех наук в их взаимодействии при его изучении. Исследование данного феномена в лингвистике связано с языковыми способами отражения категории времени. Большой вклад в описание этой категории внесли такие учёные, как К.С. Аксаков, В.А. Белошапкова, А.В. Бондарко, В.В. Виноградов, Г.А Золотова, П.А. Лекант, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Т.Е. Шаповалова, А.А. Шахматов, Н.Ю. Шведова и др. В период работы лингвистов были заложены теоретические основы изучения категории времени и выделены следующие виды времени: абсолютное, относительное, художественное, текстовое, языковое, грамматическое (морфологическое и синтаксическое). Для описания времени также используют различные модели, которые позволяют установить связи с другими лингвистическими понятиями. Это явление очень сложно и многоаспектно, но тем не менее учёным удалось выделить две наиболее главные модели времени: циклическую и линейную. Далее, в конце ХХ века, в когнитивной лингвистике время стало исследоваться как концепт. Учёные рассматривали темпоральные лексемы для того, чтобы получить модели языковой картины мира. Явление картины мира обширно и многообразно, оно играет важную роль в творчестве того или иного писателя. Время в тексте может репрезентироваться с помощью номинаций определённых по длительности отрезков времени (минута, час, день и др.); номинаций временных отрезков неопределённой длительности (миг, мгновение); номинаций циклических событий человеческой жизни (завтрак, обед, ужин); номинаций циклических природных явлений (весна, лето, осень, зима); номинаций линейности времени (нынешний, будущий, прошлый); номинаций признаков антропоцентричности (старость, молодость и др.). Наследие И.С. Тургенева является объектом исследования многих лин-гвистов и литературоведов. Его произведения изобилуют темпоральной лексикой, которая интересна для изучения. Таким образом, актуальность исследования обусловлена неослабевающим интересом к лингвистическому изучению категории времени. Избранная тема связана с необходимостью выявления и анализа средств репрезентации лексического времени в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Объект изучения – темпоральная лексика, с помощью которой выражается категории времени. Предмет работы – особенности функционирования средств выражения лексического времени в романе И.С. Тургенева. Цель работы состоит в выявлении, систематизации и описании средств выражения лексического времени в произведении И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Для достижения данной цели были поставлены конкретные задачи: 1) описать существительные-доминанты, составляющие лексическую парадигму «Единицы измерения времени» и представляющие концепт ВРЕМЯ; 2) рассмотреть номинации определённых и неопределённых отрезков времени; 3) выявить особенности выражения циклического и линейного времени; 4) показать примеры номинаций, выражающих признаки антропоцен-тричности. В ходе исследования языкового материала были применены следующие методы: лингвистическое описание для выявления средств выражения времени; метод индукции для представления итогов после наблюдения над конкретными темпоральными лексемами; метод контекстуального анализа и сравнительно-сопоставительный метод. Материалом для исследования послужил корпус примеров из романа «Дворянское гнездо». Текст цитируется по изданию Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 143 с. – (Классика). Теоретическая значимость исследования заключается в описании и в определении роли различных средств выражения времени в произведении И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Практическая ценность данной работы состоит в анализе темпоральной лексики. Данные наблюдения могут быть использованы при проведении уроков русского языка, темы которых содержат в себе понятие времени. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава работы представляет собой изучение категории времени с той или иной стороны. В первой главе представлено теоретическое описание времени в различных науках и работах отечественных лингвистов, моделей времени, картины мира и её видов. Во второй главе анализируются и описываются примеры темпоральной лексики в романе «Дворянское гнездо», определяется их роль в творчестве писателя. Третья глава представляет собой методические рекомендации по проведению уроков русского языка, материалом для которых послужат примеры лексики, репрезентирующей категорию времени.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 6 1.1. Категория времени в работах отечественных лингвистов………………………………………….6 1.2. Модели времени. Время в языковой художественной картине мира……………………………..14 1.3. Семантическое содержание концепта ВРЕМЯ 22 1.3.1. Номинация определённых по длительности отрезков времени 27 1.3.2. Номинация временных отрезков неопределённой длительности 29 1.3.3. Номинация циклических событий человеческой жизни 30 1.3.5. Номинация линейности времени 31 1.3.6. Номинация признаков антропоцентричности в языковой модели времени 32 ГЛАВА 2. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 33 2.1. Лексемы минута, час, день, год, век как номинации определённых по длительности отрезков 35 2.2. Миг, мгновение как лексемы, обозначающие временные отрезки неопределённой длительности 40 2. 3. Номинации времён года при изображении циклических природных явлений 43 2. 4. Номинации циклических событий в жизни человека 45 2. 5. Лексемы, репрезентирующие линейность времени 47 2. 6. Номинации признаков антропоцентричности 50 ГЛАВА 3. РОМАН «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» И.С. ТУРГЕНЕВА КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 53 3.1. Фрагмент урока «Обстоятельство как второстепенный член предложения» 54 3.2. Изучение темы «Слово и его лексическое значение» на примере лексики с временной семантикой 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66 Приложение 1. Модели времени 70 Приложение 2. Система упражнений, позволяющая закрепить навыки изучения временных обстоятельств 72
Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. М.: Гно-зис, 2005. 326 с. 2. Арсеньева Н.Н. Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева. 5-8 окт. 1993 г., Орел // De visu. М, 1994. N 3/4. С. 134 3. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Изд-во «Индрик», 1997, с. 51-61. 4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 896 с. 5. Аюпова С.Б. Категории пространства и времени в языковой художест-венной картине мира (на материале прозы И.С. Тургенева) // Филологические науки. 2011. № 1. С. 43-53. 6. Аюпова С.Б. Лексический портрет времени в языковой художественной картине мира романов И.С. Тургенева // Слово. Предложение. Текст: Коллективная монография. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. С. 49-53. 7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407. 8. Бондарко A.B. Временной дейксис и перцептивность // Система языка и структура высказывания: материалы чтений, посвящённых 90-летию-со дня рождения В.Г. Адмони / отв. ред. С.А. Шубик. Спб.: Наука, 1999. С. 10-12. 9. Булыгина Е.Ю., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с. 10. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972. 614 с. 11. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 369-458. 12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы: учебное пособие для филологических вузов. М.: Высшая школа, 1991. 448 с. 13. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с. 14. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. 368 с. 15. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под ред. Г.А. Золотовой. М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2004. 544 с. 16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 4-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с. 17. Леденёва В.В. Заметки о языковом облике начала XX века // Вестник Московского Государственного Областного Университета: серия Русская филология. 2007. № 1. С. 76-79. 18. Лекант П.А. Основные аспекты предложения // Русская речь. 1975. №1. С. 12-20. 19. Лекант П.А. Предикативная структура предложения // Средства выражения предикативных значений предложения. М.: Высшая школа, 1983. С. 6-7. 20. Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Изд-во МГОУ, 2002. 312 с. 21. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 175 с. 22. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52. № 1. С. 3-9. 23. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 203 с. 24. Логический анализ языка. Язык и время / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Изд-во «Индрик», 1997. 352 с. 25. Макаровская Е.В. Языковые средства выражения времени в поэзии Бориса Пастернака: дисс. канд. филол. наук, М., 2009. 26. Миронова Ю.В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (На материале цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника») : дисс . канд. филол. наук. Липецк, 2003. 190 с. 27. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект: автореф. дисс. д-ра филол. наук. Москва. 2004. 28. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 166 с. 29. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива: Языки русской культуры. М., 1996. 464 с. 30. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении: учебное пособие. Изд. 8-е. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 432 с. 31. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Изд-во «Индрик», 1997. С. 158-169. 32. Поспелов Н.С. Прямое и относительное употребление форм настоящего и будущего времени глагола в современном русском языке // Исследования по грамматике русского литературного языка: сборник статей / под ред. Н.С. Поспелова и Н.Ю. Шведовой. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 206-246. 33. Поспелов Н.С. О соотношении грамматических значений глагольных форм времени в русском языке // Проблемы современной лингвистики. М.: Наука, 1968. С. 111-137. 34. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты, М.: «Аграф», 2009. С.172-173. 35. Русская грамматика. Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика»: в 2 т. М.: Наука, 1980. – Т. 2. – 784 с. [Электронный ресурс]. URL: http://rusgram.narod.ru/index2.html (дата обращения: 23.03.2017). 36. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. 37. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. 126 с. 38. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. 143 с. (Классика). 39. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с. 40. Шаповалова Т.Е. Категория синтаксического времени в русском языке: монография. М.: МПУ, 2000. 151 с. 41. Шаталова О.В. Концепт бытие в поэзии М. Цветаевой // Вестник Московского Государственного Областного Университета: серия Русская филология. 2006. № 3. С. 282-285. 42. Шахматов A.A. Синтаксис русского языка. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 624 с. 43. Шведова Н.Ю. Русский язык: избранные работы / Росс. акад. наук; отд. историко-филолог. наук; Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 640 с. 44. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени, восприятия). М.: Гнозис, 1994. 343 с. 45. Яковлева Е.С. Час в системе русских названий времени // Логический анализ языка. Язык и время / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Изд- во «Индрик», 1997. С. 267-280.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. 1. Категория времени в работах отечественных лингвистов Изучением сущности категории времени занимались ещё в древние вре-мена, но параметры этой категории первыми описали физики. Благодаря на-турфилософии Ньютона пришло понимание времени как универсальной категории. Данному понятию был приписан статус величины, которая не зависит от действительных физических событий. Это дало понимание того, что время не мыслится само по себе, а связано с процессами, происходящими в нём. К категории времени обращались исследователи разных наук, предлагалось рассматривать время физическое, биологическое, астрономическое, психологическое, языковое. Существуют общие закономерности в проявлении свойств и особенностей времени. Это вынуждает использовать данные всех наук в их взаимодействии при изучении этой категории. Общеизвестно, что сначала учёными наблюдалось единство философского и естественнонаучного подходов к проблеме времени. На раннем этапе развития человечества естественные науки и философия развивались одновременно. Позже видные философы опирались также на физику и математику. Стоит отметить, что объединение этих наук, теоретические тезисы которых составляют основу анализа категории времени как универсальной, всеобщей, наблюдается и в наши дни. Далее, благодаря таким философам, как А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, внимание было устремлено больше на существование времени в человеке, чем на существование человека во времени. Такой антропологический аспект в изучении времени является актуальным и сегодня, так как связан с особенностями переживаемого человеком времени и его отражении в сознании личности. Эта грань вопроса стала интересной для психологов, которые также внесли немалый вклад в исследование категории времени. Категория времени представляет собой одно из самых сложных явлений действительности. Являясь одним из базовых понятий естественных наук, философии и культуры, оно обладает большой степенью общности и абстрактности. Каждая культура имеет свою собственную, исконную или заимствованную, систему временных понятий, которая будет значимой в контексте внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Язык – это зеркало культуры, отражающее не только реальный, окружающий человека мир, но и самосознание народа, менталитет, образ жизни, обычаи, системы ценностей и т. д. Как понимает время тот или иной народ, зависит от исторических условий, веры и культурных традиций. Феномен именно языкового времени имеет долгую историю исследова-ния в связи с естественными и гуманитарными дисциплинами. Сегодня оно снова стоит в центре внимания философов, психологов, культурологов и лингвистов. Сложность, неоднородность и неординарность времени обусловливают постоянный интерес к его изучению и предполагают множество подходов к его рассмотрению. Время стоит понимать не только как категорию языка, но и как философскую и физическую категорию. Последние два аспекта являются единым целым, именно им подчинён лингвистический аспект, но он обладает своей спецификой и поэтому требует специального рассмотрения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 47 страниц
2300 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 67 страниц
15000 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 71 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg