Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы

olegnowa 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.12.2021
В рамках выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы: ? Во - первых, реформа существующей системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних осуществляется путем внедрения элементов ювенальной юстиции. Формирование ювенальной юстиции является одним из приоритетных направлений судебной реформы в России. Пилотные проекты по созданию «ювенального суда», пилотные площадки программ «восстановительного правосудия» в настоящее время действуют более чем в двадцати регионах Российской Федерации. Несмотря на изменения в законодательстве, направленные на смягчение мер наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей, одной из наиболее распространенных мер остается практика лишения свободы, что делает Россию мировым лидером по количеству несовершеннолетних заключенных. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарной системе имеет большой потенциал для развития. Перед специалистами по социальной работе стоит сложная задача внедрить их в пенитенциарную систему.
Введение

В настоящее время особое внимание необходимо уделять социальной поддержке тех групп населения, которые не в состоянии защитить себя. К ним, безусловно, относятся осужденные, особенно несовершеннолетние, которые изолированы и лишены некоторых своих гражданских прав, и в силу этих обстоятельств они не могут самостоятельно защищать свои права. За последние пять лет рост преступности несовершеннолетних идет на спад, однако этот показатель снижается не столько из-за снижения количества преступлений, совершенных подростками, сколько из-за сокращения числа детей в стране. За последние 10 лет количество преступлений сократилось более, чем в 2 раза. Но остается высоким. Так, в 2020 году несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно наказуемых деяний. По итогам первого квартала 2021 года количество таких преступлений сократилось на 5,1 % - с 9 тыс. до 8,6 тыс. В то же время, несовершеннолетние все чаще совершают деяния насильственного характера, тяжкие и особо тяжкие преступления. Эти показатели характеризуют не фактический, а только зарегистрированный уровень преступности несовершеннолетних. Необходимость социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях обусловлена следующими факторами: ? во-первых, социальная работа с несовершеннолетними подростками недостаточно развита, вернее, она все еще находится в стадии разработки; ? во-вторых, в связи с тем, что преступность несовершеннолетних остается на достаточно высоком уровне, в будущем пенитенциарная система столкнется с еще большими проблемами: увеличится и количество пенитенциарных учреждений, в которых придется использовать новые технологии воспитания и исправления осужденных подростков; ? в-третьих, возрастной уровень осужденных, по статистике, значительно снизился. В настоящее время число лиц в возрасте 14-19 лет, находящихся в местах лишения свободы, превышает 25,2%. В то же время следует отметить, что подростки и молодежь - это наиболее активная, трудоспособная возрастная группа людей, обладающая огромным человеческим и экономическим потенциалом, который никак не используется для развития общества и страны. ? в-четвертых, осужденные подростки слабо защищены законодательством штата от нападений, издевательств и насильственных мер со стороны сотрудников пенитенциарных учреждений. Нынешняя пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер в отношении осужденных, что противоречит главной цели ее деятельности - перевоспитанию преступников. Основное количество преступлений в городах, совершаемых подростками, являются корыстными. Это всевозможные кражи, грабежи, вымогательство, шантаж, массовые драки, убийства. В то время как подростки совершают преступления, все еще особая роль заключается в привлечении их к уголовной ответственности, применении к ним различных видов наказания, и лишение свободы на определенный срок является приоритетным. Каждый 10-й осужденный подросток является сиротой или его родители лишены соответствующих прав. Примерно 1/3 подростков, оказавшихся за колючей проволокой, имеют психические отклонения, и почти половина осужденных до ареста нигде не работали и не учились. Таким образом, в места лишения свободы помещаются лица с высоким уровнем социально-педагогической запущенности, криминальной зараженностью, а также психически и нравственно больные люди. Особенно остро стоит проблема адаптации, реабилитации и ресоциализации осужденных подростков и освобожденных заключенных. Лишение свободы подростков приводит к необратимым последствиям: они формируются как личности, принадлежащие к криминальной культуре. Как показывают исследования, длительное содержание подростков под стражей по существу не исправляет их, а способствует криминализации и усилению антиобщественных настроений, это признают не только общественные организации, но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, и сами сотрудники колоний. Это проявляется в рецидивизме бывших заключенных: каждый 6-й «выпускник» воспитательной колонии возвращается туда снова. Увеличение числа рецидивов в 2020-2021 годах было почти 65%; из рецидивистов в 2021 году каждый пятый совершил новое преступление во время отбывания наказания. Этим и обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы Целью данной работы является анализ положения несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарной системе и разработка путей совершенствования организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Из поставленной цели вытекают задачи работы: ? изучить социальную реабилитацию несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы; ? определить социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний; ? рассмотреть проблемы и найти пути совершенствования социальной работы с освободившимися несовершеннолетними. Объектом ВКР являются несовершеннолетние правонарушители, освободившиеся из мест лишения свободы. Предметом - социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями. Выпускная квалификационная работа по своей структуре состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6 1.1 Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы 6 1.2 Психологические особенности несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы 14 1.3 Нормативно-правовые основы социальной работы с подростками, освободившимися из мест лишения свободы 21 2 ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 29 2.1 Подходы к определению и условия эффективности социальной работы с несовершеннолетними, освободившимися из мест лишения свободы 29 2.2 Проблемы социальной работы и ресоциализации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, и пути их решения 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Советская юстиция, 1991, №№ 12 – 14. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Российская газета, № 9, 16.01.1997. 5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851. 6. Письмо Минобрнауки России от 29.07.2014 № 08-988 «О направлении методических рекомендаций» // Вестник образования России, № 6, март, 2015. 7. Приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 № 7426) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 7, 13.02.2006. Учебная и научная литература 8. Бартол, К. Психология криминального поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. - 352 с. 9. Васильев, В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Юридическая литература, 2015. – 407 с. 10. Ветров, Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.: ООО «Триада», 2015. - 105 с. 11. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно - психологическая безопасность и психологическая защита. СПб.: Питер, 2018. - 304 с. 12. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2019. - 288 с. 13. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. / Л. П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2015. – 92 с. 14. Кузнецова, И.А., Кузнецова, А.О. Особенности семейных связей несовершеннолетних осужденных // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 65-68. 15. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Дрофа, 2017. - 192 c. 16. Петрова, О.В. Правовые основы, основания, порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Учебное пособие / О.В. Петрова. - М.: Флинта, 2015. - 230 c. 17. Социальная педагогика: ресоциализация воспитанников закрытых учреждений: Научно-методическое пособие / Под. ред. д.п.н. Т.Т. Щелиной. - Арзамас: АГПИ, 2017. - 123 с. 18. Топчий, Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. Историко-социологические очерки // М.: Издательство РГСУ, 2017. – 274 с. 19. Холманский, В.И. Правовые основы, основания, порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / В.И. Холманский, Т.В. Стульнова, О.В. Петрова. - М.: Наука, 2018. - 184 c. Публикации в научных журналах, сборниках, СМИ 20. Антонов, А.И., Лебедь, О.Л. Несовершеннолетние преступники // Социс. 2016. - № 3. - С. 57 - 61. 21. Барковская, Л.В. Социально-философские проблемы девиации в социальной работе // Ученые записки. - 2016. - №7 (20). – С. 144 – 149. 22. Бебякин, М.В., Мейер,Ю.А. Предупреждение рецидива среди условно-досрочно освобожденных // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции, (21 октября 2017 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2017. - С. 65 - 68 23. Белых, О.Б. Технологии социальной работы / О. Б. Белых // Омский научный вестник. - 2017. - № 67. - С. 59 - 62. 24. Белых, О.Б. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних / О. Б. Белых // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 37. - С. 165 - 172. 25. Борисова, Н.Е. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях РФ // Ученые записки. - 2017. - №3. – С. 83-88. 26. Гаджиметов, А.А. Ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Юридический вестник ДГУ. 2015.- Т. 15. - № 3. - С. 112-116. 27. Гончаров, М.А. Формирование у учащихся знаний о правилах поведения в криминальных ситуациях // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 36 – 38. 28. Дубова, О. Ф. Адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы / О. Ф. Дубова // Социальная работа. - 2017. - № 1. - С.48 – 53. 29. Зайцева, Ю.А., Колесова, О.И. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних воспитанников воспитательных колоний // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. - М.: МГППУ, 2015. - С. 58-62. 30. Кузнецова, И.А., Пестриков, Д.В. Основные направления социально-психологической работы с несовершеннолетними осужденными в период подготовки к освобождению // Вестник Самарского юридического института. № 4. - 2017. - С. 358-361. 31. Кузнецова, И.А., Хмельницкая, В.А. Социально полезные связи несовершеннолетних осужденных и роль семьи в их структуре // NovaInfo.Ru. 2015. - № 38. - С.278-281. 32. Леонова, Е.Ю. Ресоциализация осужденных в образовательном пространстве высшей школы // Фундаментальные исследования. 2018. - № 10-14. - C. 3248-3251. 33. Мейер, Ю.А. Специфика внутриличностных конфликтов у несовершеннолетних осужденных // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.) Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 96 – 98. 34. Минстер, М.В. Современные тенденции развития криминальной субкультуры и ее негативное воздействие на преступность несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. 2017. - № 6 (19) - С. 290-299. 35. Михайлов, А.П. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. - № 3. - С.157-158. 36. Нестеров, А.Ю. Адаптивная ресоциализация несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы (теория и практика): социологический аспект // Власть - 2016. - № 6. - С. 186-190. 37. Нестеров, А.Ю. Реализация конституционных прав и гарантий несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях ФСИН России (теория и практика). - Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016 г. Уфа: НИЦ «Аэтерна». - С. 117-124. 38. Николаев, С.М. Успешная ресоциализация несовершеннолетних осужденных как основа эффективности деятельности воспитательных колоний // Вестник Владимирского юридического института. 2017. - №3 (4). - С. 40-43. 39. Огородников, В.И. Актуальные проблемы кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. 2020. - № 5. - С. 189-194. 40. Орлова, Ю.Р. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации // Человек: преступление и наказание. 2019. - № 2. - С. 55-58. 41. Пестриков, Д.В., Кузнецова, И.А. Особенности повышения эффективности психолого-педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего содержащегося в ВК // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности: Сборник материалов к Международной научно-практической конференции (16 апреля 2018 г.). Оренбург: Экспресс-печать, 2018. С. - 122 -124. 42. Рыбак, М.С., Хаитжанов, А. Особенности воспитательной работы по ресоциализации осужденных // Интеграция образования. 2018. - № 1. - С. 62-66. 43. Садовникова, М.Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Сибирский Юридический Вестник. 2015. - № 1. - С. 55-59. 44. Хрущев Я.В. Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы / Я.В.Хрущев, В.Д.Новикова. // Государство и право: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. - С. 33-37. 45. Шапарь, М.А. Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. - № 1 (35). - С. 37-40. Источники на электронных носителях 46. Состояние преступности в России за 2020 - 2021 г. [Электронный ресурс] - URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1328502 (дата обращения 15.04.2021). 47. Туберкулез в тюрьмах [Электронный ресурс] – URL: https://vturme.info/tuberkulez-v-tjurmah/ Дата обращения: 05.05.2021).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1.1 Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы Дестабилизация российской экономики, разрушение старой системы ценностей, кризис института семьи, духовности негативно отражаются на социальном благополучии общества в целом. Прежде всего, происходящие процессы оказывают существенное влияние на незрелую психику несовершеннолетних, тем самым усложняя процесс их социализации и усвоения социальных норм. Все это не может не указывать на существование в современном обществе факта социально-психологической и экономической депривации детей и подростков. Растущее число несовершеннолетних с девиантным и делинквентным поведением, которое проявляется в гневе, жестокости и антиобщественных действиях, продолжает вызывать серьезную озабоченность у общественности и сегодня. Так, по данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83 процента, в 2019 году совершили преступления против собственности, 8 процентов против жизни и здоровья и более 4 процентов - это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg