Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ И СИНОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

y_nika 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.07.2018
Известно, что в лексической системе современного русского языка многие слова связаны между собой не только синонимическими отношениями, но и антонимическими. В этом случае слова объединяются друг с другом по противоположным значениям, которые для них характерны, в замкнутые пары (хороший - плохой, правда - ложь). Именно этим объясняется тот факт, что кроме омонимов и синонимов в русском языке существуют и антонимы. Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия.
Введение

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить, но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит важная задача – активизировать словарь детей. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, деловой, коммуникативной готовности к взаимодействию с окружающим миром. Связь человека с реальной действительностью, с окружающим миром осуществляется через язык. По мере обогащения сознания развиваются и усложняются формы и виды общения. Это говорит об огромном значении русского языка как учебной дисциплины в начальной школе. Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Обогащение словаря учащихся одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку. К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь. На уроках русского языка проводятся лексические упражнения, среди которых важное место занимает работа над синонимами и антонимами, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Вот почему овладение лексическими богатствами языка невозможно без изучения его синонимических средств. Объект исследования: процесс овладения синонимией и антонимией учащимися начальных классов. Предмет исследования:основы изучения антонимов и синонимов на уроках русского языка в начальной школе Цель работы:определить систему упражнений для работы над синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе. Задачи: 1)выявить сущность лингвистических терминов «синонимы» и «антонимы»; 2)проанализировать учебники русского языка для начальной школы ; 3) изучить состояние вопроса в практике работы школы; 4) подобрать и систематизировать задания для развития у детей представлений о синонимах и антонимах, особенностях их использования в речи, апробировать их на практике и сделать выводы. Методы исследования: 1) Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2) Проверить знания детей о синонимах и антонимах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. 3) Сделать выводы о умении применять школьниками в речи синонимы и антонимы.
Содержание

Введение 3 1.Теоретическиеосновы изучения антонимов и синонимовна уроках русского языка в начальной школе.5 1.1Понятие антонимы и синонимы. Особенности слов данной группы5 1.2Задачи лексической работы в начальной 9 2. Методика изучения антонимов и синонимов в начальной школе 15 2.1 Содержание методики, ее значение и задачи15 2.2 Приемы и упражнения используемые в работе по изучению антонимов и синонимов в начальной школе20 2.3Анализ альтернативных программ обучения русскому языку 25 2.4Изучение и обобщение опыта работы учителей начальной школы по рассматриваемой проблеме34 2.5Определение уровня умений использовать в речи слова-синонимы и слова-антонимы 39 Заключение47 Список используемых источников 50
Список литературы

1. Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998 - 240 с., ил. - (Серия:Игра, обучение, развитие, развлечение"). 2. Бумарко В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. - М. - Просвещение, 1991г. - 96 с.: ил. 3. Волина В.В. Русский язык. Переиздание - Екатеринбург: Издательство "Арго", 1996 (Серия "Учимся играя"). 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956г. 5. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. - 400 с.: ил. 6. Иванова В.Н. Синонимия в системе языка. Кишинев, 1982г. 7. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. - 1982 - №1 - с. 22. 8. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1978г. 9. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1972. 10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1969. 11. Леонтьев А.А. Языкознание и психология. - М.: Наука, 1966. 12. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. 13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с. 14. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высшая школа", 1974. 15. Матвиевская Л.А. Контраст и антитеза. // Русский язык в школе. 1978 - №5 - с. 27. 16. Мызина В.А. Изучение слов, противоположные по значению. // Начальная школа. - 1977. - №8 - с. 42. 17. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Просвещение, 1986. 18. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1978. 19. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального обучения / Авт. - составитель С.М.Гатенкова (Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского). - Пенза, 1997. - 52 с. 20. Речевое развитие младших школьников: методическое рекомендации к работе по программе "Речь" 1 класс / Сост. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. - Пенза, 1993. 21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высшая школа", 1974. 22. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. - М.: Линка - Пресс, 1994. 23. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Новикова Л.А. - М., 1984. 24. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др.; Под ред. П.А.Леканта. - М., "Высшая школа", 1982 - 399 с. 25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Худ. М.Душин, В.Н.Куров, - Ярославль: "Академия развития", 1997 (Серия:"Вместе учимся, играем"). 26. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для фил.спец. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 415 с. 27. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. - М.: Просвещение, 1972. 28. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Русский язык и литература". М.: Просвещение, 1977, 335 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМОВ И СИНОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1.1ПОНЯТИЕ АНТОНИМЫ И СИНОНИМЫ. ОСОБЕННОСТИ СЛОВ ДАННОЙ ГРУППЫ Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. Важно определить перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа: • синонимами, омонимами (термин можно не вводить); • с антонимами, с паронимами, с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; • с фразеологизмами. Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное). Типы синонимов: а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лексика – лексикология); б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное); в) смысловые: идти – шагать; г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (смелый– храбрый). Функции синонимов в речи: а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…); б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света); в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное). Стилистическая функция синонимов выражается: а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное); б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.); в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное). Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, частотой употребления. Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью. Так, синонимы могут дифференцироваться: -по обозначаемым ими предметам [синонимы «скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра (ср. следующий пункт)]; по социальной оценке обозначаемого предмета (синонимы «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению); -по применимости в том, или ином стиле речи (синонимы «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка синонима «лошадь» произведёт комический эффект — «куда ты скачешь, гордая лошадь?»); по этимологическому значению, которое может придавать одному из синонимов особую окраску (синонимы «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти синонимы в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg