Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

y_nika 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.07.2018
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, пока¬зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Введение

Актуальность исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста пока¬зал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом разви¬тии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти де¬ти составляют основную группу риска по неуспеваемости, особен¬но при овладении письмом и чтением. Основная причина - недо¬статки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, ус-тойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фо¬нематического слуха и развития ори¬ентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывают исследования речевой деятельности детей с от-клонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период [17; 23; 34]. Апробация (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Каше Г.А., Туманова Т.В.) программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подтвердила обоснованность научных и методологи-ческих позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Данные за последнее десяти¬летие убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и началь¬ным образованием [37; 42]. В настоящее время, по данным Р.Е.Левиной, Н.А.Никишиной, Р.М. Боскис, Г.А.Каше часто встречаются дети с ФФН в старшем дошкольном возрасте. Причинами считают педагогическую запущенность, недостатки развития фонематических процессов, неблагоприятный социальный фактор [23]. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования. Цель исследования: решение проблемы фонематического восприятия у дошкольников с ФФН. Объект исследования:фонематическиепредставления у детей дошкольного возраста с ФНН. Предмет исследования: процесс коррекционной работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Задачи: 1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Обследовать детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления. 3. Разработать методику и организовать экспериментальное обучение. 4. Проверить на практике эффективность применения методов обучения. Методы: 1. анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме; 2. изучение психолого-педагогической и медицинской документации; 3. наблюдение за коррекционной группой и определение ее особенностей; 4. эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); 5. анализ полученных результатов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Научно-теоретические основы фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 6 1.1. Понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» 6 1.2. Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика проявления нарушения 14 1.3. Коррекционно-развивающая работа в группе для детей с ФФН 18 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Исследование сформированности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 23 2.1. Характеристика контингента учащихся 23 2.2. Организация и методики исследования 26 2.3. Результаты исследования фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 29 Выводы по второй главе 33 Глава 3. Методические разработки по формированию фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 35 Выводы по 3 главе 47 Заключение 50 Литература 54 Приложение 1 59 Приложение 2 65 Приложение 3 69
Список литературы

1. Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 48 с. 2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб: Детство-пресс, 2007. - 48 с. 3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с. 4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 361с. 5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Издательство Просвещение, 2004. – 90 с. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с. 7. Бондарев И.П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – С. 127 – 131. 8. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48. 9. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2007. – 210 с. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 2. – М.: Просвещение, 2000. – 341 с. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с. 12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М.: Просвещение, 1961. - 148 с. 13. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2001. – 298 с. 14. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания/ Н.Ф. Добрынин//Вопросы психологии.-1973.- №3.- С. 121 – 128. 15. Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. 16. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. 17. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 128 с. 18. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников. – 1993.- № 2.- С. 134-138 19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1995.- 177 с. 20. Колесникова С. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: Издательство «Квента», 2007. - 110 с. 21. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. – М.: У-Фактория, 2009. – 324 с. 22. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб: Речь, 2003.- 336с. 23. Красикова Ю. П. Логопедическая работа по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. URL:http://festival.1september.ru/articles/646285/ (дата обращения: 2.02.2016) 24. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 224 с. 25. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М.: Просвещение, 2004.- 236 с. 26. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.502-512. 27. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – СПб:Союз, 2009. – 156 с. 28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб: СОЮЗ, 2002. - 160 с. 29. Леонтьев А.Н. Исследование детской речи //Основы теории речевой деятельности. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с. 30. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Литур, 2003. - 316 c. 31. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой.-М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с. 32. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - СПб: Питер, 2008. – 324 с. 33. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма. - М.: Наука, 2001. – 543 с. 34. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Институт Практической Психологии, 2007. – 190 с. 35. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией//Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1999. - С.59-70. 36. Назарова Л.К. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте.- М.: Просвещение, 2006.- 120с.
Отрывок из работы

Глава 1. Научно-теоретические основы фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 1.1.Понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, и прежде всего речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всего речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [21]. По Л.С.Волковой фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы - речевые звуки [7]. Фонематическое восприятие (или речевой слуховой гнозис) - это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую(фонетическую) переработку речевого потока, специальные умственные действия по осуществлению операций вычленения, узнавания и различения фонем. Восприятие воспроизводства звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука Данные исследований показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. Большинство авторов (Гвоздев А.Н., Филичева Т.Б.) выделяют четыре этапа становления речи детей[8,46,47]: ? подготовительный – от рождения до года; ? преддошкольный – этап первоначального овладения языком (1–3 года); ? дошкольный (3-7 лет) [37]. Подготовительный этап является наиболее важным этапом для становления звуковой стороны речи. Данный этап называется«психологически-предпосылочным» этапом формирования речи. С.Н.Цейтлин и др. разделяют подготовительный этап развития на стадии: крик, гуление (2–3 месяца), лепет (6 месяцев). Переход от доречевого развития к первым словам происходит около 1 года. Таким образом, развитие подготовительного этапа можно изобразить линейно: крик – гуление – лепет – слова [39].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 175 страниц
4375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg