ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Анализ финансовых результатов: цели, методы и содержание
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину фи-нансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом проводящего данный анализ может интересовать как текущее финансо-вое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более от-даленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состоя-ния.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаи-мосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представ-ляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, ин-формационных, технических и методических возможностей проведения ана-лиза.
Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на осно-ве бухгалтерской отчетности [14].
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, то есть от общего к частному. Но он должен применять-ся многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историче-ская и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности [14].
Практика финансового анализа выработала методику анализа финан-совых отчетов. Среди них можно выделить такие как:
- сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом - го-ризонтальный анализ;
- определение структуры итоговых финансовых показателей с выявле-нием влияния каждой позиции отчетности на результат в целом - вертикаль-ный анализ;
- сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих пе-риодов и определение тренда - трендовый анализ, то есть основной тенден-ции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуаль-ных особенностей отдельных периодов. С трендового анализа проводится ведется перспективный прогнозный анализ;
- расчет отношений между отдельными позициями отчета или позиция-ми разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей - анализ относительных показателей;
- анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми - сравни-тельный анализ;
- с помощью детерминированных или стохастических приемов иссле-дования производят анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель - факторный анализ [4].
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяй-ственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных раз-делов:
- финансового анализа;
- производственного управленческого анализа.
Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний.
Особенностями внешнего являются:
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- множественность субъектов анализа, пользователей информации о де-ятельности предприятия;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей ин-формации о деятельности предприятия [4].
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтер-ской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственни-ками или государственными органами. Этот анализ не позволяет раскрыть всех секретов успеха организации [14].
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемо-го партнерами предприятия, по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заёмного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Внутренний анализ использует в качестве источника информации и другие данные, такие как данные: о технической подготовке производства, системного учета, нормативные, плановые и др.
Основное содержание данного анализа может быть дополнено и дру-гими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, напри-мер, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли [17].
В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть воз-можность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возмож-ность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффектив-ности хозяйственной деятельности. Особенностями управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа;
- использование всех источников информации;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
- максимальная закрытость результатов анализа (коммерческая тайна) [23].
1.2. Виды финансовых результатов и порядок их формирования
В соответствии с требованиями положения бухгалтерского учета орга-низация обязана формировать следующие числовые показатели:
- валовую прибыль;
- прибыль (убыток) от продаж;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- прибыль (убыток) от обычной деятельности;
- чистую (нераспределенную) прибыль или непокрытый убыток [14].
Исходя из логики построения отчета о финансовых результатах, каж-дый из приведенных показателей прибыли (убытка) может быть определен следующим образом.
Валовая прибыль (убыток) – показатель, определяемый как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и других косвенных налогов и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).
Прибыль (убыток) от продаж – показатель, определяемый как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленче-ских расходов организации.
Прибыль (убыток) до налогообложения — показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) от продаж, увеличенной на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов и расходов, и величиной процентов к уплате.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности – показатель, определяе-мый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и теку-щим налогом на прибыль, скорректированный на величину отложенных налоговых активов (обязательств), сформированных с учетом требований положения бухгалтерского учета.
Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток) – показа-тель, определяемый как величина прибыли (убытка) от обычной деятельно-сти, увеличенная (уменьшенная) на сумму чрезвычайных доходов (расходов) отчетного периода [21].
Таким образом, из вышеизложенного следует, что базовым для опре-деления понятия прибыли для целей бухгалтерского учета, выступает пока-затель валовой прибыли. Порядок его определения зависит от признания ор-ганизацией доходов, исходя из требований положения бухгалтерского учета.
В соответствии с положения бухгалтерского учета доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала органи-зации, за исключением его увеличения вследствие вкладов участников (соб-ственников). В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации различают:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы.
Под доходами от обычных видов деятельности следует понимать вы-ручку, полученную от осуществления деятельности, предусмотренной учре-дительными документами организации.
Под прочими доходами следует понимать: доходы от совместной дея-тельности, поступления от реализации основных средств организации, выяв-ленная в отчетном году прибыль прошлых лет, полученные штрафы, пени, неустойки и др. [21].
Для определения прибыли доходы, сформированные с учетом требо-ваний, подлежат корректировке на величину расходов.
Под расходами организации понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением его уменьшения по решению участников (собственников).
По аналогии с доходами, расходы организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Под расходами по обычным видам деятельности следует понимать расходы на изготовление (приобретение) и реализацию продукции, работ, услуг (товаров) в соответствии с учредительными документами организации [23].
Обобщение положений бухгалтерского учета позволяет сформулиро-вать следующие условия их признания: сумма дохода (расхода) может быть определена, доход (расход) получен в соответствии с требованиями законо-дательства.
1.3. Прибыль и рентабельность - важнейшие показатели эффектив-ности хозяйственной деятельности предприятия
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия, наиболее полно отражающая эф-фективность его финансово-хозяйственной деятельности и оказывающая сти-мулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсифи-кацию производства при любой форме собственности [16].
Экономическая категория прибыли имеет две стороны:
Объективная сторона характеризуется отношениями между участника-ми по поводу распределения прибыли.
Субъективная сторона предполагает познание экономических отноше-ний по поводу прибыли и применения их при определении риска, ожиданий, неопределенности и оптимизации масштабов производства. Единство двух сторон прибыли позволяет реализоваться экономическим отношениям, обес-печивая тем самым ее рост, и создает источник развития предприятия. В те-чение долгого времени исследователи смешивали вопросы об измерении прибыли с вопросами об источниках ее происхождения [16].
По мере развития экономической теории определения понятия «при-быль» постоянно усложнялись. Многие авторы (как отечественные, так и за-рубежные) сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, откло-нение, остаток, как «нечто», содержащиеся в выручке от продажи.
Многочисленные определения прибыли в современной экономической науке, в основном не противоречат, а дополняют друг друга. По всей веро-ятности, это можно отнести на тот счет, что прибыль нельзя объяснить един-ственным фактором: она результат многих причин.
Прибыль как экономическая категория выступает в качестве источника развития и стимулирования эффективного труда [25].
Как оценочный показатель прибыль характеризует эффективность ис-пользования всех ресурсов предприятия. Являясь конечным результатом де-ятельности предприятия, прибыль создает условия для его расширения, раз-вития и повышения конкурентоспособности.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника.
За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только ис-точником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении (чистой прибыли). Собственники заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды. Интересы работников связаны с созданием больших воз-можностей для материального стимулирования их труда. Объектом эконо-мических интересов государства является та часть прибыли, которую упла-чивает предприятие в виде налогов и которую общество использует для ре-шения социальных задач [27].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:
- результативную, поскольку получаемая прибыль выступает измери-телем результатов деятельности предприятия;
- стимулирующую, то есть часть прибыли выступает источником мате-риального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам;
- финансирующую, то есть часть полученной прибыли является источ-ником самофинансирования предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения про-изводственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. Прибыль выступает как экономическая категория и экономиче-ский показатель.
Величина прибыли зависит от многих факторов, а именно:
- от методов организации деятельности и уровня управления;
- объемов деятельности и современной политики ценообразования;
- взаимоотношения с бюджетом и вышестоящими организациями;
- величины налоговых и других обязательных платежей и др. [29].
Прибыль характеризуется многообразием видов, в которых она высту-пает. Деление прибыли необходимо для проведения ее анализа, выявления тенденций развития и расчета на плановый период.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и об-новления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капиталь-ных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Объектом распределения на предприятии является чистая (нераспределенная) прибыль. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, за исключением установления в ряде случаев размеров отчислений в резервный фонд, регулирования поряд-ка формирования резерва по сомнительным долгам, определения направле-ний использования средств подведомственных организаций (учреждений), полученных от осуществления в разрешенных случаях предпринимательской деятельности.
По составу элементов, формирующих прибыль, выделяют:
- маржинальную прибыль,
- прибыль отчетного периода,
- чистую прибыль [22].
Маржинальная прибыль (Пм), представлена формулой 1, представляет собой сумму валового дохода от реализации продукции собственного про-изводства и покупных товаров (В) за вычетом суммы постоянных расходов (Рпост):
Пм = В – Рпост. (1)
Прибыль отчетного периода представляет собой результат деятельно-сти предприятия. Чистая прибыль характеризует сумму прибыли отчетного периода, уменьшенную на сумму налоговых платежей, то есть прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий общественного питания.
В практическом плане представляет интерес порядок планирования прибыли на предприятии. Как правило, планирование прибыли производит-ся раздельно по видам деятельности. В процессе планирования важно мак-симально учесть факторы, которые могут оказать влияние на финансовые ре-зультаты.
В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. В условиях высокой инфля-ции предприятия чаще планируют финансовые результаты на квартал или ежемесячно.
Объектом планирования могут являться любые из рассмотренных эле-ментов прибыли. При этом особое внимание уделяется, как правило, плани-рованию прибыли от продаж. Экономическое содержание прибыли пред-приятия раскрывается через ее экономические показатели: абсолютную сум-му и уровень рентабельности [19].
Рентабельность — синтетический показатель, отражающий многие сто-роны деятельности предприятия за определенный период, и рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к товарообороту, умноженное на 100%. Данный показатель отражает долю прибыли отчетного периода в продажной цене реализованных покупных товаров и продукции собственно-го производства.
По содержанию процесса управления выделяют:
- перспективный (прогнозный, предварительный) анализ -заключается в анализе финансовых результатов хозяйственной деятельности с целью опре-деления их возможных значений в будущем, обеспечивает решение задач стратегического управления;
- оперативный анализ - приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций, основывается на данных первичного учёта, анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспе-чения эффективности функционирования предприятия.
- текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период - базируется на бухгалтерской и статической отчётности. Глав-ная задача этого анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов и мобилизация их. Особенность методики анализа состоит в том, что фактические результа-ты оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналити-ческому периоду. В этом виде анализа имеется существенный недостаток: выявленные резервы – это потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду [17].
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложе-ния в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов. По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения из-менений величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определя-ется ее структурой, то обращается особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рас-сматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении ка-чества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей деятельности предприятия и считается его главным источником средств.
В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями предыдущего периода, и по возможности с показателями подобных предприятий отрасли [17].
Наряду с этим в процессе проведения анализа дается обобщающая оценка рентабельности активов и продаж.
Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяю-щих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа струк-туры за 100% принимается выручка (нетто) от продаж как наибольший по-ложительный показатель [12].
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на откло-нение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элемен-тов, определяющих ее формирование.
Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, свя-занных с прочей деятельностью, анализируются в отдельности. По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связан-ных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельно-сти.
Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, от-ложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и теку-щий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структу-ра и динамика. По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее эле-ментов [17].
После этого рассчитываются показатели рентабельности (активов, про-даж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли) представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели рентабельности
Рентабельность Формула расчета Пояснения к формуле
- продаж по валовой при-были, % Rвп = ВП / РП х 100% ВП - Валовая прибыль;
РП - Выручка;
ПП - Прибыль (убыток) от про-даж;
ЧПП - Чистая прибыль;
НП - Прибыль (убыток) до нало-гообложения;
Аср.г. - Стоимость активов в среднегодовом исчислении
- продаж по прибыли от продаж, % Rпп = ПП / РП х 100%
- продаж по чистой при-были от продаж, % Rчпп = ЧПП / РП х 100%
- активов по прибыли до налогообложения, % Rнп = НП / Аср.г. х 100%
- активов по чистой при-были от обычной деятель-ности, % Rчп = ЧП / Аср.г. х 100
Можно сделать вывод, что основе анализа финансовых результатов лежит определение факторов, повлиявших на изменение прибыли анализи-руемого предприятия. Так на величину прибыли от продаж влияют цены на товары, готовую продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и эле-менты расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, из-менение величины коммерческих и управленческих расходов. Результатом анализа выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия.
?
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ ООО «СПЕЦЭНЕРГОАТОМ»
2.1. Основные сведения об ООО «Спецэнергоатом»
Компания ООО «Спецэнергоатом» является правоприемником ЗАО «Спецэнергоатом», которая была основана в 2008 году. Основное направле-ние компании ООО «Спецэнергоатом» – оптовая торговля станками.
Компанию ООО «Спецэнергоатом» можно отнести к среднему пред-прия¬тию на основании количества работников (125 человек), годовому обо-роту, раз¬меру основного капитала, количеству рабочих мест и затрат на оплату труда.
Целью деятельности компании ООО «Спецэнергоатом» является веде-ние коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли в по-рядке и на условиях, определяемых действующим законодательством РФ.
Компания ООО «Спецэнергоатом» юридически зарегистрирована по адресу: 107143, город Москва, Открытое Шоссе, дом 17, корп. 1, этаж 1, по-мещение II, комната 10, так же компания имеет и фактический адрес, аренду-емое офисное помещение, где происходит основная административная дея-тельность компании (наем персонала, подготовка документов на участие в тендере, обеспечение поставки товаров и прочая административная работа). Данное офисное помещение общей площадью 150 квадратных метров, арен-дуется у ООО «Ребор», которое находится по адресу: г. Москва, ул. Угреш-ская, дом 2, строение 81. (см. таблицу 1), так же ООО «Спецэнергоатом» арендует склад и торговые площади для реализации оптовой продукции. На каждой торговой зоне можно проконсультироваться на счет характеристик, цен, сроков, поставки товаров, оставить заявку или оформить сделку на по-купку продукции.
Основной деятельностью компании является оптовая продажа станков и прочих деталей для атомных электростанций. Но также компания занима-ется оптовой продажей оборудования и инструментов для сельского хозяй-ства. Закупки и заказы на изготовление ООО «Спецэнергоатом» делает на таких заводах, как ООО «Озерский приборный завод», ООО «Завод Знамя Труда», ООО «Элемер».
Компания занимается в основном государственными закупками, самы-ми крупными заказчиками являются: Государственная корпорация по атом-ной энергии «Росатом», НИЦ «Курчатовский Институт».
Общество не имеет никакой принадлежности к холдингам, концернам, ассоциациям.
В таблице 2 приведены основные сведения об ООО «Спецэнергоатом».
Таблица 2 – Общие сведения о компании ООО «Спецэнергоатом»
Название Общество с ограниченной ответственностью
«Спецэнергоатом»
Сокращенное название ООО «Спецэнергоатом»
ИНН 9718015909
Количество сотрудников 125 человек
Город Москва
Юридический адрес Москва, Открытое шоссе, д.17, копр. 1
Основной вид деятельно-сти Оптовая продажа станков
Дополнительный вид дея-тельности Оптовая торговля оборудованием и инструментами для сельского хозяйства
Год основания 2008 год
Для того, чтобы принять участие в тендере, компания должна:
– получить ЭЦП (электронную подпись) для участия в тендерах;
– пройти аккредитацию на электронных площадках;
– подготовить и подать заявку;
– принять участие в процедуре тендера.