ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия
Важнейшим вопросом любого хозяйствующего субъекта является обеспечение экономической эффективности предприятия, она отражает результативность его деятельности во всем комплексе и взаимодействии ее ресурсов и направлений. Актуальной является данная проблема в условиях, когда непрерывно идет конкуретная борьба, когда экономика государства испытывает переломные проявления, когда повышаются предпринимательские риски и возрастает недостаток сырьевых ресурсов.
Экономическая эффективность – сложная категория экономической науки. Она проебладает во всех сферах практической деятельности человека. Все стадии общественного производства, является фундаментом построения количественных критериев ценности принимаемых решений, употребляется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности.
Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается отношением экономического эффекта деятельности предприятия, исчисленного в денежном выражении за определенный период, к суммарным затратам ресурсов в денежном выражении на достижение финансового результата. Потраченные средства должны полностью окупаться в течение определенного периода, называемого сроком окупаемости. Крупные долговременные вложения, с учётом вложений в основной и оборотный капитал соответсвенны иметь срок окупаемости, исчисляемым несколькими годами, когда как малые кратковременные инвестиции могут обладать сроком окупаемости одного года. Очень высокие сроки окупаемости вложений в компанию показывают о неэффективности ее состояния и деятельности.
Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением стоимости продукта, замене оборудования, либо технологии, масштаба партии закупок или поставок продукции и иные решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей эффективности.
Ключевыми задачами анализа эффективности являются:
- подготовка и подтверждение принимаемых управленческих решений;
- выявление и мобилизация запасов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
- выявление факторов и причин достигнутого состояния;
- оценка хозяйственной ситуации;
Результаты анализа способствуют росту информированности администрации компании и иныхпользователей экономической информации.
В конечном итоге, с помощью принципа эффективности, могут быть обусловлены аспекты для всех видов целей (экологические, технические, экономические, социальные).
Каждая компания принимает решение по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой и реализуемой продукции, какие технологии использовать для производства и реализации товаров, на какой рынок, либо его сегмент выходить с данным товаром, какая структура ресурсов необходима и как распределять финансовые, трудовые и материальные ресурсы, каких результатов должно достичь предприятие, за определенный период (по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т.д.).
Из большинства направлений деятельности компании необходимо установить, какие являются стратегическими. Они могут определяться той окончательной целью, которую предприятие ставит перед собой.
На основе обобщения опыта зарубежных и отечественных компаний, различных литературных источников, сформулированы и на практике используются, следующие основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:
- экономические цели, ориентирующие на завоевание и сохранение определенной доли на рынке, для отдельных товаров и по всему ассортименту, увеличение объема продаж, снижение убытков, максимизацию прибыли, возмещение за счет доходов затрат и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, отражающие экономическую рациональность деятельности предприятия. Одним из важных выражений относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным затратам.
- экологические цели, направляющие предприятие на устранение ущерба окружающей среде, путем уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.
- социальные цели, которые дают гарантии занятости, улучшение социального обеспечения в старости, предусматривают сокращение рабочего времени и др.;
- технические цели, нацеливающие предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий и др.;
Эффективность деятельности предприятия можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:
Основные виды эффективности приведены в таблице 1.1.
Виды эффективности: Таблица 1.1
Признаки Виды эффективности
Содержание: • Социальная
• Экономическая
Сфера проявления: • Хозрасчетная
• Народнохозяйственная
Охват объекта оценки: • Локальная
• Полная
Целевое назначение: • Нормативная (проектная)
• Фактическая
• Плановая
Метод расчета: • Сравнительная
• Абсолютная
Уровень обобщения: • Экономика в целом
• Предприятие
• Рабочее место
• Отрасль
• Структурное подразделение предприятия
Объект оценки: • Производственно-хозяйственная деятельность предприятия
• Элементы хозяйственных процессов
• Хозяйственные функции
• Отдельные производственно-хозяйственные решения в сфере производства и управления
В каждой компании имеются возможности получить дополнительные выигрыши за счет структурных изменений в политике, используемых ресурсов, улучшение качества сырья, материалов, внедрения новых технологий, новых видов топлива и других мероприятий. Поэтому для всех компаний актуальной является проблема использования имеющихся возможностей в деле повышения эффективности, распределения и обмена ресурсов, и потребления готовой продукции.
1.2. Система оценки показателей экономической эффективности
Эффективность является сложной категорией, которая формируется в предприятии под влиянием большинства внешних и внутренних факторов: социальных, правовых, экономических и др. Тот факт, что эффективность представлена в различных вариантах (эффективность производства, эффективность потребления различных ресурсов, эффективность хозяйственной деятельности предприятия и т.п.), являются обстоятельством применения для ее оценки нескольких показателей. Их расположение, упорядоченность составляют определенную систему показателей.
Система показателей эффективности производства:
1) Обобщающие показатели
- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;
- прибыль на единицу общих затрат;
- рентабельность производства;
- затраты на 1 тенге товарной продукции;
- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;
2) Показатели эффективности использования труда (персонала):
- темп роста производительности труда;
- доля прироста продукции за счет повышения производительности труда;
- абсолютное и относительное высвобождение работников;
- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
- трудоемкость единицы продукции;
3) Показатели эффективности использования производственных фондов:
- общая фондоотдача;
- фондоотдача активной части основных фондов;
- рентабельность основных фондов;
- фондоемкость единицы продукции;
- материалоемкость единицы продукции;
- коэффициент использования сырья и материалов;
4)Показатели эффективности использования финансовых средств:
- оборачиваемость оборотных средств;
- рентабельность оборотных средств;
- относительное высвобождение оборотных средств;
- удельные капитальные инвестиции;
- рентабельность капитальных инвестиций;
- срок окупаемости капитальных инвестиций и другие.
На уровне компании, система характеристик общей экономической эффективности включает показатели, как по видам используемых ресурсов, так и оценочные.
Система показателей эффективности процессов и предприятия должна учитывать три основных потока информации:
- данные о качестве услуги, либо продукции, устойчивости и воспроизводимости параметров продукта, о степени соответствия требованиям клиента;
- данные о качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, устойчивости и воспроизводимости параметров процесса;
- данные о степени удовлетворенности клиента, потенциала и выполнимости предвидимых потребностей клиента.
Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Исследование сущности и форм проявления эффективности производства подразумевает учет самых многообразных признаков и форм проявления эффективности.
В качестве обобщающих показателей эффективности на хозяйственном уровне используются два показателя:
- рост произведенного валового внутреннего продукта на душу населения;
- производство валового внутреннего продукта на 1 тенге (единицу) затрат.
Показатели, используемые для определения степени эффективности в масштабе отрасли, региона, народного хозяйства носят частный характер, некординально различаются от показателей, используемых на уровне первичных субъектов хозяйствования.
Основным принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (отрасли, страны, народного хозяйства) является соответствием окончательного результата (объема выпуска, либо реализации продукции, валового внутреннего продукта, дохода) и эффекта (прибыли) с использованными и израсходованными ресурсами (по отдельным видам или в совокупности).
Соотношение показателей можно считать разными способами. При определении показателя эффективности как отношения результата в виде реализации (объема выпуска) продукции или прибыли к ресурсам или затратам должен ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов, либо затрат к реализации (объему выпуска) продукции или прибыли важно добиваться их минимизации.
Практическое применение системы показателей экономической эффективности в отраслях предусматривает:
- ориентацию предприятий на интенсивный путь формирования и достижения более высокой степени эффективности в динамике;
- выявление запасов последующего совершенствования хозяйственной деятельности предприятия на базе введения достижений научно-технического прогресса, современных технологий и усовершенствования организации производства;
- создание результативного механизма повышения эффективности.
В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности компании необходимо применять отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к общей величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи.
1.3. Зарубежный опыт оценки экономической эффективности деятельности предприятия
Ключевым направлением анализа оценки и финансовых результатов является проработка иностранного опыта и попытка адаптации элементов иностранных методик, на отечественных компаниях.
Можно отметить отдельные отличительные особенности оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в зависимости от целей:
o в американских предприятиях основное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
o в британских предприятиях - уклон на распределение ресурсов;
o в японских предприятиях - ориентация на введение нововведений и повышение качества решений.
На зарубежных компаниях перспективное планирование ведется снизу вверх, либо сверху вниз. В первом случае руководство компании выдвигает стратегические идеи и разрабатывает глобальный прогноз развития, а небольшой плановый отдел устанавливает целую форму плановых документов, метод расчетов и экономических обоснований, а также согласовывает работу структурных единиц. Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях. Во втором случае плановый отдел извещает производственной исходную информацию ради разработки планов и устанавливает задачи по важным показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).
Эфективность труда на предприятиях напрямую зависит от эффективности организационной структуры, от сбалансированности разных сфер деятельности внутри предприятия. В западном деловом мире производительность труда рассматривается как отношение между продукцией, производственной системой и затратами на производство этой продукции. В систему включаются затраты в форме труда, то есть трудовые ресурсы, капитала (материальные и финансовые ресурсы, основные фонды), энергия, информация. Эти ресурсы реорганизуются в продукцию.
Планирование производительности труда соединено с вопросами управления качеством продукции, бухгалтерским учетом, оценкой экономичности, то есть измерением трудозатрат и разработкой смет, денежным контролем и кадровой службой.
Управление имуществом содержит определение стратегии менеджмента и обновления производства, наблюдение за стоимостью имущества, активами и распределением прибыли. При этом функция стратегического управления исполняется в штаб-квартире корпорации, а оперативного управления - остается на заводе, направляется в первичные ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие подразделения. В этом нет отличия между американскими и японскими предприятиями. Первичные ячейки стали сами заказывать материалы, производить и отгружать продукцию. В итоге, в США, например, корпарации сократили 30% управленческого персонала.
Увеличивается значимость денежнвх подразделений, в выработке стратегических целей. В условиях компьютеризации финансовая служба сводится с бухгалтерией. При отсутствии электронно-вычислительной техники кардинально возросшие объемы работ бухгалтерии инициируют задерживать всю работу компании. В развитых государствах 87% компаний отказались от ручной выписки документации, расчетов и т.п., вводится абсолютная компьютеризация этих процессов. Вдобавок осуществляется разъединение задач перспективной (на 5 лет и более) и текущей (на 1-3 года) максимизации прибыли.
В свою очередь под стратегией подразумевается - тщательный многосторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии компании и достижение ее целей, или управленческий план, сосредоточенный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей его потребителей и достижение определенных результатов деятельности. Таким образом, стратегия - это общее направление, либо сочетание ряда направлений, на которых следует искать пути достижения целей.
В Японии под стратегией подразумевается способность к адаптации, подготовленность к изменениям с целью выживания в определенный момент и в длительной перспективе. Стратегия для японских менеджеров – это форма совершенствования предыдущих достижений.
В процессе принятия решения мысль управляющего японским предприятием, направлена на поиски точной реакции, на непредсказуемые события и действия, чем на разработку стратегии управления в условиях неопределенности. Информационная база в Японии является ключом для понимания данного положения. Главным условием повышения прочности системы на японских компаниях, является улучшение качества, сокращения издержек и усовершенствование потребительских параметров продукции. На достижение этих целей направлены совершенствование технологии и повышение качества труда.
Особое внимание надобно обратить на такой аспект, стратегической работы японских компаний, как заблаговременное, продуманное введение в создание людей сути необходимых изменений, а также важности их реализации. Такая стратегия требует наличия большого запаса прочности, то есть фирмы объективно заинтересованы в наращивании потенциала — человеческого и технологического.
Как показал опыт зарубежных организаций внедрение стратегического планирования требует затрат, которые не всегда могут оказаться результативными. При определенных обстоятельствах необходимо время, чтобы усилия управляющего дали позитивные результаты. Даже весьма отлично управляемая организация может столкнуться с негативными и непрогнозируемыми обстоятельствами. Обязанностью руководства является утверждение мер, соориентированных на компенсацию отрицательного воздействия внезапно возникающих негативных условий путем осуществления стратегического планирования и использования таких деловых подходов, которые помогли бы преодолеть последствия безуспешного стечения обстоятельств. Так, например, ведущая американская компания "General Electric", в настоящее время благополучно применяющая стратегическое планирование, дважды предпринимала неудачные попытки по его внедрению.
В то же время в высокоразвитых государствах 85% их экономического роста было обеспечено инновационной деятельностью предприятий. Продукция 50% казахстанских предприятий, на сегодняшний день, конкурентоспособна только внутри госудраства и на рынках стран СНГ. В государствах Европейского союза конкурентоспособной являлась продукция около 1,5% казахстанских компаний, в странах Северной Америки – 1%.
В американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого учета “Измерение эффективности предприятия” (Statement on Management Accounting “Measuring entity performance”; SMA 4D). Стандарт предлагает применять следующие показатели, на основе которых будет оцениваться эффективность управления предприятием:
? чистая прибыль и прибыль на акцию;
? денежные потоки;
? рентабельность инвестиций;
? остаточный доход;
? стоимость компании.
Стандарт был основан в 1986 году Институтом управленческого учета США. Вдобавок, этой организацией было основано около 60 стандартов по управленческому учету, сгруппированных в пять категорий:
1. Цели.
2. Терминология.
3. Концепции.
4. Практика и техника (управление стоимостью капитала, распределение и измерение затрат, и другие).
5. Управление учетной деятельностью.
Для множества предприятий, анализ и планирование чистой прибыли, а также генерируемых предприятием денежных потоков, стали обычной практикой оценки эффективности работы предприятия, но остальные показатели, рекомендованные стандартом, используются далеко не на всех предприятиях.
Оценить эффективность работы предприятия, на основании показателя рентабельности инвестиций можно, только, если менеджмент обладает сравнимыми данными по аналогичным предприятиям или подразделениям холдинга. Например, если компания “А” заработала прибыль 100 тыс. тенге., а компания “Б” – 150 тыс. тенге., нельзя сделать вывод о том, что эффективность работы последней существенно выше, так как причиной более высокой прибыли компании “Б” могут быть значительные вложения в это производство, более совершенное оснащение и технологии. В итоге если вложения в компанию “А” составили 400 тыс. тенге, а в компанию “Б” – 700 тыс. тенге, то рентабельность инвестиций (ROI) составит 25% и 21,4% соответственно.
Среди главных недостатков, связанных с ROI, можно отметить возможность искажения данного показателя, в результате отсрочки технического обслуживания, снижения издержек на исследования и маркетинг. Иными словами, значение рентабельности вложений увеличится, в то врем как, в целом, ситуация в предприятии усугубится. Важно отметить, что решения, принимаемые о приобретении или торговле подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны. Если мотивация менеджеров холдинга привязана к значению показателя рентабельности инвестиций, то может возникнуть следующая ситуация. Менеджер, контролирующий несколько подразделений, среднее значение ROI по которым составляет 20%, будет заинтересован реализовать продажу подразделения “А” с наименьшей рентабельностью инвестиций, к примеру - 15%. Однако, если в предприятии есть подразделения, контролируемые другими менеджерами, рентабельность инвестиций в которые меньше 15%, то среднее значение ROI в целом по холдингу снизится. В такой ситуации, решение о торговле части бизнеса будет оправданно, если ROI реализуемого подразделения меньше стоимости привлечения денежных средств.
Иным примером, может быть ситуация, когда оценен показатель рентабельности инвестиций для научно-исследовательского подразделения компании. Данные подразделения убыточны, но требуют огромных инвестиций, следовательно, значение ROI будет низким, но это не означает, что компании следует продать представленное подразделение.
Главное превосходство применения показателя остаточного дохода для оценки эффективности работы предприятия – возможность учесть стоимость инвестированных средств. При этом если инвестиции в различные подразделения предприятия подвержены разными уровнями риска, то необходимо для каждого из них установить свой показатель нормы прибыли, что обеспечит сопоставимость показателей остаточного дохода по подразделениям. Показатель остаточного дохода владеет всеми превосходствами, присущими показателю ROI. В отличие от ROI, на основе этого показателя можно принимать управленческие решения о торговле неэффективных подразделений, без дополнительных корректировок.
К недостаткам показателя RI можно отнести то, что его значение обуславливается в абсолютных величинах, следовательно, на его основе сложно сопоставлять эффективность работы не зависящих друг от друга предприятий, что не приветствуется инвесторами.
К основным преимуществам применения показателя экономической добавленной стоимости можно отнести то, что этот показатель, как и RОI, предусматривает стоимость инвестированного капитала. Помимо этого при расчете EVA необходимо учитывать те активы, какте не были отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет оценить эффективность применения новых технологий, лицензий, патентов, ноу-хау и т.д., то есть предусматривает большее количество факторов, воздействующих на эффективность работ подразделения.
Главным и наиболее важным недостаткм показателя рыночной стоимости компании является, огромное количество допущений и прогнозов, которые приходится применять при его расчете. Вместе с тем этот показатель позволяет более досконально учесть все факторы, оказывающие влияение на эффективность работы компании.
В соответствии с SMA 4D, для того чтобы подлинно и основательно оценить результаты деятельности компании, необходимо учесть следующие значительные особенности приминения различных финансовых показателей, а именно:
1) многочисленные финансовые коэффициенты и показатели не позволяют приобрести всю достоверную картину финансового состояния предприятия. К примеру, в одной из крупных розничных компаний решение по ассортименту товаров принималось на основании показателя рентабельности отдельных видов продукции. Иными словами, преимущество отдавали товарам, которые обладали большей рентабельностью по сравнению с другими. С момента создания предприятие специализировалась на розничной торговле продуктов питания. В дальнейшем, было решено о повышении доли “кондитерских изделий” в товарном ассортименте, так как данный вид товаров обладал большей рентабельностью. Через полгода предприятие столкнулось с тем, что прибыль стала уменьшаться. Анализ сформировавшейся ситуации наглядно доказал, что не был учтен показатель оборачиваемости “ ондитерских изделий”, который был в несколько раз ниже, чем у продуктов питания;
2) в расчете единичных показателей используется историческая стоимость разных активов и пассивов, когда реальные условия ведения бизнеса призывают применения справедливых рыночных цен. Типичная ситуация, когда предприятие создает амортизационный фонд основных средств, основываясь на стоимость приобретения зданий и оборудования. Если не делать требуемые корректировки для начисляемых сумм амортизации, сформированного фонда амортизации не хватит на модернизацию парка машин и оборудования, так как стоимость последних под действием инфляции значительно повысилась.
Также следует отметить, что применение, для оценки результативности работы предприятия, только финансовых показателей не позволит заранее диагностировать различные проблемы. К примеру, снижение качества выпускаемой продукции, эффективность управления персоналом, уровень обслуживания клиентов.
В заключение отметим, что приведенные в стандарте 4D показатели, используемые для оценки эффективности, могут с успехом использоваться при разработке системы сбалансированных показателей – перспективы “Финансы”. Но для того чтобы иметь возможность интерпретировать приобретенные расчетные значения показателей, крайне важно понимать, какая информация послужила основой для расчета.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «ЖЕТІ - АСПАН»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
ТОО «Жеті - Аспан» был основан в 2013 году. В настоящее время компания превратилась в крупную сеть, развивающую свою деятельность в пищевом направлении: производство готовых пищевых продуктов, сахаристых, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Компания выпускает продукцию, завоевывающих своих потребителей не только на рынке Казахстана, но и за его пределами в таких странах, как Узбекистан, Россия и другие. ТОО «Жеті - Аспан» осуществляет розничную торговлю через супермаркет « Galmart » и управляет овощным полем в Акмолинской области.