1.Детерминизм и индетерминизм
1.1. Детерминизм: основные этапы развития
Методологический принцип детерминизма является основополагающим принципом философского учения о бытии. Само понятие" детерминация " происходит от латинского " determine (определяю) " и может быть расшифровано как обязательная определимость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Часто вместо предиката" определяемость" в этой формулировке заменяется предикат "обусловленность", что придает формулировке саму двусмысленность, поскольку определяющие факторы, таким образом, кажутся ограниченными только условиями, хотя они по своей значимости являются лишь одним из этих факторов.
Среди различных форм детерминации, отражающих всеобщую взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, каузальная или причинная (от лат. causa-причина), связь, знание которой необходимо для правильной ориентации в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина является наиболее важным элементом системы определяющих факторов. Однако принцип детерминизма шире принципа причинности: помимо причинно-следственных связей, он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные отношения, отношения состояния, определение цели и т. д.).).
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа-фазы классического (метафизического, механистического) детерминизма и фазу постклассического диалектического детерминизма по существу.
В истоках метафизической интерпретации детерминизма мы находим атомистическую концепцию Демокрита, который (в отличие от концепции Эпикура) отрицал случайность и просто считал ее неизвестной необходимостью. Этот детерминизм получил дальнейшее развитие у Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Р. Декарта, Ж. Ламетри, П. Гольбаха и других современных философов. Опираясь на труды своих предшественников и основные идеи естествознания Ж. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. П. Толстой. Лаплас в своей работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, что из знания первопричин всегда можно однозначно вывести следствия.
Интересно отметить, что в начале того же XIX века под влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас), социальной статистики и т. д. возник ряд вопросов, которые не могли быть решены с точки зрения детерминизма Лапласа:
1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблюдениями, выявляющими отклонения от необходимости, отсутствие "чистого" проявления закона во всех его конкретных воплощениях?
2. Как совместить механизм детерминизма Лапласа с теорией вероятностей, которая работает с понятием "случайность"?
В работах Лапласа здесь не было противоречия, поскольку он субъективно интерпретировал совпадение, отождествлял его с незнанием причин и вероятности и относил его к нашему знанию процесса (объекта), но не к самому процессу (объекту) [1]. На самом деле вероятность, как уже говорилось, определяет степень возможности проявления объективного случайного явления.
Размышления над этими вопросами постепенно подорвали основы детерминизма Лапласа, но прорыв к более широкому пониманию определенности в мире был достигнут благодаря двум эпохальным событиям в естественных науках-дарвиновской теории происхождения видов и, в частности, появлению квантовой механики. Оказалось, что многие законы, объясняющие мир, носят статистический характер, то есть они не допускают однозначной предсказуемости, а потому являются вероятными законами.
Говоря об этом постклассическом диалектическом этапе в развитии детерминизма, нельзя не вспомнить Эпикура, учение которого о спонтанном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержало современное понимание детерминизма.
?
1.2. Индетерминизм
Но поскольку сама случайность Эпикура ничем не определяется (без причин), можно без особых ошибок сказать, что от Эпикура мы можем проследить начало учения, противостоящего детерминизму-индетерминизму.
В истории философии известны два типа индетерминизма:
1. Так называемый "объективный" индетерминизм, который полностью отрицает причинность как таковую, не только ее объективную реальность, но и возможность ее субъективистской интерпретации.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективную природу отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость и закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это означает (у Юма, Канта и многих других философов), что причина и следствие, как и другие категории детерминации, являются только априорными, Т. Е. Многие субъективные идеалисты заявляют, что использование этих категорий является "психологической привычкой" человека наблюдать одно явление за другим и объявлять первое явление причиной, а второе-следствием. Конечно, такая "привычка"(ошибка) не является редкостью, что привлекает наше внимание к элементарной логике и называет эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — "после этого это означает из-за этого". Однако дело не в индивидуальных ошибках. Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т. д. они исходят из знания самой объективной реальности, в которой действительно существуют причинно-следственные связи и другие виды детерминации.
3. Вполне ясно, что открытие статистических (вероятностных) законов использовалось индетерминистами для новых, более обоснованных попыток опровергнуть детерминизм. То же самое произошло и здесь, как отмечалось в других разделах философского фронта в связи с проникновением в этот странный, необычный внутриатомный мир: точно так же открытие непостижимых и необъяснимых особенностей этого мира с точки зрения классической науки привело к тезису об исчезновении причинности. На самом деле исчезли не материя и причинность, а предел, до которого мы их знали, и наши представления о материи и причинности стали шире и глубже.
?
2. Причина и следствие
2.1. Причинность как маленькая часть всемирной связи
Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызовет к жизни другое явление (следствие). Таким образом, можно дать рабочие определения причины и следствия. Причина - это явление, деятельность которого приносит жизнь, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие является результатом действия определенной причины.
При определении явлений в системе их определенности наряду с причиной существуют также условия-те факторы, без которых причина не может вызвать следствие. То есть сама причина работает не при всех условиях, а только в определенных. Например, в медицине есть такое выражение: "все заражены, но не все являются инфекционными больными. "В каждом из нас можно обнаружить определенные инфекционные агенты (палочку Коха и т.д.). Заболеванием (в данном случае туберкулезом) человек заболевает только при определенных условиях-хроническом переохлаждении или нахождении в сырости, истощении организма из-за неправильного питания, недосыпания и т.д.
Среди условий есть более значимые и менее значимые. В то же время иногда удельный вес состояния в общем определении настолько велик, что дает основание путать его с самой причиной. Чтобы этого не происходило в вашей практической и научной деятельности, вы всегда должны помнить, что, несмотря на все сходство условий и причин, между ними существует фундаментальное различие, причина и следствие генетически связаны, то есть причина создает следствие, в то время как государство никак его не создает, а только способствует его порождению.
Различают необходимые и достаточные условия. Совокупность необходимых условий определяет реальную возможность создания данного эффекта, но эти условия должны быть не только необходимыми, но и достаточными, так как только в этом случае эта возможность может превратиться в реальность. Категории "возможность" и "реальность" будут рассмотрены позже.
В систему детерминирующих явлений (особенно социальных) часто входит возможность-специфический фактор, определяющий только момент, время возникновения эффекта. Как правило, причина является незначительным случайным фактором по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому она не может оказать существенного влияния ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с причинами, которые приводят к началу войн, революций и других исторических событий. Вспомним в этой связи расстрел демонстрации 9 января 1905 года и начало первой революции, убийство австрийского эрцгерцога в Сараево в 1914 году и начало первой мировой войны и др. Во всех таких случаях причина играет роль спускового механизма, триггера, который заставляет причину работать. Разум играет ту же роль и в других областях, особенно в развитии научного знания. Когда-то он был Н.И. Лобачевским, назначенным на лекции для казанских чиновников, не имевших среднего образования. В ходе одной из лекций он был вынужден несколько раз возвращаться к пятому постулату Евклида (о параллельности прямых линий), но каждый раз находил полное непонимание со стороны чиновников. Тогда Лобачевский решил: "Если постулат не понят, может быть, он неверен?". Эта причина привела Лобачевского к глубоким размышлениям, в результате которых появилась его неевклидова геометрия. Причиной его возникновения, конечно, были более существенные явления: противоречия, накопившиеся в самой геометрии.
?
2.2. Возможность и действительность
После того как мы познакомились с основными элементами каузальной детерминации (сама причина, условия, повод), логично перейти к рассмотрению категорий "возможность" и "действительность".
До сих пор, рассматривая категории "необходимость и случайность", "причина и следствие", мы имели в виду истинное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бытия настоящего существует, как уже отмечалось, бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем станет настоящим, выступает сначала как возможное. Движение, по Аристотелю, и есть "осуществление возможного как такового".
Само понятие" действительность " употребляется в философской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь реальный мир, и тогда действительность включает в себя и собственные тенденции, способности к развитию, т. е. возможности. В узком смысле под действительностью подразумевают не всякое бытие, а только сформировавшееся, развившееся.
В этом узком смысле мы говорим о действительности, соотнося ее с парной ей категорией возможности. Возможность есть закономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходит в действительность. Тогда действительность есть реализованная возможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей практической деятельности по мере превращения цели (возможности) в результат (действительность).
Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но "комплект" их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот "комплект" уже представлен, но составляющие его компоненты еще недостаточно зрелый. С учетом этого различают возможности реальные и формальные. Под реальными возможностями подразумеваются также возможности, определяемые необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемся известным гегелевским примером с турецким султаном, который может стать Папой Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именно католическую) веру, что не вытекает с необходимостью из его природы человека, тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы он стал католическим священником и дослужился до кардинала, так как иначе он не может быть кандидатом в папы, и весь этот путь также унижен случайностями. В-третьих, нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке бифуркации) он получил преимущество перед другими, равными ему, а может быть, даже превосходящими его, кандидатами. Согласимся, что такую причудливую возможность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной.
В свою очередь, реальная возможность предстает перед нами в двух ипостасях; в одних ситуациях как возможность абстрактная, в других — как конкретная. Абстрактной возможность предстает перед нами тогда, когда для ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы еще не проявились, но закономерно должны проявить себя на следующем. Конкретная возможность связана, следовательно, с полным набором факторов, необходимых для ее превращения в действительность.
В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из общенаучных методов выделяют также возможности обратимые и необратимые. Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью; необратимой-такая, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможной [2]. В качестве примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода из одного агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется возможность возвращения в первоначальное состояние, ведь данный процесс представляет собой не развитие, а просто изменения. Там же, где налицо процесс развития, мы имеем дело с необратимой возможностью: из стадии " взрослости "никак нельзя физически вернуться на стадию "детства".
Любую возможность, даже формальную, следует все же отличать от невозможного — от того, что несовместимо с законами природы, общества и мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен термин "перпетуум-мобиле" - вечный двигатель. Сколько горячих голов в разные века брались за его создание. Но "вечный двигатель" невозможен, так как сама его идея противоречит важнейшему закону природы-закону сохранения энергии.
Уже Гегель отверг метафизическую концепцию, согласно которой следствие всегда пассивно, не оказывает активного обратного воздействия на породившую его причину. В действительности же причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает известное противодействие и таким образом из пассивной субстанции превращается в активную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Если протекание тока является причиной нагревания нити, то в свою очередь нагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину.