1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РСФСР
Во времена СССР право на внешнеторговые операции предоставлялось исключительно специализированным государственным организациям — 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли. Давление внешней конкуренции было нейтрализовано созданием автаркической структуры хозяйства. Изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности производимой ими продукции. Поэтому, в конце 80-х — начале 90-х годов экономический кризис отразился на результатах внешнеэкономической деятельности. По данным рисунка 1 уже в 1989 г. практически не наблюдалось увеличения стоимостного объема поставок российских товаров за рубеж, а физический объем сократился.
Рисунок 1 – Основные показатели внешней торговли РСФСР-РФ со странами дальнего зарубежья, млрд.долл.
Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ “О либерализации внешнеэкономической деятельности” от 15 ноября 1991 г. № 213. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность [2].
Исполнение данного указа происходило в несколько этапов. Так например, на первом этапе (в конце 1991 г. — первом полугодии 1992 г.) меры по либерализации включали: [3].
• снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
• частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту);
• отмену любых ограничений на импорт.
В начале пути выхода на внешний рынок огромного числа российских предприятий, зачастую не имевших в прошлом опыта внешнеэкономической деятельности, привел к их конкуренции друг с другом и ухудшению условий экспортно-импортных сделок. Российские экспортеры стремились получить валюту любыми средствами, не считаясь с фактическими материальными затратами и не ориентируясь на мировые цены. Нарушение паритета контрактных и мировых цен приводило не только к значительным потерям валютной выручки, но и к падению уровня мировых цен на ряд товаров, что подрывало авторитет России как торгового партнера, влияющего на цены на мировых рынках в сторону их понижения.
В этих условиях Правительство России было вынуждено пойти на усиление государственного контроля за вывозом товаров. На втором этапе либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992 г.) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль за вывозом которых охватывал 70% российского экспорта.
На третьем этапе либерализации внешнеэкономической деятельности (1993–1994 гг.) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций в 1993 г. снизился до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль во внешнеэкономической деятельности перешла к предприятиям всех форм собственности.
До 1995 г. ограничивалось количество экспортеров ряда товаров (таких, как нефть и нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, цветные, щелочные, щелочноземельные и редкоземельные металлы и сырье для их производства, азотные и фосфорные удобрения, целлюлоза, деловая древесина и пиломатериалы хвойных пород, пшеница). Вывозить их имели право лишь организации, специально зарегистрированные МВЭС, — спецэкспортеры. Такой порядок был установлен, чтобы гарантировать профессионализм экспортеров и обеспечить возврат в Россию валютной выручки. Однако в ходе проверок деятельности спецэкспортеров выявилось множество нарушений. Как следствие, весной 1995 г. был сделан очередной шаг на пути либерализации экспорта — Указом Президента от 6 марта № 245 с 25 марта того же года упразднен институт спецэкспортеров [4]. Исключительность МВЭС подчеркнута предоставлением только ему права выдачи лицензий на осуществление операций по экспорту и импорту, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.
В течение 1995 г. проводилась работа по снижению и постепенной отмене экспортных пошлин. В 1996 г. завершился заключительный этап либерализации российского экспорта. С 1 апреля 1996 г. были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары за исключением нефти, а с 1 июля — на нефть [5].
Благодаря принятым мерам с 1994 года отечественные предприятия по производству меди и продукции ее переработки впервые вышли на зарубежные рынки, продемонстрировав долю 62,9% экспорта в общем объёме производства (таблица 1).
Таблица 1 – Доля экспорта в объёме производства (%).
Товар 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Нефть 38,6 36,2 32,8 37,4 39,1 40,9
Бензин 10,3 9,3 7,9 6,9 8 19,6
Топливо дизельное 27,4 21 23,8 29,1 38,6 45,1
Мазут топочный 16,5 16,3 16,8 18,5 23,3 22,0
Прокат черных металлов 17,6 22,2 31,9 49 54 61
Алюминий - 39,5 52,8 80,5 80,5 88
Медь - - - 62,9 64,9 56,6
Никель - - - 78,3 79,9 79
Минеральные удобрения 51,6 54,1 65,2 72,5 74
Древесина 7,5 8,5 16,3 20 19
Пиломатериалы 16,8 18,4 19,8 21,4 24,2
Целлюлоза товарная - 74,4 56,6 74,6 74,6 80
Бумага и картон - - - 44,1 47 49
В 1996 г. возрос физический объем экспорта черных металлов (на 10%), меди (на 12%), никеля (на 9%), алюминия (на 16%). Доля черных и цветных металлов в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья составила 18% против 17% в 1995 г.
Анализ цен по основным группам товаров свидетельствует о том, что средний уровень цен практически приблизился к мировым. Так, если в 1994 г. среднее соотношение цен внутреннего и мирового рынков было равно 70%, то в 1995 г оно составило 90%. Наиболее низкими в 1995 г. в сравнении с мировыми были цены на асбест, цемент, деловую древесину, уголь, нефть. Наибольшее превышение имели цены на сахар, автомобильный бензин, мазут топочный, подсолнечное и животное масло, первичный алюминий, медь (таблица 2).
Таблица 2 – Соотношение внутренних цен приобретения и цен на мировом рынке (%).
Товар 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Газ природный 3 13 9 22 57 65
Нефть 13 25 30 42 62 69
Бензин 9 28 43 92 170 180
Дизельное топливо 9 25 34 83 170 157
Алюминий 71 41 54 71 113 116
Медь 45 45 38 70 107 111
Никель 31 50 51 44 90 108
Стабильный рост экспорта черных и цветных металлов с начала реформ привел к тому, что металлургия стала самой экспортноориентированной отраслью России — 37% продукции поставляется за рубеж. Сейчас металлургия является вторым по стоимостному объему экспорта сектором российской экономики (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика экспорта основных видов продукции Российской Федерации, млрд.долл.
№ Товар 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1 Топливо 345,58 216,10 166,17 211,97 287,64 263,15
2 Черные и цветные металлы 42,25 33,51 29,47 37,95 45,25 40,07
3 Драгоценные металлы и камни 11,85 7,91 8,91 11,05 10,13 15,31
4 Механическое оборудование и техника, компьютеры 9,27 8,63 6,87 8,62 9,20 9,05
5 Древесина и продукция деревообработки 7,76 6,32 6,54 7,86 9,01 8,62
На современном этапе развития российской экономики экспорт, помимо получения валютных средств, обеспечивает также загрузку отечественных предприятий и сохранение рабочих мест. В связи с ростом внутренних неплатежей продолжается переориентация многих видов продукции на внешний рынок. Доля экспорта в объеме производства практически всех конкурентоспособных товаров возрастает.
1. 2 РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В России экспортная деятельность является одним из ключевых факторов экономического пространства, способствуя притоку финансовых ресурсов, дополнительных инвестиций в экономику регионов и способствует их развитию, что весьма актуально в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Важность внешнеторговых отношений для экономики государства трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения.
В реальное время торгово-экономические связи в основном сохранили бывшие черты. Это, прежде всего, относится к структуре денежных отношений, изменения в которой на первый взгляд не очень заметны. Базу товарообменных операций составили топливно-энергетические продукты, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.
В случае, если государство желает принимать активное участие во внешней торговле, то ему просто необходимо производить конкретную долю продуктов для продажи их за рубежом. Реализация данного товара станет национальным экспортом. Товарный экспорт занимает конкретную долю ВВП (таблица 4). Данная доля называется экспортной квотой. Во всякой стране экспортная квота различная. По экспортной квоте определяют уровень роли государства в мирохозяйственных связях. Формула данного показателя выглядит следующим образом:
Экспортная квота: К (Э) = Объем экспорта / ВВП (ВНП) · 100%,
где К (Э) – экспортная квота;
ВВП (ВНП) – валовый национальный продукт.
После проведения расчетов данных показателей, значения были внесены в Таблицу 4.
Таблица 4 - Экспортная квота РФ, % к ВВП.
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019
ВВП, трлн.долл 2,056 1,363 1,282 1,578 1,630 1,610
Экспорт товаров, трнл.долл 0,497 0,343 0,280 0,357 0,449 0,424
Экспортная квота 24,1 25,1 21,8 22,6 27,5 26,3
Согласно данным, нашу экономику нельзя отнести ни к закрытому (<25%), ни к открытому (>35%) типу в последние годы.
Каждая экономическая система в своем развитии проходит определенные этапы развития. Россия многие года находилась в условиях закрытой планово-административной системы. Российская экономика в настоящее время она вступила в новый этап своего развития, связанный с формированием рыночных отношений [10].
В современной экономической литературе «открытая экономика» рассматривается в широком смысле слова. Так, А. Ю. Булатов понимает под «открытой экономикой» такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и большинство отраслей и сфер» [11].
По мнению Е.Ф. Авдокушина, «открытая экономика это национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения» [12].
Более подробно с описанием каждой модели открытой экономики можно ознакомиться в таблице 5.
Таблица 5 – Критерии открытости экономики [13].
Г.Ф. Фейгин А.С. Булатов Е.Ф. Авдокушин В.П. Оболенский
количественные
1 Экспортная квота к ВВП
Импортная квота к ВВП Экспортная квота к ВВП
Импортная квота к ВВП Экспортная квота к ВВП
Импортная квота к ВВП Экспортная квота к ВВП
Импортная квота к ВВП
2 Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестирования Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестирования Средний уровень ввозных таможенных пошлин
3 Доля импорта в потреблении Структура внешнеторгового оборота
качественные
4 Зависимость национального хозяйства от международных процессов Инвестиционный климат Наличие валютных, налоговых, лицензионных ограничений
Как свидетельствуют данные табл. 5, в системе критериев оценки степени открытости экономики количественные показатели превалируют над качественными. Кроме того, качественные критерии имеют различные границы.
Для того чтобы определить тип экономики страны, необходимо выделить три наиболее общие закономерности, имеющие существенное значение для развития всемирного хозяйства и его составных частей, которые в свою очередь исходят из факторов, определяющих силу внешних связей национальных хозяйств различных типов.
Во-первых, это уровень экономического развития страны, измеряемый величиной национального дохода на душу населения. Как известно, величина производственного и личного потребления всегда зависит от объема национального дохода страны. И чем больше национальный доход на душу населения, тем шире возможности развития экономических связей страны с другими странами.
В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:
1. Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12,196 долл. и выше).
2. Страны со средним уровнем дохода на душу населения:
? с уровнем дохода на душу населения выше среднего (от 3,946 до 12,195 долл.).
? с уровнем дохода на душу населения ниже среднего (от 996 до 3,945 долл.).
3. Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 995 долл. и ниже).
В рейтинговой таблице стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения Россия занимает 61 место и относится к группе стран со средним уровнем дохода на душу населения [14].
Второй фактор – это наличие ресурсов, понимаемых здесь главным образом как природные ресурсы, необходимые для производства сельскохозяйственного сырья, а также различные полезные ископаемые. Если воздействие первого фактора на интенсивность внешних связей национального хозяйства проявляется лишь при определенном уровне промышленного развития, то обладание запасами сырья играет роль и в условиях недостаточно развитой экономики. Выявление относительно богатых запасов одного или нескольких видов сырья может воздействовать на внешнеэкономические связи в двух противоположных направлениях. При этом важен как уровень экономического развития, так и ассортимент имеющихся запасов сырья.
Значительные ресурсы при ограниченном ассортименте вынуждают как более, так и менее развитые страны расширять внешние связи. Конечно, здесь нужно учитывать различия в структуре экспорта, развиваемого благодаря этим ресурсам, т. е. долю в экспорте сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Не случайно деление стран с точки зрения экспорта на индустриальные и аграрные не совпадает с делением стран на развитые и отсталые. Нехватка внутренних ресурсов усиливает или тормозит развитие внешних связей страны в зависимости от уровня ее экономического развития. Чем выше этот уровень, (при ограниченных ресурсах), тем шире круг таких связей [15].
Безусловно Российская Федерация обладает исключительными запасами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В частности, имеются крупные месторождения нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама, золота, платины, асбеста, графита, слюды и других полезных ископаемых. В 2009 г. уровень динамики добычи полезных ископаемых составил 99,4, а в 2019 г. – 103,9 [16].
Наконец, третий из рассматриваемых факторов связан с характером внутреннего рынка. Ведь от него также зависит роль, которую играет внешняя торговля в экономике. Емкий внутренний рынок способствует ограничению связей с другими странами, так как обеспечивает реализацию продукции крупномасштабного производства внутри страны. Однако здесь существенна не только величина внутреннего рынка (с точки зрения численности населения), но и его емкость (с точки зрения доходов и покупательской способности населения, а также дифференциации спроса). Богатый внутренний рынок с дифференцированным спросом (при прочих равных условиях), несомненно, более благоприятствует развитию внешних связей, чем с недифференцированным спросом.
По оценке российского политика и экономиста А. Кудрина внутренний рынок РФ имеет недостаточную емкость для размещения накопленных Россией резервов. Россия не может в таких объемах размещать накопленные резервы на внутреннем рынке. Он, и с точки зрения эмитентов, и по количеству надежных предприятий, существенно не соответствует возможностям нашего Резервного фонда [17].
В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизились на 20 %, а расходы выросли на 28 %, Резервный фонд оказал решающую поддержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержки базовых отраслей экономики.
В соответствии с Бюджетным кодексом, нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет НДПИ на нефть, природный газ и газовый конденсат и вывозных таможенных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ. Определенная часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета [18].
Становление в России открытой экономики включает в себя новые возможности ее развития. Выделим основные, в первую очередь это расширение участия России в международном разделении труда; усиление роли внешнеэкономических связей как интенсивного фактора экономического роста и структурных преобразований; подтягивание отечественного производства к мировому уровню по технической оснащенности, издержкам и качеству продукции, т. е. повышение конкурентоспособности национальной экономики; изменение модели взаимодействия России с мировым хозяйством: переход от традиционного товарообмена к более высоким формам сотрудничества – переплетению капиталов, научно-технической кооперации, производственной интеграции и т. д. [19].
Однако, есть и отрицательные стороны в либерализации внешней торговли России, такие как: извлечение финансовых ресурсов. Явственно проступают отрицательные стороны такой стратегии развития: причина перепроизводства сырьевых и продовольственных товаров, что несет в себе угрозу экономике страны. Особенно это сказывается на странах благополучное развитие которых опирается на наличие дешевой рабочей силы, недорогого сырья и открытой возможности выхода на рынок сбыта третьих стран. Тем не менее, внешняя торговля в развитии экономике России играет непереоценимую роль. А именно: обмен товарами и услугами позволяет странам, нуждающимся в дефицитном сырье, дешевых потребительских товаров снижать издержки производства, а тем самым в какой то мере контролировать инфляцию: другим странам, имеющим необходимый (избыточный) запас природных ресурсов реализовывать их избыток. Предавать импульс развитию производства помогает также технологическое превосходство [20].
Таким образом, реализация курса на формирование открытой экономики дает ряд новых возможностей для развития экономики. Тенденции всеобщей глобализации на рубеже ХХ-ХХI вв. доказывают, что любое государство обязано модифицироваться для сохранения конкурентоспособности и своего положения в мировом хозяйственном пространстве.
1. 3 МЕХАН?ИЗМ ОСУЩЕСТ?ВЛЕНИЯ ЭКС?ПОРТНЫХ ОП?ЕРАЦИЙ
Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности, которую определяют, как деятельность между российскими и иностранными субъектами хозяйствования в области международного обмена товарами, услугами, работами, информацией, а также объектами интеллектуальной собственности.
В каждой стране государство играет важную роль во внешнеторговой деятельности. Его задача заключается в обеспечение безопасности страны, а также защиты прав и законных интересов всех участников данной деятельности. В каждой стране, исходя из ее политической и экономической обстановки, государственное регулирование имеет свои масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи [21].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности – это деятельность органов власти направленных на регламентацию экспортно-импортных операций.
В федеральном законе РФ от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ изложены основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. В данном документе прописаны принципы организации системы государственного регулирования внешней торговли, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в этой области. Главной задачей государственной регулирования ВТД является создание благоприятных условий для развития внешней торговли страны, защита экономических и политических интересов Российской Федерации [22].