1 Понятие ювенальной юстиции
1.1 Сущность и функции ювенальной юстиции
В настоящее время среди видных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России.
Однако при всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно выделить две наиболее правильные, отражающие суть рассматриваемого явления точки зрения.
Один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно специализированные судебные органы [34, с. 23].
Другие ученые предлагают включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов, а именно:
- комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью;
- органы опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- ювенальные органы следствия и дознания, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних;
- воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей [28, с 8].
Обе указанные точки зрения на ювенальную юстицию не противоречат друг другу и в целом дополняют и развивают основные ее принципы и задачи.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что ювенальная юстиция – это система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних, объединяющая вокруг данного суда разные службы правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественных правоохранительных органов.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее социально не защищенных категорий населения, которая нуждается в обеспечении специальной повышенной правовой защиты.
Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей их социально-психологического развития: недостаточного уровня социализации, физической и психической незрелости, подверженности влиянию со стороны взрослых и неформальных лидеров среди подростков. По сравнению с взрослым несовершеннолетний обладает неполной дееспособностью, ограниченной свободой в передвижении, хранении и распоряжении своим имуществом.
Важнейшей особенностью ювенального правосудия является то, что оно рассматривает ребенка не как объект репрессий, а как субъект реабилитации. В связи с этим ювенальная юстиция предусматривает особые меры по отношению к несовершеннолетнему, в том числе и прямо установленные законодательством, с тем, чтобы судебное решение, будучи вынесенным в отношении ребенка, зачастую не понимающего смысла содеянного и самого судебного решения, не оказало бы негативного влияния на процесс социализации и тем самым не содействовало бы росту преступности.
Принцип нацеленности на социализацию несовершеннолетнего имеет особое значение и характерен именно для ювенальной юстиции, поскольку ребенок – это человек в стадии социализации и его личность представляет особую ценность для общества.
Перед государством стоит задача обеспечить совершенствование межведомственной координации органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, установление эффективных механизмов взаимодействия данных органов и служб с судами, рассматривающими дела о преступлениях, формирование системы правосудия в отношении несовершеннолетних, соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права.
Исходя из этого можно заключить, что сущность ювенальной юстиции заключается в отрицании карательных методов правосудия, ведь ребенок не может быть подвергнут «взрослому» наказанию, изоляции от общества и тем мерам, которые в большей степени толкают несовершеннолетнего к дальнейшим преступлениям, нежели ведут к исправлению.
Организацией Объединенных Наций принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения детской преступности и подготовки кадров для этого:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;
3) Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятые в Эр-Рияде) 1990 г.;
4) Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.
Одним из главных положений указанных актов является положение о том, что первоочередная задача в работе с несовершеннолетними предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не только с детьми-правонарушителями, но и с детьми в целом.
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, основаны на положении, в соответствии с которым лишение свободы несовершеннолетнего должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств.
На основании изложенного выше, можно выделить ряд основных функций ювенальной юстиции.
Одной из важнейших функций ювенальной юстиции является предупредительная функция, которая предполагает выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезаптации, безнадзорности, беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.
Воспитательная функция ювенальной юстиции на всем историческом пути развития данного института являлась характерной чертой правосудия, осуществляемого в отношении несовершеннолетних. При создании специального правосудия по делам несовершеннолетних воспитательная функция ювенальной юстиции была выделена одной из первых, поскольку главной особенностью несовершеннолетнего возраста является незавершенность физического и нравственного развития, подверженность воздействию внешних факторов.
Восстановительная функция ювенальной юстиции имеет два аспекта: восстанавливающий (в отношении нарушенных прав и интересов ребенка) и реабилитирующий (в отношении несовершеннолетнего правонарушителя). В ходе развития ювенальной юстиции на первый план выступил именно реабилитирующий аспект данной функции, заключающийся в том, что деятельность ювенальной юстиции направлена в первую очередь на восстановление социального благополучия и нормального развития в достойных жизненных условиях ребенка, нарушившего закон.
Поскольку единственной причиной преступности несовершеннолетних считалось негативное воздействие условий жизни и воспитания, то преступление не рассматривалось само по себе, а являлось знаком нарушенных процессов социализации.
Охранительная функция ювенальной юстиции обусловлена необходимостью особой охраны прав и поддержания интересов несовершеннолетних как наименее защищенной в правовом, социальном и моральном плане группы населения. Эта незащищенность проявляется в том, что несовершеннолетние в силу своего возраста и психологических особенностей не всегда способны самостоятельно защитить свои права.
Огромное значение для защиты прав и законных интересов детей имеет неукоснительное выполнение специализированными судами по делам несовершеннолетних, всеми органами и организациями, содействующими работе этих судов, специфических принципов ювенальной юстиции, заложенных в рассмотренных ранее международных правовых актах.
1.2 Теоретико-правовые подходы к понятию ювенальная юстиция
Осознание детства как особой стадии в становлении человеческой личности и его влияния на процесс социализации и формирования идентичности молодого человека стали фундаментом, на котором построена система правосудия по делам несовершеннолетних. Все государства, для которых актуальность борьбы с преступностью несовершеннолетних очевидна, при совершенствовании своего законодательства исходят из общепризнанного положения о том, что предоставляемые несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым права и гарантии должны предусматривать более высокую, чем для взрослых, степень защиты от уголовного преследования.
Верность этого подхода подтверждена многочисленными исследованиями. В правовых системах большинства государств в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. созданы специальные институты уголовного и уголовно-процессуального права, предусматривающие особый порядок осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.
В статье 40 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. устанавливается, что от государств-участников требуется принятие специализированного уголовно-процессуального законодательства, установление минимального возраста уголовной ответственности, требуется избегать судебных процедур, если исправление несовершеннолетнего возможно другими методами, т.е. предусмотреть на уровне закона возможность изъятия (диверсии) при определенных обстоятельствах преступлений несовершеннолетних из официальной системы правосудия.
Вопросы регулирования отношений, возникающих в результате противоправного поведения несовершеннолетних, нашли отражение также в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия, в отношении несовершеннолетних, которые приняты резолюцией 40/331 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. в г. Пекине (Пекинские правила). В правилах подчеркивается, что следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и других групп общества, а также школы и другие общественные институты с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона [2]. Применяемые меры должны предупредить негативное отношение несовершеннолетнего к нормам права. Полиция, прокуратура или другие органы, ведущие расследование, должны быть уполномочены принимать решения по таким делам, по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела, т.е. расследование и судебное рассмотрение таких дел должно быть в минимальной степени формализованным. В целях содействия обеспечению дискреционного характера рассмотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие программы в рамках общины, как осуществление временного надзора и руководства, реституция и компенсация потерпевшим. В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия.
Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом являются: а) постановления об опеке, руководстве и надзоре; б) пробация; в) постановления о работе на благо общины; г) финансовые наказания, компенсация и реституция; д) постановления о принятии промежуточных и других мер; е) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; ж) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; з) другие соответствующие постановления. Обозначенный подход поддержан и Европейским судом по правам человека, что нашло отражение в его решениях. ЕСПЧ признал, что несовершеннолетний – особый субъект, поэтому объем его процессуальных прав должен не только соответствовать объему прав взрослых участников процесса, но быть больше. Кроме того, судом признается важность участия семьи при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а от публичной власти (в ее процессуальной деятельности) требуется обеспечение наиболее благоприятного режима, способствующего развитию у несовершеннолетнего чувства достоинства и уважения к закону.
Обсуждаемый подход нашел поддержку и у российского законодателя, о чем свидетельствует содержание главы 50 УПК РФ, раздела V УК РФ, а также разъяснения Пленумов ВС РФ.
В главе 50 УПК РФ, по мнению большинства исследователей, сохранилась общая усложненная направленность производства, что выразилось в следующих особенностях процедуры: 1) углубленный предмет доказывания; 2) необходимость выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство; 3) особые условия задержания несовершеннолетнего и избрания ему меры пресечения; 4) особый порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; 5) особые условия допроса несовершеннолетнего; 6) особые основания прекращения уголовного дела или уголовного преследования; 7) возможность удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания; 8) специфические вопросы разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего; 9) возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Как указано в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ [46], при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних наряду с соблюдением законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.).
Исходя из заявленной цели и задач настоящего исследования, необходимо проанализировать теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция», проанализировать философские и правовые подходы ученых и законодателей различных стран, послужившие формированию ювенальной юстиции, выявить общие черты и тенденции развития мировых моделей ювенальной юстиции.
Семантически слово «ювенальный» – Juvenile (англ.) – означает «юный, юношеский, несовершеннолетний». В свою очередь юстиция – это «совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство, министерство юстиции». Сам термин «ювенальная юстиция» сейчас активно обсуждается в печати и научной литературе, на телевидении и в сети Интернет. Однако в понятие «ювенальная юстиция» участники дискуссии вкладывают разное содержание: от пресловутого «изъятия детей из семей» до сугубо юридического понимания этого термина, которое распространяется только на общественные отношения в стадии отправления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Указанные противоречия породили споры и даже «антиювенальные» движения [21, с. 60].
Впервые данный термин упоминался в Законе 1899 г. Штата Иллинойс (США) о суде для несовершеннолетних. В Российской Федерации термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».
Возраст несовершеннолетия, принятый как общее юридическое понятие, арифметически не является единым для всех стран мира. 18 лет – это наиболее распространенный возраст, с которого человек признается совершеннолетним, эта позиция закреплена и в российском законодательстве, однако есть страны, где таковым считается 15-летний и даже достигший 21 года. Э.Б. Мельникова отмечает, что ювенальная юстиция может быть рассмотрена в рамках трех общих понятий юстиции: 1) как правосудие; 2) как система органов, выполняющих определенные особые правоохранительные функции (например, уголовная юстиция, задача которой – борьба с преступностью); 3) как орган государственного управления в системе высшей исполнительной власти страны (Министерство юстиции). В два первых понятия ювенальная юстиция включена полностью: она осуществляет правосудие, имея в своей системе центральное звено – суд по делам о несовершеннолетних; она создавалась как уголовная юстиция, выполняющая, кроме защиты прав несовершеннолетних, также и функцию уголовного преследования несовершеннолетних за совершенные ими преступления и предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних. И косвенно к ней относится третье из перечисленных понятий – юстиция как орган исполнительной власти. Однако если в Министерстве юстиции страны есть соответствующий департамент, можно и в этом случае говорить (с большой долей условности) об отнесении ювенальной юстиции и к этому понятию. Итак, ювенальная юстиция с одной стороны представляет собой юстицию, работающую на основании общий принципов уголовного судопроизводства, а с другой стороны имеет существенную специфику, обусловленную особенностью несовершеннолетнего возраста, т.е. спецификой субъекта.
Рассмотрим существующие разночтения в понимании узкого и широкого подхода к ювенальной юстиции. Об их существовании (разночтений) свидетельствуют многочисленные научные исследования. Высказанные на страницах научной печати мнения можно сгруппировать, по нашему убеждению, в два основных направления. Первое направление представлено в проекте, который был опубликован профессором Э.Б. Мельниковой и Г.Н. Ветровой. Они предлагали на уровне закона регулировать общественные отношения в стадии отправления правосудия по делам несовершеннолетних.
Так, Г.Н. Ветрова и группа других авторов понимает под ювенальной юстицией «судебную систему, осуществляющую правосудие по делам несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних». Профессор Э.Б Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно специализированные судебные органы: не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий, составов, коллегий в рамках судов общей юрисдикции. Не отрицает она и создание административных органов, альтернативных судам, в том числе и ювенальным [36, с. 149]. Более широко и с социальным уклоном, но также в рамках первого подхода, к понятию «ювенальная юстиция» подходит другая группа авторов.
Профессор А.С. Автономов под ювенальной юстицией понимает систему отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, охватывающую специализированные судебные органы, иные государственные и муниципальные органы и учреждения, неправительственные организации, нацеленные на решение проблем детей в трудной жизненной ситуации, приведшей к конфликту с законом, путем принятия в соответствии с их статусом и полномочиями мер, сочетающих в себе способы воздействия как формально-юридические (в том числе принуждение), так и психологические, педагогические, социальные [19, с. 6].
И.И. Мартинович, полагает, что «система ювенальной юстиции включает ювенальные суды, ювенальную прокуратуру и адвокатуру, службу квалифицированных психологов и социальных работников и иных специалистов, а также специальные воспитательные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних» [33, с. 49].
Анализ указанного выше показывает, что сторонники первого подхода к определению ювенальной юстиции считают, что только суд как центральное звено ювенальной юстиции решает вопросы использования специальных знаний не относящихся к юридическим. Модели ювенальной юстиции, построенные по другому принципу – несудебные органы определяют направления деятельности суда (например, печально известный этап развития советских комиссий по делам несовершеннолетних) неизбежно приводят к негативным результатам для несовершеннолетних правонарушителей. Все службы (бюро, лаборатории, пункты социальной помощи и т.д.) являются вспомогательными, оказывающими помощь суду, но никоим образом не включаются в осуществление им функции судебной власти.
Предметом изучения ювенологии является молодежь, семья, детство. Среди основных задач ювенологии авторы концепции выделяют: изучение места и роли российской молодежи в контексте геополитических тенденций и нового мирового порядка; обобщение опыта исследований человеческого потенциала; рассмотрение основ концепции единой государственной ювенальной политики в отношении семьи, детства, молодежи как основного средства повышения качества молодежной популяции; анализ вопросов становления ювенального права, ювенальной юстиции, ювенальной медицины; изучение социальных технологий и социальной работы с молодежью на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта. Сторонники данного подхода определяют ювенальную юстицию как совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций [41, с. 28].
А.И. Овчинников считает, что ювенальная юстиция это не только система судопроизводства в отношении несовершеннолетних, но и вектор государственной политики в отношении семьи, детства, материнства, который представляет систему мероприятий, направленных на создание специальных институтов, позволяющих государству активно влиять на процесс воспитания, обучения, бытовой жизни несовершеннолетних [39, с. 26].
Л.М. Карнозова в своей статье пишет, что ювенальная юстиция – это кооперация деятельности разных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию [29, с. 5].
Н.Л. Хананашвили, говоря о ювенальной юстиции, отмечает, что эта система должна быть направлена на обретение ребенком семьи или сообщества, возможно более близкого к семейной форме воспитания; своевременное оказание помощи испытывающему те или иные трудности; оказание помощи ребенку, оказавшемуся в конфликте с законом. По мнению указанного автора, названные задачи может успешно решать ювенальная юстиция, в широком понимании данного термина, как система правовых и социальных действий, реализуемых в отношении ребенка для защиты и обеспечения его прав [42, с. 21].
На основе анализа приведенных выше определений можно сделать вывод о том, что популярно-популистское понимание ювенальной юстиции как «системы органов и мер, способствующих беспрепятственному вторжению в частную жизнь семьи» содержательно не совпадает ни с первым ни со вторым подходом, вызывает беспочвенные споры и «антиювенальные» движения. Безусловно, предмет ювенальной юстиции является комплексным и разноплановым, включающим в себя, в том числе, государственную молодежную политику, политику в отношении семьи, демографическую политику, политику воспитания и социализации личности, государственную политику в сфере образования.
1.3 Принципы ювенальной юстиции
Говоря о принципах ювенальной юстиции, как об основополагающих началах, определяющих содержание и направление деятельности в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, отметим, что принципы ювенального правосудия изначально возникли как прогрессивные идеи о новом подходе к работе с несовершеннолетними правонарушителями и явились отражением в общественном правосознании тенденций совершенствования судопроизводства по делам несовершеннолетних. Синтезируя отраженные в международных правовых актах и в научной литературе позиции, можно говорить о следующих принципах ювенальной юстиции [43, с. 95].
1. Нацеленность на социализацию несовершеннолетних. Принцип нацеленности на социализацию несовершеннолетнего имеет существенное значение и характерен именно для ювенальной юстиции, поскольку ребенок – это человек в стадии усвоения социальных норм, поэтому появляется важная задача – закончить процесс социализации и предотвратить совершения новых преступлений этим лицом.
2. Охранительная ориентация ювенального правосудия (принцип повышенной защиты несовершеннолетнего). Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия по делам о несовершеннолетних, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего. В ювенальной юстиции на первый план выходят защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, а также приоритет воспитательных мер воздействия и специальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых.