Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГОСОЗНАНИЯ
1.1 Понятие о правовом сознании
Правосознание - сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. "В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому" [1, с.52].
Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание - юридическая категория, подлежащая изучению юридическое наукой. "Каждый человек является носителем какого-то правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или не развитого, правильного или искаженного. Главное то, что у человека есть собственное мнение о праве, пусть и не всегда правильное. И.А. Ильин в своей известной работе "О сущности правосознания" писал: "Нет человека без правосознания, но есть множество людей пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными" [16, с.57].
Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий. "Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие" [10, с.241]. При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., короче - все, что происходит в правовой сфере. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты правовой жизни общества. "Правосознание есть определенное идеальное видение юридического мира. Проблема возникает, когда правовые представления и правовая реальность разительно отличаются. Вот тогда нормальное правосознание начинает испытывать "ненормированные" перегрузки и сомнения, вследствие чего возможно даже желание отойти от соответствующих стратегических ориентиров и приоритетов" [21,с.20].
Как правило правосознание не может быть раскрыто в какой-то одной системе представлений. При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. Недифференцированное в этом плане изучение правосознания недостаточно продуктивно для понимания его роли в той или иной области правовой жизни общества и индивида. Из приведённого выше определения можно сделать вывод, что правосознание состоит из двух главных элементов: Идеологии и Психологии. Они и образуют структуру данного явления. "Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще, как собирательного понятия" [30, c.43]. Психологическая сторона правосознания как правило это чувства, эмоции, переживания, настроение индивида. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния. "В известные периоды накаляются не только политические страсти, но и правовые. Впрочем, они тесно переплетаются и выступают, по сути, как политико-правовые (например, в избирательных кампаниях, при принятии того или иного закона в парламенте, проведении уличных акций, митингов и т.д.). Словом, правосознание это не только сфера рационального, но и эмоционального" [30, c.53].
Существует несколько видов правого сознания: 1) групповое - отражает правосознание отдельных социальных групп (Студентов, школьник, военнослужащих, и т.д.); 2) массовое-это когда правовые идеи большинства людей сходятся и становятся преобладающими в обществе; 3) индивидуальное-отражает правосознание одного человека. "У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное" [8, c.114].
По уровню отражения правосознания можно разделить на: 1) научное правосознание - наиболее правильно отражает положение дел в правовой системе, так как о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране. 2) профессиональное правосознание- близко к научному, это суждение о праве юристов-профессионалов (судей, прокуроров, адвокатов, следователей и т.д.) Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности. 3) обыденное правосознание — это знание о праве из повседневной жизни, через СМИ, путём общения с окружающими. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал "ходячими формами мышления" [8, c.126].
Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.
1.2 Формирование правосознания
Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов. К официальным источникам формирования правосознания относят:
• органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем выработки государственной политики.
• образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например школе, колледже, Вузе, оно должно быть направлено на усвоение ребенком нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;
• средства массовой информации являются одним из основных и самых популярных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия [14, с.328]. К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека. Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания [14, с.331]. рассмотрим наиболее значимые объекты:
1) мнение большинства - один из факторов, оказывающих большое влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;
2) в ближайшем окружении особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей [18, с.36].
Анализируя основные факторы, процесса формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, взаимодействуют друг с другом. Их несогласованность, влечет за собой негативное отношение к праву. Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности [19. с.300].
1.3 Особенности правового воспитания молодёжи в современной России
Молодёжь - стратегический ресурс общества, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Молодое поколение — это дело не только государства, а всего социума, ибо через молодежь общество воспроизводит и развивает себя. Именно поэтому важно обращать особое внимание на проведение не только семейной политики, но и государственной молодежной политики [20, c.99].
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни. Гоcударство иcходит из ocобого значения мoлодежи как ресурса социально-экономического, политического и нравственно-духовного развития страны, и источника ее социального и культурного обновления, а также из признания специфических социальных проблем молодежи, возникающих на этапах получения образования и профессии, выбора жизненного пути, создания семьи и перехода к самостоятельной жизни. Молодежь составляет значительную часть населения. В настоящие время молодые люди составляют 16,5% занятого населения. Молодежь слабо представлена в структурах власти. В них есть отдельные, сами себя представляющие молодые люди. В молодежной среде не происходят интеграционные процессы, которые, в конечном счете, должны привести к организационной форме влияния молодежи на органы власти. В условиях демократических реформ (по провозглашенным принципам) общество и государство не создавали условия для реализации инициативы и творчества молодежи, их социальных интересов, для объединения в различные социальные образования. Например, за все 1990-е годы не были созданы общенациональные молодежные объединения, которые бы защищали доминирующие социальные интересы молодого поколения на уровне общества и государства. Правосознание — это тот инструмент, который может и должен пробудить у молодого человека государственный образ мысли, государственное волеизъявление, использовать потенциал молодого поколения в строительстве новой государственной жизни [28, c.10].
Наиболее благодатной почвой для правового воспитания является молодёжь, ведь именно эта социальна группа является самой активной частью общества, за ними будущее. Молодость — это период, жизни человека, который максимально благоприятен для обучения. Задача правового воспитания молодёжи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающего в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон. Существует несколько способов внешнего правового воспитательного воздействия, которые помогают реализовать задачу правового воспитания:
• Первый способ — это правовая пропаганда, который представляет собой распространение определенных правовых идей и ценностей по средствам агитации. Пропаганда бывает двух видов: пропаганда средствами массовой информации и пропаганда путем устной агитации населения. Пропаганда права средствами массовой информации это журналы, радио и телевидение. Данной форме характерен массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед и репортажей. Правовая пропаганда в средствах массовой информации является одним из эффективных средств формирования правового сознания молодежи. При этом ее содержание должно наиболее полно соответствовать как потребности общества в широкой политико-правовой ориентации индивидов, социальных групп, так и запросам, потребностям, интересам граждан. Для эффективного осуществления правовой пропаганды очень важно знать, какие цели обращения к юридической информации доминируют в правосознании молодежных групп [31 с.106].
Устная правовая пропаганда — это лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций и лектории. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию.
• Второй способ воздействия — это юридическая практика. Данный способ, подразумевает точный и справедливый характер правовойпрактики органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов благодаря которому возможно убеждение молодых граждан в соблюдение нормы права.
• Третий это самовоспитание. Он опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
• И наконец, четвертый способ наиболее действенная форма правового воспитания — это правовое образование.
Правовое образование, подразумевает способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [29. C.158]. Однако успех правового образования будет зависеть не только от удачно выбранного воспитателем способа передачи правового материала, но и от внутренней переработки личностью внешних воздействий. Личность молодого человека, это, субъект, отражающий воздействие внешнего мира. Однако данное воздействие приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях молодого человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках. Поэтому очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешние правовые воздействия, как реагирует на него.
Процесс осознания и оценки личностью своих общественных интересов, выраженных в праве, может быть весьма длительным по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам ее достижения и даже к правонарушениям и преступлениям. Поэтому важным идеологическим фактором правового воспитания молодежи является разъяснение молодым людям на конкретном примере идеи сочетания в правовых актах общественных и личных интересов. Чем больше в своих общественных отношениях молодые люди будут руководствоваться не узколичными интересами, а интересами общества, требованиями правовых и моральных норм, тем выше будет уровень их сознательности, будут вырабатываться привычки, убеждения соблюдать закон, а также нетерпимое отношение к другим нарушителям предписаний законов [30 с.130].
Выводы по 1 главе
Рассмотрев множество определений права, его, структуру, виды, можно сделать вывод, что правосознание это, то, что формируется у людей в течение жизни, и зависит от множества факторов. Молодёжь, самая активная социальная группа населения, и очень важно формировать правильное правовое сознание именно у них. Мы отметили важность правового воспитания молодёжи, и разные способы его осуществления. Выбор форм и методов правового воспитания зависит от конкретных целей, содержания и объема знаний, которые необходимы молодёжи, от условий в которых проводится воспитание, от времени выделенного для него. При осуществлении правового воспитания необходимо помнить и понимать, что молодёжь — это та социальная группа, которая в силу своей природы постоянно совершает движения вперед ко всему новому и неизученному, поэтому способствуя этому процессу, следует опираться на уже имеющиеся у молодёжи правовые знания и убеждения, правовой опыт и навыки. Сегодня, правовое воспитание молодёжи — это путь к обновлению России.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
2.1 Анализ опыта исследования правового сознания молодежи
Для комплексного анализа следует подходить к исследованию через призму основных элементов правового сознания. В первую очередь это правовая идеология.Она включает в себя идеи, понятия, представления о праве, отношения к ней и др. Во-вторых, правовая психология - чувства, эмоции, настроения (эмоциональный элемент). Ну и заключительным структурным элементом правового сознания выступают мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать - поведенческий элемент. Исследование проходило на базе городов Тверской области. Выборочная совокупность составила 108 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Изучалось мнение молодежи с помощью анкеты, состоящей из 13 вопросов. Все вопросы были поделены на три категории, касаемые элементов правового сознания, соответственно это правовая идеология, правовая психология и поведенческий элемент. Правовая идеология будет анализироваться нами через исследование отношения молодежи к праву, выражение правовых взглядов, принципов, требований общества. Наиболее общим в отношении молодежи к праву выступает наличие или отсутствие соответствующего интереса. Мы задали такой вопрос как «Приходится ли вам встречаться в своей жизни с правовыми вопросами?».
Выяснилось, что лишь 21,3% молодёжи не сталкивались с правовыми вопросами вообще. 37,7% из них получает информацию по правовым вопросам от родителей и педагогов, 23,6% из телепередач и радиопередач, 21,7% самостоятельно изучают. На вопрос о том «Что по вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь, чтобы все люди соблюдали законы?» 58,3% опрошенных ответили, что нужно больше разъяснять законы, их значение, цели, обязательность для всех, необходимость их строгого соблюдения. Также 66,7% процентов опрошенных, ответили, что им приходилось оказываться, в тех ситуациях, когда они чувствовали, недостаток правовых знаний. Из этого можно сделать вывод, что молодёжь в какой-то мере чувствует недостаток правовых знаний. Но, с другой стороны, когда молодёжи задали вопрос «Знаете ли вы свои права?» 82,4% ответили, что «да». Можно предположить, что молодёжь лишь думает, что знает свои права, это доказывает другой опрос «С какого возраста наступает административная ответственность?» 57,4% ответили, что с 14, что не является правильным. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства ребенка.
Относительно всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:
• Молодёжь тоже сталкивается с правовыми проблемами.
• Молодёжь имеет явный недостаток правовых знаний.
• Большую часть информации они получают от родителей и педагогов.
• Необходимо уделять больше времени правосознанию молодёжи.
Среди молодежи развито неуважение к правоохранительным органам, которые не способны обеспечить соблюдение законности и прав граждан в различных сферах жизни нашего общества. Как следствие этого происходит непрерывный рост девиантного поведения и молодежной преступности. "Политическая апатия и неверие, правовой нигилизм, принижение роли государственно-правовых начал в обществе, противоречивое законодательство создают атмосферу стихийности, неуправляемости, неупорядоченности отношений между людьми" [12, c.87]. В тему этого мы задали такой вопрос «Если бы вы знали, что наказания не последует, совершили бы правонарушение?» и 32,4% ответили, что «возможно», интересен тот факт, что этот вопрос в опросе повторялся два раза, в начале и в конце, и результаты были разные, в конце вариант ответа «возможно» выбрали 29,6% опрошенных. Но скорее всего это обусловлено просто невнимательностью отвечающих. Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наше исследование показало, что далеко не все могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. В рамках теории девиантного поведения существует теория девиантных субкультур, которая утверждает, что отношение индивида к нормам и установкам определяется нормами и ценностями той субкультуры, с которой он себя идентифицирует. Субкультура, к которой человек принадлежит, влияет как на его ценностную ориентацию, так и на личность, особенно если последняя только находится в стадии формирования. В случае нашего исследования дифференциация субкультур происходит по признаку глубины знания права и правовых норм в контексте наличия/отсутствия образования и образования по предмету [5, c.15].