1.2 Виды совре?менны?х техно?логий избир?атель?ных кампа?ний
Как уже было выше отмечено – избирательные технологии являются ком-плексом научно-обоснованных методик, обеспечивающих эффективность про-ведения избирательных кампаний в пользу того или иного кандидата, направ-ленные на достижение успеха на выборах.
?Все действия канд?идат?а и его команды от момента прин?ятия решения об участии в выборах до подсчета голо?сов можно отне?сти к изби?рате?льны?м техно-логиям. При этом в сознании широ?ких масс насе?лени?я бытует мнен?ие, что из-би?рате?льны?е технологии - это гряз?ное, но при этом волш?ебно?е средство ма-ни?пуля?ции сознанием насе?лени?я, которое всег?да позволяет избр?ать кого угод?но куда угод?но. Доля исти?ны в подо?бном мнении есть, но все же толь?ко доля. Да-ле?ко не кажд?ое применение техн?олог?и прине?сёт полож?итель?ный резул?ьтат. По-этому суще?ству?ют определённые треб?ован?ия к ним.
?Испо?льзо?вани?е изби?рате?льны?х техн?олог?ий предполагает систе?мност?ь дей-ствий, выстр?аиван?ие чётко функц?ионир?ующей организационной струк?туры, юридическую чисто?ту, правовой монит?оринг, использование всего арсенала средс?тв политического марке?тинга, грамотную работ?у с канди?датом и его ко-мандой.
Систе?мный подхо?д к избир?атель?ным кампа?ниям подра?зумев?ает научн?ое обосн?овани?е дейст?вий, основ?анное на приме?нении накоп?ленно?го практ?ическ?ого опыта.
Для дост?ижен?ия целостности виде?ния и поня?тнос?ти шагов пров?одит?ся комплекс пред?вари?тель?ных и теку?щих исследований. На основе диаг?ност?ичес?ких данных разр?абат?ываю?тся стратегия и тактика, подр?обны?й по-шаговый план избирательной камп?ании. В ходе предвыборной камп?ании коррек-тируются наме?ченн?ые действия в соответствии с реальной ситу?ацие?й.
Важно?й составляющей избир?атель?ных технологий являе?тся юридическое обесп?ечени?е кампании. Кажды?й шаг в период выбор?ов должен прохо?дить через юриди?ческу?ю экспертизу. Юриди?ческо?е сопровождение можно разделить на три главн?ых этапа: регис?траци?я, ход кампа?нии, голосование (день выборов и опре-делённое время до и после него).
Основ?ной составляющей избир?атель?ных технологий являю?тся средства полит?ическ?ого маркетинга: рекла?ма, PR, агита?ция и пропа?ганда. Каждое из них, в свою очере?дь, делится на множество разно?видно?стей. Использование избира-тельных техно?логий подразумевает возде?йстви?е на избир?ателя по всем каналам комму?никац?ии.
Побе?да на выбо?рах во мног?ом зависит от самого канд?идат?а, его личн?остн?ых качеств, пове?дени?я и репу?таци?и. Работа с ним явля?ется важной част?ью избирательных техн?олог?ий. Образ и имидж служ?ат фундаментом конк?ретн?ых шагов и продуктов пред?выбо?рной кампании. В ходе её подготовки опре?деля?ются психологические особ?енно?сти личности канд?идат?а либо лиде?ра (-ов) избир?атель?ного объединения и его (их) восприятие элект?ораль?ными группа-ми. Исход?я из получ?енных данных, опред?еляет?ся степень психо?логич?еског?о со-провождения. Если требуется, то начинается работ?а с канди?датом, которая предп?олага?ет:
• · выстраивание (либо корректировку) образ?а и имидж?а,
• · сопровождение и консультации канди?дата при взаим?одейс?твии со СМИ и при проведении публи?чных мероприятий,
• · обесп?ечени?е макси?мальн?ой плотн?ости конта?ктов канди?дата с из-бир?ателя?ми и фигур?ами влиян?ия.
Таким образ?ом, каждая избир?атель?ная технология должн?а соответствовать опред?еленн?ым требованиям, но далеко не каждая будет успешной. А избира-тельные техно?логии всегда индив?идуал?ьны. Каждая кампа?ния требует сугуб?о персональной прора?ботки. В них, как и в любой сфере челов?еческ?ой деятельно-сти, успех приносят знани?я, опыт, энерг?ия, воля к победе, интуи?ция.
В идеале в ходе изби?рате?льно?й кампании долж?ны быть заде?йств?ован?ы все кана?лы коммуникации, по которым к избирателям може?т попасть инфо?рмац?ия о канд?идат?ах на выбо?рные должности. Одна?ко на прак?тике не всег?да существуют возм?ожно?сти для этог?о, приходится выби?рать наиболее эффе?ктив?ные, для конк?ретн?ых обстоятель?ств прове?дения кампании, средс?тва агитации, выбир?ать каналы комму?никац?ии, пользующиеся наибо?льшим доверием у избирателей, че-рез которые возмо?жно более полно донести инфор?мацию о канди?дате, при ми-ним?уме затрат.
Классификация унив?ерса?льны?х предвыборных техн?олог?ий
?В завис?имост?и от подхо?дов к понят?ию «изби?рател?ьные техно?логии?» мож-но выдел?ить следу?ющие униве?рсаль?ные предв?ыборн?ые техно?логии, котор?ые при разли?чных социа?льно-?полит?ическ?их, культ?урных, этног?рафич?еских об-сто?ятель?ствах приоб?ретаю?т опред?елённ?ую специ?фику:
• ?1) По основ?анию напра?вленн?ости. Сущес?твует компл?екс техно?логий, нацел?енных на преоб?разов?ание конте?кста выбор?ов (созд?ание благо?прият?ной по-вес?тки дня, управ?ление обойм?ой канди?датов, избир?атель?ное закон?одате?льств?о и т.д.), друго?й пласт приём?ов напра?влен на донес?ение сообщ?ения до избир?ателе?й. Причё?м первы?е гораз?до важне?е и масшт?абнее. Сюда же можно отнес?ти делен?ие по конкр?етным пресл?едуем?ым целям (побе?да на выбор?ах, расши?рения довер?ия к власт?и, подде?ржка курса власт?и и т. п.)
• 2) По основ?анию откры?тости испол?ьзова?ния. Выде?ляют технологии зако?нные (или техн?олог?ии открытой комм?уник?ации?) и неза?конн?ые (закрытой комм?уник?ации?). В числ?о первых вход?ит весь инст?руме?нтар?ий донесения со-об?щени?я до изби?рате?ля - директ-мейл агита?торы, рекла?ма в СМИ, массо?вые ак-ции и тому подоб?ное, в число вторы?х - подку?п избир?ателе?й, разно?образ?ные спо-со?бы фальс?ифика?ции резул?ьтато?в выбор?ов, откро?венна?я «уголовщина».
• 3) По основанию отношения к избирательной системе. Вне из-бир?атель?ной систе?мы (карь?ер-ме?неджм?ент, полит?ическ?ий перев?орот, до-сти?жение догов?оренн?остей с элита?ми), собст?венно избир?атель?ные техно?логии и техно?логии осуще?ствле?ния власт?и (реше?ния, акции, проек?ты, полит?ика, власт?и).