Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административное правонарушение и административная ответственность.

superrrya 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с применением норм КоАП РФ об административных правонарушениях и административной ответственности. Предметом - нормы административного законодательства РФ, регулирующие установление административной ответственности за административные правонарушения. Итак, целью дипломной работы будет правовой анализ положений об основаниях применения административной ответственности и административных правонарушениях. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - изучить понятие и признаки административного правонарушения; - отграничить административное правонарушение от дисциплинарного проступка и преступления; - изучить виды административных правонарушений; - рассмотреть понятие и признаки административной ответственности; - проанализировать объекты и субъекты административной ответственности; - рассмотреть основания административной ответственности. Нормативной основой данной дипломной работы стали: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, а так же иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации. Данная дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемых источников.
Введение

Актуальность. Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях. Институт административной ответственности в России формировался и начал развиваться, начиная со второй половины XIX века, и. всегда рассматривался как важнейшая составная часть полицейского, а затем административного права, как механизм осуществления, государственного управления; в сфере обеспечения, общественного порядка и общественной безопасности. Решающее влияние на его развитие оказывали экономические и социальные условия жизни страны, политический режим, уровень культуры населения, философские и правовые взгляды представителей отдельных отраслей науки. Ежегодно большое количество граждан привлекаются к административной ответственности. Анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об административных правонарушениях свидетельствует о распространенности и массовом характере нарушений прав граждан и других участников административных правонарушений при применении законодательства об административной ответственности органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела административных правонарушениях. Определенное влияние на развитие института административной ответственности оказывали фактическое состояние преступности в стране, многочисленные противоправные действия в различных сферах общественной жизни. Указанные факторы повлияли и на развитие законодательства об административной ответственности. В условиях советской власти институт административной ответственности призван был отражать в основном потребности государственного управления на различных этапах развития государственности, приоритетом которой являлось обеспечение интересов политического режима, что обусловило игнорирование кодификации законодательства об административной ответственности особенно его процессуальной составляющей. Само установление норм об административной ответственности было предметом регулирования не законодателя, а органов государственного управления, не говоря уже о формах и методах защиты прав граждан при применении властями мер административного наказания. Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями - административное правонарушение. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно- дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение. Для написания дипломной работы были использованы труды таких авторов. Как Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малунов, А.П. Солдатов, В.А. Мельников, В.С. Четвериков. и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6 §1 Понятие и признаки административного правонарушения 6 §2 Отграничение административного правонарушения от дисциплинарного проступка и преступления 18 §3 Виды административных правонарушений 23 ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 29 §1 Понятие и признаки административной ответственности 29 §2 Основания административной ответственности 33 ГЛАВА 3. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ- КУЗБАССА) 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1999. 25 декабря. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.// Собрание Законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3825. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. № 195-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 1. Ст. 1. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ// Собрание Законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012. 5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391. 6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 7. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание Законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849. 8. Федеральный закон от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание Законодательства РФ. 2012. № 24. Ст. 3082. 9. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2016. № 26 (часть I). Ст. 3851. 10. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Собрание Законодательства РФ. 2014. № 28. Ст. 4058. Иная литература 11. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 937 с. 12. Алиев Г.М. Административная ответственность и административное наказание: проблемы и пути совершенствования. // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2017. – С. 514-519. 13. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний. // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 2. – С. 75-78. 14. Асланов М.Х. Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам. // Научные известия. – 2017. – № 7. – С. 98-102. 15. Бахрах Д.Н. Вопросы системы административных наказаний. // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2019. – № 7. – С. 7- 13. 16. Бекетов О.И., Корыц С.И. Проблемы исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами. // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – СПб.: СПбУ МВД России, 2017. – С. 115-123. 17. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации. – М.: Проспект, 2016. – 768 с. 18. Варданян М.А. Особенности отдельных видов административных наказаний: Юридические дисциплины. // Состояние и перспективы борьбы с преступностью в России. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2017, Ч. 1. – С. 55-56. 19. Вороненко О.А., Скокова А.Н. Административное наказание как мера административной ответственности. // Поколение будущего: сборник статей. – Курск: Университетская книга, 2015. – С. 204-208. 20. Воронцов С.Н. Административный арест: проблемы и перспективы правоприменения. // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2014.– № 12. – С. 220-224. 21. Гостев А.С. Некоторые теоретико-правовые аспекты назначения административных наказаний. // Вестник Международного института экономики и права. – 2016. – № 2 (19). – С. 99-105. 22. Дебольский М.Г. Арест как вид наказания и возможности его применения к несовершеннолетним. // Психология и право. – 2012. – № 4. – С. 17-21. 23. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): диссертация. – М., 2015. – 498 с. 24. Коваленко К.Е. Понятие «административной наказуемости» административного правонарушения. // Novainfo. – 2014. – № 27-1. – С. 12- 14. 25. Корсакова Н.А. Принципы назначения административного наказания. // Закон и право. – 2010. – № 103-107. 26. Кудлаева Ю.О. Квазиадминистративные наказания: сущность и актуальные проблемы. // Юридические науки: проблемы и перспективы. – Казань: Бук, 2016. – С. 100-101. 27. Кудрявая А.А. Воспитательная роль административного наказания. // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 653-655. 28. Куратов А.А. К вопросу о приостановлении административного судопроизводства: некоторые аспекты теории и практики. // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 22-30. 29. Липинский Д.А. Понятие административного наказания. // Юридические исследования. – 2017. – № 2. – С.24-43. 30. Липинский Д.А. Цели административного наказания. // Российская юстиция. – 2017. – № 7. – С. 31-34. 31. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Цели и функции административных наказаний. // NB: Административное право и практика администрирования. – 2017. – № 2. – С. 20-37. 32. Максимов И.В. Административные наказания. – М.: Норма, 2009. – 464 c. 33. Махина С.Н. Новеллы и проблемные аспекты современного этапа развития института административного ареста (на примере анализа статей 5.35, 6.8, 6.9 КоАПРФ). // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 55-62. 34. Нагорнов Д.С. Административное наказание как составная часть института административной ответственности. // Бизнес в законе. – 2019. – № 1. – С. 294-296. 35. Оноколов Ю.П. Главная цель административных наказаний – превенция административных правонарушений и преступлений. // Административное право и процесс. – 2014. – № 8. – С. 37-40. 36. Пащенко Е.Ю. Общие правила назначения административного наказания. // Безопасность труда в промышленности. – 2013. – № 10. – С. 26-27. 37. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Под ред. А.Б. Агапова. – М.: Статут, 2017. – 614 с. 38. Ракитов Е.Ю. К вопросу об общих правилах назначения административного наказания. // Гуманитарные и правовые проблемы современности. – новосибирск: НГАУ, 2017. – С. 226-228. 39. Репьев А.Г., Васильков К.А. Проблемы реализации отдельных видов административного наказания на современном этапе. // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2017. – № 4. – С. 12-16. 40. Решетова Ю.А. Общие правила назначения административных наказаний // В сборнике: Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы сборник материалов Международной научно-практической конференции: сборник статей. – Курск: Университетская книга, 2016. – С. 258-261. 41. Россинский Б.В. Административное право: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015.– 566 с. 42. Сайфутдинова Г.Б., Мубаракшина А.А. Конституция 1936 года в СССР (закон и реальность). // Сборники Конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – 2014. – № 9. – С. 28-29. 43. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. – М.: Норма, 2015. – 320 с. 44. Сретенцев А.Н. Административное наказание как мера административной ответственности. // Наука и практика. – 2014. – № 2 (59). – С. 123-126. 45. Стахов А.И. и др. Административная ответственность. – М.: Закон и право, 2013. – 231 с. 46. Цечоев Х.И. Понятие и виды административного наказания. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. – № 86. – С. 363-368. 47. Черняев С.Г. К вопросу о целях административных наказаний. // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 3. – С. 149-152. 48. Шергин А.П. Совершенствование системы административных наказаний. // Актуальные проблемы административного и административно- процессуального права: сборник статей. – СПб.: СПбУ МВД РФ, 2018. – С. 267-277. 49. Якимов А.Ю. Особенности нормативной правовой основы назначения и исполнения административного наказания в виде лишения права управления автомототранспортными средствами. // Вестник Московского университета МВД России. – М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015. –№ 6. – С. 194-199. Интернет ресурсы: 50. Об административной ответственности на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: закон Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З : (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 51. Об административной ответственности в Республике Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 30 дек. 2003 г. № 95-РЗ : (в ред. от 27 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 52. Об административных правонарушениях в Кемеровской области (с изменениями на 7 октября 2020 года) ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ — КУЗБАССА от 16 июня 2006 года N 89-ОЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 53. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений [Электронный ресурс] : закон Удмуртской Республики от 13 окт. 2011 г. № 57-РЗ : (в ред. от 19 июня 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 54. Об административных комиссиях в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 17 окт. 2002 г. № 45-З : (в ред. от 28 марта 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 55. Об административных комиссиях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: закон Республики Марий Эл от 30 дек. 2008 г. № 80-З : (в ред. от 1 июля 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 56. Об административных комиссиях в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]: закон Удмуртской Республики от 17 сент. 2007 г. № 53-РЗ : (в ред. от 21 дек. 2015 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 57. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. № 26-З : (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 58. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : закон Республики Марий Эл от 03 марта 2005 г. № 2-З : (в ред. от 3 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 59. О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 26 сент. 2014 г. № 91-РЗ : (в ред. от 29 сент. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 60. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике [Электронный ресурс] : постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 окт. 2003 г. № 254 : (в ред. от 9 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ §1 Понятие и признаки административного правонарушения Административное правонарушение представляет собой социально- правовое явление. Условия жизни общества определяются как объективными факторами его существования и функционирования, так и целеустремленностью людей, выражающийся в их поведении и его последствиях. Определенное влияние на создание условий функционирования общества оказывают совершаемые в обществе правонарушения как в их совокупности, так и каждое в отдельности. Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в- пятых, наказуемое деяние. Законодатель при определении в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличии от понятия преступления. Однако его вредность констатирована большинством диспозицией норм, составляющих содержание названного Кодекса. Определение административного правонарушения, содержащееся в ст.2.1. КоАП РФ, не содержит такого признака, как общественная опасность. Специалисты в области административного права, которые занимались подготовкой проекта Кодекса, упорно придерживались той точки зрения, что административные правонарушения не могут представлять общественной опасности. Определение административного правонарушения как «общественно вредного», на фоне того, что все виды правонарушений по своему вредны, тоже осталось без внимания разработчиков законопроекта. Это остается, как бы, само собой разумеющееся качественное отличие преступления и административного правонарушения . Идея о наличии и дифференциации степени общественной опасности преступлений были посвящены работы таких ученых как, например, Лютов К. , Мальцев В. В. , Фефелов П. А., Ляпунов Ю. И. , Лукьянов В. . Концепция разграничения общественной опасности и общественной вредности дала возможность по-новому взглянуть на критерий разграничения различных видов правонарушений. Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Примерами могут здесь быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др. Право, регулируя общественные отношения, воздействует на поведение конкретного человека или коллектива людей. С позиций соответствия этого поведения требованиям правовых предписаний можно говорить о противоправном деянии. Оно выражается в несоблюдении норм права, неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъекта обязанностей, в действиях, предпринимаемых вопреки установленным правовым предписаниям. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ либо Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность . Об административном правонарушении можно говорить только в том случае, когда есть виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Например, закон могут нарушить лица, не достигшие определенного возраста, предусмотренного законодательством, которые не могут быть привлечены к юридической ответственности. Также не могут привлекаться к юридической ответственности невменяемые лица, то есть признанные судом в установленном порядке недееспособными.Не является административным правонарушением и так называемый несчастный случай, то есть причинение вреда в результате стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину. Например, В жизни бывают также случаи, когда человек совершает нарушение права в состоянии крайней необходимости. Например, водитель проезжает узкую дорогу, и вдруг ему навстречу неожиданно выбегает человек. В данном случае, если водитель не свернет, то неизбежен наезд. Тут налицо объективная необходимость, если водитель предпринял все необходимые меры, чтобы предотвратить наезд. Формально есть нарушение права, но нет правонарушения. Следовательно, не любое нарушение права является правонарушением. Сущность правонарушения состоит в противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права. Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством. Таким образом, правонарушение - это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на установленный в обществе порядок отношений, совершенное деликтоспособным субъектом права. Во-первых, всякое правонарушение представляет собой определенное деяние (действие или бездействие) субъекта права, акт его поведения. Законодатель в качестве правонарушения признает только объективно выраженное поведение людей и не предусматривает наказания за их взгляды, намерения, мысли, политические и религиозные убеждения. Во-вторых, правонарушение - все правонарушения наносят вред общественным отношениям, охраняемым правом, мешают их совершенствованиюи развитию в соответствии с их социальным назначением. Если не признавать за правонарушениями свойства общественной вредности, то станет непонятным, на каком основании их можно относить к противоправным и наказуемым. Следует, однако, учитывать, что общественная вредность каждого конкретного правонарушения может быть правильно понята не только исходя из его индивидуальных признаков, но и на основе оценки всей совокупности деяний подобного рода. Выделение общественной вредности в качестве универсального признака всех правонарушений не означает тем не менее качественной однородности самих правонарушений, которые могут отличаться друг от друга различной степенью одного и того же свойства. Постепенные количественные изменения в степени вредности на определенном этапе накопления могут даже сообщить правонарушению новые свойства, как это, например, бывает при перерастании общественно вредного административного правонарушения в общественно опасное уголовное преступление. В-третьих, правонарушение - это противоправное деяние. Оно выражается либо в нарушении запретов, установленных правом, либо в невыполнении обязанностей, вытекающих из нормативного правового акта или договора. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Другими словами, если деяние не запрещено нормой права или договором, оно не может считаться правонарушением. В ст. 54 Конституция Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения. Противоправность - означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права. В-четвертых, для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы это деяние было совершено виновно. Вина - это отношение лица к совершенному им действию и наступившим последствиям, то есть осознание лицом того, что оно совершило общественно вредное деяние, в результате которого могут быть нарушены права и охраняемые интересы общества и государства, юридических и физических лиц . Осознание общественной вредности деяния происходит, прежде всего, из знаний о наличии правовой нормы, запрещающей данное деяние. Однако незнание законодательства не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Тем более что общественную вредность большинства действий можно осознавать и без знания конкретных норм, руководствуясь здравым смыслом, логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. О виновном деянии можно говорить только тогда, когда от воли лица зависело сделать выбор в своем поведении - поступить правомерно или нарушить установленные правила, и оно (лицо) сознательно предпочло второй вариант поведения первому. В этой связи не признаются виновными действия лиц, признанных невменяемыми, и малолетних детей. Эти лица в силу состояния своей психики не могут оценить характера совершаемых ими действий, руководить своими действиями и осознавать последствия совершаемых ими действий. Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление, либо относится к этим последствиям безразлично. Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора статья 12.12 КоАП РФ когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного административного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал. Характерным административным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 КоАП РФ. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (часть 1 статьи 14.23 КоАП РФ также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные части 2 статьи 14.23 КоАП РФ выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта), могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ, подобные правонарушения совершаются в основном с косвенным умыслом. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности, так как лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, но в силу своей внимательности и предусмотрительности оно должно и могло было предвидеть эти последствия. Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток, на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание. Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное части 2 статьи 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано. Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (статьи 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и но неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть). Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (статьи 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статьи 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести довольно много . Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно транспортному происшествию известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и тому подобное в результате чего не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает. Юридическое лицо, согласно, статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В-пятых, признаком правонарушения является его наказуемость. Это означает, что совершенное противоправное деяние влечет за собой применение установленных законом мер государственного принуждения. Наказуемость в соответствии с ч. 1 ст. 14 УК является одним из признаков преступления. Для реализации стоящих перед уголовным законодательством задач защиты охраняемых уголовным законом общественных отношений и предупреждения преступлений (ч. 1 ст. 2 УК) Уголовный кодекс определяет не только то, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются преступлениями, но и виды наказаний, подлежащих применению при их совершении. Таким образом, наказание представляет собой важнейший этап реализации уголовной ответственности, который воплощается в обвинительном приговоре суда. Наказание является основным, хотя и не единственным способом реализации уголовной ответственности, выступая в качестве уголовно-правового последствия совершенного преступления (ч. 1 ст. 3 УК). Наказание является одним из основных институтов уголовного права, который выражает направление и содержание уголовной политики государства. Понятие наказания определено в ч. 1 ст. 43 УК: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Приведенное определение наказания позволяет выделить его признаки. Наказание представляет собой меру государственного принуждения, применяемого к лицу, совершившему преступление. Этим подчеркиваются два обстоятельства. Только наличие всех названных юридических признаков позволяет рассматривать конкретное деяние как правонарушение. Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность . Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением. Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия — потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться). Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок является не административным правонарушением, а дисциплинарным проступком. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность. Кодексами и законами субъектов Российской Федерации предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный. Меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным, нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность. Признак административной ответственности связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности . Ст.4.6 КоАП РФ установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течении года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Повторное совершение административного правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста. Устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от этого вида ответственности. На основе представленного анализа, можно сделать вывод о том, что юридическая ответственность является реакцией государства направленной на защиту публичных и частных интересов, оформленной совокупностью материальных и процессуальных правовых норм в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий, предусмотренных санкцией правовой нормы. В свою очередь, административная ответственность представляет собой комплексную правовую реакцию государства на проявление административной противоправности, содержащей материально - правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения административных наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных последствий, установленных законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях. §2 Отграничение административного правонарушения от дисциплинарного проступка и преступления Несмотря на важное теоретическое и практическое значение, проблема разграничения преступлений и административных правонарушений не разрешена и по сей день. Границы между преступлениями и административными проступками весьма условны и изменчивы, поэтому в некоторых случаях одно деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как преступление. Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления . Общественная опасность - это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления. Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя - суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности. Именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции от применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренного статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот . Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg