Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Анализ эффективности методики обучения нападающему удару юных волейболистов 10-12 лет

superrrya 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Целью данной работы явилось изучение эффективности использова-ния обучения нападающему удару у юных волейболистов в группах начальной подготовки ДЮСШ. Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе адаптированных упражнений для обучения нападающего удара у юных волейболистов позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема. Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных во-лейбо¬листов 10-12 лет. Предмет исследования – методика обучения нападающего удара юных волейболистов 10-12 лет. Практическая значимость исследования состоит в том, разрабо-танная методика позволит улучшить физическую и техническую подготов-ку юных волейболистов. Мате¬риалы могут быть использованы как для со-вершенствования программ ДЮСШ по волейболу, так и процесса подго-товки юных волейболистов 10-12 лет. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, списка литературы. Общий объем работы – 45 с. В работе используются 39 литературных источников.
Введение

Актуальность. Роль физической культуры и спорта в современном обществе с каждым годом постоянно возрастает. По мнению ведущих оте-чественных и зарубежных специалистов в области физиологии, спортивной медицины и физической культуры особая значимость физической культу-ры и спорта заключается в его оздоровительном воздействии на организм занимающихся. Самый верный путь к здоровью человека – это разумная его двига-тельная активность в повседневной жизни и часы отдыха. Врачи и специа-листы по теории и методики физического воспитания постоянно напоми-нают как больным, так и здоровым людям о пользе движений и необходи-мости систематических занятий физической культурой и спортом [1,6,11,12, 25,26]. Особенно актуальна эта проблема в современном обществе, где мно-гие болезни и недуги порождены гиподинамией, постоянными производ-ственными стрессами и плохой экологической обстановкой практически во всех регионах и городах России. Как показывают многочисленные иссле-дования по этой теме, только физическая культура и спорт смогут помочь в данной ситуации, а в некоторых случаях и вылечить многие заболевания. Волейбол – динамичная, красивая игра, предъявляющая высокие требования к игрокам не только с точки зрения физических кондиций, тех-нико-тактической подготовленности, но и интеллектуальной подготовке, умению быстро и правильно принимать решения в долю секунды и вы-полнить их. Волейболистам необходима разносторонняя физическая под-готовка и высокий уровень развития практически всех качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и скоростно-силовых качеств. Наряду с атлетизмом для этой игры характерны многогранность и уни-версализм технического и тактического мастерства. Каждый игрок должен мастерски владеть всеми приемами техники и тактики как при игре в напа-дении, так и в защите. Особое значение имеет соответствие применяемых технических приемов конкретным игровым ситуациям и их высокая эффек-тивность реализации в условиях активного противодействия со стороны противника. Соревновательный характер игровой деятельности с большим физи-ческим напряжением, постоянным противоборством, непрерывные поиски наиболее эффективных действий и приемов для их осуществления в усло-виях сбивающих факторов и дефицита времени, предъявляют высокие тре-бования к уровню психологической подготовки и устойчивости игроков. [2,9,13,19,20,33] Современным волейболистам необходимо обладать высокоразвиты-ми моральными и волевыми качествами, чтобы в жесткой спортивной борьбе сохранить самообладание, выдержку и уважение к сопернику, за-ставить себя преодолеть усталость, подчинить свои желания интересам коллектива, взять на себя ответственность за выполнение решающих напа-дающих ударов или подач мяча в критические моменты игры. Непрерыв-ность и внезапность изменений игровых ситуаций, зависимость командно-го успеха от самостоятельности и эффективности игровых действий каждо-го игрока, является непременным условием проявления многих качеств спортсменов, таких как: сообразительность, инициатива, творческий под-ход, ответственность, взаимовыручка, чувство товарищества и т.д. Но все же сам процесс освоения техники и тактики игры волейбола является трудоемкий. Он должен основывается на приобретенных в начальных классах простейших двигательных навыков и умений. Опреде-ленная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы использования методик подвижных игр в учебно-тренировочном процессе обучения техники и тактике игры волейбол определяют актуальность дан-ной работы. Начальный период обучения юных волейболистов начинается с 9-12 лет. Наиболее оптимальным возрастом обучения техническим и так-тическим приемам волейбола осуществляется в возрасте – 11-12 лет. Это связано с тем что в данный возрастной период интенсивное и разносто-роннее развитие двигательной функции. Актуальность данной темы не вы-зывает сомнения, так как для достижения высоких спортивных результатов необходимо применение специализированных средств и своеобразных ме-тодик обучения игре в волейбол. Подготовка волейболистов является си-стематизированным процессом руководителем которого является тренер- преподаватель. Волейбол является распространенным на международном уровне, что влечет за собой его массовое развитие среди подростков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Состояние вопроса 6 1.1. Характеристика возрастных особенностей младших школьников 6 1.2. Динамика показателей вегетативных функций 8 1.3. Возрастные особенности психики детей 9-10 лет 9 1.4. Технические приемы волейбола 10 1.5. Техника выполнения нападающего удара 15 1.6. Методика обучения нападающему удару в волейболе 21 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29 2.1 Задачи исследований 29 2.2. Методы исследования 29 2.2.1. Анализ научно-методической литературы 29 2.2.2. Педагогический контроль за уровнем развития скоростных качеств юных волейболистов 30 2.2.3. Педагогический эксперимент 32 2.3. Организация исследования 32 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34 3.1. Характеристика физической подготовленности испытуемых 34 3.2. Технология обучения нападающему удару юных волейболистов 10-12 лет 38 3.3. Эффективность предложенных методик обучения нападающему удару юных волейболистов 43 ВЫВОДЫ 52 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Список литературы

1. Ветков Н.Е. Спортивные и подвижные игры [Электронный ре-сурс]: учебно-методическое пособие/ Ветков Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016.— 126 c. 2. Водовозова Е. Н. Царство свободного ребенка / Е. Н. Водовозова. - Москва : Карапуз, 2010. - 287 с. 3. Волейбол: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта/ С.С. Даценко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Спорт, 2016.— 456 c. 4. Волейбол [Электронный ресурс]: энциклопедия/ — Электрон. тек-стовые данные.— М.: Спорт, Человек, 2016.— 624 c. 5. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2014г. 6. Губа В.П. Волейбол в университете. Теоретическое и учебномето-дическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Губа В.П., Родин А.В.— Элек-трон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2009.— 164 c. 7. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спор-тивнопедагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 283 c. 8. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с. 9. Загайнов, Р. Психология современного спорта [Электронный ре-сурс] : Записки практического психолога спорта : [учеб. пособие] / Р. За-гайнов. 43 - Москва : Советский спорт, 2012. - 292 с 10.Запорожанов, В.А. Контроль в спортивной тренировке. 4-е изд. М.: Астрель, 2008. 155 с 11.Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [Электронный ресурс] : [с основами динамической и спортивной морфологии] : учеб. для вузов фи-зической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с. 12.Иорданская Ф.А. Функциональная подготовленность волейболи-стов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадап-тации [Электронный ресурс]/ Иорданская Ф.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Спорт, 2017.— 176 c. 13.Ковалько В. И. Школа физкультминуток : 1-4 классы / В. И. Ко-валько. - Москва : ВАКО, 2005. - 207 с. - (Мастерская учителя). - Биб-лиогр.: с. 205-206. 14.Лазарева Е.А. Методические основы занятий волейболом в вузе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лазарева Е.А.— Электрон. тек-стовые данные.— М.: Московский государственный строительный универ-ситет, ЭБС АСВ, 2010.— 150 c. 15.Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. – 2005г. 16.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 2000. – 286 с. 17.Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – М.: Известия, 2001. – 334 с. 18.Наенко, Н.И. Психологическая напряженность/ Н.И.Наенко. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 19. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с 44 детьми. – Спб., 2010 – 35 с. 20. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсме¬нов/ В.П.Некрасов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 190 с. 21.Немов А.Ю. Честная игра. Городец,2010г. 22.Никитин Б. П. Резервы здоровья наших детей / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. - Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 223 с. 23.Никитушкин В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебник / В. Г. Никитушкин. - Москва : Советский спорт, 2013. - 280 с. 24.Никитушкина Н. Н. Управление методической деятельностью спортивной школы [Электронный ресурс] : науч.-метод. пособие : моно-графия / Н. Н. Никитушкина, И. А. Водянникова. - Москва : Советский спорт, 2012. - 200 с. 25.Новиков А. А. Основы спортивного мастерства [Электронный ре-сурс] : [монография] / А. А. Новиков. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Советский спорт, 2012. - 256 с. 26.Озолин, Н.Г. настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 863 с. 27.Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 2000г. 28. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей [Электрон-ный ресурс]/ Пантелеева Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Чело-век, 2012.— 160 c. 29.Папагеоргиу А. Пляжный волейбол. Руководство [Электронный ресурс]/ Папагеоргиу А., Хёмберг С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Человек, Терра-Спорт, 2004.— 328 c. 30.Подвижные игры : учебник / Л. В. Былеева [и др.]. - Гриф УМО. - 45 Москва : Физическая культура, 2007. - 283 с. 31.Психология физического воспитания и спорта: Учебник / Под общ. ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М., 1980. - 268 с. 32.Семенов, Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятель-ность в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. А. Семенов. - Москва : Советский спорт, 2011. - 199 с. 33.Солодков, А. С. Физиология человека [Электронный ресурс] : Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Соло-губ. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Советский спорт, 2012. - 619 c. 34.Тертычный А.В. Волейбол для 12-13-летних [Электронный ре-сурс]: учебно-методическое пособие/ Тертычный А.В., Тертычная В.Т.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государ-ственный технический университет, 2013.— 127 c. 35. Фарфель, В.С. Физиология спорта / В.С. Фарфель. - М.: Физ-культура и Спорт, 2000. – 215 с. 36.Фомин Е.В. Волейбол. Начальное обучение [Электронный ре-сурс]/ Фомин Е.В., Булыкина Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Спорт, 2015.— 88 c. 37.Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ре-сурс]: учебное пособие/ Н.Г. Михайлов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 c. 38.Шальнов, В.А. Общая и специальная физическая подготовка фут-болистов в учебно-тренировочном процессе / В.А. Шальнов. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 22 с. 39.Швыков И.А. Футбол в школе. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 144 с. 46 40.Шулятьев В.М. Волейбол [Электронный ресурс]: учебное посо-бие/ Шулятьев В.М., Побыванец В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 204 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Состояние вопроса 1.1. Характеристика возрастных особенностей младших школь-ников Младший школьный возраст длится до 10-12 лет. В этот период си-стемы и органы продолжают формироваться и достигают полного функ-ционального развития. Заканчивается формирова¬ние скелета, усиленно развивается и укрепляется его мышечная система. Начиная с семилетнего возраста, происходит дальнейшее увеличение динамического компонента нагрузки на скелетную мускулатуру, происхо-дит дальнейшее преобразование физиологических и психофизиологиче-ских изменений организма, что во многом обусловлено началом обуче¬ния в школе [17,18,23,28]. С семилетнего воз¬раста происходит скачок в новое качественное формирование индивиду¬ального сознания ребенка, Игровая деятельность, имевшая место в дошко¬льном возрасте, сменяется организованными спор-тивными играми, урока¬ми по физической культуре, походами и экскурси-ями и т.д. В младшем школьном возрасте проис¬ходит понятийная организация ребенком окружающей среды, возникают достаточно устойчивые и упоря-доченные основы, которые ребенок, систематически прилагает к окружа-ющему его миру. Взаимоотношения с окру¬жающим миром характеризу-ются все более нарастающей сложностью и разнообразием. В возрастной динамике детей отчетливо проявляется гетерохронизм - неодинаковость темпов роста и различных функций и свойств организма на каждом этапе онтогенеза. Темпы развития школьников в этом возрасте связаны с конституци-онными типами: детям с астеноидной конституцией присущи медленные темпы созревания и низкие показатели физического развития [34,36]. Скачкообразно увеличивается длина конечностей (абсолютная и, особенно, относительная). До 13 лет у девочек и до 14 - у мальчиков уве-личение продольных размеров идет быстрее, чем поперечных, а в более старшем возрасте преобладает увеличение поперечных размеров тела. Увеличение длины тела у девочек 10-13 лет происходит в основном за счет длины ног, в 13 лет и старше - за счет длины туловища. У мальчиков в этом возрасте сохраняется постоянное соотношение в приросте длины ног и туловища с некоторым, акцентом за счет конечностей. Отмечено, что у детей 9-10 лет имеется большая подвижность позво-ноч¬ника и именно это способствует нарушению осанки. Полное сращение костей таза наступает только в самом конце периода роста. Даже в 11-14 лет у детей возможно сужение таза под влиянием ряда упражнений [34]. До четырнадцати лет пространство между позвонками заполнено хрящом, что определяет податливость позвоночника к развитию гибкости с одной стороны. С другой стороны является причиной искривления по-звоночно¬го столба при длительном и неправильном положении тела, од-ностороннем напряженнии мышц конечностей (что характерно для волей-бола) или чрезмерных физических нагрузках. Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности де-тей данного возраста. Это осознается мальчиками и имеет для них боль-шое значение. Однако, мышцы детей утомляются значительно быстрее, нежели у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что следует обязательно учитывать при занятиях спортом и физическим тру-дом [21,16,29]. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Это поро-ждает у детей неприятные переживания, неуверенность в действиях. В то же время данный возраст - период оптимального развития многих двига-тельных качеств, активного совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстрота и частота движе-ний, скорость реагирования, длина прыжка и т.д.) [1,22,26]. 1.2. Динамика показателей вегетативных функций В таблице 1 указана возрастная динамика показателей сердечно - сосудистой системы с 4-6 до 14-18 лет. Таблица 1 Возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы № Показатели Возрастные периоды (лет) 4-6 7-1 1(д); 7-13(м) 12-1 7 (д); 14-1 8 (м) 1. ЧСС (уд/мин) 100-120 80-90 70-80 2. АД систолич. (мм рт. ст.) 100 105 110-115 3. АД диаст. (мм рт. ст.) 55 60 65-70 ЧСС имеет большое практическое значение в спорте, поэтому его возрастные особенности заслуживают более детального рассмотрения. В результате исследований суточной динамики ЧСС установлено, что ЧСС - показатель очень лабильный, значительно колеблющийся в зависимости от уровня активности. Потен¬циально возможный максимальный ритм ЧСС с возрастом не меняется (ЧССmах = 220-возраст), а в возрастной динамике ЧСС в состоянии основ¬ного обмена, прослеживается четкая тенденция к брадикардии, более вы¬раженная у мальчиков. По данным многих авторов у мальчиков 7-15 лет АД диаст. колеб-лется в пределах 55-72 мм рт.ст. без возрастных различий. В динамике АД макс. Отмечается тенденция к повышению в старшей группе. Ис¬следования показали, что среди 12-13-летних под¬ростков у девочек АД выше, чем у мальчиков, что связывают с ранее на¬ступающим пубертатом. Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требова-ния к деятельности сердца, которое растет быстрее, нежели кровеносные сосуды, что является причиной функциональных нарушений в деятельно-сти сердечно-сосудистой системы и проявляется в виде внезапных сердце-биений, повышенного кровяного давления, головокружений, головных бо-лей, быстрой утомляемости [34]. 1.3. Возрастные особенности психики детей 9-10 лет По данным специальной литературы в этом периоде происходит пе-реход от детства к взрослости. Первым фак¬тором развития личности ре-бенка является его собственная социальная ак¬тивность на фоне умственно-го и физического развития. Именно в этом возрасте происходят карди-нальные изменения в организме ребенка. Наступают резкие изменения во внутренней среде организма в связи с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секре¬ции. Поскольку эндокринная система функционально связана с нервной систе-мой, ребенок в возрасте 9-12 лет, с одной стороны; отличается бур¬ным подъемом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воз-действиям. Перестройка нейроэндокринных и гуморальных соотноше¬ний часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раз-дражительности, периодической вялости и апатии. Вместе с тем, мно¬гими исследователями показано, что систематиче-ские занятия физически¬ми упражнениями в этом возрасте улучшают дея-тельность сердечно-¬сосудистой, дыхательной, вегетативной, нервно-мышечной систем и осо¬бенно - ЦНС [31,34]. Под влиянием занятий спортом у детей повышается сила и подвиж-ность нервных процессов, работоспособность и выносливость нервных клеток коры головного мозга. В результате выясня¬ется, что школьники, занимающиеся спортом, имеют ряд преимуществ в своем формировании по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом [15,19,20]. Доказано, что между физическим и психическим развитием сущест-вует неразрывная связь, поэтому полноценное умственное развитие ребен-ка возможно только при условии его полноценного физического развития. В данном возрасте у детей существенно улучшается устойчивость и ин-тенсивность внимания, что позволяет им значительно расширить свой кру-гозор, на более высоком уровне реализовать свои интеллектуальные спо-собности. В 9-11 лет ребенок уже может адекватно оценивать эти способ-ности и сознательно выбирать ту сферу деятельности, которая позволит ему реализовать свои потребности в знаниях. Показано, что в этом, возрасте у детей слабо осознаваемое влечение к спортивной деятельности трансформируется в дифференцированный ин-те¬рес не только к конкретному виду спорта, но и к высоким спортивным дос¬тижениям [19,20,32]. К 12-13 годам высшая нервная деятельность подростков достигает значительной зрелости. Однако в период полового созревания ВНД отли-чается своеобразными особенностями, обусловленными временным усиле-нием функций подкорковых структур (гипоталамус, лимбические структу-ры) и ослаблением контроля над деятельностью со стороны коры больших полушарий. В связи с этим у детей наблюдается некоторое временное ос-лабление всех видов внутреннего торможения, что обусловливает повы-шенную возбудимость и эмоциональность, а также преобладание процес-сов возбуждения над торможением, проявлением психической неуравно-вешенности, неадекватности ответных реакций. Для детей этого возраста характерна быстрая смена настроения, склонность к резкому и бурному переживанию своих чувств. Эмоциональные состояния быстро сменяют друг друга. Импульсивность поведения возникает под влиянием раздражи-телей, в которых он усматривает положительное или отрицательное отно-шение окружающих к нему как к личности. Реакция на это может выра-жаться в резкой импульсивной форме. [34] 1.4. Технические приемы волейбола Большинство тренеров в практической работе с юными волейболи-стами опираются на свой опыт, рекомендации ведущих тренеров-преподавателей, анализ литературы, публикации во всемирной сети Ин-тернет. Поток информации разнообразен и противоречив. Перед трене-ром-педагогом возникает задача правильного выбора решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства учеников. Существует два направления исследований: анализ публикаций об-щетеоретических аспектов педагогических воздействий на юных спортсме-нов и анализ публикаций специалистов по волейболу, ориентированных на работу с юными волейболистами. Как отмечал Д.Д.Донской [3], сейчас нет смысла искать общие стан-дарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. Индивидуальные особенности развития обучаемых редко соответствуют типовым характеристикам. По-этому следует учитывать индивидуальные особенности развития и подго-товленности обучаемых [63]. В научно-методической литературе по волейболу предлагается тех-ника выполнения приемов и методика обучения [54]. Авторы выделяют этапы освоения техники действий: первый этап ? создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, второй этап ? ра-зучивание приема в упрощенных условиях, третий этап ? разучивание приема в усложненных условиях, четвёртый этап ? закрепление приема в игре. Ю.Д. Железняк [20]. рекомендует для первоначальной стабилизации навыков использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа ? метод повторно-переменного упражнения. В работах Э.К. Ахмерова и Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. [1991] приводится последовательность обучения приемам игры, которая подраз-деляется на пять стадий в связи со спецификой волейбола. Чтобы обучать игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптималь-ного уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, ис-пользуя при этом объяснение тренера, показ техники и методы освоения. Обучение начинается с наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Далее начи-нают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара, одно-временно с разучиванием нападающего удара (по принципу положитель-ного переноса) осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего уда-ра. На заключительном этапе осваиваться техника блокирования. Процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каж-дого из приемов [29]. Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося.. После определения игровой функции технику совершенствуют с её учетом. Основным методом совершенствования техники спортсменов явля-ется использование целостного метода выполнения упражнения [21]. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом действии используется баллистический характер работы мышц. В ведущих движениях соответственно улучшаются баллистические возмож-ности мышечных групп и их волевого использования. Для обучения и со-вершенствования ударных движений главным является: волевое акценти-рование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект до-стигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Существует отрицательный и положительный перенос между отдель-ными физическими качествами, между двигательными навыками и между качествами. В антагонистических отношениях находятся точностные дви-жения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена. Упражнения на выносливость отрицательно сказываются на скоростно-силовых проявлениях качеств утверждает Ивойлов А.В. [29]. Н.Г.Озолин [51] отмечает разительный эффект от использования от-личий в ощущениях, возникающих при выполнении упражнения в обыч-ных условиях и облегченных или выполнение упражнения в более тяже-лых условиях. Л.П.Матвеев считает [47], что ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимо вне по-стоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представле-ния. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственно контакты с действительностью, она оказывается более до-ходчивой, чем прямое восприятие. Речь идето пояснении деталей и меха-низмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытых. Здесь преимущество имеет использование персо-нальных компьютеров. Путь совершенствования двигательных действий спортсмена через совершенствование большого фонда движений, формирование которых осуществляется в ходе различных детерминированно-вероятностных ва-риативных ситуаций, приближенных к условиям соревнований. Выделяются три пути совершенствования спортивной техники. Пер-вый связан с уточнением (улучшением) координационной структуры дви-жений. Второй соотносится с совершенствованием спортивной техники за счет расширения двигательного потенциала спортсмена и третий с совер-шенствованием спортивной техники сопряженной с её надежностью и по-мехоустойчивостью действия к сбивающим факторам [27, 28]. В волейболе важна финальная часть ударного движения при выпол-нении нападающих ударов, она определяет результативность двигательно-го действия[50, 71]. А.Н. Лапутин [39, 40], Н.А. Носков [50], В.М. Сероштан [61] реко-мендуют использование линейно-разветвленного программированного обучения и совершенствования техники ударных движений целостным и расчленено-конструктивным методом. Для формирования навыков удар-ных движений большое значение имеют антропометрические данные (в первую очередь ростовые). Важным моментом программ является коррек-ция по ходу исполнения движений, периодические информационные сооб-щения и сенсорные стимулы, а также технические средства обучения. Особое место в обучении юных волейболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. В основе лежат функциональные свой-ства мышечной системы, позволяющей совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная скорость движения. Для строго-регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регламен-тировать по скорости и степени отягощений. Л.П. Матвеев [1991] рекомен-дует большую часть упражнений применять с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно приводит к стабилизации уровня мышечных сокращений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стаби-лизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, при-менение отягощающих манжет в игровых действиях руками. Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей ? это оптимальное сочетание в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отя-гощения и при которой можно сохранять правильную технику движений (контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в преде-лах, не превышающих 30 ? 40% от индивидуально максимального [47]. Лапутин А.Н. [39] предлагает при развитии силы скелетных мышц человека использовать филогенетически и ортогенетически сложившиеся в организме реакции мышечной системы на естественное поле тяжести, обу-словленное постоянным действием сил гравитации. Силы всех мышечных групп и условия их сокращения также неодинаковы, они находятся в стро-гом соответствии с массой приводимых ими в движение биозвеньев. Дан-ный способ основан на использовании отягощений для создания дополни-тельного сопротивления сокращению работающих мышц. Установлено, что наиболее близко по координационной структуре к нападающему удару стоят броски набивных мячей весом 1.5 кг одной и двумя руками из-за головы, метание утяжеленных теннисных мячей. Кате-горически нельзя использовать мячи весом 5 ? 10 кг, так как нарушается координационная структура, свойственная нападающему удару. Поэтому упражнения типа метания таких мячей с места не соответствуют нападаю-щему удару из-за значительного увеличения времени работы мышц и нарушения последовательности их включения в работу [37]. 1.5. Техника выполнения нападающего удара Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностыю, устойчивостью и эко-номичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях. Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особен-ности отдельных движений. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой струк-туры. Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микро-фазы: начало, середина и напрыгивание. В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив ха-рактера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два«ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой. Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекто-рию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если пе-редача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба перехо-дит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется. В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движения-ми. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффектив-ность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоро-стью разбега для прыжка вверх . При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения. Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень корот-кий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском дина-мографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется бла-годаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в попереч-ном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то при-ближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая ра-бота мышц необходима для выпрямленного положения конечности и под-держания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании. Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвен-ной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в колен-ных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах. Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных су-ставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры. В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате раз-гибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь уве-личивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксирован-ная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двуглавая) разгибают туло-вище. В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и со-провождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибаю-щим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцо-вая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцо-вые). Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрыв-ным»характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скоро-сти маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движе-нии в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциаль-ная составляющая) будет максимальной. Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустой-чивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации та-кое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2–3см. Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность от-талкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сги-бать ноги в коленных суставах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгиба-ния ног в коленных суставах 120—130°. Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ. Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных пере-дач(полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каж-дого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае от-четливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по от-ношению ко второй передаче мяча. При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока. Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с корот-ких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкива-ние осуществляются во время первой передачи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 41 страница
5000 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 66 страниц
1799 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg