Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Анализ проблем семьи, находящейся в социально-опасном положении.

superrrya 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Объект исследования - семья, находящаяся в социально - опасном положении. Предмет исследования – анализ проблем семьи, находящейся в социально-опасном положении. Цель исследования - изучить теоретический аспект и практические основы проблем семьи, находящейся в социально-опасном положении Задачи исследования: - Раскрыть теоретические проблемы семьи, находящейся в социально - опасном положении; - Провести исследование проблем семьи, находящейся в социально - опасном положении. - Дать рекомендации специалисту по поведению диагностики проблем данной группы семьи. Методы исследования: изучение и анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, беседа, наблюдение, анкетирование, изучение и анализ социально-педагогического опыта. Эмпирическая база исследования – где и с кем проводилось исследование. Практическая значимость исследования – кому, каким специалистам, может быть интересны материалы курсовой работы.
Введение

Актуальность исследования обоснована тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по работе с семьями, находящимися в социально - опасном положении, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Во все времена существовали семьи, находящиеся в социально - опасном положении. Причин тому множество: периодическое изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов. Кто исследовал эту проблему? (ф.и.о., какой аспект проблемы рассматривали): - педагоги, - психологи, - социологи
Содержание

Введение _______________________________________________________ 4-6 1. Анализ проблем семьи, находящейся в социально — опасном положении____________________________________________________ 7 1.1. Семья, находящаяся в социально — опасном положении: понятие, характеристика ________________________________________________¬¬¬¬7-11 1.2.Проблемы семьи, находящейся в социально — опасном положении _______________________________________________________________ 12-16 1.3.Анализ информации о семье, находящейся в социально — опасном положении ______________________________________________________16-20 2. Исследование семьи, находящейся в социально — опасном положении __________________________________________________________________ 21 2.1. Методы и формы специалиста по работе с семьей, находящейся в социально-опасном положении ____________________________________ 21-23 2.2. Диагностика проблем семьи, находящейся в социально — опасном положении _____________________________________________________ 23-27 2.3. Рекомендации специалистам социальной работы по анализу проблем семьи, находящейся в социально — опасном положении ________________________________________________________________27-29 Заключение __________________________________________________ 30-31 Список литературы _____________________________________________ 32-33
Список литературы

1. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999. 2. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,2008. 3. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 2014. 4. М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2011. 5. Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2015. 6. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2011. 7. Галагузова М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2013. 8. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2015. 9. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. - M., 2015. 10. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве.-М., 2013. 11.Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2011. 12.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 2016. 13.Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг.- М.: Институт социальной работы, 2015. 14.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС,201
Отрывок из работы

1. Анализ проблем семьи, находящейся в социально - опасном положении 1.1. Семья, находящаяся в социально - опасном положении: понятие, характеристика Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [5,с.18]. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в социально - опасном положении. В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в социально - опасном положении – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [2, с.20]. Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние. Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины [9]: - экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена; - асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем; - психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм; - медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями [14,с.56]. В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно. К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально - опасным семьям» относятся прежде всего семьи [12, с.34]: - малообеспеченные по разным причинам, в том числе в связи с безработицей, избыточной иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами; - неполные, в том числе семьи одиноких матерей; - многодетные; - беженцев и вынужденных переселенцев; - военнослужащих срочной службы с детьми; - семьи с различными патологиями, асоциальные и другие. Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке. В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе социально опасного положения. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху. Какой бы ни являлась семья, для признания ее находящейся в социально - опасном положении она должна отвечать следующим требованиям [11,с.13]: - иметь детей, то есть нести обязанности по воспитанию одного или нескольких несовершеннолетних; - находиться в социально - опасном положении (ребенок проживает с родителями-алкоголиками, психически больными, наркоманами, родители ведут аморальный образ жизни). Также к данной категории семей относится семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних [7,с.56]: - не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей (например, в случае, если ребенок в такой семье голодает, не ходит в школу, не имеет одежды); - отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (в том числе вовлекают в употребление алкогольных напитков, наносят ребенку побои). При нахождении в подобной семье несовершеннолетний соответственно также находится в социально опасном положении. Важно выявление таких семей, пусть и сохраняющих внешнее благополучие. СОП – социально - опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально - опасном положении» принято рассматривать и понимать как [14, с.4]: 1) медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи. 2) социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей. 3) психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи. В каких случаях семья признается в социально - опасном положении? 1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий) 2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр) 3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни) 4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция) 5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку) 6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка) 7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия [8, с.43]. Правовым основанием для организации учета несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально - опасном положении, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [1, с.1]. В статье 1 ФЗ-120 определены понятия: несовершеннолетний, находящийся в социально - опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия. В статье 5 ФЗ-120 перечислены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Семья, находящаяся в социально - опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [13, 45]. Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия: раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально - опасное положение. Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально - опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность [6,с.10]. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем. Случаи, в которых семья признается семьей, находящей в социально - опасном положении: - неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий). - отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр) - отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни) - вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция) - жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку) - отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка) - семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия. 1.2. Основные проблемы семьи, находящейся в социально - опасном положении В методической литературе дается определение социальной дезадаптации несовершеннолетних. Социальная дезадаптация - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения [12, с.13]. Социальная дезадаптация несовершеннолетних - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, - игры, познания, труда, общения [3,с.4]. Таким образом, социальная дезадаптация несовершеннолетних проявляется в: - школьной дезадаптации; - беспризорности, безнадзорности; - правонарушениях; - раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении; - резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья. Социальная дезадаптация семьи характеризуется наличием следующих проблем: - неопределенность гражданского статуса членов семьи; - малообеспеченность; - безработица; - неудовлетворительные жилищные условия; - алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи - нарушение здоровья; - семейная дезадаптация; - духовно-нравственная деградация семьи. Термин «семья, находящаяся в социально - опасном положении» появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин «неблагополучная семья» [13,с.8]. По значению они равносильны. В ситуацию социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом зоне риска, могут быть как благополучные, так и неблагополучные семьи, характеризующиеся стилем, формами и содержанием семейного воспитания, которое позитивно или негативно влияет на развитие и поведение ребенка. Асоциальная семья, находящаяся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, может принести ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль над детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков. Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении) как: -социально-экономическое неблагополучие, - аморальный образ жизни, - зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, - деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, - неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей, - жестокое отношение к детям и насилие над ними, - пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и тому подобное [10,с.18]. Такие семьи нуждаются в помощи государства посредством работы с ними специальных служб, а также центров поддержки семьи и детства. Главной целью таких центров является, обеспечение помощи семьям, которые в ней нуждаются, работая со случаем, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода семьи из социально опасного положения, что способствует предотвращению дальнейших проблем. Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально - опасном положении [11, с.9]: 1. Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет.) Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка. 2. Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками - это семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями. Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод или смерть одного или обоих родителей. 3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. 4. Семьи, находящиеся в социально - опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты. Зачастую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами. 5. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. 6. Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации. Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи. Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи. 1.3. Анализ информации о семье, находящейся в социально - опасном положении Работа со всеми типами неблагополучных семей начинается с диагностики причин неблагополучия в семье, ее целей, ценностных ориентаций, особенностей, а также обследования жилищных условий. После такого изучения составляется карта семьи, в которую входят персональные данные родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. После анализа сведений о семье составляется индивидуальная программа работы с ней. Для оказания помощи привлекаются различные специалисты. Если предпринятые действия дали положительный результат, семью снимают с социального сопровождения. В противном случае работа продолжается. Большую роль при этом играет отношение самих семей к проводимой с ними социальной работе. При этом постоянно идет поиск новых форм и методов работы, так как трудности семей чрезвычайно разнообразны и переменчивы, а их желание получить помощь очень противоречиво (от полного отказа от необходимой и предусмотренной законом помощи до иждивенческих настроений). Поэтому актуальны ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды посредством комплексного решения проблем путем индивидуальной профилактической работы. Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы. Для организации работы специалисту необходима определенная информация. Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из школы, поликлиники) [2,с.10]. Основными методами сбора информации являются: - беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами ПДН, КДН); - наблюдение; - официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства); - анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения); - анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи [8,с.34. Для подтверждения достоверности информации необходимо обратиться к другим, "неофициальным" источникам. Предварительно следует определить круг вопросов, требующих прояснения, и оформить их в виде плана беседы. Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях. В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ПДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем. Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 22 страницы
2000 руб.
Курсовая работа, Социология, 20 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Социология, 16 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, Социология, 34 страницы
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg