ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие мотивации в психолого-педагогической науке. Учебная мотивация
В широком смысле мотивация – это психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий человека к удовлетворению своих потребностей; наличие причинно-следственной связи между поступками, действиями или явлениями [22].
Мотивацию также можно определить, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [50].
Педагогика трактует понятие мотивации, как общее название для процессов, методов и средств побуждений, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [6].
В психологии понятие мотивации – это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека [14].
В итоге, мотивация состоит из побуждений, которые вызывают у человека активность и определяют ее направленность.
Уровень выполнения деятельности, ее конечный результат имеют прямую зависимость от потребностей и побуждений индивида, а также его мотивация. Именно она вызывает целенаправленную активность, которая определяет средства и приемы, упорядочивая их в систему, позволяющую достигнуть необходимой цели. Мотивация - это механизм, который запускает человеческую деятельность, начиная от общения заканчивая трудом. Однако если действия не приносят успех, то мотивация "падает" и это отрицательно сказывается на дальнейшей активности индивида.
Бихевиористский подход базируется на потребности вызванной отклонениями от стандартных физиологических параметров, что в свою очередь побуждает организм индивида к активности. В данном подходе К.Халл встроил "теорию драйва", в которой говорится о том, что биологическая потребность служит мотивацией поведения. Она будет стимулировать индивида до тех пор, пока потребность не будет в полной мере удовлетворена. В рамках этого подхода реализовать мотивацию обучающих можно через внешние стимулы, например, оценки, баллы и вознаграждения.
Бихевиористский подход к мотивации исходит из потребности, вызванной отклонениями физиологических параметров от оптимального уровня, что в свою очередь побуждает организм к активности. Причем речь идет только о физиологических потребностях человека. В качестве теории учебной мотивации в данном подходе наиболее интересна теория драйва К. Халла, в которой мотивацией поведения служит биологическая потребность (так называемый драйв), стимулирующая человека действовать, пока потребность не будет удовлетворена [36]. В рамках бихевиористского подхода мотивация обучающихся реализуется через различные внешние стимулы: оценки, баллы и вознаграждения.
Гуманистический подход основан уже на внутренней мотивации, а также на самоопределение личности, ее стремлениях и желанию "расти". В данном подходе не забывают учитывать и свободу выбора человека, ведь главную роль в поведении индивида начинает играть потребность самоактуализации.
Маслоу выделяет пять групп базовых потребностей:
Рисунок 1. Пирамида потребностей по Маслоу
А.Маслоу писал, что каждый человек стремится к самоактуализации в разной степени и разными способами, им движет мотивация развития. Разный уровень мотивации к потребности в самоактуализации, завит от того на сколько другие потребности, которые на пирамиде расположены ниже, были удовлетворены.
Когнитивный подход особое значение придает феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляемыми в соответствующих теориях являются ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязнь возможной неудачи, уровень притязаний.
Теория атрибуции. Мотивация – это процесс, который начинается с оценки прошлого опыта, обозначения причин успехов или провалов и оканчивающийся выбором стратегии поведения. По итогу учебное поведение – это результат рационального выбора, основанный на оценке прошлого опыта [38].
Социально-когнитивный подход к мотивации предполагает, что поведение это постоянного взаимодействия между личностью и внешней средой.
Теория самоэффективности А. Бандуры говорит, что мотивация опирается на веру человека в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации [39]. Люди с высокой самоэффективностью более упорны и настойчивы, лучше учатся и более уверены в себе.
Теория внутренней мотивации и самодетерминации Э. Деси и Р. Райана говорят о том, что внутренняя мотивация, которая опирается на врожденную потребность в компетентности и самодетерминации является самой эффективной.
Внутренняя мотивация состоит из нескольких частей, описанных в таблице ниже:
Таблица 1
Внутренняя мотивация по Э. Деси и Р. Райану.
Компонент внутренней мотивации Сущность
Самодетерминация Потребность в независимости, в самостоятельном контроле своего поведения
Компетентность Достижение результатов, успешность деятельности
Взаимоотношения с другими людьми Установление желаемых отношений человека с другими людьми
Деятельностный подход к мотивации реализуется в изучении учебных мотивов как одного из элементов обучения .
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация», так как мотивация – более обширное понятие, нежели мотив. Мотив означает внутреннюю причину, побуждающую к какому-то действию или к совокупности действий (деятельности). Совокупность мотивов представляет собой сложный психологический комплекс, который характеризует личность человека в социальной системе и предопределяет его поведение и реакцию на внешние воздействия [29].
Мотив — это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворенностью настоящим положением. Чтобы осознать мотив, требуется проделать серьезную внутреннюю работу.
Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть – это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека – это цель.
Чтобы выполнить какое-либо действие, человеку необходим побудитель, он может быть спровоцирован различными факторами. Поэтому достижение любой цели сопровождается мотивацией. Но у нее несколько видов, поэтому, когда человек готов на свершение каких-либо действий или достижение какой-то цели, необходимо понимать, какая из мотиваций им движет. Ниже мы рассмотрим виды мотивации.
Таблица 2
Виды мотивации.
Вид мотивации Характеристика
Внешняя мотивация
это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена
внешними для человека обстоятельствами.
Внутренняя мотивация это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними
обстоятельствами.
Положительная мотивация это мотивация, основанная на положительных стимулах
Отрицательная мотивация это мотивация, основанная на отрицательных стимулах.
Устойчивая мотивация это мотивация, основанная на естественных потребностях человека.
Неустойчивая мотивация это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки.
Индивидуальная мотивация направлена на поддержание саморегуляции
Групповая мотивация забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.
Познавательная мотивация игровая деятельность, исследовательское поведение.
Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано ее многообразие.
Учебная мотивация — это проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей обучения .
Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений, которые обуславливают проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни: мотивы, потребности, интересы.
Мотивация учащихся — крайне важный этап на пути формирования у школьников мотивов, которые могут придать обучению смысл, а саму учебную деятельность сделать главной целью для ученика. Иначе хорошая учеба будет невозможна. У школьников сама по себе мотивация к обучению – редкое явление. В связи с этим необходимо использовать разнообразные методы обучения . Методов или приемов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много. Ниже представлены самые распространенные.
Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета.
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений и навыков. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации учебной деятельности. Таким детям еще в дошкольном возрасте сформировали познавательный мотив. В связи с этим у детей наблюдается повышенное стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Этот уровень является нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но она привлекает таких детей не учебной деятельностью, а интересными событиями. При такой учебной мотивации ребенок комфортно ощущает себя в школе и среди сверстников. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради [41, с. 40-41].
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Ребенок посещает школу неохотно, предпочитает пропускать уроки. Присутствуя на занятиях, играют, отвлекают других учеников, испытывают затруднения в усваивании материала и находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – для таких детей школа - это враждебная среда и им некомфортно находиться среди учителей и других учащихся. Они не справляются с учебой [41, с. 42]. В крайних случаях ученики проявляют агрессию, отказываться выполнять задания. У подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить хорошую оценку), а внутренней.
Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации школьников проходил успешно, педагог решает следующие задачи:
• Изобучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на ее формирование;
• Выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников;
• Овладение приемами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности
Общая структура мотивации к учению:
• Познавательная мотивация.
Если ученик в процессе обучения получает удовольствие от новых знаний и навыков — значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.
• Мотивация достижения успеха.
У детей с отличными оценками ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Данная мотивация — наиболее ценный мотив, но ее следует отличать от престижной мотивации.
• Престижная мотивация.
Эта мотивация свойственна для учащихся с завышенной самооценкой. Эти ученики также хорошо учатся, но с другими целями. Им необходимо быть во всем первыми и «самыми лучшими».
• Мотивация избегания неудачи.
Ученики также стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка: недовольства учителя, санкций родителей. Многие ученики при отсутствии познавательной мотивации, мотивируются избеганием неуспеха. Страх полобучения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
• Компенсаторная мотивация.
У неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация. Через успехи в спорте, творчестве и во внеучебной деятельности они самоутверждаются. В таком случае при неуспехе в учебе дети не страдают.
Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели и учащиеся.
Рисунок 2. Структура учебной мотивации
Наблюдение за работой многих преподавателей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Также некоторые учителя опираются на отрицательную мотивацию. В подобных ситуациях школьники не стремятся к получению оценок, а прежде всего, избегают разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и так далее.
Рисунок 3. Виды учебной мотивации
Главными мотивами обучения могут являться внешние и внутренние мотивы. Безусловно лучше для ученика, когда он направлен внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности.
Исходя из выше названных классификаций, важно отметить, что учебная мотивация включает в себя содержательный, личностный, деятельностный, эмоциональный компоненты [45].
Содержательный компонент предполагает наличие знаний, прежде всего ведущих идей учебного материала, а также степень овладения им.
Личностный компонент учебной мотивации проявляется, как внутреннее субъективное отношение младшего школьника к учебному процессу. Иначе говоря, понимание смысла учебного процесса, осознание его личностной значимости.
Деятельностный заключается в проявлении активности, инициативы ученика, в его удовольствии работать над освоением учебных предметов, в активном поиске дополнительных знаний за пределами школьных программ, и в наличии любознательности.
Эмоциональный компонент выражается в эмоциональном отношении к процессу обучения . Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены успешными взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Также это эмоции, связанные с положительными результатами своего ученического труда, эмоции удовлетворения от полобучения высокой отметки. Положительные эмоции, возникающие на основе овладения учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения .
Таким образом. анализ литературы показал, что учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов обучения. Мотивами учебной деятельности являются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.
Становление учебной мотивации начинается в младшем школьном возрасте, и от того, как она будет развита во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста. Учебная деятельность младших школьников в значительной степени мотивирована социальными мотивами. Среди учебных мотивов значительную роль играет мотивированность содержанием учебной деятельности, что определяет необходимость уделять внимание при обучении подбору материала и средствам его подачи.
Данный блок посвящен изучению теоретических основ мотивация и учебная мотивация в том числе. В процессе исследования мною были сформулированы следующие выводы: понятия «мотивация» и «учебная мотивация» многогранны; без понимания, что есть «познавательная мотивация» и «познавательный интерес» нельзя полноценно осуществлять учебный процесс.
Мы рассмотрели основные теоретические подходы к понятию мотивация обучения: бихевиористский, гуманистический, когнитивный, социально-когнитивный и деятельностный, а также структуру мотивации и уровни учебной мотивации.
1.2. Учебная мотивация младших школьников
Проблема мотивации исследуется достаточно давно и широко. Но, несмотря на большое количество изучений в этой области у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. Однако, до момента начала учебы у детей дошкольного возраста высокая мотивация. Им хочется получать новые знания, использовать их и показывать свои навыки сверстникам и родным.
Для первоклассников школа – это новое приключение. Однако, когда начинается процесс серьезного обучения отношение учащихся меняется, многие начинают терять интерес и следовательно, мотивацию к учебе.
Процесс обучения предполагает усидчивость, спокойствие в течение продолжительного времени, внимание, преодоление разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей.
В итоге мотивация начинает пропадать, уменьшаются активность, воля, снижается успеваемость, а ухудшение оценок также негативно влияет на мотивацию учащегося.
Обобучение – это деятельность, при которой человек получает и запоминает что-то новое, получает умения и навыки, которые помогут в последующем решать определенные задачи в практике и в теории. Учебная деятельность является основной у младших школьников.
Наиболее интенсивно формируется мотивационная сфера еще до прихода ребенка в школу. Самым значимым мотивом для детей этого возраста является познавательный мотив. Он же один из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, понятно, что познавательная активность может не быть прямым следствием возраста и, к сожалению, не все современные дошкольники обладают этим ценными важным качеством. Учителя и родители, как правило, уделяют больше внимания развитию фактических умений, знаний и навыков ребенка. Развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте считается залогом формирования всех групп универсальных учебных действий в начальной школе и основой дальнейшего самообразования [30].
Мотивация обучения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации — это не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [3].
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Головаха Е.И. выделила следующие мотивации обучения:
Рисунок 4. Факторы мотивации обучения
О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению, как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями [5].
В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению, желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, самоудовлетворение от высоких оценок. [6].
Характерной мотивацией только для младшеклассников является выполнение всех установок преподавателя. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он, учитель, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. Учителя, «который учит», как правило, любят больше, чем учителя физкультуры, пения, так как эти уроки напоминают им занятия дошкольного типа. Требования учителя для младших школьников — закон [32].
В первый день посещения учебного заведения младшеклассники узнают, что теперь у них гораздо меньше свободы, чем ранее. Тогда у учащихся начинает формироваться страх перед школой в целом, и преподавателем в частности. Тогда учеба не приносит никакого удовольствия, а это сигнал неблагополучия.
Причины спада мотивации у учащихся в младших классах:
– Отношение ученика к учителю.
– Отношение учителя к ученику.
– Непонимание цели обучения.
– Личная значимость предмета.
– Умственное развитие ученика.
– Продуктивность учебной деятельности.
– Страх перед школой.
Педагог может быть уверен в себе, в своем опыте, в целесообразности выбранных методов и средств, но есть еще и другая сторона – дети, их чувства собственного достоинства и значимости. Если учителю удастся хотя бы частично удовлетворить эти чувства, эффективность урока для отдельной личности повысится в разы.
Выполнение типовых задач снижает количество черт присущих личности ребенка, потому как высокая самооценка учащихся и оценка их способностей педагогами зависит, существенным образом, от прилежания и старательности и при этом не учитывается индивидуальность ребенка и его интеллектуальные качества, такие как: выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Детей можно посадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без внутренней мотивации и пробуждения интереса освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности, и динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка [33].
Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и т.д. [34].
`У младших школьников появляются новые социальные установки, социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью полобучения образования.
В период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является полобучение высокой отметки или похвалы; ради них ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания [35].
Содержание и процесс обучения мотивируются познавательной потребностью. Это происходит из дошкольной потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни.
Развитие познавательной потребности неодинаково у детей. Первые тянутся к знаниям и им интересна теория, других больше привлекают практические занятия, а третьим неинтересно вовсе.
Причины отсутствия мотивации к учебе у младшеклассников:
Многие дети в связи с физиологическими особенностями неспособны к концентрации внимания. В наше время вырос процент детей с СДВГ, а также ребят с менее серьезными нарушениями внимания, у которых отсутствует официальный диагноз. Проблема нарушения внимания у детей младшего возраста со временем только растет. Здесь необходима частая смена деятельности в ходе занятий, а также максимально краткая формулировка заданий.
Дети, у которых есть серьезные проблемы со здоровьем, не имеют возможности и сил заниматься на одном уровне с другими детьми. К ним необходим индивидуальный подход. Нужно четко понимать, что некоторые категории детей физически не в состоянии овладеть определенными видами речевой деятельности. Или же им бывает невозможно следовать программе, имея некоторую степень задержки умственного развития. Поэтому в каждом таком случае нужно давать посильное задание, подобранное индивидуально.
Проблема отвлеченности детей на занятиях также идет из семьи. Особенно данная проблема стала нарастать с приходом карманных гаджетов. Многие родители используют технологии для занятия ребенка играми и мультиками. В итоге это приводит к расшатанной нервной системе и отсутствию внимания у ребенка.