Глава 1. Теоритические аспекты проектирования туров для иностранцев в России
В иностранном туризме, как и в туризме вообще, турпродуктом является пакет услуг, удовлетворяющий потребностям потенциальных клиентов, в данном случае - иностранных туристов, во время их зарубежных путешествий и подлежащий оплате ими. Это - комплекс гостиничных, транспортных, экскурсионных, переводческих, различных бытовых и коммунальных, медицинских, посреднических и других услуг. Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности:
- Установление нормируемых характеристик услуги
- Установление технологии процесса обслуживания туристов
- Разработка технологической документации
- Определение методов контроля качества
- Анализ проекта
- Представление проекта на утверждение.
Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать: описание процессов, форм и методов обслуживания туристов; характеристики процессов обслуживания туристов; требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования; необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки; договорное обеспечение обслуживания; гарантии обслуживания туристов; согласования с собственниками рекреационных ресурсов органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.
Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).
Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа:
1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;
2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.
1.1 Разработка туристского продукта для иностранных туристов
Создание нового турпродукта последовательно проходит через следующие этапы:
1. генерирование идей относительно турпродукта, его количественных и качественных свойств на основе постоянного изучения действительного и постоянного спроса; эта работа должна проводиться постоянно, ибо в туризме мода, привязанности, предпочтения часто меняются;
2. разработка концепции нового турпродукта - заключается в придании ему конкретных потребительских свойств, соответствующих спросу целевого рынка и материально-техническим и финансовым возможностям турфирмы; имеется в виду выбор маршрута, программы, вида туризма, набора и классности услуг;
3. пробный маркетинг, означающий продажу на рынке первой партии нового турпродукта с целью определения отношения к нему потенциальных покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков; чаще всего это исследование проводится при проведении ознакомительного тура для турагентств - партнеров данного туроператора;
4. коммерциализация данного турпродукта, заключающаяся в организации его массовой продажи. Основным турпродуктом в практической деятельности туристских фирм является тур, то есть поездка (путешествие) по кольцевому маршруту (турне) на основе комплексного обслуживания. В международной туристской терминологии туристские поездки, продаваемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, называются инклюзив-турами или пэкидж-турами. Их организация и продажа являются главным направлением деятельности многочисленных рецептивных турфирм.
Указанное выше определение тура можно представить в виде схемы:
Рисунок.1 Схема тура
Выбор и разработка того или иного маршрута связаны прежде всего с целями поездок иностранных туристов в РФ. Так, для экскурсионно-познавательный туров выбираются города с наиболее интересными туристскими достопримечательностями, например, историческими и культурными памятниками, музеями, картинными галереями и др. при организации туров на отдых в маршрут включаются курортные, морские, горные или сельские центры с соответствующими природно-климатическими ресурсами. Это означает, что принимающие турфирмы обязаны хорошо знать туристские ресурсы РФ, которые могут привлечь внимание иностранных туристов, и умело использовать их при разработке конкретных туристских маршрутов.
Привлекательность туристского маршрута зависит также и от способа перевозки туристов между включенными в него городами (пунктами). Далеко не все города, посещаемые в нашей стране иностранными туристами, имеют равнозначные транспортные связи. Турфирмам следует очень тщательно подходить к выбору тех или иных средств перевозки туристов. В частности, турфирмы должны учитывать следующие требования:
1. при составлении маршрута не допускать повторного транзитного посещения туристами городов (пунктов), в котором они уже были; необходимо искать варианты транспортных перевозок туристов по маршруту, обеспечивающие однократное посещение ими запланированных городов;
2. при выборе средств перевозки следует отдавать предпочтение тем перевозчикам, которые могут обеспечить более быструю и максимально комфортабельную доставку туристов из города в город;
3. при планировании пассажирских перевозок по маршруту необходимо также стараться оставить как можно больше светового времени для организации экскурсий или свободной активности туристов, использовав в этих целях, например, ночные часы для перевозки поездом, а утренние или вечерние - для перевозки самолетом или автобусом.
Большое значение для привлекательности туров имеет их продолжительность. Необходимо указать тесную связь между содержанием маршрута (перечень посещаемых городов и пунктов) и продолжительностью тура.
Российские турфирмы должны быть заинтересованы в расширении географии маршрутов и продолжительности путешествия иностранных туристов в РФ. Для этого необходимо постоянно изучать возможности использования все новых туристских ресурсов, способных привлечь внимание иностранных туристов.
1.2 Специфика формирования туров для иностранных туристов
Разработка российскими турфирмами туров для иностранных туристов требует обязательного соблюдения следующий правил и условий:
владение и умение пользоваться исчерпывающей информацией о наличии гостиничных мест, предоставляемый предприятиями размещения на основе заключенного с турфирмой соглашения;
владение и умение пользоваться информацией о средствах внутренних пассажирских перевозках по маршруту и наличии свободных мест, предоставляемых перевозчиками на основе заключенного с турфирмой соглашения;
владение исчерпывающей информацией об объектах туристского показа (музеи, картинные галереи, мемориалы, исторические и архитектурные памятники и др.), расписании и времени их работы.
Окончательное формирование туров по РФ может производиться российскими турфирмами самостоятельно или на основе заявок от иностранных партнеров и согласования с ними всех деталей и характеристик этих поездок.
Формирование туров по заявкам иностранных партнеров осуществляется двумя путями:
1. Для организации массовых серийных поездок иностранных туристов в РФ создаются, так называемые каталожные туры (advertised tours), которые выпускаются на рынок под ожидаемый спрос. Эти туры включаются иностранными турфирмами в рекламные каталоги на очередной сезон. Основные параметры этих туров определяются совместно российской и иностранной турфирмами на основании оценки и прогнозировании потребительского спроса, а также возможностей бронирования необходимых услуг.
Обсуждение каталожных туров: фиксирование дат и маршрутов, программ, содержания и классности пакета услуг должно происходить заблаговременно, до наступления туристского сезона, ведь иностранной фирме понадобится время на выпуск рекламы (каталогов) и проведение кампании по продвижению туров на рынке. Каталожные туры в зависимости от общего объема операций могут иметь несколько вариантов маршрутов путешествия по РФ и несколько дат начала и окончания каждого тура. Поэтому они часто в практике работы турфирм называются серийными графиковыми турами. Данные графики согласуются с иностранным партнером, и на их основании осуществляется заблаговременное бронирование необходимого количества мест в гостиницах, на предприятиях питания, на транспорте.
Другой путь формирования тура используется при организации приема и обслуживания отдельных групп или индивидуалов вне графиков.
Такие туры называются заказными туром (tailored tours), так как они разрабатываются с учетом пожеланий будущих участников поездки. Этот способ используется также фирмами, специализирующимися на организации индивидуального туризма.
Бронирование всех туруслуг российская турфирма обязана письменно подтвердить своему иностранному партнеру и получить от него письменное согласие по всем условиям тура.
Большое значение при разработке тура имеют альтернативные предложения российской турфирмой как мест размещения, так и транспортных средств, которые также согласуются с иностранным партнером.
2. Самостоятельное формирование туров:
1) Краткосрочные туры (2-3 дня) для индивидуальных туристов со свободными датами их начала и окончания; эти туры имеют фиксированный набор услуг: размещение в гостинице (дифференцировано по классам), трансферы, завтрак; остальные услуги клиент может приобрести дополнительно.
2) Групповые туры с фиксированными датами начала и окончания набор услуг определяется турфирмой при анализе рынка.
3) Блок-туры со свободными датами начала и окончания.
4) Информационные услуги
Стоимость путевки рассчитывается следующим образом:
1) транспортные услуги - внутри маршрутный транспорт, трансфер (доставка туристов от места сбора группы к терминалу основного перевозчика), экскурсии;
2) проживание (стоимость умножается на ночи);
3) питание;
4) зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы);
5) отчисления во внебюджетные фонды (26% ЕСН и сбор на страхование от несчастных случаев);
6) экскурсионное обслуживание;
7) билеты на культурно-развлекательные программы;
8) накладные расходы (10 - 20%);
9) итого затрат;
10) начисление прибыли (10 - 40%);
11) начисление НДС на сумму затрат и прибыли;
12) стоимость путевки вместе с НДС.
?
Глава 2. Проектирование и реализация тура для иностранцев «Палитра вкусовых оттенков России»
Наша страна богата уникальной русской кухней, которая привлекает туристов необычными рецептами и ингредиентами. Весь мир знает такие традиционные русские блюда и напитки как борщ, блины и квас и стремится их попробовать.Ноотправляясьвконкретныйрегионстраны,можнополучитьвозможностьпознакомиться не только с перечисленными вариантами, но и с региональными уникальными продуктами питания. Географическое положение региона, климати гастрономические традиции местного населения обусловили появление продуктовых «визитных карточек» разных субъектов России, а конкуренция среди туристских дестинаций способствовала их продвижению как брендового гастрономического туристского продукта.
В Хабаровском крае успешно с 2003 года имеется региональное объединение Федерации рестораторов и отельеров - Ассоциация рестораторов Хабаровского края. Ассоциация создана при инициативе ведущих рестораторов и компаний-поставщиков г. Хабаровска с целью развития индустрии гостеприимства и разработки стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности [8].
К основным направлениям деятельности организации относятся:
? работа с органами государственной власти и партнерскиминеправительственными организациями;
? разработка нормативной документации;
? мероприятия, связанные с продвижением предприятий индустрии
питания;
? образовательный блок;
? международное сотрудничество;
? развитие членской базы.
Ассоциация рестораторовкрая способствует развитиюсферы гастрономииврегионе. Раз в два года проводятся деловые встречи туристских компаний края,работающих на внутреннем и въездном направлении, и членов Ассоциации, на которых обсуждается развитие гастрономического туризма в регионе, ставятся новые цели и задачи.
Перечисленные организации стремятся развивать сферу гастрономии региона, помогая производителям пищевой продукции и услуг в качественном исполнении своей работы и поиске новых решений.
Значимоеместо в развитии гастрономическоготуризмадестинациииграютпромышленные предприятия, поскольку на экскурсиях наглядно показывается технологический процесс производства продукта или напитка прежде чем он по-падет на прилавки магазинов или кухни заведений общественного питания. В нашей стране ощущается непонимание или игнорирование предпринимателями данной отрасли значимости данного вида деятельности для развития гастротуризма и повышения имиджа предприятия и дестинации в целом. Тем не менее, небольшое количество предприятий субъектов страны все же проводят экскурсии для потребителя по своим цехам.
ВПриморском краепроводят экскурсииследующие пищевыепромышлен-ные предприятия:
? молокозавод «ГринАгро»;
? ООО «Ратимир»;
? завод «Coca-Cola Hellenic»;
? ООО «Фабрика Мороженого»;
? хлебозавод «Владхлеб»;
? винодельческое хозяйство «Майхинское»;
? молочная ферма в с. Суражевка.
Однако существенным минусом является выборочный сегмент экскурсан-тов на некоторых предприятиях. например ООО «Фабрика Мороженого», посещение которой было бы весьма интересно для иностранцев, проводит экскурсиитолько для детей.
В Хабаровском крае к «открытым» производственным предприятиям пищевой промышленности относятся:
? кондитерская фабрика «Хабаровская»;
? пивоварный завод «Балтика-Хабаровск»;
? фабрика мороженого «Зайца»;
? животноводческая ферма «Растим свое»;
? ферма по выращиванию рыб осетровых пород.
Кроме приведенных примеров должное место в сфере гастрономии занимают предприятия по проведению кулинарных курсов и мастер-классов. Многие заведения городов, кафе и рестораны, подхватили модную тенденцию на вооружения и периодически в основном в выходные дни устраивают мастер-классы поприготовлению напитков и блюд для детей и взрослых.
Гастрономические фестивали и конкурсы – неотъемлемая часть гастрономического туризма. Приморский Туристско-информационный центр совместно с Тихоокеанским туристическим союзом определил линейку уже известных фестивалей дальневосточной кухни, которые пройдут в Приморье в 2021 году. Рестораны и кафе региона предложат жителям и гостям края блюда из морепродутов, дары уссурийской тайги, а также традиционную кухню народов России и стран ближнего зарубежья.
Календарь гастрономических событий в Хабаровском крае не уступает событиям Приморья (Таблица 1). Следует отметить, что приморские гастрономические события связаны с морским расположением региона, преобладают праздники рыбы и морепродуктов. В соседнем регионе большое значение предается праздникам малочисленных коренных народностей, такие события проводятся сразмахом. Например, согласно исследованиям аналитического агентства «Тур-Стат», тринадцатый международный фестиваль-конкурс подлёдного лова «Серебряная корюшка» в Советской Гавани вошел в рейтинг лучших гастрономиче-ских событий России нынешней весны.
Таблица 1 – Гастрономические события Хабаровского края на 2021 г.
Событие Даты проведения Место проведения
1 Славянский праздник «Ши-
рокая масленица» 17 февраля Населенные пункты региона
2 XIII международный фести-валь-конкурс подлёдного лова
«Серебряная корюшка» 24 марта г. Советская Гавань
3 Фестиваль корейской кухни,
культуры и туризма 12-13 мая г. Хабаровск
4 Якутский праздник "Ысыах" июнь с. Воронежское-1
5 Фестиваль «Битва барбекю» 5 июня г. Хабаровск
6 Выставка-ярмарка «Наш вы-
бор 27» 10-11 июня г. Хабаровск
7 Национальный фольклорно-
обрядовый праздник «Первойгорбуши» июль г. Советская Гавань
8 Праздник первой рыбы 8-9 июля р.п. Охотск
9 День воздушных шаров и мо-
роженого 15 июля г. Комсомольск-на-Амуре
10 Международный фестиваль
мороженого 4-5 августа г. Хабаровск
11 III районный фестиваль – яр-марка событийного туризма "Три спаса: Медовый, яблоч-
ный, ореховый" 25 августа г. Амурск
12 Фестиваль варенья 26-27 августа пос. Дормидонтовка
13 Праздник первой рыбы 8 сентября с. Омми
Одно из самых масштабных гастрономических событий Хабаровского края выставка-ярмарка «Наш выбор», приуроченная ко Дню России. В 2020 году прошла вторая выставка-ярмарка (г. Хабаровск, Центральная набережная города). Первая была годом ранее. Событие длилось два дня с 10 по 11 июня. В 2020 году ярмарка получила статус международной диалоговой площадки в области торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. Продукция Хабаровского края пользуется спросом в Китае (экспорт рыбы, меда, дикоросов,мороженого). Демонстрация возможностей хабаровских предпринимателей поможет привлечь новых покупателей, бизнес-партнеров и расширить географию реализации продукции. Поэтомув этом годуярмарка станет деловой площадкой,для чего будет создана отдельная территория для подписания контрактов: междуХабаровским краем и другими регионами, между производителями и торговымисетями.
Ключевое мероприятие первого дня – угощение «Амурской ухой», приготовленной по рецепту губернатора края. В 2017 году был поставлен мировой рекорд по объёмам приготовленного угощения, было роздано 15 000 порций угощения – 3740 литров супа, объемом 250 мл каждая. Представителем Книги рекордов России главе региона была вручена грамота, подтверждающая фиксацию достижения в категории «самое массовое угощение». Достижение фиксировалось тремя способами: представителями Книги рекордов России, волонтерами иномерными чашками, в которые разливали суп. Планируется ежегодно ставить новый рекорд в данной категории. Помимо этого, в первый день выставки будетзадействовано порядка 15 креативных зон, среди которых:
? кинотеатр под открытым небом;
? детская зона;
? зона благотворительности;
? творческий рынок для креативных мастеров и рукодельников;
? ресторанный и гостевой дворики;
? танцевальная площадка;
? зона “Интеллект” для проведения мастер-классов и демонстрацииновых технологий.
Кроме того, будут приглашены популярные в России музыканты, которыедадут концерт на набережной.
Во второй день выставки-ярмарки на набережной пройдет фестиваль
«Кухни народов мира». Хабаровский край – многонациональный регион, здесь проживают представители 145 национальностей. На той площадке, где варили уху, во второй день развернется фестиваль «Кухни народов мира». Гости смогутпопробовать блюда не менее чем из 15 стран. Здесь будут задействованы ведущие рестораторы края.
Таким образом, гастрономический туризм для Приморского и Хабаров- ского края – новое явление, которое активно развивается местными туристскимиорганизациями, муниципальными образованиями и активными участниками туристской индустрии. Определенного туристского бренда в сфере гастрономии урегионов нет, однако есть осознание его важности для развития экономики и туризма края, ввиду чего активно развивается общий образ кухни Дальнего Востока России. Богатые природные ресурсы регионов (морская акватория и дикая тайга), достаточно разнообразная и развивающаяся сфера гастрономии (заведения общественного питания, продовольственные магазины, рынки и ярмарки), масштабные массовые празднества по всей территории краев создают благоприятные условия для развития гастрономического туризма. Тем не менее, хотя, какХабаровский, так и Приморский край имеют достаточный потенциал для развития гастрономического туризма, в каждом регионе проводится порядка восемна-дцати гастрономических мероприятий ежегодно, которые распределены неравномерно в течение года. В январе, апреле и декабре нет гастрономический событий, что можно объяснить неблагоприятными климатическими особенностями данных месяцев. Большинство мероприятий проводится в пиковые сезоны туризма в регионах. Для круглогодичного въездного туристского потока, было быуместно организовать интересные гастрономические фестивали и ярмарки в несезонное время.
2.1 Маркетинговое исследование спроса на тур для иностранных туристов
В рамках самостоятельного исследования предпочтений потенциальных туристов из зарубежных стран было проведено анкетирование, состоящее из 17 вопросов (Приложение А). Всего в нем приняло участие 116 иностранных граждан из Республики Корея, Китайской Народной Республики и Индии. Ввиду заинтересованности в гастрономическом туре именно китайских респондентов, они являются целевой аудиторией формируемого тура, и их ответы на вопросы рассмотрены более детально. Ответы на вопросы анкетирования корейских респондентов представлены в приложении Б. Выбранная целевая аудитория является приоритетной для нашей страны ив частности Приморского края.
Согласно данным ВТО китайские туристы - самая путешествующая нация2020 года. Туристы с материковой части Китая совершили рекордное число путешествий: в поездки по стране и за границу жители поднебесной отправились 4.53 млрд раз. [5].
На протяжении нескольких лет Россия входит в первую десятку стран, чаще всего посещаемых гостями из Поднебесной. По данным Ростуризма, чащевсего туристы из Китая в рамках безвизового обмена посещают Москву (343 тысяч визитов, +17% к результатам прошлого года), на втором месте - Приморскийкрай (217 тысячи, +12%).
Согласно сведениям Приморскстата о количестве иностранных граждан илиц без гражданства, посетивших Приморский край с целью туризма за 2020 год,лидирующие позиции занимают граждане КНР (217 852 чел.) [4]. Между провинцией Хэйлунцзян и Дальним Востоком организовано уже 32 туристических маршрута, а Владивосток занимает второе место среди российских городов по количеству прибывших китайских туристов, уступая лишь столице, чему содействовало установление электронной визы, которая значительно упрощает въезд китайских туристов в Приморский край. [4].
Какпоказываютисследования аналитического агентства «ТурСтат», Хабаровский край занимает второе место в топе регионов Дальнего востока, привле-кающих туристов, уступая первенство Приморью. Хабаровск в прошлом году посетили 600 тысяч человек. Поток туристов увеличился на 15 процентов по сравнению с 2016-м годом, это около 100 тысяч человек [5].
Для России в свою очередь китайские туристы наиболее приоритеты, так как они занимают верхнюю строчку в рейтинге въезда туристов с начала про- шлого года. До этого периода лидирующие позиции в разные годы занимали та-кие страны как Финляндия, Польша, Украина и Германия.
По мнению экспертов Туристической ассоциации «Мир без границ», со- действующейразвитиювъездноготуризмавРоссиюизстранАзиатско-Тихоокеанского региона, разрыв между турпотоком из Китая и вышеперечисленными странами уже замечен и будет увеличиваться. Причиной тому являются обостренная политическая ситуация, введение антироссийских санкций странами ЕС и США и наращивание негативного фона вокруг нашей страны в иностранных СМИ. Так, ожидается дальнейшее падение въезда туристов из Европы,однако поток туристов из азиатских стран, напротив, сохраняет стабильность и имеет потенциал для дальнейшего развития.