Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков

superrrya 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Проблема: каковы гендерные различия тревожности у подростков? Цель исследования: выявить гендерные различия в проявлении тревожности у подростков. Объект исследования: тревожность подростков. Предмет исследования: гендерные различия в проявлении тревожности у подростков. Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в проявлении тревожности у подростков, а именно: у мальчиков преобладает ситуативная тревожность, у девочек преобладает личностная тревожность. Задачи: 1) Раскрыть проблему гендерных различий тревожности у подростков. 2) Рассмотреть гендерные различия проявления тревожности у подростков. 3) Выявить различия в проявлениях тревожности в зависимости от гендерных особенностей у подростков. 4) Подобрать методики диагностики тревожности в подростковом возрасте. 5) Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты. Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву): 1) Констатирующий эксперимент; 2) Психодиагностический метод; 3) Качественный и количественный анализ эмпирических данных, с использованием методов математической статистики. Методики исследования: 1) «Исследование тревожности» (опросник Ч. Д. Спилбергера). 2) «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (А. М. Прихожан) Работа дорога состоит из своей введения, двух глав, следующим заключения, списка проблемы использованных подобно источников и приложений. Общий психических объем понимают работы составил 55 страниц печатного текста.
Введение

Проявление тревожности – это одна из самых актуальных проблем психологии на сегодняшний день. Её изучению уделяли внимание такие известные психологи как Прихожан А. М., Мэй Р., Спилберг Ч. Д., Бернс Д. и другие. Среди всех негативных человеческих переживаний особое место занимает тревожность. Часто тревожность проявляется дискомфортом в общении и другими негативными эмоциями, которые приводят к снижению работоспособности и развития подростка. Тревожность – это психологическая особенность, проявляющаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Подростковый возраст обычно характеризуется как самый трудный период полового созревания. Данный период в развитии ребенка считается особенно тяжелым для родителей, учителей, и для самих детей. Основано это на множестве критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые называются «критическими периодами детства». В пубертатный период тревога рождается и закрепляется как устойчивое личностное образование на основе ведущей потребности в стабильном отношении к себе в этот период. Внутренний конфликт, отражающий внутренние противоречия, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении страха в будущем и на каждой стадии включает те аспекты личности, которые наиболее значимы в этот период. Эмоциональная стабильность современных подростков – один из объектов пристального внимания психологов. Своевременная и качественная диагностика данной проблемы и адекватные корректирующие меры позволяют существенно снизить риск нежелательных тенденций в развитии личности. С каждым годом количество тревожных детей растет, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и собственных силах, а также эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и последующее закрепление тревожности связано с неудовлетворенностью у ребенка возрастных потребностей. Подросток с повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Тревога в подростковом возрасте становится устойчивым личностным образованием, которое опосредствуется особенностями «Я-концепции» и отношением к самому себе. На сегодняшний день гендерные различия в развитии личности важны для современных исследований, изучение которых позволяет прогнозировать поведение человека в зависимости от его пола. Наибольшее внимание уделяется гендерным различиям в подростковом возрасте, когда скачок в физическом развитии завершен или начинает снижаться. Тревожные состояния мальчиков и девочек являются результатом их взаимоотношений с внешним миром, они служат проекцией взаимоотношений в новом образовательном коллективе или учебной среде. Тревожность изучали такие зарубежные психологи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и отечественные ученые, такие как А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан и другие.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 6 1.1 Общее понятие тревожности 6 1.2 Специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте 12 1.3 Понятие гендерных особенностей подростков 18 Глава 2. Эмперические основы изучения гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 24 2.1 Организация и методы исследования 24 2.2 Анализ и интерпритация 28 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложения 44
Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1997. – С. 624 2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981. – С. 185 3. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – С. 431 4. Березин Ф. Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». – Л., 1988. – С. 270 5. Большой психологический словарь – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – С. 672 6. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. – №8. – С.26-34. 7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979 г. – С. 288 8. Гендерная педагогика и психология / под ред. О. И. Ключко – Саранск, 2005. – С. 404 9. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996. – С. 480 10. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб., 1998. – С. 92 11. Клецина И. С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 243 12. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – С. 320 13. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. М., 2001. – С. 324 14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги// Воспитание школьника. – 1990. – № 6. – С. 34-41. 15. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии. – 1963. – С.75-84. 16. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей//Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С.75-84. 17. Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. – М.,1993. – 432 с 18. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 г. – С. 432 19. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – С. 640 20. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение. – 1986. – С. 479 21. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998 – №2. – С. 235 22. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000 г. – С. 235 23. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987 – С. 246 24. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. – С. 448 25. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – № 1. – С. 312 26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000 – С. 656 27. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности. – М., 1996 г. – С. 210 28. Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004 – №8. – С. 2-5. 29. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. – 3 изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – С. 336 30. Тревога и тревожность. Хрестоматия./ Сост. В. М. Астапов. – СПб., 2000 – С. 146 31. Фильдштейн Д. Психология современного подростка. – М., 1991– С. 250 32. Ханин Ю. Л. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. – М., 1980. 33. Хорни К. Тревожность. – М.: Смысл, 1997 г. – С.180
Отрывок из работы

1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей проявления тревожности у подростков 1.1 Общее понятие тревожности Понятие тревожности появилось в психологии благодаря знаменитым психоаналитикам и психиатрам. Представители психоанализа считали, что тревожность – это врожденное свойство личности, которое изначально присущее человеку. Понятие тревоги было введено в психологию в 1925 г. австрийским психологом З. Фрейдом. Он считал, что столкновение биологических импульсов с социальными запретами создает тревогу. З. Фрейд рассматривал понятие тревожности как симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, которое вызвано тем, что человек на бессознательном уровне подавление свои чувства, которые очень раздражают его. Тревожность – это одно из самых болезненных переживаний. Всем знакомо ощущение надвигающейся опасности, исходящей из ниоткуда, когда начинают потеть ладони, учащается пульс, дыхание и навязчивое ощущение что-то срочно предпринять не позволяет оставаться на месте. Но что именно делать, от чего бежать – мы не понимаем. Тревога определяется как «чувство неясной, неопределенной угрозы, неясное ощущение надвигающейся опасности». [5] В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного происхождения. Можно сказать, что тревожность – это «страх перед неизвестным». Проявления страха в разных ситуациях неодинаковы. В некоторых случаях люди склонны вести себя боязливо все время, в других они лишь время от времени раскрывают свой страх, в зависимости от обстоятельств. В психологии существует классификация, которая основана на разнообразии видов тревожности: личная и ситуативная тревожность. [6] Личностная тревожность вызвана эмоциями, которые индивидуальны для каждого человека. Они порождаются ожиданием негативных последствий событий, страхом неудачи, а иногда и угрозами, которых на самом деле не существует вовсе. С личностной тревожностью можно связать тесним образом понятие о базальной тревожности. Формирование базальной тревожности происходит в глубоком детстве и как правило связано с психологическими особенностями ребенка и с условиями его воспитания. Симптомы этого типа расстройства – присутствие чувства, что все вокруг настроены по отношению к тебе враждебно; посещает одиночество и чувство беспомощности. [1] Ситуативная тревожность – это переживания, которые возникают в ответ на эмоциональный стресс. Это состояние может появиться у любого человека накануне возможных проблем и осложнений в жизни. Это состояние является совершенно нормальным и играет положительную роль в жизни человека. Оно действует как своеобразный механизм, который позволяет человеку ответственно подойти к решению проблем, которые возникли вновь. Довольно редко удается снизить ситуативную тревожность, когда человек проявляет халатность и безответственность перед определенно важными обстоятельствами, что чаще всего свидетельствует о жизненной позиции «ребёнка» и неадекватной формулировке самооценки. Важно учитывать тот факт, что ситуативная тревожность возникает как первичная реакция. Но, если в дальнейшем соблюдены подходящие условия, она трансформируется в личностную. [14] Существует единый принцип, объединяющий чувство страха и тревоги – чувство беспокойства. Обладая острым чувством тревоги, человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит неуместно, нечленораздельно, голосом дрожит от возбуждения или вообще молчит. Взгляд опущен к земле, испуганное выражение лица, тело становится тяжелым, ноги кажутся ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, лицо становится бледный и так далее. При этом он совершает много ненужных движений, переходит с одной ноги на другую, постоянно одергивает и поправляет одежду или остается неподвижным и смущенным. Вышеперечисленные симптомы указывают на перенапряжении психофизиологических функций организма. [4] Если обратиться к литературе в области психологии, то можно найти большее количество определений понятия тревожность, хотя большинство исследователей соглашаются с тем, что признают необходимость рассматривать её по-разному: с одной стороны, как ситуационное явление, с другой, как личностную характеристику с учетом переходного состояния и динамики. К. Хорни считал, что своего рода тревожность людей проявляются не в конфликте между биологическими и социальными влечениями, а являются результатом неправильных взаимоотношений между людьми. Удовлетворяя эти потребности, индивид пытается избавиться от своего беспокойства, но невротические потребности не могут быть удовлетворены полностью, и поэтому нет единого способа избавиться от тревоги. [33] В своей межличностной теории С. Салливен рассматривает личность как социальное существо, которое не может быть изолирована от других людей. Младенец с самого первого дня своей жизни уже вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь со своей матерью. Любое дальнейшее развитие и человеческое поведение обусловлено межличностными отношениями. У Э. Фромма рассматривает проблему тревожности и беспокойства с точки зрения истории. Он считает, что в эпоху средневековья человек не был свободен, но и не был одинок, потому что он не был изолирован от природы, общества и чувствовал себя в полной безопасности. И эту связь природы и общества, в целом с миром, Э. Фромм назвал естественными социальными связями. Но с развитием общества разрываются и первичные естественные связи. Здесь появляется свободный индивид, который уже является оторванным от природы и людей, в результате чего он испытывает сильное чувство одиночества и тревожности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек пытается избавиться от «свободы», осуществляю при этом бегство от самого себя и тем самым подавить в себе состояние беспокойства. Э. Фромм считает, что «бегство от самого себя» только маскирует страх, но не устраняет его бесследно. А наоборот, в данной ситуации усиливается чувство изолированности, поскольку потеря своего «я» – самое болезненное состояние. Великий Карл Роджерс рассматривал тревожность как переживание состояния скованности, напряженности, причину которого он осознавать не может. Это может проявляться в сердцебиении, учащенном пульсе и дыхании, внутренней дрожи, которое сознательно воспринимается как волнение, а человек не может понять причины его беспокойства. С точки зрения бихевиоризма, тревожность – это фиксированный навык неактивного поведения, приобретенный путем научения личности. Если человек не может контролировать проявление признаков тревожности, то у него может проявляться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности и агрессии, учащенное сердцебиения, страха собственной смерти. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность». Термин «тревога» обозначается эмоциональное состояние человека, а термин «тревожность» обозначает личностную черту. Спилбергер выделил собственные различия между тревогой и тревожностью. Он считает, что состояние тревога характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми чувствами угрозы, которые связаны с возбуждением нервной системы организма. Тревожность личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую предрасположенность, которая заставляет человека воспринимать различные объективно безопасные обстоятельства как угрожающие, и реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине цели. [30] По мнению А.М. Прихожан, тревожность означает эмоциональный дискомфорт, который связан с ощущением надвигающейся опасности. Он различает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. [22] Тревожность как свойство личности определял Р. С. Немов. По его словам, тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека находится в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [19] С. С. Степанов дал определение тревожности следующим образом: это переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудач. [28] Согласно работам А.В. Петровского, тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которое характеризуется низким порогом возникновения тревожной реакции; один из основных параметров индивидуальных различий. [20] Г.Г. Аракелов, Н. Лысенко, Э. Шотт, отмечает, что тревога – это многозначный психологический термин, описывающий определенное состояние человека в конкретный момент времени, так и устойчивое свойство абсолютно каждого индивида. Значительное внимание в психоанализе уделяется изучению функции сигнализации тревожности. Таким образом, согласно О. Х. Мауреру, тревожность вместе с другими эмоциями оказывает решающее влияние на выбор и на последующую консолидацию поведения. В этом случае основными усиливающими эмоциями являются тревога и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, которые представляют собой уменьшение первичных эмоций: облегчение – тревожности (страха), разочарование – надежды. Спенс К.В. и Тейлор Дж. рассматривали тревогу как приобретенное влечение, которое имеет длительный характер. Их интересовала энергетическая функция этого влечения, его общая ненаправленная активирующая природа. По мнению Дж. Тейлора «уровень тревожности» не следует отождествлять с уровнем мотивации. Тревога, с точки зрения Дж. Тейлора, связана только каким-то образом с эмоциональной чувствительностью, которая, в свою очередь, способствует повышению уровня мотивации. Таким образом, под термином «тревожность» современные психологи понимают такое состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, страхам и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. 1.2 Специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте Тревога как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, которую можно обнаружить в ее содержании, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области реальности, которые вызывают наибольшее беспокойство у большинства детей, независимо от реальной угрозы или беспокойства как стабильного образования. [4] Эти «возрастные пики тревожности» определяются возрастными целями развития. Подростком принято считать ребенка в возрасте от 11 до 16 лет. Половое созревание обычно описывают как переломный, переходный, критический и трудный период в жизни подростка. Данный возраст считается кризисным, потому что происходят резкие качественные изменения, которые влияют на все аспекты развития и жизни ребёнка. В этот период начинают формируются устойчивые черты характера и формы поведения, которые становятся лидирующими. С появлением собственного «Я» у подростков возникает тревожность и норма развития, которая возникает в основном из-за дисбаланса в развитии, с преждевременным развитием и его задержкой. Состояние тревоги является следствием кризиса подросткового возраста, который протекает по-разному и дезорганизует личность подростка, затрагивает все стороны его жизни. [3] В связи с этим повышенная тревожность может нарушить особенно значимую для подростка в этот период деятельность, что может привести к заниженной самооценке, к недооцениваю себя и собственных сил. Причины повышенной тревожности у подростков могут быть самыми разными. Но чаще всего это усиление беспокойства в семье, в которой вырос ребенок. С самого детства малыш копирует поведение своих родителей. А когда он находится в регулярном напряжении, то вскоре это негативно скажется на ребенке. Не стоит забывать о том, что ребенок читает, смотрит и откуда черпает знания и получает важную для него информацию. [7] Самое главное – это воспитание. Авторитарный стиль воспитания играет огромную роль в развитии тревожности у подростков с самого детства. Родители могут подавлять способность ребенка быть независимыми и развивать чувство страха перед ними самими. В связи с этим подростки испытывают страх не оправдать ожиданий родителей, бояться поступать по-другому и развивать неспособность судить и подавлять самооценку. Главный мотив жизни для подростка – самоуважение в группе сверстников. Быть признанным в неформальной группе, занять определенное место, сыграть определенную роль – то, к чему стремиться подростки. Если все так и есть, подросток живет в мире и согласии с окружающими. Несоответствие оценок, которые человек дает себе и получаемым от других, является важным источником беспокойства. [17] Характерными реакциями для юности являются реакции протеста или противодействия, имитации или компенсации, которые также сопровождаются агрессивностью молодежи. Такие реакции периодически возникают в семье или в школе в связи с неблагоприятной ситуацией и явно ориентированы на людей, которые виноваты в их возникновении. Такая реакция может быть обусловлена неординарными требованиями к ребенку, неуспеваемостью в учебной деятельности и другое. Причинами его возникновения могут быть конфликт между родителями, по его мнению, несправедливое наказание. Непринятие в школьный коллектив сверстниками порождает отстраненность у подростков. Часто такие молодые люди замкнуты, ни с кем не общаются, часто конфликтуют с друзьями и взрослыми. Те дети, которые потеряли личные контакты и связи в школе, ищут их на стороне – в уличных неформальных компаниях. Этих детей не привлекает уличная среда из-за хорошей жизни, в которой они ищут способ удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, дружеских отношениях и потребностях в общении, которые не удовлетворяются в школе. Дело в том, что такие группы выполняют защитную функцию, окружая их своеобразным психологическим барьером от проникновения травмирующих воздействий извне, будь то негативная оценка товарищей или мнение учителей в школе. Подростку сложно жить с теми, чьё развитие отстает, и тех, кто в том же развитии обгоняет окружающих, кого не устраивает излишне плоское видение мира. Таким подросткам в окружении сверстников непросто выражать свои мысли даже из-за чисто внешнего несоответствия вкусов. [23] Подростковый возраст часто называют фазой дисбаланса в развитии личности. В этом возрасте появляется большее осознание себя и своих физических характеристик. Физические недостатки часто преувеличиваются. По сравнению с детством «подросшее» осознание собственного тела связано не только с физическими изменениями, но и с новой социальной ролью подростка. Из-за его физической зрелости окружающие ожидают, что он преодолеет определенные трудности в развитии. Если у подростка усиливается тревожность, появляются страхи, то у него могут развиться невротические черты характера. Неуверенность в собственных силах является саморазрушительным отношением к себе. [9] Неуверенный, тревожный подросток всегда подозрителен, а мнительность порождает недоверие к окружающему миру и людям. Неуверенный подросток боится окружающих, ждет насмешек и обид в свой адрес. [2] Все это способствует формированию психологических защитных реакций в виде агрессивности. Один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом выводе: «чтобы ничего не бояться, нужно убедиться, что меня боятся». Проявление агрессивности со стороны тревожного подростка скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого подростка. Но все же у них присутствует тревожность, растерянность и неуверенность в себе. Кроме того, реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании окружающих людей, которые представляют грозу тревожному подростку. [27] Подростки, которые испытывают повышенную тревожность обычно не уверены в себе и имеют нестабильную самооценку. Их постоянный страх перед неизвестным приводит к тому, что они редко проявляют инициативу в каком-либо деле. Главным условием возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый сверхчувствительный ребенок может испытывать тревожность. В основном это зависит от того, как родители общаются со своим ребенком. Многое зависит от того, как родители общаются со своим ребенком. Не редко они могут воспитать беспокойного ребенка, уделяя ему много своего времени, сил и внимания, проявляя к нему чрезмерную заботу, контроль за «каждым» шагом, вводя большое количество ограничений и запретов). [13] Такая модель родительского поведения приводит к тому, что он занимает авторитарное место в отношениях со своим ребенком, который в свою очередь теряет веру в себя, постоянно боится негативной оценки в свой адрес. Все это может закрепиться и трансформироваться в устойчивое личное образование – тревожность. [10] Ребенок в подростковом возрасте склонен к зацикливанию на тех или иных обстоятельствах, которые происходят в его жизни, то есть мнительности. А как известно, мнительность рождает недоверие к окружающему миру, которое как правило проявляется в злости и агрессии. Проявление подростком агрессии и любых других отрицательных качеств, характерных для данного возраста, необходимы для самоутверждения в группах сверстников. Эта оболочка скрывает за собой тревогу не только от других, но и от самого подростка. Но даже в этом случае в глубине души они все еще испытывают тот же страх, растерянность и незащищенность, отсутствие поддержки. Реакция психологической защиты также выражается в отказе от общения и избегании тех, кто является прямой угрозой для подростка. Он чувствует себя одиноко и замкнуто. Парни и девушки пубертатного периода тревожность переживают по-разному: девушки чаще всего бояться пьяниц, уличных хулиганов, всех тех, кто может причинить вред здоровью – боязнь смерти. Парни же боятся телесных повреждений, несчастных случаев и наказаний от родителей. И чем старше ребенок становится, тем более очевидной становится эта разница. [8] На текущий период развития науки учёные выделяют около 400 видов страхов. Также существует большое количество их классификаций. Если обратиться к классификации Карвасарского, то он выделяет следующие виды фобий: сексуальные фобии, фобофобии, танатофобии, страх испытать когнитивный диссонанс, клаустрофобия, агорафобия, нозофобия, страх причинить вред самому себе и социофобия. Если говорить о подростках, то у них на первый план выходит страх перед собственными родителями, перед людьми, которые являются для них авторитетами. Западные ученые твердят о том, что страхи ребенка зависят от страхов их родителей. Стили семейных отношений, например, чрезмерная опека, влияют на возникающие у ребенка страхи. [31] Среди подростков, которые обучаются в школах, широко распространены страхи школы и разлуки с ней: переход в новую школу. Школьные страхи проявляются в виде боязни оценки собственных знаний, боязни несоблюдения оценки и требований других. Школьные фобии чаще всего возникают из-за того, что учитель слишком требовательный к ученику. Из-за этого подростки не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят одноклассники, боятся, что они что-то скажут, что может вызвать смех одноклассников. Эти страхи в сфере образования характеризуются нежеланием ходить в школу и избегать социальных обязательств. Дети могут убегать из школы по-разному, например, полностью отказываясь ходить в школу из-за страха обиды и унижения. Ребенок избегает школьных неудач, переключаясь на доставляющее ему удовольствие поведение. Фобии, возникающие в школе, появляются из-за различных обстоятельств, например, плохих материальных условий жизни, физического или психического нездоровья родителей, семейных конфликтов и т.д. В результате подростки становятся чрезмерно напуганными и им трудно учиться в школе. У напуганных подростков появляются вторичные проблемы – депрессия, увеличивается социальная изоляция, подросток начинает отставать в школе. Почти все из них боятся, что одноклассники сочтут их прогульщиками, лентяями или больными людьми. [29] Все типы тревожного расстройства снижают работоспособность, потому что тревога неконтролируема и избавиться от нее навсегда невозможно. Выполнить домашнюю работу подростку сложно, в связи с тем, что он сосредоточен на источнике своей тревоги. А чтобы любого рода работа была выполнена качественно необходимо быть в расслабленном и спокойном состоянии. Иногда у подростков можно встретить элементы обсессивно-компульсивного расстройства: появляются навязчивые идеи или действия. [16] Таким образом, специфика возникновения и проявления тревожности у подростков заключается в страхе «не быть собой» как реакции на угрозу перемен, отторжения и потери собственного «Я» часто возникает из-за попыток родителей с гиперсоциальностью, а также тревожно-подозрительные и параноидальные черты характера, которые родители навязывают подросткам, а они в свою очередь имеют собственный образ мышления, действия без учета реальных обстоятельств. 1.3 Понятие гендерных особенностей подростков На развитие личности влияют большое количество разнообразных факторов. Одним из них может считаться та или иная половая принадлежность. В семьях гендерные представления формируются еще до рождения ребенка. Обычно это проявляется в интересе семьи или близких людей к тому, кто же родился: мальчик или девочка. [11] Каждый этап возраста характеризуется определенным набором специфических закономерностей развития таких как: желанными достижениями, сопутствующими новообразованиями, которые выявляют особенности данного этапа психического развития. Приблизительно к 12-13 годам у ребенка развивается интерес к собственному внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение познания себя самого. Переживания, связанные с новыми знакомствами, чертами личности, действиями, анализируются им предвзято. Подросток хочет понять, кто он на самом деле, и представляет, кем бы он хотел быть в дальнейшем. Знакомиться ему с самим собой помогают близкие друзья и отчасти близкие взрослые. Самопознание приводит к когнитивному компоненту «Я-концепции». [12] В психологии существует понятие биологический и социальный пол. Биологический пол – это морфофункциональная характеристика организма, которая включает в себя специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить особь мужского и женского вида друг от друга. Социальный же пол означает комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальный и правовой статус мужчины и женщины. В результате разделения понятий биологического и социального пола появилось понятие «гендер». В научной литературе термин «гендер» впервые появился в 1992 году. Если говорить об этимологии слова, то в переводе с английского «гендер» обозначает всю совокупность свойств личности, отличающих мужчину от женщины. Согласно Р. Ангеру, «гендер» – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям соблюдать в зависимости от их биологического пола. [24] По словам В. В. Абраменковой, понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики человека, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с людьми. На сегодняшний день наука различает понятия пола и гендера. Слово «пол» используется для обозначения тех анатомических и физиологических характеристик людей, на основе которых люди определяются как мужчины и женщины. Явным различием между мужчиной и женщиной является наличие у них разного пола. Существуют не только биологические отличия мужчины от женщины, но они различаются также социальными ролями, манерой поведения, формами деятельности и эмоциональными характеристиками. Большое субъективное значение взаимодействия с другими людьми имеет следствием относительно большего развития у женщин, чем у мужчин, навыков социального восприятия: женщины/девушки более тонко улавливают состояние другого человека через изменения его тембра голоса и другие выразительные проявления, точнее определяют эффект собственного воздействия на другого человека. При оценке окружающих девушки проявляют большую доброжелательность к людям, чем мужчины. Несомненно, лица как женского, так и мужского пола могут быть наблюдательными, но только в том случае, если им интересен объект их пристального внимания. Все же девушки проявляют большой интерес к отношениям с окружающими, так как они более внимательны и чувствительны к событиям, способны более искренне сочувствовать, утешать и подбодрять. Что касается подростков, то пубертатный период становится наиболее ощутим в гендерных различиях и их проявлениях. Эта закономерность связана с тем, что в подростковом возрасте наступает половое созревание, осознание и принятие трансформации собственного тела, позиции собственного «Я», формируются важнейшие качества, темперамент личности, которые необходимы ему для дальнейшей жизни. Проявление взросления по отношению к самому себе у подростка демонстрируется в том, что он стремится как можно быстрее принять формы взрослого поведения, иногда с пагубными привычками, например, курение, употребление наркотиков и спиртного, нецензурная брань. Но больше всего подросток стремится изменить себя – стать взрослым. В связи с этим он интенсивно начинает заниматься самообразованием.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg