1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Экологическая безопасность в глобальном аспекте
В современное время в условиях глобализации было бы нелепо утверждать, что понятие экологической безопасности ограничивается безопасностью лишь одного государства. В последнее время под экологической безопасностью понимают комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на всей Земле. С позиций концепции национальной безопасности сущность экологической безопасности раскрывается через категорию интересов личности и общества. Международная экологическая безопасность является важной предпосылкой устойчивого мирового развития.
Существует достаточно немалое количество научных трудов, содержащих в себе различные концепции экологической безопасности. Однако, вполне очевидно, что экологическая безопасность ? это состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф.
Экологическая безопасность ? это устойчивое состояние окружающей среды, обеспечивающее возможность улучшения качества жизни людей, защищенность от природных и техногенных катастроф, возможность стабильного прогресса общества и государства. Международная экологическая безопасность сравнительно новое понятие, и оно возникло в конце 80-х годов, когда во многих развитых странах, пересматривая концепцию безопасности, включали в нее не только традиционные военные, но и нетрадиционные угрозы, среди которых экологическая была одной из основных.
На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1987 году СССР выступил с резолюцией о международной 2 экологической безопасности, а затем годом позже предложил международный режим экологической безопасности и основные инструменты его реализации. Эти инициативы Советского Союза были во многом реакцией на Чернобыльскую катастрофу и желанием продемонстрировать международному сообществу новые подходы к вопросам экологии.
В мировом сообществе к тому же одновременно начала формироваться новая экологическая политика, а также развиваться экологическое общественное движение и экологическая гласность, которые до того практически полностью отсутствовали. Совершенно очевидно, что международная экологическая безопасность непосредственно связана с необходимостью поддержания на международном уровне глобального природно-ресурсного потенциала и требуемого качества окружающей среды. Вполне вероятно и другое, что это условие не может быть реализовано без эффективного взаимодействия международного и национального правовых механизмов, отвечающих нормам международного права в части безопасного использования природных ресурсов и их охраны.
Требования международной экологической безопасности при этом, безусловно, должны доминировать в национальном природоохранном законодательстве. Под безопасностью понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития страны, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов. Это типичное определение безопасности.
Сумма условий, при которых достигается научно обоснованное или практическое исключение вредного воздействия хозяйственной деятельности на жизнь населения и качество окружающей среды, обеспечивает экологическую безопасность. Гораздо внушительнее звучит понятие безопасности, особенно государственной. Поэтому наиболее острые экологические проблемы имеет смысл рассматривать с точки зрения безопасности. В научной литературе имеются различные концепции и доктрины отношения общества к природе. Это, например, концепция потребительского отношения к природе, суть которой заключается в том, что природные ресурсы могут неограниченно извлекаться для развития материального производства.
В противоположность, которой, концепция невмешательства в природу основывается на том, что не должны предприниматься попытки изменить ее в интересах развития общества. Более поздние концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения основаны на сдерживании всех параметров развития мировой экономики. Каждая из этих концепций, имея серьезные методические и социальные недостатки, не получила полного признания, но тем не менее ряд 3 изложенных в них идей были положены в основу концепции устойчивого развития. В основе любой концепции, нацеленной на изменение отношения мирового сообщества к окружающей природной среде, должны лежать согласованные действия, основанные на убеждении, что защита окружающей среды может быть осуществлена только совместными усилиями. Основные принципы и методы этой защиты зафиксированы в документах, подписанных государствами-участниками международных соглашений, являющихся источниками международного экологического права.
К ним, в первую очередь, относятся документы, принятые на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года, Саммите тысячелетия в Нью-Йорке в 2000 году, Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году, которые являются стратегическим руководством для достижения целей устойчивого развития. В эпоху глобальной взаимозависимости экологическая безопасность стала неотъемлемым элементом человеческого сознания.
В обиход вошли понятия «экологический кризис», «экологическая катастрофа», требующие в качестве выхода из них комплекс неотложных мер, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с «экологической модернизацией», формированием экологической культуры и экологической нравственности.
Признание существования глобальных проблем привело к выделению самостоятельной отрасли знаний - глобальной (или планетарной) экологии, ориентированной на урегулирование взаимоотношений всего человечества с окружающей средой с целью ее сохранения. Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. В правительственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства. Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматривается как необходимый элемент укрепления безопасности страны. Кроме того, это вопрос международного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетарные или глобальные изменения.
Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая и важная часть безопасности личности, общества и государства. Основным субъектом обеспечения экологической безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы национальной законодательной, исполнительной и судебной власти. Основными объектами экологической безопасности являются:
? личность с ее правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
? общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния страны;
? природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.
Таким образом, экологическая безопасность - это устойчивое состояние окружающей среды, обеспечивающее возможность улучшения качества жизни общества и государства.
Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), предусматривающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов экономического развития.
Экологическая безопасность осуществляется в пределах всех форм отраслевого природопользования, включая прямое и опосредованное воздействие на человека на всех уровнях ? глобальном, региональном и локальном. Человечество на всех этапах своего существования постоянно подвергалось многочисленным опасным воздействиям со стороны внешних сил. Отношение к этим событиям было различным ? от покорного признания «божьей воли» до создания мер защиты и профилактики.
Решение проблемы безопасности надо искать на путях согласия между политическими, экологическими, экономическими и социальными требованиями. В обеспечении экологической безопасности решающую роль играет государство. Главенствующая роль государства как основного субъекта экологической безопасности в создании и организации эффективного функционирования национальной системы экологической безопасности, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, национальная безопасность в целом и экологическая безопасность в частности, самым тесным образом сопряжены с основополагающими правами человека на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.
Главным гарантом обеспечения названных прав является государство как политический институт, имеющий наибольший уровень дифференциации и специализации внутренних структур. Во-вторых, именно государство обладает наиболее значительным и мощным «ресурсным арсеналом», необходимым для эффективного противодействия экологическим опасностям, угрозам и рискам. В-третьих, наиболее серьезные экологические опасности и угрозы, как правило, масштабны по своим параметрам, территории, времени, последствиям. Соответственно эффективное и комплексное противодействие возможно обеспечить лишь под эгидой государства. В данном случае национальными интересами выступают здоровье нации и сохранность природно-ресурсного потенциала.
Оба показателя являются важным условием дальнейшего стабильного социально-экономического развития. При этом экологическая безопасность, прежде всего, должна иметь человеческое измерение, что обусловлено особым местом человека в природе. Человек, его здоровье являются своеобразным мерилом для определения благоприятности условий окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного «экологическая безопасность» ? это состояние и процесс защищенности жизнедеятельности объектов, а точнее человека, государства, общества, природной среды от реальных и потенциальных угроз антропогенного или естественного происхождения.
1.2 Правовые основы экологической безопасности
На сегодняшний под экологической безопасностью понимается – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. [2]
Впервые данный термин был закреплен в статье 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 года. Годом позже, был принят Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 года, где экологическая безопасность стала рассматриваться как основа национальной безопасности, благодаря чему рядом специалистов был поднят вопрос о становлении новой науки – теории безопасности. Данная теория включает в себя необходимый понятийный аппарат.
Благодаря которому, раскрываются такие термины как безопасность, угроза, защита, риск, авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, жизнедеятельность, среда обитания, поражающий фактор, опасное воздействие. Огромное значение придается установлению различных критериев и измерительным шкалам, позволяющих качественно и количественно проводить оценку и измерять уровень опасности, угрозы, степень защищенности и повреждаемости.
Понять сущность всех процессов, приводящих к возникновению крупных аварий и катастроф, наметить и осуществить меры по их предупреждению и ликвидации последствий можно только при наличии научно обоснованных данных, диагностики и прогноза состояния и динамики изменения сложных технических и природных систем, тенденций экономического и социально-политического развития общества.
В решении этих задач главную роль играют основополагающие исследования в области теории безопасности. Необходимо отметить, что реализация и охрана установленных экологических прав является одним из видов направления развития конституционного права России. В статье 42 Конституции РФ 1993 года следует: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».[1]
В целях реализации данного права в России был принят ряд нормативно-правовых документов, таких как:
? Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ, который регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды [3];
? Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ регулирующий взаимоотношения, касающиеся экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации, а именно на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [4].