Глава I. Пейзаж в литературе
1.1. Пейзаж в художественном произведении
«Пейзаж - один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства» [Себина, 2000: 228].
Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, например, «пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя» [Тимофеев, 1974: 265].
Пейзаж - картина природы [Гурьева, 2009: 213], но это не совсем точно, что подчеркивает сама этимология слова (фр. paysage, от pays - страна, местность).
Как справедливо указывает Себина: «пейзаж - это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира» [Себина, 2000: 228]. За исключением, так называемого дикого пейзажа, описание природы обычно вбирает в себя образы вещей, созданных человеком.
Пейзаж имеет различное художественное значение: он зависит от стиля автора и от того литературного направления или течения, с которым он связан. Пейзаж неоднозначен в поэзии и прозе. В поэзии он выступает в качестве самостоятельного элемента (восприятие природы лирическим героем), в прозе - зависит от характера повествования и подчиняется настроению действующих лиц. У представителей различных художественных направлений (сентиментализм, романтизм, реализм) пейзаж имеет различную окраску. Сентименталисты рисовали светлые, спокойные пейзажи, романтики - бушующие, страстные, соответствующие характеру романтического героя. В реалистическом произведении пейзаж выступает как часть обстановки, им оттеняется, или подчеркивается душевное состояние героя, а также характер происходящих событий.
Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности - XVIII век. Так называемая описательная поэзия (Дж. Томсон, А. Поуп) широко воссоздала картины природы, которая в эту пору подавалась преимущественно элегически - в тонах сожалений о прошлом. Например, образ заброшенного монастыря в поэме Ж. Делиля «Сады», знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея, повлиявшая на русскую поэзию благодаря знаменитому переводу В.А. Жуковского (Сельское кладбище, 1802). Элегические тона присутствуют и в пейзажах «Исповеди» Ж.Ж. Руссо и у Н.М. Карамзина («Бедная Лиза») [Хализев, 2002.С. 242].
Писатели XVIII в., рисуя природу, оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма. Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия XIX в., в России - начиная с А.С. Пушкина. Образы природы каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми.
Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого крупного писателя XIX-XX вв. - особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Речь идет о неповторимо единичных проявлениях природы: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, о том, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях [Хализев, 2002: 242].
В литературе XX в. (особенно в лирической поэзии) субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Субъективно значимые ситуации момента «выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль» [Толова, 1993: 10].
Опираясь на ставшую лексику, такие образы можно назвать «постпейзажными» [Хализев, 2002: 243].
В литературе XIX-XX вв. звучит мотив и горестного, болезненного, трагичного отъединения человека от природы.
Писатели XIX-XX вв. неоднократно запечатлевали, а порой и выражали от своего лица надменно-холодное отношение к природе.
В модернистской и постмодернистской литературе отчуждение от природы приняло еще более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений [Толова, 1993: 12].
Как было выше замечено, пейзаж играет различную роль и часто он полифункционален. Остановимся на его важнейших функциях:
1) обозначение места и времени действия: с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят события (на борту теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т.е. в какое время года и суток). Иногда об этой роли пейзажа говорят сами заглавия произведений: «Кавказ» Пушкина, «На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя, «Степь» Чехова, «Зеркало морей» Дж. Конрада, «Старик и море» Э. Хемингуэя. Но пейзаж - это не «сухое» указание на время и место действия, а художественное описание, то есть использование образного, поэтического языка;
2) сюжетная мотивировка: природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и прочее) могут направить течение событий в ту или иную сторону [Себина, 2000: 231];
3) форма психологизма: эта функция наиболее частая. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни;
4) пейзаж как форма присутствия автора (косвенная оценка героя, происходящих событий и прочее). Можно выделить различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый - точка зрения героя и автора сливаются («Снег» Паустовского). Второй - пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей -носителей чуждого автору мировоззрения. Примером может служить образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров проповедует научно-отстраненное, «медицинское» отношение к природе.
Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще, обычно он имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится выражением патриотических чувств.
Обобщая все выше сказанное, стоит отметить, что в данной курсовой работе мы под пейзажем понимаем «компонент мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства».
1.2. Своеобразие восприятия природы в лирике Н.А. Некрасова
Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике Н.А. Некрасова. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни [Корман, 1964: 87].
Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.
Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Н.А. Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.
Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» 1859 г. он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием [Амирханян, Баевский, 2011].
Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.
Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии.
Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей.
Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» (1857 г.) – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.
В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина» (1857), «Рыцарь на час» (1862) и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» (1857) эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо.
Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум» (1863). Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения. Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой.
У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» (1863) Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.
Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания.
Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга.
Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858). Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.
Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов.
Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы.
?
Глава II. Пейзаж в лирике Н.А. Некрасова
2.1 История создания поэмы «Саша»
В середине 50-х годов, в обстановке общественного подъема и роста сил революционной демократии, перед Н.А. Некрасовым встала важная задача: дать в поэзии образы людей с революционно-демократическим мировоззрением или идущих к нему. Такие образы поэт создал раньше всего в двух поэмах: «В. Г. Белинский»(1853 г.) и «Саша» (1855 г.).
Что касается основной части поэмы, то, скорее всего, Н.А. Некрасов написал ее весной 1855 года (ср. в цитированном письме его к Тургеневу от 30 июня 1855 года: «весной нынче... я этот рассказ написал»). Состав этой основной части поэмы, написанной весной 1855 года, может быть точно установлен: в двух черновых тетрадях Н.А. Некрасова, датирующихся именно С. Есенними месяцами 1855 года, содержатся наброски третьей и четвертой глав; следовательно, именно третью и четвертую главы поэмы Некрасов написал весной 1855 года.
Можно предположить, что, к 1 мая 1855 года Н.А. Некрасов закончил работу над первой редакцией поэмы, и именно к этой редакции следует относить помету Некрасова: «Окончено 1 мая».
Принятое же в примечаниях к сочинениям Н.А. Некрасова отнесение этой пометы к окончательному тексту поэмы является необоснованным: в рукописном сборнике, который Н.А. Некрасов передал московскому книгоиздателю К. Т. Солдатенкову 7 июня 1855 года, 1 поэма отсутствует. Между тем Некрасов внес в этот сборник все свои лучшие стихотворения, и нет сомнения, что «Саша» была бы туда включена, если бы она была к тому времени закончена.
В течение остальной части 1855 года Н.А. Некрасов, очевидно, перерабатывал свою поэму. В январской книжке «Современника» за 1856 год она появилась уже в окончательном виде. В процессе этой переработки Н.А. Некрасов, по-видимому, написал первую главу поэмы. Первая глава представляет собой осмысление поэмы в целом и в качестве такового должна была быть написана в последнюю очередь.
Итак, наиболее правильной представляется датировка работы Н.А. Некрасова над «Сашей» промежутком времени приблизительно с осени 1854 года по осень 1855 года, с той необходимой оговоркой, что основная часть работы была выполнена весной 1855 года. Это позволяет по-новому поставить вопрос о соотношении «Саши» с тургеневским романом «Рудин».
Уже в первых вполне достоверных сведениях о работе Н.А. Некрасова над поэмой «Саша» мелькает и имя И.С. Тургенева: в цитированном письме от 30 июня 1855 года Н.А. Некрасов сообщил, что «Саша» написана «единственно по желанию» И.С. Тургенева, а поэтому посвятить ее он, Н.А. Некрасов, хочет И.С. Тургеневу (это посвящение, как известно, было осуществлено). Пожелание, чтобы Н.А. Некрасов написал поэму, И.С. Тургенев, очевидно, высказал осенью 1854 года. В это время «Рудин» еще не был написан: написание «Рудина» с полнейшей точностью датируется промежутком времени между 5 июня и 24 июля 1855 года. Однако, весьма вероятно, что осенью 1854 года И.С. Тургенев уже обдумывал свое будущее произведение. В специальной статье, посвященной творческой истории «Рудина», Г.В. Прохоров указывает: ««Рудин» в основном был написан Тургеневым в исключительно короткий срок — в семь недель (верный знак того, что основные мысли романа были уже хорошо продуманы Тургеневым)» [Прохоров, 1967: 81].
Нет сомнения, что сюжет «Саши», ее основные мысли обсуждались между Н.А. Некрасовым и И.С. Тургеневым осенью 1854 года. Вероятно, при этом обсуждении И.С. Тургенев высказывал некоторые мысли, нашедшие впоследствии воплощение в «Рудине»; только этим и можно объяснить (но, конечно, не оправдать) позднейшее заявление И.С. Тургенева, будто «Саша» является стихотворным переложением «Рудина». Возможно также, что наряду с этим разговоры с Н.А. Некрасовым о «Саше» повлияли в какой-то мере и на работу И.С. Тургенева над «Рудиным»; впрочем, нет данных, которые позволили бы развить это предположение.
Политическую остроту поэмы «Саша» почувствовали уже современники Н.А. Некрасова. Известно, что цензоры не сразу пропустили поэму в печать.
Передовые читатели восприняли революционную направленность поэмы. Это хорошо выразила В. Фигнер в следующих словах: «Поэма учила, как жить, к чему стремиться. Согласовать слово с белом — вот чему учила поэма, требовать этого согласования от себя и от других — учила она. И это стало девизом моей жизни» [Фигер, 1932: 77].
Так, С.С. Дудышкин писал: «Мы помним появление... „Саши" вслед за «Рудиным» и наше приятное изумление, когда мы в этой поэме нашли того же Рудина, только переложенного в стихи. Читатель, конечно, помнит, кто такой Рудин... Сходство между ним и Агариным до того сильно, что даже выразилось не только в общих чертах, но и в мелочах» [Отечественные записки, 1861: 23].
Будучи критиком враждебного Н.А. Некрасову либерального лагеря, С.С. Дудышкин все усилия приложил к тому, чтобы доказать несамостоятельность, подражательность поэзии Н.А. Некрасова, и здесь он не останавливался перед явными передержками. Все это совершенно обесценивает статью Дудышкина. А между тем затронутый им вопрос заслуживал внимания. Позднее и сам И.С. Тургенев утверждал, что Н.А. Некрасов использовал для «Саши» сюжет «Рудина» [Тургенев, 1933: 23].
Таким образом, предпосылками к созданию поэмы Н.А. Некрасова «Саша» послужило противостояние демократического и либерального течения, противопоставление простого народа увядающему, ленивому барству. А также, необходимость привлечения к этому противостоянию молодых, перспективных людей, понимающих народ, желающих помочь ему, стремящихся к серьезным переменам.
2.2. Поэма «Саша»: проблематика, композиция, образы
Проблематика поэмы «Саша» - социальная, она отражает взгляды Н.А. Некрасова на современность. Необходимость перемен, бедственное, несправедливое положение народа, упадок дворянства, необходимость не только красиво говорить, но и действовать - все это находит отражение в поэме. А так же затрагивается необходимость в просвещении молодежи, только она, по мнению Н.А. Некрасова может привести человечество к осознанию его истинных, естественных интересов и стремлений.
Либералы – это люди, которые с одной стороны осуждали крепостное право и самодержавие, но с другой стороны - по- настоящему не верили в возможность реформы. У них были лишь одни теории и правильные идеи, но на практике они – бездействовали.
Так, к примеру, в образе Белинского (в поэме «В. Г. Белинский», 1855) воплощены лучшие качества положительного героя — революционного демократа: пламенная любовь к Родине и трудовому народу, непримиримая ненависть к угнетателям народа и ко всему несправедливому социальному строю царской России. Белинскому в этой поэме А.Н. Некрасов противопоставляет представителей «лживого и двоедушного российского либерализма», которых он и разоблачает; именно таков, согласно новейшим исследованиям [Евгеньев-Максимов, 1950: 72], смысл строк (о Белинском) :
Его соратники смирялись
И в подлецов преображались.
Обличение либерализма находим мы и в поэме «Саша»: Н.А. Некрасов сталкивает здесь красноречивого либерала с девушкой, горячо и настойчиво стремящейся служить народу, и развенчивает либерального «героя». Это определяет общественный смысл образов главных персонажей поэмы — Саши и Агарина.
В образе Саши Н.А. Некрасов наметил некоторые черты деятелей освободительного движения своего времени или, точнее говоря, показал формирование демократического сознания одного из таких деятелей.
Саша вначале увлекается красивыми речами Агарина о грядущем счастье человечества («Солнышко правды взойдет над землею» и т. д.); но она отворачивается от Агарина, когда оказывается, что это болтун, противник всякой реальной деятельности, направленной на благо народа; Саша сближается с крестьянами. Если в начале поэмы мировоззрение Саши отличалось крайней пассивностью («Думает Саша: — безумно роптанье», I, 114), то в конце поэмы становится очевидным, что присущий Саше подлинный демократизм должен привести ее к революционным идеям.
Смысл пройденного Сашей пути, лишь намеченного «в поэме, как бы комментируется гражданской проповедью, содержащейся в конце поэмы и исходящей непосредственно из уст автора:
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба... (I. 127)
(Эти строки, дающие возможность дополнить пройденный героиней путь, опубликованы лишь в советское время, так как раньше не могли появиться в печати из-за цензуры и заменялись рядами точек).
Н.А. Некрасов показал в поэме лишь начальный этап того пути служения народу, на который вступила Саша. Но в этом начальном этапе есть яркий эпизод, свидетельствующий о быстром формировании передовых взглядов героини: Саша порывает с дворянским либерализмом, воплощенным в образе Агарина. Она еще любит Агарина, и отказ от его предложения стоил ей глубоких душевных страданий («тоскует, Письма его потихоньку целует!» I, 125). Но она уже поняла, что не может связать свою судьбу с судьбой человека, которому чужды интересы народа.
Создавая образ Саши Н.А. Некрасов показал путь взросления современной ему молодежи. Влияние разных социальных факторов на становление личности, формирование ее мировоззрения.
В образе Агарина Н.А. Некрасов выразил свое отрицательное отношение к либералам, так называемых «народолюбцев», которые отступились от своих идей и показали негодность своего политического поведения.
Агарин не имеет своего мнения, а высказывает чье-то чужое, да к тому же по прошествии времени отказывается и от него. Агарина можно назвать «лишним человеком» за то, что он, живя в родной стране, не знает своего народа, не любит своей природы, а так же за его бездеятельность, за его пустые рассуждения, за невозможность жить в гармонии с миром и прилагать силы к его усовершенствованию. Он не способен ни на какое серьезное, полезное для общества дело.
В конфликте между Сашей и Агариным можно увидеть стремление действовать, приносить пользу людям и бездействием, переменой своих взглядов. Если в первый свой приезд Агарин заронил в сознание Саши зерна просвещения, то во второй приезд он, наоборот, стремиться подорвать основы просветительского мировоззрения.
Н.А. Некрасов так же наглядно рисует внешний облик своих главных героев и тут противопоставляет их друг другу.
Саша – молодая красавица, пышущая здоровьем, с живыми глазами, ей свойственно сострадание и любовь к простым людям.
Агарин - «невиден собой», не слишком молод, худощавый, лысеющий и бледный. Физическая непривлекательность отражает непривлекательность его души, что в последствии поняла Саша.
Кроме главных героев в поэме представлен образ рассказчика, он же - лирический герой – мы видим разочарованного в жизни, потрепанного судьбой человека «силу сломили могучие страсти, гордую волю сломили напасти», «жизнью измят я…» который возвращается в свое старое имение. Он любит свою родину, природу называет «матерью» и настроение его немного улучшается, когда он оказывается на родной стороне.
Рассказчик предстает перед нами как мудрый человек, понимающий необходимость в переменах, и понимающий, что они проходят болезненно: «дело веков поправлять нелегко!» несмотря на свое грустное состояние, он оптимист, в конце поэмы он уверен, что: «в добрую почву упало зерно-пышным плодом отродиться оно!».