Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Особенности освещения социальных проблем на российском телевидении

superrrya 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Объектом исследования выступили телепередачи «Мужское/Женское» и «Прямой эфир с Андреем Малаховым». Предметом исследования являются особенности освещения социальных проблемы на российском телевидении. Целью работы стало изучение особенностей освещения социальных проблем на российском телевидении. Для достижения поставленной цели следует решить следующий ряд задач: 1. изучить историко-теоретический аспект социальной журналистики; 2. охарактеризовать принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении; 3. рассмотреть специфику работы журналиста в программах с социальной тематикой на российском телевидении; 4. осветить социальные проблемы на примере программ «Мужское/женское» и «Прямой эфир с Андреем Малаховым». Для выполнения работы были использованы следующие методы исследования: описательный метод, анализирование контента, наблюдение и синтез полученной информации. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ходе исследования были проанализированы особенности освещения социальных проблем на российском телевидении, изучен историки-теоретический аспект социальной журналистики и рассмотрены проблемы подачи социальной информации на российском телевидении. Практическая значимость состоит в том, что основные положения и выводы работы могут быть использованы для решения актуальных проблем социальной журналистики, в научных работах, посвященных данной тематики, возможности использования полученных результатов исследования в учебном процессе на спецкурсах и при составлении учебных пособий по современной журналистике. Научная новизна исследования. В работе обоснована необходимость функционального подхода в отражении проблем социальной сферы, представлен анализ традиций и современной практики тележурналистики с позиций потребностей социальной сферы. При написании данной работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, пособия, рассматривающие социальную проблематику. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении обосновывается актуальность, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы, теоретическая и практическая значимость, структура работы. В первой главе рассматривается историко-теоретический аспект социальной журналистики на российском телевидении. Раскрывается понятие «социальная журналистика» еe функции и особенности. Изучаются принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении. Вторая глава посвящена особенностям освещения социальных проблем на российском телевидении. Описана специфика работы журналиста на программах с социальной тематикой и проанализировано освещение социальных проблем на конкретных примерах «Мужское/Женское» и «Прямой эфир с Андреем Малаховым». В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы и описываются выводы касательно изученного материала.
Введение

Сила массовой коммуникации заключается в способности формировать общественное мнение, что является одним из главных преимуществ возможности влиять на социальную политику. Социальные вопросы очень важны для российского общества, и российские СМИ активно участвуют в их освещении. Актуальность данной темы заключается в том, что телевидение на сегодняшний день – это мощный проводник мысли и личности, способный за короткое время интегрировать в массовую аудиторию, создать определенное настроение в обществе, помочь сформировать общественное мнение, организовать людей для социальных действий. Телевидение является самым популярным средством информации и наиболее доступной и популярной формой развлечения для всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и превосходит другие средства массовой информации по уровню доверия. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Оно способно повлиять на общество в целом, на каждого без исключения. В этом и заключается его главная особенность. Телевидение должно не только критиковать социальные проблемы, но и предоставлять технологии для их решения. Телевидение, как сфера социальной деятельности, формирует основу цивилизованного общества, помогает решать социальные проблемы и помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации. Социальное телевидение обществу необходимо. В стабильном обществе социальное телевидение не только не теряют своего статуса, наоборот, раскрывают свой потенциал. Средства массовой информации как важный ресурс в социальной сфере помогают позиционировать людей в многофакторной реальности. Социальная журналистика, которая проявила себя не только как тематическое направление, но и как особая профессиональная идеология, возникшая на стыке журналистики и социальной работы, играет важную роль в активизации позитивного социального потенциала. С одной стороны, политическая составляющая телевизионного контента, с другой стороны, ожидания аудитории и конструктивная направленность профессиональной практики СМИ приводят к новым позитивным взглядам на социальные темы и заставляют изучать функцию телевизионных новостей с точки зрения социальных тем. Характеризуя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что освещение социальных проблем на российском телевидении изучали такие исследователи как: А.А Зайцева, Б.И Варецкий, В.Ф Олешко, Т.И Фролова. Большое количество исследований посвящено процессу распространения социальной информации, в том числе социальной функции средств массовой информации и журналистики. Специфика телевидения, возможность выражения его языка. Творческая форма подачи информации и противоречивое воздействие на аудиторию на протяжении десятилетий находят отражение в исследованиях искусствоведов, психологов, социологов, теоретиков и практиков журналистики.
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Социальная журналистика на российском телевидении: историко-теоретический аспект.......…………………………………………...……………7 1.1. Социальная журналистика: понятие, функции, особенности……………..7 1.2. Принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении ……….....................................................................................................................14 Глава 2. Особенности? освещения социальных проблем? на российском телевидении............................................................................................................27 2.1. Специфика работы журналиста на программах с социальной тематикой...............................................................................................………....27 2.2. Освещение социальных проблем на примере программ «Мужское/Женское» и «Прямой эфир с Андреем Малаховым»...........................................................................................................34 Заключение………….............................................................................................58 Список литературы ...............................................................................................60
Список литературы

1. Варецкий Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие для вузов (под ред. Новикова В. И., Старостенкова Н.В.) – М.: РГСУ, 2018. – 192 с. 2. Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник. Кнорус, 2020 г. – 492 с. 3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Учение о понятии. - М.: Типография М.М. Стасюлевича, 1916. – 102 с. 4. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Политические ток-шоу на российских телеканалах / Грабельников А.А., Гегелова Н.С.. – М.: ГУП "издательство РУДН", 2018. С – 130. 5. Гуцал Е.А. Современные реальные шоу на телеэкране. // Журналистика 2004. СМИ в многополярном мире. Материалы НПК Ч.2, - М.: Икар, 2005. – С. 17–19. 6. Даутова Р.В. Современное телевидение: между национальным и глобальным: Сборник статей Международной научно-практической конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным» (26–28 апреля 2017 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 220 с. 7. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям. - М.: Престиж, 2016. – 250 с. 8. Загидуллина, К.А. Журналистика. - Челябинск: Изд. Игоря Розина, 2018. – 214 с. 9. Зайцева А.А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2017. – С. 210–216. 10. Захарченко Н.А. Современная телевизионная программа: учеб. пособие. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, - 2019. - С. 101. 11. Зверева, Н. В. Школа тележурналиста. Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. - 272 с. 12. Кирия, И. В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 13. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд. Моск. университета, 2016. – 570 с. 14. Кузнецов, Г.В. Семь профессиональных граней журналиста Т. – М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. 202 с. 15. Кузнецов, Г.В., Цвик, В.Л., Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. - – М.: Высшая школа, 2002. - 376 с. 16. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс – 2010. – 240 с. 17. Лазутина, Г. В., Распопова, С. С. Жанры журналистского творчества; – М.: Аспект Пресс, 2011. – 319 с. 18. Попова, О.Ю. Предпосылки наступления нового «Века» регионального телевидения // Вестник ТГУ. – 2014 С. 19–25. 19. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. – 351 c. 20. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 359 с. 21. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие для вузов / А. А. Тертычный ; Тертычный А.А. – М.: Аспект Пресс, 2010. – - 351 c. 22. Фролова, Т.М. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. - М.: Аспект Пресс, 2018.с, 2016. – 315 с. 23. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 382 с. 24. Черникова Е. В. Грамматика журналистского мастерства; Университетская книга – М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. – 238 с. 25. Шестеркина. Л. П. Универсальная журналистика: Учебник для вузов. – М.: Аспект Прес, 2016. – 480 с. Интернет-источники: 26. Барановская Юлия. В-шоу Мужское / Женское. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1tv.com/announce/13793 (дата посещения 15.01.2021) 27. Волков Дмитрий. Статистика самоубийств по странам. // Openbase – 20.01.2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openbase.online/ctatistika-samoubijstv-po-stranam/ (дата обращения 28.04.2021) 28. Воробьева Ольга. «Многим кажется, что социальная журналистика — это безопасно // Агентство социальной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://www.asi.org.ru/2019/10/31/mnogim-kazhetsya-chto-sotsialnaya-zhurnalistika-eto-bezopasno-intervyu-s-katerinoj-gordeevoj/ (дата обращения 28.02.2021). 29. Галашев Андрей. Архангелогородец рассказал о закулисье ток-шоу «Мужское/Женское» // Сетевое издание «29.ру». 25.04.2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://29.ru/text/family/2021/04/25/69882899 30. Гуцал Е. А. Реалити-шоу на современном российском телевидении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12361689 (дата обращения 10.05.2021) 31. Жигалова Алена. Алена, Блин! Андрей Малахов – Итоги 2020 года // YouTube. 30.12. 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ra1a8zgLKnM&t=1s (дата обращения 28.03.2021). 32. Костюченко Елена. «Я — профессиональный свидетель» // «Скажи Гордеевой» // YouTube. - 29 янв. 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AAV7yPTHjyA&t=439s (дата обращения: 01.02.21). 33. Котлякова Анастасия. Продюсеры популярных телешоу. // Журнал «The village» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/people/people/335595-teleprodyusery (дата обращения 28.02.2021). 34. Кузнецова Ольга. "Им нужно было растоптать меня // «Собеседник» ¬– 03.08.2020.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20200728-im-nuzhno-bylo-rastoptat-menya (дата обращения 20.02.2021). 35. Магдиева Раиса. Рейтинг серий программы Мужское / Женское // MyShows [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://myshows.me/view/56812/rating/ (дата обращения 10.05.2021) 36. Минаев Сергей. Интервью Николая Картозии на Esquire Weekend 2019. // YouTube. – 30 июля 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=h2CMnsvUQKw (дата обращения 20.05.2021). 37. Пиджуков Андрей. Телевидение остается главным средством массовой информации в РФ. // Телеспутник. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/doklad-rospechati-televidenie-ostaetsya-glavnym-sredstvom-massovoy-informatsii-v-rf/ (дата обращения: 25.02.21). 38. Рейтер Светлана. Разговор о социальной журналистике // Русский журнал. - 26 июня 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://radioportal.ru/articles/14062/razgovor-o-sots.. (дата обращения 28.03.2021). 39. Сидоров В.А. Политическая культура журналиста [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. А. Сидоров. - СПб.: Петрополис, 2010. - 240 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". 40. Соловьева Ольга. Телевидение превращается в развлечение для престарелых. // Независимая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ng.ru/economics/2020-05-19/4_7864_tv.html (дата обращения: 12.02.21). 41. Толков Тимур. Американское ТВ позаимствовало идею у российского телеканала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7days.ru/entertainment/cinema/amerikanskoe-tv-pozaimstvovalo-ideyu-shou-u-pervogo-kanala.htm (дата обращения: 12.01.21). 42. Шихман Ирина. А поговорить?..." // YouTube. - 29 окт. 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zg8-QT5yhNw (дата обращения 25.04.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Социальная журналистика на российском телевидении: историко-теоретический аспект 1.1. Социальная журналистика: понятие, функции, особенности Понятие «социальная журналистика» как самостоятельный вид журналистской деятельности (в нынешнем понимании) в нашей стране обозначилось только в конце XX – начале XXI столетия, когда в развитии социальной журналистики свершился поворот к проблемам человека. Современные тенденции изучения состояния социальной журналистики основываются на дефиницию понятия «социальная журналистика». Впервые термин «социальная журналистика» наблюдается в работах Е.П. Прохорова, который анализирует ее как аналитическое звено взаимоотношений социальных групп . При этом большинство исследователей, среди которых политологи, социологи, психологи, журналисты, приходят к выводу, что социальная журналистика в России определилась в результате резкого ухудшения состояния социальной сферы и актуализации в информационной повестке дня социальных проблем (резкое социальное расслоение населения России, разрушение социальной инфраструктуры, неконтролируемость миграционных процессов, обострение национальных отношений, криминализация общества, девальвация ценностей и т.д.). Российское информационное пространство характеризуется активным развитием средств массовой информации, ориентированных на конкретный социальный адресат или определенную проблематику. Все более заметный сектор в последние годы стала занимать социальная журналистика, сформировавшаяся как специальное направление, дифференцирующееся по тематической структуре. Социальные проблемы играют ключевую роль в жизни общества, во многом именно они определяют и структурируют политический спектр и часто являются главным идеологическим оружием политических партий, обращенным к населению. Это объективно обусловливает возрастание роли социальной журналистики, призванной не только информировать граждан о социальной политике власти, об актуальных социальных проблемах, но и организовывать обсуждение наиболее значимых из них, обеспечивать диалог власти и общества. Какие проблемы включаются в поле внимания социальной журналистики, что выступает ее объектом и предметом, каковы функции социальной журналистики? На эти вопросы, кажущиеся понятными, и в теории, и в практике журналистики даются разные ответы. Теория социальной журналистики только развивается, единой точки зрения на определение ее предмета и объекта нет, имеются разные подходы к их видению. К примеру, в своем учебном пособии Б.И. Варецкий отмечает, что объектом журналистского исследования социальной журналистики «выступают разнообразные социальные проблемы», среди которых называются проблемы защиты прав социально незащищенных слоев населения, роли и места молодежи в обществе, охраны материнства и детства и др . Предмет как таковой не выделяется. Имеет место расширенная трактовка содержания социальной журналистики, ее объекта. Так, в памятке, опубликованной в электронном бизнес-журнале «Корреспондент», говорится, что социальная журналистика — это направление, занимающееся освещением социального сектора, а именно проблем, связанных с противоречиями внутри общества . Это проблемы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобалистики и др. Здесь невозможно определить даже границы объекта. Подобный широкий подход, но с позиции иных показателей излагает известный журналист Андрей Лошак. Он делит журналистику на сервильную и подлинную, которая и может называться социальной. У журналиста должна быть мотивация, он должен быть активным членом общества, он стремится что-то изменить и не может не писать. Тогда можно говорить о том, что это и есть журналистика социальная, потому что журналист откликается на проблему общества. В данном случае утрачивается какая-либо специфика социальной журналистики как особого направления. При этом понятие «социальная» идентифицируется с понятием «общественная», гражданская . Предметом социальной журналистики, с точки зрения П.В. Баутиной, «являются социальные проблемы: положение в обществе различных социальных групп, взаимоотношения между ними, соблюдение прав человека, благосостояние граждан, здравоохранение, образование и т.д.» . Однако, это скорее объект социальной журналистики, чем ее предмет. К тому же здесь не прослеживается единая целевая направленность и связь между элементами. Социальные отношения, например, охватывают и социально-демографические, и национально-этнические, и территориально-поселенческие отношения. Кроме того, социальные группы дифференцированы по вертикали, по социальному статусу, сюда же включаются проблемы здравоохранения, образования и т.д. Какая между ними связь? Она не выявлена, а между тем она есть. Соглашаясь с тем, что для социальной журналистики исходным положением является ее непосредственная связь с социальной сферой общества, социальными отношениями, рассмотрим, какова их сущность как объекта социальной журналистики. Обратимся к самому понятию «социальное». В широком смысле оно тождественно понятию «общественное», в отличие от биологического, природного. В этом смысле социальными можно назвать и экономические, и политические, и иные отношения в обществе. Существует понимание социального в более узком (социологическом) смысле, когда оно относится к сфере отношений между группами и общностями, которые выделяются по разным показателям (пол, возраст, раса, отношение к собственности и т. д.) и занимают разное положение в обществе, а также к отношениям между людьми как представителями этих групп . В данном случае содержательными элементами социального выступают понятия равенства и неравенства, социальной справедливости. Наконец, в системе государственного управления, государственной политики понятие «социальное» связано с одним из ее конкретных направлений - социальной политикой, которую государство призвано проводить в целях обеспечения социальной защиты населения и создания для общества лучших условий для жизни, карьеры и построения семьи. Сюда входят системы образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, проблемы пожилых людей и иных категорий социально незащищенных граждан и др. В отличие от экономической, финансовой, международной, других направлений государственной политики, социальная политика «выходит» на человека непосредственно, рассматривая его не как трудовой ресурс, а как высшую ценность и цель. Подход к человеку как к цели общественного развития, напрямую связан с положением человека в обществе, с принадлежностью его к той или иной социальной группе, следствием чего оказываются разные возможности для развития личности, позволяет соединить кажущиеся столь разными проблемы, входящие в сферу внимания социальной журналистики, в одно целое. Например, территориально-поселенческий фактор в современной России (в отличие от стран Запада) определяет неодинаковые возможности для получения образования и медицинских услуг жителями города и деревни. Здесь мы сталкиваемся и с проблемой равенства-неравенства, и с проблемой социальной справедливости, и с проблемой прав человека. Именно такое видение социальной журналистики должно найти отражение в ее предмете, определяя ее гуманистическую направленность. Известный исследователь проблем социальной журналистики Т.И. Фролова, говоря о предмете социальной журналистики, справедливо отмечает, что она отражает пространство человека во всем многообразии его отношений . Это важный момент, поскольку действительно социальная журналистика не сводится только к проблемам социальной сферы. Область интересов социальной журналистики выходит за ее пределы. Она включает социальные аспекты других сфер жизни общества. Так, в экономической сфере можно выделить социальный аспект, связанный с положением человека в сфере труда (творческий и нетворческий труд, условия труда, проблемы безработицы и т.д.). Можно предложить такое определение предмета социальной журналистики: отражение социальных проблем общества и обеспечение диалога между различными социальными группами, объединение в едином информационном пространстве их разных позиций и мнений в целях обеспечения социальной справедливости, стабильности и благополучия общества. При этом социальная журналистика рассматривает человека как высшую ценность и самоцель общественного развития. Социальная журналистика реализует ряд функций, как свойственных журналистике в целом, так и противоречивых: дает нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям. Исследователи выделяют в качестве базовой коммуникативную функцию, обеспечивающую информационное взаимодействие между субъектами социальной действительности. Она характерна для любого СМИ, в том числе и для социальной журналистики . Самая существенная и первая функция журналистики – коммуникативная. То есть она налаживает контакты между людьми и социальными группами. Взаимодействие журналиста, властей и общественности является основной задачей стоящей перед данным видом деятельности. Другая функция – идеологическая. Журналистика как социальное явление воздействует на представления и миропонимания людей. Она выступает как инструмент передачи социально-одобряемых норм и моделей поведения. Журналистику анализируют как средство воздействия на массовое сознание и часто обвиняют в ангажированности разнообразными политическими силами. Еще одна функция – организаторская. СМИ снабжают взаимодействие людей и общностей в выработке разнообразных мнений и представлений. Так, социальная журналистика занимается критикой господствующих общественных представлений и порядков и помогает людям формировать объективное отношение к фактам реальности. Основной функцией журналистики является информирование. СМИ призваны поддерживать осведомленность общественности о том, что происходит в мире. При этом отбор фактов и событий для освещения часто связан с вышеперечисленными функциями. Также журналистика и журналисты должны хотя бы немного участвовать в просветительской деятельности, образовывая читателей и через свои публикации нести обществу воспитательный посыл. Это не означает, что журналистика выступает в роли воспитателя, просто рассказывая истории других людей, через их опыт, остерегает от таких же ошибок своего зрителя. В социальной журналистике особую значимость приобретают практико ориентированные функции, направленные на ее реальное участие через социальные проекты в жизни конкретных сообществ, на внедрение социальной экспертизы экономических реформ и проектов, в том числе функция «непосредственного участия» . Особенностью социальной журналистики является ее направленность на человека, его реальные проблемы, защиту его прав и самореализацию как активной, творческой личности. Отсюда основной, интеграционной функцией социальной журналистики правомерно назвать гуманистическую функцию. И это очень важно подчеркнуть. Не секрет, что доминирующие позиции в информационном пространстве занимают СМИ, ориентированные на другие тематические направления: политику, экономику и финансы, международную проблематику. Безусловно, это отражение реального положения различных сфер общественной жизни, их статуса и престижа в обществе. Социальная сфера, к сожалению, остается на периферии внимания. Мы сталкиваемся здесь с укоренившимся взглядом на данную сферу как на вторичную, не случайно нередко употребляется уничижительный термин «социалка». Раньше в отечественной журналистике господствовали политические и развлекательные темы. СМИ помогали удовлетворить потребность зрителя в релаксации, а также увеличить свои доходы за счет быстрой популярности такого контента. Социальная проблематика не является доходной и потому длительное время оставалась на периферии интересов журналистов. С начала 2000-х обозначился разворот интереса к социальной проблематике. Журналисты снова стали освещать жизнь простых людей, с их будничными проблемами и заботами. Так начали формироваться главные темы социальной журналистики: - освещение возможностей и форм самоорганизации граждан для отстаивания своих прав и свобод; - деятельность разнообразных общественных организаций, активно принимающих участие в реорганизации жизни общества, в том числе филантропических фондов, общественных предприятий, консультационных центров и т. п.; - освещение проблем незащищенных групп населения: многодетных и неполных семей, безработных, мигрантов, пожилых и одиноких граждан; - участие в решении проблем молодежи: трудоустройства, наркомании, алкоголизма, доступности образования, преступности, заболеваний СПИДом и гепатитом, деятельности организаций по работе с молодежью; - распространение идей гражданского общества; - темы, объединенные с моральным воспитанием граждан; - экономическая и социальная политика государства и формы ее реализации . Таким образом, круг проблем, охватываемых социальной или гражданской журналистикой, очень велик и он требует особенного отношения со стороны журналиста, присутствия у него особенных профессиональных навыков. 1.2. Принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении В современном мире масса социальных проблем. И самая серьезная из них – антропологический кризис – разрушение в людях социального начала. Добросердечие, принятие, понимание, бескорыстие, филантропия – сегодня в дефиците. Собственно, в данном роль журналистов, которые специализируются на освещении социальных проблем: притягивать внимание аудитории к актуальным заботам общества, содействовать сохранению человеческого ресурса, духовности. «Социальное» может обнаруживаться лишь в социальных отношениях, во взаимодействии и общении людей. Отношения, которые мы будем причислять к «социальным» подключены в межличностную деятельность людей, взаимосвязаны с социальными отношениями. То, что журналистика действительно способна повлиять на решение социальных проблем — это давно признанный, в том числе и в научном сообществе, факт. Исследователь Т.И. Фролова полагает, что социальная журналистика – это отображение в прессе проблем социальной сферы, в ее связи с иными сферами социальной жизни; рассмотрение каждой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества; втягивание в информационный обмен самих граждан, создание их личных информационных ресурсов . Упоминается в научных работах и термин «журналистика соучастия». В частности, о ней в своем исследовании говорит И.М. Дзялошинский. Он подчеркивает, что «социальная журналистика» обязательно обязана быть соединена с понятиями гражданско-ориентированной журналистики или журналистики соучастия . Он замечает, что социальная журналистика не может ограничиваться освещением только проблем пенсионеров, бездомных, детей-сирот и других социально-незащищенных слоев общества, а также вопросами экологии, здравоохранения или образования в целом. Предмет социальной журналистики, по суждению исследователя, гораздо более обширен и его нельзя ограничить лишь конкретными социальными проблемами. По суждению И.М. Дзялошинского социальная журналистика ориентируется не на информирование и формулирование социального мнения, а на прямое вмешательство в реальную жизнь. Приверженцы понятия «социальная журналистика» думают, что журналисты обязаны давать людям информацию, которая им нужна для принятия решений в обществе самоуправления, и содействовать тому, чтобы читатели, зрители, слушатели делались активными участниками общественной жизни . Социальная журналистика часто реализуется в СМИ в виде общественных акций и социальных проектов. Социальный проект – это программа настоящих действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее осуществление содействует усовершенствованию социальной ситуации в конкретном регионе, социуме, учреждении, объединении. Социальный проект отличается от социальной акции продолжительной подготовкой, отчетливо выраженной целью, явно сформулированными временными рамками и притягиванием к нему большего числа участников. В то же время, социальный проект целиком может состоять из нескольких взаимосвязанных и дополняющих друг друга социальных акций. Социальная акция, в свою очередь, может быть частью социального проекта, но может быть и самостоятельным актом. Социальные проекты и акции могут быть инициированы общественными организациями, НКО (некоммерческими организациями), государственными учреждениями и т. д. В каждом случае, для их удачной реализации нужно участие - информационная помощь СМИ. Порой для проведения сходного рода акций привлекались представители разнообразных общественных организаций. Основное условие акции, которую мы будем именовать как «социальную» – отсутствие задач, соединенных с приобретением прибыли. Но это не обозначает, что социальные акции никак не объединены с деньгами. Часто они ориентированы на сбор денежных средств для достижения какой-нибудь цели, к примеру, для лечения тяжело больного ребенка. При осуществлении социальной акции или социального проекта СМИ может выступать в трех ролях: - как организатор; - как информационный партнер; - как соучастник. Разработка социального проекта, в особенности дорогостоящего или длительного, всегда занимает больше времени . Социальная акция требует меньше времени на подготовку, но, тем не менее, при осуществлении ее организаторам также нужно обдумать все аспекты будущего мероприятия. В каждом случае организаторам доведется составлять стратегический план проектной деятельности, его же порой именуют созидательным планом проекта. В теории журналистики традиционно выделяют такие социальные функции телевидения: - информационная – дать зрителям справедливую информации; - культурно-просветительская – приобщить людей к культуре; - интегративная (объединительная) – развитие чувства сопричастности любого ко всем независимо от признаков, усиление общих для зрителей ценностных установок, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие опасным для общества тенденциям; - социально-педагогическая (управленческая) – влияние на население, пропаганда определенного образа жизни в конкретном государстве с соответственным набором ценностей; - организаторская – побуждение зрителей к творческим действиям; - образовательная – предоставление новых знаний; - рекреативная – развлечение зрителя . Социальная тележурналистика обязана исполнять часть данных функций. О том, что телевидение в России является главным источникам информирования населения, заявляет тот факт, что по самым актуальным данным Фонда «Общественное мнение» за апрель 2020 года телепередачи смотрят 82% респондентов, каждый день – 59%, 68% узнают новости, собственно, посредством телевещания. В 2012 г. всего 28% россиян были подсоединены к платному ТВ, теперь данная цифра приблизилась к 76%. Данное сопоставимо с Европой и обозначает, что платное ТВ смотрят в трех из четырех российских квартир. Среднее время просмотра ТВ в 2020 году составило 4 часа 7 минут в день. В то же время, по данным исследований мы замечаем, что в последние годы уменьшается уровень интереса россиян к телевидению, как главному источнику новостей . Интерес к социальной проблематике остается постоянным и даже растет. На сегодняшний день социальная тематика интересна 31% от числа всех респондентов и находится на четвертом месте после тем международных отношений, политики в России и вооруженных сил. Эта доля с 2018 года почти не видоизменилась, как и доли интереса к иным темам. Данный интерес в различных возрастных группах сформулирован в разной степени. Доля интересующихся социальными проблемами в 2020 году в возрастной группе 18–30 лет собрала 21%, 31–45 лет – 39%, 46–60 лет – 32%. Таким образом, наиболее активно интересуются социальной тематикой люди среднего возраста. Уровень интереса к социальным проблемам у женщин 40%, что в два раза больше интереса мужчин – 20% в 2018 году. Новостные сайты в Интернете – второй по популярности после телевидения источник новостей и информации. Его доля подросла с 33% в 2015 до 48% в 2020 году. Форумы, блоги и социальные сети, анализируемые вместе, за тот же период показали рост с 11% в 2015 до 29% в 2020 году, и вышли на третье место, перегнав «разговоры с родными, знакомыми» и печатную прессу, как главные источники информации. Мы можем констатировать, что, хотя интерес россиян к телевидению падает, он остается основным инструментом вырабатывания общественного мнения у обширных масс населения в России, соответственно телевидение имеет высокий потенциал для социальной журналистики. Социальная проблематика – характерный тематический сегмент в СМИ, объединенный с процессами самосохранения общества. Отображение проблем социальной сферы нуждается в особенных подходах и созданных на конструктивном взаимодействии общественных сил . Социальная журналистика является медийным ресурсом социальной сферы: как профессиональная идеология она имеет глубокие традиции на телевидении и в различные периоды общественно-политической жизни показывала результаты в отображении социальных проблем. Несмотря на явные тенденции к развлекательности, нынешнее телевидение является ресурсом социальной сферы, не только сберегая отдельные традиции советской журналистики, но и разрабатывая новые профессиональные подходы в работе с социальной проблематикой. Трактовка в телевизионном эфире проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам. Однако, очень важно, каким образом телевидение формирует это отношение, какие методы воздействия использует, и насколько телевизионная трактовка соответствует реальности. Актуальные политические тенденции способствуют не только увеличению количества материалов на социальные темы, но и определяют трактовку проблем и характер подачи информации, оказывая существенное влияние на функционирование журналистики. Особенности телевизионной информации требуют соответствующих «образных» методов анализа социального контента, характеристик, способных зафиксировать качество присутствия социальной проблематики в телеэфире . Телевидение всегда было отражением проблем общества и, вместе с тем, находилось в самом центре всех событий. Именно от того, как именно СМИ подадут информацию, что расскажут в первую очередь, а о чем промолчат, зависит формирование общественного мнения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Журналистика, 76 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 70 страниц
15000 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 110 страниц
4900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg