Глава 1. Социальная журналистика на российском телевидении: историко-теоретический аспект
1.1. Социальная журналистика: понятие, функции, особенности
Понятие «социальная журналистика» как самостоятельный вид журналистской деятельности (в нынешнем понимании) в нашей стране обозначилось только в конце XX – начале XXI столетия, когда в развитии социальной журналистики свершился поворот к проблемам человека. Современные тенденции изучения состояния социальной журналистики основываются на дефиницию понятия «социальная журналистика». Впервые термин «социальная журналистика» наблюдается в работах Е.П. Прохорова, который анализирует ее как аналитическое звено взаимоотношений социальных групп . При этом большинство исследователей, среди которых политологи, социологи, психологи, журналисты, приходят к выводу, что социальная журналистика в России определилась в результате резкого ухудшения состояния социальной сферы и актуализации в информационной повестке дня социальных проблем (резкое социальное расслоение населения России, разрушение социальной инфраструктуры, неконтролируемость миграционных процессов, обострение национальных отношений, криминализация общества, девальвация ценностей и т.д.).
Российское информационное пространство характеризуется активным развитием средств массовой информации, ориентированных на конкретный социальный адресат или определенную проблематику. Все более заметный сектор в последние годы стала занимать социальная журналистика, сформировавшаяся как специальное направление, дифференцирующееся по тематической структуре.
Социальные проблемы играют ключевую роль в жизни общества, во многом именно они определяют и структурируют политический спектр и часто являются главным идеологическим оружием политических партий, обращенным к населению. Это объективно обусловливает возрастание роли социальной журналистики, призванной не только информировать граждан о социальной политике власти, об актуальных социальных проблемах, но и организовывать обсуждение наиболее значимых из них, обеспечивать диалог власти и общества.
Какие проблемы включаются в поле внимания социальной журналистики, что выступает ее объектом и предметом, каковы функции социальной журналистики? На эти вопросы, кажущиеся понятными, и в теории, и в практике журналистики даются разные ответы.
Теория социальной журналистики только развивается, единой точки зрения на определение ее предмета и объекта нет, имеются разные подходы к их видению. К примеру, в своем учебном пособии Б.И. Варецкий отмечает, что объектом журналистского исследования социальной журналистики «выступают разнообразные социальные проблемы», среди которых называются проблемы защиты прав социально незащищенных слоев населения, роли и места молодежи в обществе, охраны материнства и детства и др . Предмет как таковой не выделяется.
Имеет место расширенная трактовка содержания социальной журналистики, ее объекта. Так, в памятке, опубликованной в электронном бизнес-журнале «Корреспондент», говорится, что социальная журналистика — это направление, занимающееся освещением социального сектора, а именно проблем, связанных с противоречиями внутри общества .
Это проблемы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобалистики и др. Здесь невозможно определить даже границы объекта.
Подобный широкий подход, но с позиции иных показателей излагает известный журналист Андрей Лошак. Он делит журналистику на сервильную и подлинную, которая и может называться социальной. У журналиста должна быть мотивация, он должен быть активным членом общества, он стремится что-то изменить и не может не писать. Тогда можно говорить о том, что это и есть журналистика социальная, потому что журналист откликается на проблему общества. В данном случае утрачивается какая-либо специфика социальной журналистики как особого направления. При этом понятие «социальная» идентифицируется с понятием «общественная», гражданская .
Предметом социальной журналистики, с точки зрения П.В. Баутиной, «являются социальные проблемы: положение в обществе различных социальных групп, взаимоотношения между ними, соблюдение прав человека, благосостояние граждан, здравоохранение, образование и т.д.» .
Однако, это скорее объект социальной журналистики, чем ее предмет. К тому же здесь не прослеживается единая целевая направленность и связь между элементами. Социальные отношения, например, охватывают и социально-демографические, и национально-этнические, и территориально-поселенческие отношения. Кроме того, социальные группы дифференцированы по вертикали, по социальному статусу, сюда же включаются проблемы здравоохранения, образования и т.д. Какая между ними связь? Она не выявлена, а между тем она есть.
Соглашаясь с тем, что для социальной журналистики исходным положением является ее непосредственная связь с социальной сферой общества, социальными отношениями, рассмотрим, какова их сущность как объекта социальной журналистики. Обратимся к самому понятию «социальное». В широком смысле оно тождественно понятию «общественное», в отличие от биологического, природного. В этом смысле социальными можно назвать и экономические, и политические, и иные отношения в обществе.
Существует понимание социального в более узком (социологическом) смысле, когда оно относится к сфере отношений между группами и общностями, которые выделяются по разным показателям (пол, возраст, раса, отношение к собственности и т. д.) и занимают разное положение в обществе, а также к отношениям между людьми как представителями этих групп . В данном случае содержательными элементами социального выступают понятия равенства и неравенства, социальной справедливости.
Наконец, в системе государственного управления, государственной политики понятие «социальное» связано с одним из ее конкретных направлений - социальной политикой, которую государство призвано проводить в целях обеспечения социальной защиты населения и создания для общества лучших условий для жизни, карьеры и построения семьи. Сюда входят системы образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, проблемы пожилых людей и иных категорий социально незащищенных граждан и др.
В отличие от экономической, финансовой, международной, других направлений государственной политики, социальная политика «выходит» на человека непосредственно, рассматривая его не как трудовой ресурс, а как высшую ценность и цель. Подход к человеку как к цели общественного развития, напрямую связан с положением человека в обществе, с принадлежностью его к той или иной социальной группе, следствием чего оказываются разные возможности для развития личности, позволяет соединить кажущиеся столь разными проблемы, входящие в сферу внимания социальной журналистики, в одно целое. Например, территориально-поселенческий фактор в современной России (в отличие от стран Запада) определяет неодинаковые возможности для получения образования и медицинских услуг жителями города и деревни. Здесь мы сталкиваемся и с проблемой равенства-неравенства, и с проблемой социальной справедливости, и с проблемой прав человека.
Именно такое видение социальной журналистики должно найти отражение в ее предмете, определяя ее гуманистическую направленность. Известный исследователь проблем социальной журналистики Т.И. Фролова, говоря о предмете социальной журналистики, справедливо отмечает, что она отражает пространство человека во всем многообразии его отношений . Это важный момент, поскольку действительно социальная журналистика не сводится только к проблемам социальной сферы. Область интересов социальной журналистики выходит за ее пределы. Она включает социальные аспекты других сфер жизни общества. Так, в экономической сфере можно выделить социальный аспект, связанный с положением человека в сфере труда (творческий и нетворческий труд, условия труда, проблемы безработицы и т.д.).
Можно предложить такое определение предмета социальной журналистики: отражение социальных проблем общества и обеспечение диалога между различными социальными группами, объединение в едином информационном пространстве их разных позиций и мнений в целях обеспечения социальной справедливости, стабильности и благополучия общества. При этом социальная журналистика рассматривает человека как высшую ценность и самоцель общественного развития.
Социальная журналистика реализует ряд функций, как свойственных журналистике в целом, так и противоречивых: дает нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям. Исследователи выделяют в качестве базовой коммуникативную функцию, обеспечивающую информационное взаимодействие между субъектами социальной действительности. Она характерна для любого СМИ, в том числе и для социальной журналистики .
Самая существенная и первая функция журналистики – коммуникативная. То есть она налаживает контакты между людьми и социальными группами. Взаимодействие журналиста, властей и общественности является основной задачей стоящей перед данным видом деятельности.
Другая функция – идеологическая. Журналистика как социальное явление воздействует на представления и миропонимания людей. Она выступает как инструмент передачи социально-одобряемых норм и моделей поведения. Журналистику анализируют как средство воздействия на массовое сознание и часто обвиняют в ангажированности разнообразными политическими силами.
Еще одна функция – организаторская. СМИ снабжают взаимодействие людей и общностей в выработке разнообразных мнений и представлений. Так, социальная журналистика занимается критикой господствующих общественных представлений и порядков и помогает людям формировать объективное отношение к фактам реальности.
Основной функцией журналистики является информирование. СМИ призваны поддерживать осведомленность общественности о том, что происходит в мире. При этом отбор фактов и событий для освещения часто связан с вышеперечисленными функциями.
Также журналистика и журналисты должны хотя бы немного участвовать в просветительской деятельности, образовывая читателей и через свои публикации нести обществу воспитательный посыл. Это не означает, что журналистика выступает в роли воспитателя, просто рассказывая истории других людей, через их опыт, остерегает от таких же ошибок своего зрителя.
В социальной журналистике особую значимость приобретают практико ориентированные функции, направленные на ее реальное участие через социальные проекты в жизни конкретных сообществ, на внедрение социальной экспертизы экономических реформ и проектов, в том числе функция «непосредственного участия» .
Особенностью социальной журналистики является ее направленность на человека, его реальные проблемы, защиту его прав и самореализацию как активной, творческой личности. Отсюда основной, интеграционной функцией социальной журналистики правомерно назвать гуманистическую функцию. И это очень важно подчеркнуть. Не секрет, что доминирующие позиции в информационном пространстве занимают СМИ, ориентированные на другие тематические направления: политику, экономику и финансы, международную проблематику. Безусловно, это отражение реального положения различных сфер общественной жизни, их статуса и престижа в обществе. Социальная сфера, к сожалению, остается на периферии внимания. Мы сталкиваемся здесь с укоренившимся взглядом на данную сферу как на вторичную, не случайно нередко употребляется уничижительный термин «социалка».
Раньше в отечественной журналистике господствовали политические и развлекательные темы. СМИ помогали удовлетворить потребность зрителя в релаксации, а также увеличить свои доходы за счет быстрой популярности такого контента. Социальная проблематика не является доходной и потому длительное время оставалась на периферии интересов журналистов. С начала 2000-х обозначился разворот интереса к социальной проблематике. Журналисты снова стали освещать жизнь простых людей, с их будничными проблемами и заботами. Так начали формироваться главные темы социальной журналистики:
- освещение возможностей и форм самоорганизации граждан для отстаивания своих прав и свобод;
- деятельность разнообразных общественных организаций, активно принимающих участие в реорганизации жизни общества, в том числе филантропических фондов, общественных предприятий, консультационных центров и т. п.;
- освещение проблем незащищенных групп населения: многодетных и неполных семей, безработных, мигрантов, пожилых и одиноких граждан;
- участие в решении проблем молодежи: трудоустройства, наркомании, алкоголизма, доступности образования, преступности, заболеваний СПИДом и гепатитом, деятельности организаций по работе с молодежью;
- распространение идей гражданского общества;
- темы, объединенные с моральным воспитанием граждан;
- экономическая и социальная политика государства и формы ее реализации .
Таким образом, круг проблем, охватываемых социальной или гражданской журналистикой, очень велик и он требует особенного отношения со стороны журналиста, присутствия у него особенных профессиональных навыков.
1.2. Принципы и проблемы подачи социальной информации на телевидении
В современном мире масса социальных проблем. И самая серьезная из них – антропологический кризис – разрушение в людях социального начала. Добросердечие, принятие, понимание, бескорыстие, филантропия – сегодня в дефиците. Собственно, в данном роль журналистов, которые специализируются на освещении социальных проблем: притягивать внимание аудитории к актуальным заботам общества, содействовать сохранению человеческого ресурса, духовности. «Социальное» может обнаруживаться лишь в социальных отношениях, во взаимодействии и общении людей. Отношения, которые мы будем причислять к «социальным» подключены в межличностную деятельность людей, взаимосвязаны с социальными отношениями.
То, что журналистика действительно способна повлиять на решение социальных проблем — это давно признанный, в том числе и в научном сообществе, факт.
Исследователь Т.И. Фролова полагает, что социальная журналистика – это отображение в прессе проблем социальной сферы, в ее связи с иными сферами социальной жизни; рассмотрение каждой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества; втягивание в информационный обмен самих граждан, создание их личных информационных ресурсов . Упоминается в научных работах и термин «журналистика соучастия». В частности, о ней в своем исследовании говорит И.М. Дзялошинский. Он подчеркивает, что «социальная журналистика» обязательно обязана быть соединена с понятиями гражданско-ориентированной журналистики или журналистики соучастия . Он замечает, что социальная журналистика не может ограничиваться освещением только проблем пенсионеров, бездомных, детей-сирот и других социально-незащищенных слоев общества, а также вопросами экологии, здравоохранения или образования в целом. Предмет социальной журналистики, по суждению исследователя, гораздо более обширен и его нельзя ограничить лишь конкретными социальными проблемами.
По суждению И.М. Дзялошинского социальная журналистика ориентируется не на информирование и формулирование социального мнения, а на прямое вмешательство в реальную жизнь. Приверженцы понятия «социальная журналистика» думают, что журналисты обязаны давать людям информацию, которая им нужна для принятия решений в обществе самоуправления, и содействовать тому, чтобы читатели, зрители, слушатели делались активными участниками общественной жизни .
Социальная журналистика часто реализуется в СМИ в виде общественных акций и социальных проектов. Социальный проект – это программа настоящих действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее осуществление содействует усовершенствованию социальной ситуации в конкретном регионе, социуме, учреждении, объединении.
Социальный проект отличается от социальной акции продолжительной подготовкой, отчетливо выраженной целью, явно сформулированными временными рамками и притягиванием к нему большего числа участников. В то же время, социальный проект целиком может состоять из нескольких взаимосвязанных и дополняющих друг друга социальных акций. Социальная акция, в свою очередь, может быть частью социального проекта, но может быть и самостоятельным актом.
Социальные проекты и акции могут быть инициированы общественными организациями, НКО (некоммерческими организациями), государственными учреждениями и т. д. В каждом случае, для их удачной реализации нужно участие - информационная помощь СМИ. Порой для проведения сходного рода акций привлекались представители разнообразных общественных организаций. Основное условие акции, которую мы будем именовать как «социальную» – отсутствие задач, соединенных с приобретением прибыли. Но это не обозначает, что социальные акции никак не объединены с деньгами. Часто они ориентированы на сбор денежных средств для достижения какой-нибудь цели, к примеру, для лечения тяжело больного ребенка. При осуществлении социальной акции или социального проекта СМИ может выступать в трех ролях:
- как организатор;
- как информационный партнер;
- как соучастник.
Разработка социального проекта, в особенности дорогостоящего или длительного, всегда занимает больше времени . Социальная акция требует меньше времени на подготовку, но, тем не менее, при осуществлении ее организаторам также нужно обдумать все аспекты будущего мероприятия. В каждом случае организаторам доведется составлять стратегический план проектной деятельности, его же порой именуют созидательным планом проекта.
В теории журналистики традиционно выделяют такие социальные функции телевидения:
- информационная – дать зрителям справедливую информации;
- культурно-просветительская – приобщить людей к культуре;
- интегративная (объединительная) – развитие чувства сопричастности любого ко всем независимо от признаков, усиление общих для зрителей ценностных установок, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие опасным для общества тенденциям;
- социально-педагогическая (управленческая) – влияние на население, пропаганда определенного образа жизни в конкретном государстве с соответственным набором ценностей;
- организаторская – побуждение зрителей к творческим действиям;
- образовательная – предоставление новых знаний;
- рекреативная – развлечение зрителя .
Социальная тележурналистика обязана исполнять часть данных функций. О том, что телевидение в России является главным источникам информирования населения, заявляет тот факт, что по самым актуальным данным Фонда «Общественное мнение» за апрель 2020 года телепередачи смотрят 82% респондентов, каждый день – 59%, 68% узнают новости, собственно, посредством телевещания. В 2012 г. всего 28% россиян были подсоединены к платному ТВ, теперь данная цифра приблизилась к 76%. Данное сопоставимо с Европой и обозначает, что платное ТВ смотрят в трех из четырех российских квартир. Среднее время просмотра ТВ в 2020 году составило 4 часа 7 минут в день. В то же время, по данным исследований мы замечаем, что в последние годы уменьшается уровень интереса россиян к телевидению, как главному источнику новостей .
Интерес к социальной проблематике остается постоянным и даже растет. На сегодняшний день социальная тематика интересна 31% от числа всех респондентов и находится на четвертом месте после тем международных отношений, политики в России и вооруженных сил.
Эта доля с 2018 года почти не видоизменилась, как и доли интереса к иным темам. Данный интерес в различных возрастных группах сформулирован в разной степени. Доля интересующихся социальными проблемами в 2020 году в возрастной группе 18–30 лет собрала 21%, 31–45 лет – 39%, 46–60 лет – 32%. Таким образом, наиболее активно интересуются социальной тематикой люди среднего возраста.
Уровень интереса к социальным проблемам у женщин 40%, что в два раза больше интереса мужчин – 20% в 2018 году. Новостные сайты в Интернете – второй по популярности после телевидения источник новостей и информации. Его доля подросла с 33% в 2015 до 48% в 2020 году.
Форумы, блоги и социальные сети, анализируемые вместе, за тот же период показали рост с 11% в 2015 до 29% в 2020 году, и вышли на третье место, перегнав «разговоры с родными, знакомыми» и печатную прессу, как главные источники информации. Мы можем констатировать, что, хотя интерес россиян к телевидению падает, он остается основным инструментом вырабатывания общественного мнения у обширных масс населения в России, соответственно телевидение имеет высокий потенциал для социальной журналистики.
Социальная проблематика – характерный тематический сегмент в СМИ, объединенный с процессами самосохранения общества. Отображение проблем социальной сферы нуждается в особенных подходах и созданных на конструктивном взаимодействии общественных сил . Социальная журналистика является медийным ресурсом социальной сферы: как профессиональная идеология она имеет глубокие традиции на телевидении и в различные периоды общественно-политической жизни показывала результаты в отображении социальных проблем.
Несмотря на явные тенденции к развлекательности, нынешнее телевидение является ресурсом социальной сферы, не только сберегая отдельные традиции советской журналистики, но и разрабатывая новые профессиональные подходы в работе с социальной проблематикой.
Трактовка в телевизионном эфире проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам. Однако, очень важно, каким образом телевидение формирует это отношение, какие методы воздействия использует, и насколько телевизионная трактовка соответствует реальности.
Актуальные политические тенденции способствуют не только увеличению количества материалов на социальные темы, но и определяют трактовку проблем и характер подачи информации, оказывая существенное влияние на функционирование журналистики. Особенности телевизионной информации требуют соответствующих «образных» методов анализа социального контента, характеристик, способных зафиксировать качество присутствия социальной проблематики в телеэфире .
Телевидение всегда было отражением проблем общества и, вместе с тем, находилось в самом центре всех событий. Именно от того, как именно СМИ подадут информацию, что расскажут в первую очередь, а о чем промолчат, зависит формирование общественного мнения.