Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.11.2021
Проблема межличностных отношений является, с одной стороны, достаточно изученной, с другой стороны - по-прежнему остается актуальной, ввиду повышенной важности значимости результатов исследований для практического применения в жизни общества и отсутствия единых мнений и теорий. Поскольку потребность в общении со сверстниками является новообразованием дошкольного возраста, то перед исследователями встает задача разработки способов развития межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Введение

Актуальность исследования: Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» общественной жизни. Ни для кого не секрет, что «лучший друг» для современных детей - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Человек не может жить, не вступая в контакты с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может ощутить и понять самого себя, отыскать свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок выполняет первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта влияют на его судьбу. Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои зарождения в раннем и дошкольном детстве. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или окружающей ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь в детском саду способствует развитию межличностных отношений. Проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекала внимание исследователей у нас в стране и за рубежом. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст является чувствительным для образования добрых чувств к другим людям. Исследования Л.М. Шипицыной показывают, что ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, его отношение к другим, к себе, к миру. Недостаточные способности к общению могут вызвать межличностные и внутриличностные конфликты, которые в последующие возрастные периоды разрешить будет очень сложно, а иногда даже невозможно. В нашей стране первоначально (в 60 - 70-х гг.) проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась преимущественно в рамках социально-психологических исследований, где основными предметами изучения были структура, возрастные изменения детского коллектива и др. Эти исследования проводились преимущественно с помощью адаптированных социометрических методик (Мясищев В.Н., Смирнова Е.О., В.М. Холмогорова, и др.). В социометрических работах выявился факт относительной устойчивости положения ребенка в системе личных взаимоотношений, которая зависит, по всей вероятности, от устойчивости тех факторов, которые определяют положение человека в системе межличностных отношений. Такими учеными как Л.А. Венгер, М.Н. Лисина, Ж. Пиапже, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др. исследовалось влияние факторов на формирование межличностных отношений в детском саду. Актуальность темы исследования заключается в том, что психолого-педагогический анализ отношений старших дошкольников может дать новые подходы к воспитанию таких важнейших личностных качеств, как толерантность, нравственность, способность считаться с другими, сотрудничать с непохожими людьми. Возникает противоречие, что при достаточной разработанности проблемы межличностных отношений воспитанников в детском саду имеет место необходимость разработки более эффективных методов развития межличностных отношений. Данное противоречие и актуальность проблемы позволило определить тему выпускной квалифицированной работы: «Развитие межличностных отношений у детей в дошкольном образовании» Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста. Предмет исследования: условия развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Цель исследования: разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Гипотеза: развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста будет эффективным, если: включать воспитанников в игры, тренинги, упражнения; деятельность детей строить на основе сотрудничества, уважения личности; обучить правилам общения. Задачи исследования: 1. Изучить основные аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. 2.Выявить уровень развития межличностных отношений у детей старшей группы детского сада. 3. Подобрать и реализовать комплекс занятий, направленных на развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста и доказать их эффективность опытно-экспериментальным путем. 4. Обобщить результаты исследования. Решение поставленных в исследовании задач опиралось на следующие методы: - теоретические: анализ, обобщение и систематизация научной литературы, с целью определения теоретических основ решения проблемы; - эмпирические: опытная и экспериментальная работа, направленная на развитие межличностных отношений у детей в дошкольном образовании. База исследования: МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш», ДО. Выборочную совокупность опытно-экспериментальной работы составили воспитанники старшей группы в количестве 28 человек, контрольную в количестве 26 человек. Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования межличностных отношений воспитанников дошкольного учреждения. Раскрыто понятие «межличностные отношения», определены особенности развития межличностных отношений воспитанников дошкольного учреждения. Также описаны методологические основы использования при формировании межличностных отношений дошкольников в дошкольном образовании. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть успешно использованы воспитателями и психологами в дошкольном учреждении по работе с детьми, испытывающими трудности в общении, возможности их применения педагогами дошкольных учреждений. Структура курсовой работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8 1.1.Сущность межличностных отношений у детей дошкольного возраста 8 1.2. Особенности и структура межличностных отношений у детей дошкольного возраста 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32 2.1. Диагностика уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста 32 2.2. Организация работы и анализ результатов по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Список литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г Арушанова - М.: «Мозаика-Синтез», 2012. - 272 с. 2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании / Л.Н. Блинова - М.: «Просвещение», 2009. - 178 с. 3. Бодалев А.А. Понятие и виды общения. Основы социально-психологической теории / А.А. Бодалев В.Н. Панфёров – М.: «Мозаика-Синтез»,2007. - 327 с. 4. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев - Воронеж: «НПО МОДЭК», 2013. - 256 с. 5. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 86 - 91. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: «Просвещение», 2009. - 464 с. 7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова - М.: Академический Проект; «Культура», 2008. - 240 с. 8. Большой психологический словарь / Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «Олма-Пресс Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010. – 928 с. 9. Венгер, Л.А., Психология / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: «Просвещение», 2014. - г. 336 с. 10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - СПб: «Питер», 2008. - 272 с. 11. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Академический проект, 2008. - 668 с. 12. Волков, Б.С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М.: Академический Проект, 2007. - 288 c. 13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: «Педагогика», 2016. - 480 с. 14. Дж. Морено, Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено - М.: Изд-во иностранной литературы. 2009. - 412 с. 15. Каган М.С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган А.М. Эткинд // Журнал «Вопросы психологии». - 2012 - № 4. С. 36-38. 16. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск,1964. - 220c. 17. Коменский, Я.А. Материнская школа / Я.А Коменский - М.: «Учпедгиз», 2012. - 208 с. 18. Кон И.С. Социологическая психология / И.С Кон - Воронеж: «НПО МОДЭК», 2009. - 273 с. 19. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова, С.А. Козлов - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с. 20. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А Леонтьев. - М.: «Смысл», 2007. - 365 с. 21. Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. - М., 1977. 22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина - М.: Издательство «Институт практической психологии», 2017. - 384 с. 23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина - СПб.: «Питер», 2009. - 320 с. 24. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов - М.: «Наука», 2015. - 156 с. 25. Макаренко А.С. О Воспитании / А.С. Макаренко - М.: «Политиздат», 2008. - 256 с. 26. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович - М.: «Гардарики», 2013. - 480 с. 27. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 158 с 28. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. - Москва-Воронеж, 2001. 29. Методы обучения дошкольников [Электронный ресурс] // Умный ребенок. О детях и для детей. URL: http://liliya-vasilevskaya.ru/metody-obucheniya-doshkolnikov. 30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с. 31. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 2014. - № 5. С. 40-55. 32. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995. 33. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995. 34. Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2009. - 301 с. 35. Петренко М.В. Психология и педагогика. Изд.: Быстров, 2009. 36. Психодиагностика: учеб. - метод. комплекс / Т.Л. Рыжковская, С.А. Беляв, С.В. Старовойтова, - Минск: Изд-во МИУ, 2009. - 196с. 37. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001. 38. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. 39. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Дошкольник. Все для школьников и их родителей. URL: http://doshkolnuk.com/psixologo. 40. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1998. - 365с. 41. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка / А.А Рояк - М.: Педагогика, 2011. - 190с 42. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л Рубинштейн - СПб: «Питер», 2007. - 675 с. 43. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с. 44. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва: Сфера, 2004. - 439 с. 45. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с 46. Смирнова Е.О., Проблемные формы межличностных отношений дошкольников // Вестник практической психологии образования. №3/2011. с.22-32 47. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, - М.: ВЛАДОС, 2015. – 158 с. 48. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова, - СПБ: «Питер», 2009. - 304 с. 49. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский - М.: Издательство академии педагогических наук, 2009. - 628 с. 50. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ. Статья 64. Дошкольное образование. 51. Феоктистова, С.В. Психология / С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с. 52. Холмогорова, В.М. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / В.М. Холмогорова. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с. 53. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960. 54. Якобсон, П.М. Воля. Общая психология / П.М Якобсон. - М.: «Просвещение», 2016. - 350 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность межличностных отношений у детей дошкольного возраста Отношение к другим людям является основной тканью человеческой жизни. Собственно, эти связи рождают наиболее яркие переживания и поступки. Взаимоотношение к другим считается центром духовно- нравственного становления личности и во многом обусловливает нравственную ценность человека. Взаимоотношения с другими людьми начинаются и особо ярко развиваются в дошкольном возрасте, именно поэтому важно, насколько позитивно сформировываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка. Теперь уже не приходится доказывать, что межличностное общение - это абсолютно необходимое условие жизни людей, без него невозможно полное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса и, личности в целом [8,с.83]. «Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога» [41, с.235].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 124 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg