Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекционная работа по устранению общего недоразвития речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

maxreb04 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.11.2021
Изучение специальной литературы по проблеме развития языковой способности у детей с общим недоразвитием речи обусловленной ФФНР и анализ результатов проведенного исследования позволили сделать следующее обобщающее заключение. Суть языковой способности заключается в том, что она представляет собой род интеллектуальной и речевой активности.
Введение

ОНР, общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в России Левина, Роза Евгеньевна и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа [21, 30]. При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи стали называть дефицитарность языковой способности [7,15]. Основным в образовании дошкольника признается организация его собственного опыта, который взрослые помогают ему обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей. В процессе развивающего взаимодействия между родителями, педагогами и детьми у ребенка происходит развитие специфических человеческих способностей (интеллектуальной, коммуникативной, языковой и других). Актуальность проблемы. Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций. Психолого-педагогическая классификация позволила соотнести нарушение языковой способности с недостаточностью слухового, зрительного восприятия, психической активности и т.д. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка перейдут в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности. Цель исследования - провести логопедическую работу по коррекции общего недоразвития речи при фонетико-фонематическом недоразвитии у детей старшего дошкольного возраста с учетом их языковой способности. Предмет исследования - коррекционно-логопедическая работа по развитию языковой способности с дошкольниками старшего возраста с ОНР. Объект исследования - процессы фонетико-фонематической системы речи у детей с ОНР. Гипотеза исследования - успешность развития фонетико-фонематической системы речи у дошкольников с ОНР возможно благодаря последовательному и целенаправленному развитию языковой способности в процессе коррекционно-логопедической работы. В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике. 2. Выявить условия эффективного развития фонетико-фонематической системы речи у детей с ОНР. 3. Разработать комплекс коррекционных занятий по развитию фонетико-фонематической системы речи у детей с ОНР. 4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы. Теоретические основы исследования. Экспериментальное изучение и развитие языковой способности, как необходимого условия для развития фонетико-фонематической системы базировалось: - на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве обобщения людей, освоения окружающей действительности и познания мира; - психолингвистики – о структуре языковой способности, включающей семантический, синтаксический и фонологические компоненты; - специальной психологии и педагогики – о диалектическом единстве речевого и психического развития, сущности речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по формированию речи детей с общим недоразвитием речи при ФФНР в специальных речевых группах детских садов. Выполненный эксперимент имеет важнейшую практическую направленность. Методологической основой исследования являются: системно-структурный и комплексный медико-психолого - педагогический подход в разработке теоретической модели коррекции ОНР при ФФНР у детей дошкольного возраста; деятельный подход в процессе воспитания речи детей с общим недоразвитием речи обусловленного ФФНР; психолого-педагогические положения о личности как о субъекте деятельности и саморазвития детей дошкольного возраста с ОНР; различные методы, средства и условия направленные на коррекцию ОНР у детей дошкольного возраста. Теоретическую основу исследования составили научные труды И. И. Ермаковой, А.Г. Ипполитовой, Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, Г. В. Чиркиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренкова и др.) и др. Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический анализ философской, педагогической, психологической и медицинской литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение психолого-педагогической и медицинской документации (личные дела детей, протоколы ПМПК, медицинские карты, журналы успеваемости); Теоретическое изучение дополнено данными, полученными с помощью методов эмпирического исследования: тестирования, педагогического наблюдения, педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного). Основной базой эмпирического исследования являлся центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей с ОВЗ «Семицветик» города Махачкалы. Структура и объем работы - работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………3 Глава I Анализ литературных источников по проблеме исследования 1.1 Основные подходы к пониманию языковой способности как одного из направлений коррекции фонетико-фонематической системы. …………7 1.2 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. ……11 1.3 Принципы, формы и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию фонетико-фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи. ……………………………………………………….14 Глава II Методика и организация проведения экспериментальной части исследования 2.1. Цели и задачи экспериментальной части исследования. ………………...20 2.2. Характеристика участников эксперимента. ……………………………....20 2.3. Методика и организация проведения констатирующего эксперимента. .21 2.4. Методика и организация проведения формирующего эксперимента. ….26 Глава III. Анализ результатов экспериментальной части исследования 3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента. …………………...38 3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента (контрольный эксперимент). ……………………………………………………………………46 Заключение ………………………………………………………………………48 Список использованной литературы …………………………………………..50 Приложение …………………………………………………………………… 56
Список литературы

1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 448с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез,1999. – 272с. 3. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984 – №3 – с.24-29 4. Бельтюков В.И. Универсальный языковой код. // Дефектология. – 1990. - №5. – с.8-15 5. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. // Вопросы психологии. – 1988. - №4. – с.70-74 6. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – 1997. - №1. – с.33-44 7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн.для логопеда. – М.: Правда, 1987. – 159 с. 8. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: Автореф.дисс..,канд.пед.наук. – М., 1978. – 20 с. 9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с. 10. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. – М.: Наука, 1983. – 235с. 11. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - №6. – с.7-16 12. Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. Заведений: В 2тт. Т.II / под ред. Л.С.Волковой и В.И.селиверстова. – М.:Владос, 1997. – с.112-122. 13. Гумбольт В.фон Избранные труды по языкознанию. – М.:Прогресс. 1984. – 349с. 14. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П.Носкова, Н.Д.Соколова, О.П.Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. 15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112с. 16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с. 17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с. 18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.:ЧП Секачев В.Ю., 1999. – 143с. 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – с.125 20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб.: Союз. 1999. – 160с. 21. Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей (алаликов). Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец.пед.уч.заведений: В 2тт. Т.II/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.:Владос, 1997. – с.23-32. 22. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная академия, 1994. – с.46-56 23. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – В 2-х книгах. Книга II. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. – 198с. 24. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.,1970. 25. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2 тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,1997. – с.41-51 26. Мастюкова Е.М. Лече65бная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с. 27. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ,2005. – 240 с. 28. Мещерякова Л.В. нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. - №4. – с.42-47 29. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 стр. 30. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с 31. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 2001. - №2. – с.56 32. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М.: А.П.О., 1993. – 57с. 33. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 192 с. 34. Носкова Л.П. Основные направления работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П.Носковой, Е.Н.Марциновской, О.П.Гаврилушкиной. – М.: АПН СССр, 1990. – с.12-30 35. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М., 1998. – 90с. 36. Подласый И.П. педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.:Просвещение; Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с. 37. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – 304 с. 38. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.:Международная педагогическая академия, 1994. – с.56-70 39. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.:МГПИ, 1985. – с.3-12. 40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей./ Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 344с. 41. Соловьева Л.Г. особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1996. - №1. – с.62-66. 42. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,1998. – 199с. 43. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999. – с.129 44. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова и др.; Под ред Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 45. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: МГПИ им В.И.Ленина, 1982. – с.13-19. 46. Ушакова О.С. развитие речи детей четырех-семи лет. // Дошкольное воспитание. – 1999. - №1. – с.59-66. 47. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – с.62 48. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., Просвещение: Т.II. – 1954. – 732с. 49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000. – 148 с. 50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.:»Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 128с. 51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с. 52. Хомский Н. Язык и мышление. Пер. с англ. Б.Ю.городецкого./ Под ред. В.В.Раскина. С предисл. В.А.Звягинцева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. – 122с. 53. Художественное творчество и ребенок./ Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 287 с. 54. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с. 55. Чуприкова Н.И. принцип словесно-знаковой сигнализации, речевое общение и умственное развитие. // Вопросы психологии. – 1983. - №5. – с.19-28 56. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. // Психолингвистика и современная логопедия. / под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – с.240-250. 57. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие. – М.,2003. – с.58
Отрывок из работы

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 1.1 . Основные подходы к пониманию языковой способности как одного из направлений коррекции общего недоразвития речи Под коррекционно-логопедической работой в настоящее время принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на стимулирование и обогащение содержания развития; исправление отклонений и нарушений речевого и психического развития; предупреждение отклонений и трудностей в развитии; оптимизацию процесса и результатов коррекционно-логопедической работы. Совершенствование коррекционно-логопедической работы зависит от того, насколько тот или иной подход, форма организации коррекционно-педагогического процесса, методы и приемы работы адекватны характеру речевого нарушения, т.е. насколько они в состоянии обеспечить формирование механизма компенсации общего недоразвития речи.[15,37,49]. Языковая способность – одно из ключевых понятий психолингвистики. Существуют две основные точки зрения на природу языковой способности: согласно одной из них, языковая способность заложена биологически и развивается по мере развития ребенка, и напротив, согласно другой – языковая способность есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения. Есть основание полагать, что уровни языковой способности соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, грамматический, лексический, синтаксический уровень
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 64 страницы
10000 руб.
Дипломная работа, Психология, 16 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg