ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА В БАСКЕТБОЛЕ
1.1 Понятия ориентации и отбора спортивной деятельности.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.
Способности как критерии ориентации и отбора представляют собой совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).
Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего нате относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.
Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.
1.2 Факторы, влияющие на ориентацию и отбор спортсменов.
Необходимость учета морфологических признаков человека при ориентации и отборе определяется двумя моментами: морфолоческие особенности влияют на спортивные результаты (как прямо, т. е. через весоростовые данные, -- в тяжелой атлетике, баскетболе, волейболе, спортивной гимнастике, так и через появление двигательных качеств, т. е. косвенно); морфологические особенности генетически обусловлены, т. е. являются устойчивыми признаками человеческой конституции. Правда, некоторые морфологические показатели можно изменить в процессе тренировки и соблюдением определенного режима питания, использования гпдропроцедур (бани) и т. д. Однако изменение поперечных размеров тела практически не касается вертикальных (длины тела и конечностей) и ряда других морфологических особенностей костного аппарата. Поэтому в целом оправдана ориентация спортивных педагогов на особенности телосложения.
Недаром еще в Древней Греции Филострат Флавиус (III в. н. з.) в трактате «О гимнастике» писал, что желающий посвятить себя пятиборью должен быть высокорослым, сильным и прямым, мышцы его должны быть ни чрезмерно развиты, ни недоразвиты, он должен иметь скорее длинные, чем соразмерные бедра и изворотливый подвижный таз для поворотов при метании копья и диска и для прыжков.
Морфологические особенности и их влияние на спортивные достижения изучает сравнительно молодая наука - спортивная антропология, выросшая из более общей науки - соматологии, изучающей телосложение человека.
Спортивная антропология изучает тотальные размеры тела, их пропорции и типы телосложения.
Тотальные размеры тела и их пропорции. Первичным этапом изучения морфологических особенности спортсменов является определение тотальных размеров тела, которые делят на:
- пространственные;
- весовые.
К первым относятся линейные размеры (длина тела и периметр грудной клетки на уровне соединения четвертого ребра с грудиной), объемные (объем тела) и поверхностные (поверхность тела). Ко вторым относится масса тела (вес в кг).
Большое распространение в антропологии получило определение пропорций тела, т. е. соотношения ориентированных и разных плоскостях (вертикальной и горизонтальной) размеров отдельных частей тела. Наиболее часто при таком подходе используются индексы, т. е вычисление процентных долей длины конечностей, ширины плеч и т. п. от каких-либо других размеров (например, от длины тела). По соотношению длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела выделяют три типа пропорций: брахиморфный, для которого характерно широкое туловище и короткие конечности; долихоморфный, отличающийся узким туловищем и длинными конечностями; мезоморфный, занимающий промежуточное положение между двумя предыдущими типами.
Однако эта классификация справедлива лишь при условии, что длина тела у разных людей будет одинаковой. С увеличением длины тела изменяется и соотношение между измеряемыми параметрами: высокорослые относительно низкорослых имеют более короткие ноги, более длинное туловище и более широкие плечи.
Недостатком индексов является то, что при сопоставлении абсолютных размеров тела остается без учета корреляция между ними, которая влияет на величину индекса. Поэтому Г.С.Туманян и Э.Г. Мартиросов считают, что использование индексов оправдано лишь в сочетании с другими, более объективными методами исследования.
Типы телосложения. Второй этап изучения морфологических особенностей человека состоит в общей оценке телосложения, в определении его типов (соматотипов). Существует много различных классификаций этих типов, созданных Э. Кречмером, В. Шелдоном, В.В. Бунаком и другими. При характеристике соматотипов учитываются не только линейные размеры скелета, но и мягкие ткани -- мышечная и жировая. Мышечная масса называется активной, жировая -- пассивной. Чем больше активная масса, по сравнению с пассивной, тем больше удельный вес тела.
В нашей стране широкое распространение получила классификация соматотипов, предложенная В.В. Бунаком. Она включает три типа: грудной, мускульный и брюшной. В спортивной антропологии пользуется известностью классификация американского ученого В. Шелдона, выделившего четыре основных соматотипа: эктоморфный -- человек стройного телосложения, с умеренным жировым покровом; мидиальный - идеальный, с точки зрения В. Шелдона, тип спортсмена -- не худ, не слишком солиден, среднего роста, пропорционально сложен и т. п.; эндоморфный -- человек, отличающийся большим развитием жировой ткани и пищеварительных органов; мезоморфный - сильное развитие мышц, костей и соединительной ткани.
Очевидно, при отборе важно учитывать и второстепенные морфологические особенности, такие, как форма осей ног (прямая, х - образная и о - образная). По данным Л.С. Соловьева, меньшая прыгучесть отмечается у спортсменов с х-образной формой осей ног.
В ряде видов спорта (спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании и других) большое значение имеет подвижность в суставах - плечевом, тазобедренном и др., называемая «выворотностью», гибкостью и т. п., в зависимости от того, о каком суставе или суставах идет речь. Показано, что «выворотность», например, развивается в результате упражнений слабо, особенно после 12 лет (Н.Е. Высотская), поэтому во время отбора в некоторые виды спортивной деятельности к этому показателю надо предъявлять жесткие требования.
В плавании большое значение придают таким морфологическим показателям, как охватные размеры тела, площадь сечения тела, различающиеся у представителей разных видов плавания.
Физиологические показатели для спортивной ориентации и отбора разработаны пока еще плохо. Можно отметить достижeния лишь в разработке критериев для видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.
Максимальное потребление кислорода (МПК). Важным показателем врожденных аэробных возможностей организма является уровень МПК.
По данным скандинавских ученых, МПК, определяемое у новичков является хорошим прогностическим показателем к занятиям бегом и конькобежным спортом: чем больше МПК, тем больше шансов, что у данного человека имеются хорошие задатки для работы на выносливость. Обоснован с этому они видят в том, что прирост МПК в результате тренировок составляет 20-30% и не может ликвидировать разницу между уровнем МПК у выдающихся спортсменов и спортсменов среднего уровня мастерства. На прогностическую значимость МПК указывает и В.В. Михайлов.
Показатели периферического кровообращения. Реакции пeриферического кровообращения могут являться хорошим прогностическим показателем способностей к выносливости. Это было показано при сравнении сосудистых периферических реакций у юных и высококлассных велосипедистов.
Способность терпеть недостаток кислорода. По данным А.Б. Гандельсмана и В.М. Волкова, способность терпеть значительные гипоксемические (недостаток кислорода) и гиперкапгические (избыток углекислого газа) сдвиги свидетельствует о предрасположенности к бегу на длинные и средние дистанции. Так как МПК имеет генетическую основу (В.Б. Шварц, И.Л Крамов, В.М. Зациорский, Л.П. Сергиенко и другие), отмечается, что влияние генетического фактора больше сказывается па показателях кровообращения, чем дыхания. При этом с возрастом повышается мера наследственных влияний для жизненной емкости легких (ЖЕЛ), что объясняют зависимостью ЖЕЛ от размеров грудной клетки, наследственная обусловленность которых с возрастом увеличивается.
Свойства темперамента относятся к психическим свойствам, которыми один человек в своем поведении отличается от других. К ним относят (В.С. Мерлин): тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и ригидность. Тревожность - это свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость - это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения Ригидность и лабильность обусловливает легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках и образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.
Свойства темперамента связаны со свойствами нервной системы. Например, тревожность выше у лиц со слабой нервной системой, ригидность больше у лиц с инертностью нервных процессов. Однако свойства темперамента не сводимы только к свойствам нервной системы. Последние отражают физиологические особенности протекания нервных процессов, а свойства темперамента - психологические особенности человека, и по иерархии занимают промежуточное место между свойствами характера (высшими), и свойствами нервной системы (низшими).
Как показано Б.А. Вяткиным, спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Об этом же свидетельствуют и другие данные. Например, обследование нескольких сот спортсменов, представителей различных видов спорта, показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает, получать удовольствие от занятия таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них. В то же время, по данным Р.Н. Зюковой, для занимающихся художественной гимнастикой высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп. По ее же данным, эмоциональная возбудимость определяет точность восприятия и воспроизведения длительности звуков, малая импульсивность способствует восприятию и воспроизведению музыкальных акцентов.
Очевидно, и личностные особенности оказывают влияние на эффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Например, в работе Ф.Б. Березина и Р.В. Рожанец показано, что игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и сознанием собственных возможностей; художественную гимнастику, акробатику, конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций.
1.3 Учёт биологического возраста и прогностичность показателей при ориентации и отборе.
Биологический возраст определяется темпами полового созревания. Половое созревание начинается у разных детей в разное время: у одних (акселерантов) в 10-11 лет, у других (ретардантов) в 15-16 лет. У школьников из сельской местности половое созревание наступает несколько позже, чем у городских.
Знание биологического возраста при ориентации и отборе необходимо, в связи с тем, что темпы полового созревания определяют уровень физического развития и соматотип. Среди детей с ускоренным развитием чаще встречаются эндоморфные типы телосложения: у этих детей оказываются большими показатели мышечной силы. Юноши с более поздним развитием часто специализируются в видах спорта, предъявляющих жесткие требования к быстроте и в гораздо меньшей степени - к мышечной силе и выносливости. У мальчиков мезоморфного типа процесс полового созревания достигает своего пика примерно на год раньше, чем у мальчиков эктоморфного типа.
Естественно, что тот школьник, у которого, например, в 12 лет половое созревание находится на третьей стадии, будет иметь преимущество по физическим данным перед школьником того же паспортного возраста, но с но наступившим еще периодом полового созревания. Поэтому без учета биологического возраста за одаренного можно принять акселеранта, а за неодаренного - ретарданта. Знание же биологического возраста не только поможет более правильно построить прогноз о перспективах физического развития школьника в будущем, но и ориентироваться в том, к каким видам спорта более всего предрасположен данный ребенок.
В последние годы показана связь между уровнем полового созревания детей и их мышечной работоспособностью и показателями двигательной активности, между возрастом полового созревания и более совершенной функцией сердечнососудистой и дыхательной систем, а также более крупными размерами тела. В связи с этим важно знать признаки, по которым можно судить о степени полового созревания. Первым признаком наступления пубертатного периода является изменение голоса у подростков - в среднем в 12,5 лет. Волосы на лобке появляются в среднем в 13 лет, набухание сосков и формирование кадыка- в 13,5 лет. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах - в 14 лет.
Другим способом диагностики степени физиологической зрелости является определение «скелетного» или «костного» возраста ребенка, что достигается путем сравнения степени окостенения скелета со средними возрастно-половыми нормами. Для этого имеются атласы с набором рентгенограмм, показывающие характерный для каждого возраста уровень окостенения отдельных костей кисти и предплечья. Определяют стадии окостенения бедренной и безымянной костей, а также эпифизов бедренной и большой берцовой костей. В каждом возрасте корреляция длины и веса тела значительно больше с костным возрастом, чем с паспортным. Межгрупповые различия длины тела при группировке детей по костному возрасту, как отмечает Н. Бенли, в два раза меньше, чем при группировке по паспортному возрасту.
Между темпами окостенения и развитием вторичных половых признаков имеется высокая степень соответствия, поэтому для определения биологического возраста можно пользоваться в равной мере либо тем, либо другим способом. В практических целях более удобен способ, использующий вторичные половые признаки, так как он не требует рентгенографии. Однако и тот, и другой способ требуют участия врача для квалифицированной диагностики и из этических соображений - при определении степени половой зрелости.
Возраст полового созревания, как и возраст скелетной зрелости, все же ограничивает дифференциацию типов, так как они могут быть использованы лишь в определенном возрастном периоде - 13-14 лет, когда наблюдаются наибольшие индивидуальные различия в появлении вторичных половых признаков, и в возрасте 16-17 лет, когда достигается скелетная зрелость. В то же время для спортивной практики важным бывает строить прогноз о физических данных на более ранних этапах онтогенеза - в 7-8 лет. В качестве критерия здесь можно использовать показатель возраста соматического развития, определяемый с помощью таблицы, разработанной В.Г. Властовским (см. кн.: Акселерация роста и развития детей. М., 1976, с207), или же сравнивая данные физического развития внутри группы. Правда, в последнем случае не исключены ошибки, так как наличный уровень физического развития может быть обусловлен условиями воспитания.
Половое созревание, объективными показателями которого у девочек является появление мензес, а у мальчиков - почтение первых волос на лобке, может начаться в 8-11 лет у девочек и в 10-11 лет - у мальчиков. Таких случаев может быть 20%. Такой же процент случаев находят и с поздним половым созреванием в 16-17 лет. Отмечается, что основная масса детей достигает полового созревания в возрасте 13-14 лет.
Используемые для ориентации и отбора показатели должны обладать прогностической силой, т. е. не только фиксировать сегодняшнее развитие школьника, но и позволять предсказывать, как изменятся эти показатели в будущем, т. е. каков будет относительный уровень развития школьника, когда он станет взрослым. Иначе говоря, нужно, чтобы по исходным данным ребенка (по ювенальным признакам) можно было судить о величине тех же показателей в конце заданного периода, интересующего тренера (о дефинитивных признаках).
Прогностичность различных показателей во многом определяется тем, в какой мере они зависят от генетического и фенотипического факторов, т. е. от врожденности или изменчивости под влиянием условий жизни.
Роль наследственности или влияний среды проявляется при сравнении однояйцовых близнецов, особенно когда их воспитание ведется раздельно, в разных условиях. Подобные наблюдения единичны, но они представляют большую ценность для науки. Кроме того, используется метод разобщенного физического воспитания близнецов, с помощью которого удалось убедительно доказать влияние внешней среды на физическое развитие детей.
При направленной тренировке одного из близнецов, как показано М. Мак Гроу, В. Клиссурасом, Е.Н. Кострубиной, Ю.С. Антиповым и Б.И. Коганом, он имеет преимущество перед контрольным близнецом по двигательным возможностям. Однако при отсутствии преднамеренного разного воспитания близнецов их данные оказываются по многим параметрам идентичными, что свидетельствует о роли генетического фактора (в связи с тем, что у двуяйцовых близнецов, не говоря уже об обычных братьях и сестрах (сносах), такое сходство либо выражено гораздо слабее, либо вообще отсутствует). Например, по данным К. Штерна, коэффициент корреляции между длиной тела у однояйцовых близнецов был значительно выше, чем у двуяйцовых и сибсов: 0,93; 0,64 и 0,60 соответственно. То же найдено и в отношении веса тела: 0,91; 0,63 и 0,58. Однако для разных морфологических признаков влияние наследственности количественно неравноценно. Так, для веса тела воздействие этого фактора менее существенно, чем для длины тела.
Выявлена также генетическая обусловленность нейродинамических особенностей человека и ряда психических процессов. Все это объясняет, почему часто у спортсменов находят морфологические особенности, сходные с родителями. Например, у молодых штангистов низкого и ниже среднего роста в 40% случаев рост отца и в 70% случаев - рост матери также был низким.
1.4 Отбор спортсменов в баскетболе.
Первоначальный отбор детей и правильное комплектование команд для занятий баскетболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных баскетболистов и пополнение резерва команд мастеров. Первоначальный отбор детей в баскетболе зависит от многочисленных факторов, определяющих спортивную ориентацию юной личности. К числу таких факторов относятся:
• личностные особенности ребенка;
• генетическая обусловленность;
• антропометрические характеристики;
• физические и психические качества ребенка;
• социальные факторы.
Факторы, определяющие спортивную ориентацию юной личности, сами собой указывают на то, что тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи, имеющий свой спортивно-педагогический и свой психологически - социологический аспект. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или на потенциальных возможностях новичка.
Подчёркивая ведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент) в тоже время необходимо отметить, что «генетический фундамент даёт только границы, он только лимитирует определённые качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их проявления и совершенствования. Эта точка зрения принципиально важна. Она показывает, что сам отбор - лишь обязательная составная часть тренировочного процесса и с помощью упорно и профессионально проводимой работы можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов.
При первоначально появившимся желании у ребенка заниматься баскетболом, безусловно решающими являются исключительно эмоциональные факторы. На дальнейших этапах занятий баскетболом, тренировки в меньшей степени окрашены удовлетворением исключительно эмоциональных потребностей. Учитывая это целью первого этапа отбора в баскетболе является выработка устойчивого интереса к занятиям баскетболом, привычки и потребности непрерывно и систематически тренироваться, учиться баскетболу и совершенствоваться в баскетболе.
На начальном этапе подготовки юных баскетболистов основными задачами являются:
• укрепление здоровья;
• всестороннее физическое развитие;
• воспитание физических качеств;
• обучение основам техники и тактики;
• привитие навыков участия в соревновательной деятельности;
• формирование интереса к занятиям;