Объект исследования: поэма Н.А. Некрасова «Саша».
Предмет исследования: пейзаж в поэме Н.А Некрасова «Саша».
Цель работы: рассмотрение пейзажных зарисовок в поэме «Саша», анализ функций пейзажа в произведении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, возникновение и функции пейзажа в литературе;
2) охарактеризовать своеобразие восприятия природы в произведениях Н.А. Некрасова;
3) дать характеристику объекта исследования;
4) проанализировать функции пейзажа в поэме «Саша».
Методологической основой исследования послужили научные положения, составляющие суть таких парадигм знания, как:
- литературно-художественное описание пейзажа, представленное трудами З.А. Агаевой, Б.Е. Галанова, Б.А. Успенского, Е.И. Себиной, Г.Н. Толовой;
- стилистическая, в русле которой значимы работы И.В. Арнольд, И.Р. Гальперина, Н.В. Серова, А.К. Кочеткова, Н.И. Волынской, Г.С. Бояринцевой, Е.Б. Рогачевской, Н.П. Евстафьевой, А.А. Коновалова.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
?
Глава I. Пейзаж в литературе
1.1. Пейзаж в художественном произведении
«Пейзаж - один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства» [Себина, 2000: 228].
Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, например, «пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя» [Тимофеев, 1974: 265].
Пейзаж - картина природы [Гурьева, 2009: 213], но это не совсем точно, что подчеркивает сама этимология слова (фр. paysage, от pays - страна, местность).
Как справедливо указывает Себина: «пейзаж - это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира» [Себина, 2000: 228]. За исключением, так называемого дикого пейзажа, описание природы обычно вбирает в себя образы вещей, созданных человеком.
Пейзаж имеет различное художественное значение: он зависит от стиля автора и от того литературного направления или течения, с которым он связан. Пейзаж неоднозначен в поэзии и прозе. В поэзии он выступает в качестве самостоятельного элемента (восприятие природы лирическим героем), в прозе - зависит от характера повествования и подчиняется настроению действующих лиц. У представителей различных художественных направлений (сентиментализм, романтизм, реализм) пейзаж имеет различную окраску. Сентименталисты рисовали светлые, спокойные пейзажи, романтики - бушующие, страстные, соответствующие характеру романтического героя. В реалистическом произведении пейзаж выступает как часть обстановки, им оттеняется, или подчеркивается душевное состояние героя, а также характер происходящих событий.
Время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности - XVIII век. Так называемая описательная поэзия (Дж. Томсон, А. Поуп) широко воссоздала картины природы, которая в эту пору подавалась преимущественно элегически - в тонах сожалений о прошлом. Например, образ заброшенного монастыря в поэме Ж. Делиля «Сады», знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея, повлиявшая на русскую поэзию благодаря знаменитому переводу В.А. Жуковского (Сельское кладбище, 1802). Элегические тона присутствуют и в пейзажах «Исповеди» Ж.Ж. Руссо и у Н.М. Карамзина («Бедная Лиза») [Хализев, 2002.С. 242].
Писатели XVIII в., рисуя природу, оставались подвластными стереотипам, клише, общим местам, характерным для определенного жанра, будь то путешествие, элегия или описательная поэма. Характер пейзажа заметно изменился в первые десятилетия XIX в., в России - начиная с А.С. Пушкина. Образы природы каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми.
Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого крупного писателя XIX-XX вв. - особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Речь идет о неповторимо единичных проявлениях природы: о том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, о том, что откликается на данное душевное движение и состояние человека или его порождает. При этом природа часто предстает неизбывно изменчивой, неравной самой себе, пребывающей в самых различных состояниях [Хализев, 2002: 242].
В литературе XX в. (особенно в лирической поэзии) субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Субъективно значимые ситуации момента «выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль» [Толова, 1993: 10].
Опираясь на ставшую лексику, такие образы можно назвать «постпейзажными» [Хализев, 2002: 243].
В литературе XIX-XX вв. звучит мотив и горестного, болезненного, трагичного отъединения человека от природы.
Писатели XIX-XX вв. неоднократно запечатлевали, а порой и выражали от своего лица надменно-холодное отношение к природе.
В модернистской и постмодернистской литературе отчуждение от природы приняло еще более радикальный характер: «природа уже не природа, а «язык», система моделирующих категорий, сохраняющих только внешнее подобие природных явлений [Толова, 1993: 12].
Как было выше замечено, пейзаж играет различную роль и часто он полифункционален. Остановимся на его важнейших функциях:
1) обозначение места и времени действия: с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят события (на борту теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т.е. в какое время года и суток). Иногда об этой роли пейзажа говорят сами заглавия произведений: «Кавказ» Пушкина, «На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя, «Степь» Чехова, «Зеркало морей» Дж. Конрада, «Старик и море» Э. Хемингуэя. Но пейзаж - это не «сухое» указание на время и место действия, а художественное описание, то есть использование образного, поэтического языка;
2) сюжетная мотивировка: природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и прочее) могут направить течение событий в ту или иную сторону [Себина, 2000: 231];
3) форма психологизма: эта функция наиболее частая. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни;
4) пейзаж как форма присутствия автора (косвенная оценка героя, происходящих событий и прочее). Можно выделить различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый - точка зрения героя и автора сливаются («Снег» Паустовского). Второй - пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей -носителей чуждого автору мировоззрения. Примером может служить образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров проповедует научно-отстраненное, «медицинское» отношение к природе.
Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще, обычно он имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится выражением патриотических чувств.
Обобщая все выше сказанное, стоит отметить, что в данной курсовой работе мы под пейзажем понимаем «компонент мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства».
1.2. Своеобразие восприятия природы в лирике Н.А. Некрасова
Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике Н.А. Некрасова. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни [Корман, 1964: 87].
Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни – человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.
Но природа – это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Н.А. Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе – «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» – значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.
Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» 1859 г. он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, – край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием [Амирханян, Баевский, 2011].
Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности – Ярославской или Петербургской губерний. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу – от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.
Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли – любовь и ненависть, любовь и боль, – те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии.
Создавая образ русской природы – с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе – нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России – болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей.
Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» (1857 г.) – «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.
В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина» (1857), «Рыцарь на час» (1862) и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм – убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» (1857) эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо.
Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум» (1863). Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и – весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя – от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения. Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой.
У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» (1863) Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа – украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни – и человеческой и природной.
Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города – это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой – тяжкий труд и бесконечные страдания.
Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, – «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни – не молчание, а скорее определенное нравственное состояние – своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга.
Противопоставление столичного «шума» – суеты и бессмысленного существования и «тишины» – мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858). Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» – символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.
Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, – стон. Это – символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов.
Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» – «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год – уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы.
?
Глава II. Пейзаж в лирике Н.А. Некрасова
2.1 История создания поэмы «Саша»
В середине 50-х годов, в обстановке общественного подъема и роста сил революционной демократии, перед Н.А. Некрасовым встала важная задача: дать в поэзии образы людей с революционно-демократическим мировоззрением или идущих к нему. Такие образы поэт создал раньше всего в двух поэмах: «В. Г. Белинский»(1853 г.) и «Саша» (1855 г.).
Что касается основной части поэмы, то, скорее всего, Н.А. Некрасов написал ее весной 1855 года (ср. в цитированном письме его к Тургеневу от 30 июня 1855 года: «весной нынче... я этот рассказ написал»). Состав этой основной части поэмы, написанной весной 1855 года, может быть точно установлен: в двух черновых тетрадях Н.А. Некрасова, датирующихся именно С. Есенними месяцами 1855 года, содержатся наброски третьей и четвертой глав; следовательно, именно третью и четвертую главы поэмы Некрасов написал весной 1855 года.