Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Роль малого бизнеса в развитии импортозамещения и экспортного потенциала российской экономики (на материалах ООО научно-производственная фирма «Газнефтехиммонтаж»)

superrrya 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.11.2021
Целью данной работы является выявление перспективных направлений развития импортозамещения и экспортного потенциала предприятия на примере ООО НПФ «Газнефтехиммонтаж». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы экспорта и импорта; - изучить процесс импортозамещения как фактора развития малого бизнеса; - провести анализ экспортного потенциала на современном этапе; - дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия; - оценить организацию внешнеэкономической деятельности исследуемого предприятия; - провести анализ показателей импортозамещения и экспортного потенциала исследуемого предприятия; - определить пути повышения роли бизнеса в развитии импортозамещения и экспортного потенциала российской экономики; - разработать мероприятия по повышению эффективности импортозамещения и экспортного потенциала российской экономики; Предмет исследования - экономические отношения, связанные с развитием экспортного потенциала и импортозамещения в металлообрабатывающей промышленности. Объектом исследования является производственное предприятие ООО НПФ «Газнефтехиммонтаж». Методология исследования базируется на методах анализа, синтеза, индукции и дедукции. Основные методы: табличный, балансовый, графический, математического анализа, сравнительно - сопоставительный и другие. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении работы обосновываются актуальность проблемы, выбранной для исследования в выпускной квалификационной работе, ставятся цели и задачи исследования, определяются объект и методологию исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы внешнеэкономической торговли, а именно, экспорта и импорта, и проведен анализ состояния экспорта и импортозамещения в РФ. Вторая глава работы посвящена исследованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации экспортной и импортозамещающей деятельности ООО НПФ «Газнефтехиммонтаж». В третьей главе предложены пути развития импортозамещения и экспортного потенциала исследуемого предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности импортозамещения и экспортного потенциала предприятия. В заключении сделаны выводы по теме исследования.
Введение

Пандемия COVID-19 и карантинные меры, направленные на ее сдерживание, оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику, усилив уже существующие проблемы. Ограничительные меры, принятые правительствами государств, привели к частичной и даже полной остановке производств, резкому спаду в сфере услуг, сжатию мировой торговли и разрушению цепочек добавленной стоимости. В 2020 году структура внешней торговли России серьезно поменялась. Скорее всего, новые условия носят временный характер. Даже пандемия не может мгновенно переломить глобальные цепочки создания стоимости, которые складывались десятилетиями. Так или иначе, российский экспорт претерпел значительные изменения в плане и географии поставок, и их объемов, и товарной структуры. Помимо этого, Россия с 2014 года, если не вдаваться в историю, живет под санкциями Запада, что уже коренным образом изменило структуру импорта и экспорта. Санкции и ответные меры Правительства РФ дали толчок развитию интереса малого бизнеса к этой стороне экономике. Необходимость исследования роли малого бизнеса в процессе импортозамещения и изменения экспортного потенциала России является, бесспорно, актуальной, так как на сегодняшний день экономика нашей страны сильно зависит от импортной продукции, в некоторых отраслях этот показатель составляет 80%. В условиях современной экономической ситуации, когда страны Евросоюза ввели экономические санкции ситуация с импортозамещением обострилась и Россия вынуждена экстренно решать эту задачу. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет малый бизнес, потому что именно он является благоприятной средой для развития инноваций во всех сферах жизнедеятельности. Он быстрее адаптируется к новому, сам генерирует новаторские идеи, выступает полигоном для тестирования новых технологий. Кроме этого, малый бизнес не требует большого вложения инвестиций, создает новые рабочие места, обеспечивает занятостью население, участвует в формировании бюджетов всех уровней за счет налогов с прибыли компаний и налогов с физических лиц. Главной целью экономической политики Российской Федерации сегодня является внедрение стратегии замещения ввезенных товаров во все сферы экономической деятельности страны. В настоящее время преобладающая часть российского экспорта относится к сырьевому сектору, в то время как доля высокотехнологичной продукции остается незначительной. Среди несырьевых товаров позиции российских компаний сравнительно сильны в области тяжелого и оборонного машиностроения, строительства и обслуживания атомных электростанций, в некоторых подотраслях химической промышленности, в сфере разработки программного обеспечения. В свою очередь, компании меньшего размера, зачастую наиболее динамичные и более инновационно ориентированные и/или высокотехнологичные, остаются за бортом. В современных условиях, когда многие эксперты ожидают долговременного ухудшения конъюнктуры на рынках сырья, актуальной становится задача диверсификации внешней торговли в направлении развития экспортного потенциала среднеи высокотехнологичных отраслей, в целях преодоления «ресурсного проклятия» российской экономики. С этой точки зрения, интерес представляют российских компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, с целью выявления факторов их успеха на внешних рынках и лучших практик стратегического управления международной экспансией. Исходя из вышеизложенных фактов, несомненная актуальность выбранной темы выпускного квалификационного тезиса очевидна: «Роль небольшой компании в развитии экспортного потенциала и замещении импорта».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 9 1.1. Понятие и сущность импорта и экспорта 9 1.2. Импортозамещение как фактор развития малого бизнеса 13 1.3. Анализ экспортного потенциала на современном этапе в РФ 21 2. АНАЛИЗ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ООО НПФ «ГАЗНЕФТЕХИММОНТАЖ» 30 2.1. Организационно-экономическая характеристика 30 2.2. Анализ организации внешнеэкономической деятельности 45 2.3. Анализ показателей импортозамещения и экспортного потенциала 52 3. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 56 3.1. Пути повышения роли малого бизнеса в развитии импортозамещения и экспортного потенциала российской экономики 56 3.2. Мероприятия по повышению роли малого бизнеса в развитии импортозамещения и экспортного потенциала российской экономики 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая : от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ [Электронный ресурс] : (с изменениями на 9 марта 2021 года) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 19.07.2000 г. : одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г. : (ред. от 09.09.2020) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : (ред. от 29.05.2019) : (в ред. Протокола от 29.05.2019) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 4. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.11.2003 г. № 164-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21.11.2003 г. : одобр. Советом Федерации 26 ноября 2003 г. : (ред. от 2015) : (с изм. на 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 5. Федеральный Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 14.01.1998 г. : одобр. Советом Федерации 28 января 1998 г. : (с изм., внесенными Федеральными законами от 27.10.2008 № 175-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 31.07.2020 № 297-ФЗ, от 24.02.2021 № 17-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 26.07.2018 г. : одобр. Советом Федерации 28 июля 2018 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 7. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 04.04.1996 № 491 [Электронный ресурс] : (в ред. Указов Президента РФ от 14.11.1997 № 1225, от 06.01.1999 № 15) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 8. Постановление «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» от 28.01.2016 г. № 41 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 9. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 07.03.1995 № 239 [Электронный ресурс] : (ред. от 30.11.2018) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф. 10. Аббасов, А. Р. Импортозамещение как динамический процесс обеспечения экономической безопасности национальной экономики [Текст] // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 8. – С. 79-82. 11. Абрамов, А. В. Факторы, определяющие необходимость импортозамещения в России и механизмы его реализации [Текст] / А. В. Абрамов, А. В. Титов // Экономика и упр. – 2016. – № 12. – С. 52-57. 12. Базы данных таможенной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://stat.customs.ru/ (дата обращения 03.05.2021). 13. Белокрылова, О. С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению [Текст] // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2017. - № 3. – С. 3-5. 14. Бодрунов, С. Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы [Текст] : учебное пособие / С. Д. Бодрунов. – СПб: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016. – 388 с. 15. Бондарев, Л. П. Реструктуризация имущественных комплексов [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. П. Бондарев, М. А. Федотова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 16. Внешняя Торговля России [Электронный ресурс] // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2020-godu/ (дата обращения: 05.05.2021). 17. Вологдин, А. Л. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] : учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2020. - 448 с. 18. Воякодавова, Е. В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях [Текст] // Экономические науки. - 2017. - № 12. 19. Джабиев, А. Ш. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России [Текст] : учебник. - М.: Экономика, 2019. - 480 с. 20. Иванов, М. Л. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учебное пособие / М. Л. Иванов, М. Д. Иванова. - М.: РИОР, Инфра-М, 2019. - 128 с. 21. Каменков, В. С. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] / В. С. Каменков. - М.: Дикта, 2015. - 800 c. 22. Карлусов, В. В. Китай: догоняющее развитие как антикризисный фактор [Текст] // Мировое и национальное хозяйство. - 2017. - № 1. 23. Козырин, А. Н. Таможенное право России. Общая часть [Текст] / А. Н. Козырин. - М.: Спарк, 2016. - 134 c. 24. Кудрова, Н. А. Стимулирующая политика регионального развития современной России на основе концепта импортозамещения [Текст] // Social and Economic Phenomena and Processes. - 2016. - №2. 25. Кутумова, Р. И. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2024 года // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», 2019. - № 4. – URL: https://www.alley-science.ru/domains_data/files/PERSPEKTIVY%20RAZVITIYa%20MALOGO%20I%20SREDNEGO%20PREDPRINIMATELSTVA%20V%20RF%20NA%20PERIOD%20DO%202024%20GODA.pdf (дата обращения 05.05.2021). 26. Мазилов, Е. А. Экспортный потенциал малых и средних предприятий [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksportnyy-potentsial-malyh-i-srednih-predpriyatiy/viewer (дата обращения: 27.04.2021). 27. Маккарти, М. П. Риск: управление риском на уровне топ-менеджеров и советов директоров [Текст] : учебное пособие / М. П. Маккарти, Т. П. Флинн. – М.: - 2015. – 122 с. 28. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс] // «Паспорт национального проекта». - URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения 05.05.2021). 29. Новиков, В. Д. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] : учебник / В. Я. Ревин, М. Э. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2019. - 328 с. 30. О промышленном производстве в январе-декабре 2020 г [Электронный ресурс] // URL: https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/spravka_ dec_2020.pdf (дата обращения 20.05.2020). 31. План деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/aa35bc54e38d80cd044d8d8f3f8ad176/Plan_2019-2024.pdf (дата обращения 02.05.2021). 32. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учебник / Е. Ф. Прокушев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2016. – 448 с. 33. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: - 2016. – 122 с. 34. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / Г. В. Савицкая. –М.: Новое знание, 2002, - 714 с. 35. Саяпина, М. И. «Вестник Алтайской академии экономики и права» [Электронный ресурс] // «Научный журнал», 2019. - URL: https://www.vaael.ru/pdf/2020/12-2/1508.pdf (дата обращения 02.05.2021). 36. Смитиенко, Б. М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учебник / Б. М. Смитиенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Академия», 2016. – 104 с. 37. Сучкова, Н. А. Импортозамещение в продовольственном секторе России [Текст] : – М.: - 2015. – 28 с. 38. Теплообменного оборудования КОД ТН ВЭД [Электронный ресурс] // URL: https://kodtnved.ru/podbor/teploobmennogo-oborudovaniya.html (дата обращения: 03.05.2021). 39. Томашевская, Л. И. Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работы и других текстовых самостоятельных работ обучающихся [Электронный ресурс] / Л. И. Томашевская, Г. А. Мусина – Уфа: Башкирский кооперативный институт (филиал), 2019. – 24 с. - URL: https://ufa.ruc.su/_includes/Методические%20указания%20по%20оформлению%20ВКР%20и%20текстовых%20работ.pdf (дата обращения: 07.05.2021). 40. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационный портал. - URL: http s://rosstat.gov.ru/folder/313/document/112098?print=1 (дата обращения 01.05.2021). 41. Чистова, Е. В. Реализация в пищевой промышленности импортозамещения в условиях обострения международной обстановки [Текст] / Г. П. Быстрай, С. А. Охотников. // Управленец. - 2016. - № 1. 42. Щербина, Т. А. Политика импортозамещения: финансово-экономические и управленческие аспекты реализации [Текст] // Экономика и управление. - 2015. 43. ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/ga/unctad (дата обращения: 03.05.2021)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Понятие и сущность импорта и экспорта Для того чтобы международная торговля была взаимовыгодной для ее участников, должна сложиться наиболее эффективная для каждой страны структура экспорта и импорта. В международной торговле преобладают экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятого государства составляет сумму экспорта и импорта. Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта могут быть товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране. Импорт - это ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров - реимпорт. Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения границы и отражается в таможенной и внешнеэкономической статистике. Экспортной операции страны-продавца соответствует импортная операция страны-покупателя [18]. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют классификацию, представленную в таблице 1. Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок - в ценах CIF. Статистическая оценка товаров на условиях FOB (free on board - свободно на борту) включает помимо стоимости самого товара все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, в том числе погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена FOB означает цену товара на условиях «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая помимо стоимости самого товара включает в себя расходы по его доставке до границы экспортирующей страны [17]. Таблица 1 - Классификация видов экспорта и импорта* ЭКСПОРТ ИМПОРТ 1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране; 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения; 2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; 3) реимпорт - обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров; 4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки); 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; 5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. 5) ввоз продукции в рамках ТНК. *Выполнено по [17] Цена CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) включает стоимость товара на условиях FOB - порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. При сухопутных перевозках понятию цена CIF соответствует «франко-граница страны-импортера». Поскольку методы оценок FOB («франко-граница страны-экспортера») и CIF («франко-граница страны-импортера») однородны, в статистическом учете мировой торговли названия базисов FOB и CIF стали универсальными и применяются при любых видах перевозок. Государственное регулирование экспортно-импортных операций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», "Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации часть 2 и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством: 1) таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. В рамках современной экономики импорт и экспорт представляются составными элементами международного рынка продукции. В то же время, не все страны могут похвастаться уровнем ввоза и реализации продукции. К примеру, сейчас Россия переживает нелегкие, проблемные времена по части импорта и экспорта. 2020 год выдался непростым и насыщенным: вспышка коронавирусной инфекции и вводимые ограничения, ослабление российской валюты, снижение мирового спроса на товары и услуги, ограничения на добычу нефти в результате сделки ОПЕК+. И это в течение всего одного года! По итогам 2020 г. внешнеторговый оборот России составил 567,8 млрд. долл. Это ниже на 15,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина - в мировом экономическом кризисе, который ударил и по нашей экономике. По данным Федеральной таможенной службы, представленным на рисунке 1, экспорт составил 336,4 млрд. долл. По итогам 2020 г. продажи товаров за рубеж сократились на 21 %. Импорт по итогам 2020 г. составил 231,4 млрд. долл., снизившись лишь на 5 % относительно 2019 г. Получается, что России удалось сохранить положительный баланс (продать больше, чем купить), хотя экспорт упал гораздо сильнее импорта. Рисунок 1 - Динамика экспорта и импорта России в 2020 году* *Выполнено по [18] Основной провал товарооборота пришёлся на май-август из-за пандемии COVID-19 и введения ограничительных мер по всему миру. Не успела пойти на спад первая волна коронавируса, как в августе во многих странах стали повторно вводить жёсткие ограничения. Лишь к концу года торговля между странами снова начала оживать. Сумма экспорта товаров в декабре оказалась даже выше, чем была в январе. Внешнеторговый оборот страны упал на 7 %. Этому спаду способствовали не только реализованные в отношении государства санкции, но и кризис отношений с Украиной. Такой спад будет длиться не так долго, при условии, что не будет усугубляться ситуация с Украиной и не будут вводиться новые торговые запреты, влияющие на экономику России. Партнерские импортно-экспортные взаимосвязи связывают Россию в основном со странами ближнего зарубежья. Базовой категорией товаров для экспорта стали энергетико-топливная продукция, металлы, все химическое производство. Среди товаров импортной группы преобладают машиностроение и химическая промышленность. Кроме Росси, снижение размеров импорта и экспорта отмечается у Кипра, Турции, Индии. Эти страны станут стратегически значимыми для РФ. Не менее важными партнерами России до недавнего времени были Китай и ЕС. С последним взаимоотношения в экономике в результате санкций и ответа на них России значительно ухудшились. Поэтому курс на скрепление договоренностей с Китаем был ожидаем и оправдан. На сегодня страны укрепляют экономическую составную партнерства, создав финансовый союз. Эта мера позволила укрепить позицию рубля, невзирая на нефтяные манипуляции США. 1.2. Импортозамещение как фактор развития малого бизнеса В настоящее время в России сложилась непростая экономическая ситуация, что в первую очередь связано с санкциями со стороны Запада. В то же время, благодаря тем же санкциям Россия получила возможность развивать собственное производство, поставив перед собой цель заместить импортные товары. В стране появились реальные возможности для развития отечественного производства и в первую очередь важно импортозамещение. Импортозамещение — это замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны и прямой запрет на ввоз определенных товаров из-за границы. Оценивая ситуацию необходимо отметить, что для устранения кризисных явлений в России со стороны государства было бы целесообразно стимулировать импортозамещение. Импортозамещение может как фактором выхода из кризиса, так и путем преодоления зависимости от Запада и влияния политики Америки. Надежды у всех экспертов на средний, а главное, малый бизнес, который, используя сложившиеся обстоятельства, может реализовать себя на новых площадках. Европейские санкции этому способствуют. А вот готовы ли наши малые компании обеспечить должное качество и объемы. Безусловно, существуют некоторые сектора, которые можно назвать пока «не замещаемыми». Поэтому этот процесс не будет быстрым и легким. В США доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 50 %, в Европе - до 70 %. В России данный показатель по малым компаниям не превышает 20 %. А ведь через развитие стартапов можно в перспективе увеличить вклад малого бизнеса в ВВП страны. По мнению экспертов, в настоящее время крупные компании уделяют недостаточное внимание направлению разработок силами внутренних подразделений и с недоверием относятся к разработкам российских инновационных компаний [22]. Даже если последние сотрудничают с зарубежными корпорациями. Импортозамещение может стать хорошим рынком для стартапов и инновационных компаний. В настоящее время около 80 % российской экономики так или иначе связаны с госкорпорациями, а они импортозамещением не занимаются. Никто из них не сделал анализ критически важных для них технологий, требующих импортозамещения, и не обратился к рынку [24]. Итак, процесс импортозамещения - долгий и дорогостоящий, требующий и эффективных административных решений, и инициатив со стороны бизнес-сообщества. Но за счет активного замещения отечественной продукцией импортных компонентов и материалов Россия, по оценкам экспертов, может добиться экономического роста от 5 % до 15 % ежегодно. Инновационность является основным элементом повышения конкурентоспособности продукции, поэтому роль малого бизнеса высока в решении проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности. Участие малого бизнеса в импортозамещении зависит от политики государства, роль малого бизнеса в этом процессе заключается в проведении НИОКР, создании промышленных образцов, их производство малыми сериями. Таким образом, идея импортозамещения не может быть реализована без синхронизации усилий государства, бизнеса и общества. Необходим комплекс мер по вовлечению инновационных малых предприятий в процессы импортозамещения в области совершенствования налогообложения, расширения доступа к финансовым ресурсам, а именно: - введение налоговых каникул на срок 2-5 лет для вновь созданных инновационных малых предприятий; - увеличение за счет госбюджетных и корпоративных источников финансирования НИОКР, проводимых малыми инновационными предприятиями; - расширение доступа к финансовым ресурсам через активное использование гарантийных механизмов; - разработка комплекса мер, направленных на стимулирование сотрудничества малого бизнеса с крупными предприятиями. Многочисленные исследования последних лет показали, что политика импортозамещения рассматривается в контексте проблем обеспечения экономического роста национальной экономики. Из этого следует, что этот рост ограничен ограничениями платежного баланса и, следовательно, его необходимо поддерживать, либо увеличить экспорт, либо ограничить импорт. Протекционистские методы регулирования могут быть использованы для замены импорта отечественными товарами: таможенными и не таможенными. Особое значение, как подчеркивается в отчете ЮНКТАД по торговле и развитию, представляет проблема индустриализации для замены импорта в странах-экспортерах сырьевых товаров, положение которых будет постепенно ухудшаться, если не будет расширяться внутреннее производство промышленных товаров, что может постепенно вытеснить импорт. Несколько отечественных ученых придерживаются несколько иного взгляда на необходимость политики импортозамещения, которые считают, что ее необходимость возникает объективно, когда растущие объемы импорта начинают создавать угрозу для экономической безопасности территории. Успешная реализация политики импортозамещения во многих отношениях зависит от развития малых и средних предприятий (МСП). Наиболее востребованы меры государственной помощи малым и средним предприятиям, направленные на поддержку национального производства, разработку и внедрение новых технологий и продуктов. Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Это очень важно, как для формирования структуры экономики страны, так и для ее развития. Необходимо сказать, что малые предприятия выполняют несколько серьезных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, участие в составлении бюджета на всех уровнях и т. д. Давайте подробнее рассмотрим значение малого бизнеса для развития государственной экономики, особенно России: - малый бизнес является важной отраслью экономики; - малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений; - социально-экономическая роль малого бизнеса. Малым предприятиям легче переносить изменения в окружающей среде. Когда в начале 1990-х годов начался экономический спад в России, именно малый бизнес смог дать России возможность адаптироваться к новым рыночным условиям. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малых предприятий, а также тот факт, что они могут внести существенный вклад в укрепление рыночной экономики. Малые предприятия участвуют в составлении бюджета на всех уровнях. Они обеспечивают взносы в бюджет, которые поступают от прибыли различных организаций, также малые предприятия играют важную роль в создании рабочих мест, то есть они являются источником дохода для населения. Малый бизнес также помогает собирать налоги с физических лиц. Малые предприятия оказывают огромное влияние на создание рабочих мест для населения, что означает, что они повышают уровень занятости и соответственно снижают уровень безработицы. Относительно небольшое количество людей работает на малых предприятиях, что способствует формированию относительно тесных связей в рабочей среде, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это положительно влияет на мотивацию сотрудников, что улучшает показатели эффективности организации. Кроме того, следует отметить, что малые предприятия часто предоставляют рабочие места для социально нестабильного населения, включая молодежь и иностранных граждан. Чтобы в полной мере изучить природу и значение малого бизнеса для российской экономики, сначала необходимо определить, что лежит в основе самого понятия «малый бизнес». Малый и средний бизнес как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса [17]. Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям, приведенным в таблице 2. Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн. МСП. Таблица 2 - Критерии для определения принадлежности хозяйствующего субъекта к МСП* Критерий Малый бизнес Средний бизнес Максимальное количество работников, человек 100 (15 для микро-предприятий) 250 Максимальная сумма, млн. руб. 800 (120 для микро- предприятий) 2000 *Выполнено по [17] В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1,095 млн. малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес. Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2 %. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3 % (до 5,35 млн.), малых - на 3,3 % (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2 % (17,6 тыс.) [40]. Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии, данные по которым представлены на рисунке 2. Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц. Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения. Вследствие этого происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиливается налоговый контроль, повышается НДС. Новое место государственной политики в развитии импортозамещения путем стимулирования МСП нашло отражение в: -?поддержке индустриальных парков для развития малого бизнеса в сфере высоких технологий; -?помощи в продвижении продукции малого бизнеса, направленной на производство экспортной продукции; -?содействии эффективному взаимодействию малых и крупных предприятий. Рисунок 2 - Число субъектов малого и среднего бизнеса в РФ* *Выполнено по [40] Сложившаяся ситуация требует координации работы всех участников реализации федеральных и региональных программ финансовой поддержки малого бизнеса с единым органом, который также оказывает методологическую и консультационную поддержку всем органам, ответственным за реализацию этих программ на местах. Замещение импорта является стимулом для развития производства, оно обусловлено его природой, поскольку включает в себя осознанный выбор наиболее важных направлений развития внутреннего рынка в рамках национальной экономической стратегии и поиск перспективных точек экономического роста. Можно обозначить следующие основные методы поддержки развития импортозамещения в обрабатывающей промышленности: 1. Тарифные барьеры для продукции, производимой в отраслях, конкурирующих с импортом. Эти меры, которые принимают форму импортных пошлин и квот на поставку товаров, являются наиболее распространенными. Целью тарифных барьеров является обеспечение того, чтобы товары, конкурирующие с импортом, были достаточно конкурентоспособны для объема внутреннего рынка. 2. Налоговые и таможенные преимущества предоставляются путем освобождения производителей, конкурирующих с импортом, от прямых платежей. 3. Льготные кредиты направлены на обеспечение развивающихся секторов необходимыми финансовыми ресурсами. 4. Контроль за использованием промежуточных факторов производства и компонентов национального производства (местные нормативные акты) - государственный контроль за использованием значительной части материалов (промежуточных факторов, компонентов), производимых в пределах национальных границ в различных секторах. 5. Передача и импорт технологий — это метод государственного вмешательства, направленный на обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной промышленности. Стратегия импортозамещения может быть чрезвычайно эффективной в определенные периоды экономического развития, поскольку во многих случаях она помогает преодолеть распад национального экономического комплекса и восстановить целостность процесса общественного воспроизводства. Но, в дополнение к положительным аспектам этого роста: привлечение капитала, внедрение современных технологий, овладение опытом ведения бизнеса и управления, создание новых квалифицированных рабочих мест, можно увидеть отрицательные результаты и тенденции - отказ со стороны государства от активной промышленной политики, структурная рецессия национальной экономики, снижение высокотехнологичных секторов, усиление направленности сырья для промышленного и сельскохозяйственного производства. Реализация стратегии импортозамещения может наносить некоторый ущерб развитию национальной экономики. Эта политика по своей сути не является защитной и противоречит принципам свободной международной торговли, чрезмерное развитие данной стратегии, приведет к тому, что неэффективные отечественные организации будут получать выгоду, используя свое монопольное положение и непропорционально повышать цены. Чтобы избежать таких ситуаций, необходим тщательный анализ и обоснование действующих таможенных механизмов и гарантий. Успешная реализация политики импортозамещения во многом обусловлена развитием малых и средних предприятий. Наиболее популярными являются меры государственной помощи малому и среднему бизнесу, которые стимулируют импортозамещение, разработку и внедрение новых технологий и продуктов. 1.3. Анализ экспортного потенциала на современном этапе в РФ Для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и расширения мирохозяйственных связей необходимо формировать и развивать экспортный потенциал страны. Ежегодное сокращение совокупного российского экспорта указывает на наличие барьеров для реализации потенциала и обеспечения стабильного роста производительности реальных секторов экономики. В связи с этим актуальным является выявление критериев для формирования экспортного потенциала отраслей, изучение особенностей и показателей несырьевого неэнергетического экспорта и формирование мер для преодоления ключевых препятствий на пути развития экспортного потенциала в России. Экспортный потенциал, в широком смысле, представляет собой способность национальной экономики, отраслей, предприятий производить конкурентоспособные товары и услуги и экспортировать их на мировые рынки. На уровне предприятия экспортный потенциал может быть определен как ресурсы и средства, которые могут быть использованы для достижения поставленных производственно-коммерческих целей на внутренних и внешних рынках [28]. Исходя из существующих на данный момент исследований, можно дать следующее определение данному понятию. Экспортный потенциал отрасли — это способность предприятий отрасли, определяемая совокупностью производственного, кадрового, финансового и рыночного потенциалов, экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки. В экономической теории существуют различные подходы к определению факторов, формирующих экспортный потенциал, и критериев, которые используются при оценке уровня потенциала. Учитывая наличие разных уровней оценки категории «экспортный потенциал» выделим две группы факторов: 1. Внешние факторы, к которым следует отнести государственное регулирование (стимулирование национального экспорта путем страхования экспортных поставок, кредитование производств, информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности и т.д.), политический фактор (протекционизм и наличие специальных межправительственных программ), характеристика отрасли и внутреннего рынка, характеристика экспортного рынка (конъюнктура мировых товарных рынков), нормативно-правовая база (таможенное и тарифное регулирование, сходство правовых и регулирующих норм).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бизнес планирование, 57 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 78 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 198 страниц
4950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg