1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и сущность импорта и экспорта
Для того чтобы международная торговля была взаимовыгодной для ее участников, должна сложиться наиболее эффективная для каждой страны структура экспорта и импорта.
В международной торговле преобладают экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятого государства составляет сумму экспорта и импорта.
Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта могут быть товары, произведенные в стране, и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.
Импорт - это ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров - реимпорт.
Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения границы и отражается в таможенной и внешнеэкономической статистике. Экспортной операции страны-продавца соответствует импортная операция страны-покупателя [18]. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют классификацию, представленную в таблице 1.
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок - в ценах CIF.
Статистическая оценка товаров на условиях FOB (free on board - свободно на борту) включает помимо стоимости самого товара все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, в том числе погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена FOB означает цену товара на условиях «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая помимо стоимости самого товара включает в себя расходы по его доставке до границы экспортирующей страны [17].
Таблица 1 - Классификация видов экспорта и импорта*
ЭКСПОРТ ИМПОРТ
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране; 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; 3) реимпорт - обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки); 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. 5) ввоз продукции в рамках ТНК.
*Выполнено по [17]
Цена CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт) включает стоимость товара на условиях FOB - порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. При сухопутных перевозках понятию цена CIF соответствует «франко-граница страны-импортера». Поскольку методы оценок FOB («франко-граница страны-экспортера») и CIF («франко-граница страны-импортера») однородны, в статистическом учете мировой торговли названия базисов FOB и CIF стали универсальными и применяются при любых видах перевозок.
Государственное регулирование экспортно-импортных операций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», "Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации часть 2 и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
В рамках современной экономики импорт и экспорт представляются составными элементами международного рынка продукции. В то же время, не все страны могут похвастаться уровнем ввоза и реализации продукции. К примеру, сейчас Россия переживает нелегкие, проблемные времена по части импорта и экспорта.
2020 год выдался непростым и насыщенным: вспышка коронавирусной инфекции и вводимые ограничения, ослабление российской валюты, снижение мирового спроса на товары и услуги, ограничения на добычу нефти в результате сделки ОПЕК+. И это в течение всего одного года!
По итогам 2020 г. внешнеторговый оборот России составил 567,8 млрд. долл. Это ниже на 15,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина - в мировом экономическом кризисе, который ударил и по нашей экономике. По данным Федеральной таможенной службы, представленным на рисунке 1, экспорт составил 336,4 млрд. долл. По итогам 2020 г. продажи товаров за рубеж сократились на 21 %.
Импорт по итогам 2020 г. составил 231,4 млрд. долл., снизившись лишь на 5 % относительно 2019 г.
Получается, что России удалось сохранить положительный баланс (продать больше, чем купить), хотя экспорт упал гораздо сильнее импорта.
Рисунок 1 - Динамика экспорта и импорта России в 2020 году*
*Выполнено по [18]
Основной провал товарооборота пришёлся на май-август из-за пандемии COVID-19 и введения ограничительных мер по всему миру. Не успела пойти на спад первая волна коронавируса, как в августе во многих странах стали повторно вводить жёсткие ограничения. Лишь к концу года торговля между странами снова начала оживать. Сумма экспорта товаров в декабре оказалась даже выше, чем была в январе.
Внешнеторговый оборот страны упал на 7 %. Этому спаду способствовали не только реализованные в отношении государства санкции, но и кризис отношений с Украиной.
Такой спад будет длиться не так долго, при условии, что не будет усугубляться ситуация с Украиной и не будут вводиться новые торговые запреты, влияющие на экономику России. Партнерские импортно-экспортные взаимосвязи связывают Россию в основном со странами ближнего зарубежья. Базовой категорией товаров для экспорта стали энергетико-топливная продукция, металлы, все химическое производство. Среди товаров импортной группы преобладают машиностроение и химическая промышленность. Кроме Росси, снижение размеров импорта и экспорта отмечается у Кипра, Турции, Индии. Эти страны станут стратегически значимыми для РФ.
Не менее важными партнерами России до недавнего времени были Китай и ЕС. С последним взаимоотношения в экономике в результате санкций и ответа на них России значительно ухудшились. Поэтому курс на скрепление договоренностей с Китаем был ожидаем и оправдан. На сегодня страны укрепляют экономическую составную партнерства, создав финансовый союз. Эта мера позволила укрепить позицию рубля, невзирая на нефтяные манипуляции США.
1.2. Импортозамещение как фактор развития малого бизнеса
В настоящее время в России сложилась непростая экономическая ситуация, что в первую очередь связано с санкциями со стороны Запада. В то же время, благодаря тем же санкциям Россия получила возможность развивать собственное производство, поставив перед собой цель заместить импортные товары.
В стране появились реальные возможности для развития отечественного производства и в первую очередь важно импортозамещение.
Импортозамещение — это замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны и прямой
запрет на ввоз определенных товаров из-за границы.
Оценивая ситуацию необходимо отметить, что для устранения кризисных явлений в России со стороны государства было бы целесообразно стимулировать импортозамещение. Импортозамещение может как фактором выхода из кризиса, так и путем преодоления зависимости от Запада и влияния политики Америки.
Надежды у всех экспертов на средний, а главное, малый бизнес, который, используя сложившиеся обстоятельства, может реализовать себя на новых площадках. Европейские санкции этому способствуют. А вот готовы ли наши малые компании обеспечить должное качество и объемы. Безусловно, существуют некоторые сектора, которые можно назвать пока «не замещаемыми». Поэтому этот процесс не будет быстрым и легким.
В США доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 50 %, в Европе - до 70 %. В России данный показатель по малым компаниям не превышает 20 %. А ведь через развитие стартапов можно в перспективе увеличить вклад малого бизнеса в ВВП страны.
По мнению экспертов, в настоящее время крупные компании уделяют недостаточное внимание направлению разработок силами внутренних подразделений и с недоверием относятся к разработкам российских инновационных компаний [22]. Даже если последние сотрудничают с зарубежными корпорациями.
Импортозамещение может стать хорошим рынком для стартапов и инновационных компаний. В настоящее время около 80 % российской экономики так или иначе связаны с госкорпорациями, а они импортозамещением не занимаются. Никто из них не сделал анализ критически важных для них технологий, требующих импортозамещения, и не обратился к рынку [24].
Итак, процесс импортозамещения - долгий и дорогостоящий, требующий и эффективных административных решений, и инициатив со стороны бизнес-сообщества. Но за счет активного замещения отечественной продукцией импортных компонентов и материалов Россия, по оценкам экспертов, может добиться экономического роста от 5 % до 15 % ежегодно.
Инновационность является основным элементом повышения конкурентоспособности продукции, поэтому роль малого бизнеса высока в решении проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности.
Участие малого бизнеса в импортозамещении зависит от политики государства, роль малого бизнеса в этом процессе заключается в проведении НИОКР, создании промышленных образцов, их производство малыми сериями.
Таким образом, идея импортозамещения не может быть реализована без синхронизации усилий государства, бизнеса и общества. Необходим комплекс мер по вовлечению инновационных малых предприятий в процессы импортозамещения в области совершенствования налогообложения, расширения доступа к финансовым ресурсам, а именно:
- введение налоговых каникул на срок 2-5 лет для вновь созданных инновационных малых предприятий;
- увеличение за счет госбюджетных и корпоративных источников финансирования НИОКР, проводимых малыми инновационными предприятиями;
- расширение доступа к финансовым ресурсам через активное использование гарантийных механизмов;
- разработка комплекса мер, направленных на стимулирование сотрудничества малого бизнеса с крупными предприятиями.
Многочисленные исследования последних лет показали, что политика импортозамещения рассматривается в контексте проблем обеспечения экономического роста национальной экономики. Из этого следует, что этот рост ограничен ограничениями платежного баланса и, следовательно, его необходимо поддерживать, либо увеличить экспорт, либо ограничить импорт.
Протекционистские методы регулирования могут быть использованы для замены импорта отечественными товарами: таможенными и не таможенными. Особое значение, как подчеркивается в отчете ЮНКТАД по торговле и развитию, представляет проблема индустриализации для замены импорта в странах-экспортерах сырьевых товаров, положение которых будет постепенно ухудшаться, если не будет расширяться внутреннее производство промышленных товаров, что может постепенно вытеснить импорт.
Несколько отечественных ученых придерживаются несколько иного взгляда на необходимость политики импортозамещения, которые считают, что ее необходимость возникает объективно, когда растущие объемы импорта начинают создавать угрозу для экономической безопасности территории.
Успешная реализация политики импортозамещения во многих отношениях зависит от развития малых и средних предприятий (МСП). Наиболее востребованы меры государственной помощи малым и средним предприятиям, направленные на поддержку национального производства, разработку и внедрение новых технологий и продуктов.
Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Это очень важно, как для формирования структуры экономики страны, так и для ее развития. Необходимо сказать, что малые предприятия выполняют несколько серьезных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, участие в составлении бюджета на всех уровнях и т. д.
Давайте подробнее рассмотрим значение малого бизнеса для развития государственной экономики, особенно России:
- малый бизнес является важной отраслью экономики;
- малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений;
- социально-экономическая роль малого бизнеса.
Малым предприятиям легче переносить изменения в окружающей среде. Когда в начале 1990-х годов начался экономический спад в России, именно малый бизнес смог дать России возможность адаптироваться к новым рыночным условиям. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малых предприятий, а также тот факт, что они могут внести существенный вклад в укрепление рыночной экономики.
Малые предприятия участвуют в составлении бюджета на всех уровнях. Они обеспечивают взносы в бюджет, которые поступают от прибыли различных организаций, также малые предприятия играют важную роль в создании рабочих мест, то есть они являются источником дохода для населения. Малый бизнес также помогает собирать налоги с физических лиц.
Малые предприятия оказывают огромное влияние на создание рабочих мест для населения, что означает, что они повышают уровень занятости и соответственно снижают уровень безработицы. Относительно небольшое количество людей работает на малых предприятиях, что способствует формированию относительно тесных связей в рабочей среде, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это положительно влияет на мотивацию сотрудников, что улучшает показатели эффективности организации. Кроме того, следует отметить, что малые предприятия часто предоставляют рабочие места для социально нестабильного населения, включая молодежь и иностранных граждан.
Чтобы в полной мере изучить природу и значение малого бизнеса для российской экономики, сначала необходимо определить, что лежит в основе самого понятия «малый бизнес».
Малый и средний бизнес как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса [17]. Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям, приведенным в таблице 2.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн. МСП.
Таблица 2 - Критерии для определения принадлежности хозяйствующего субъекта к МСП*
Критерий Малый бизнес Средний бизнес
Максимальное количество работников, человек 100 (15 для микро-предприятий) 250
Максимальная
сумма, млн. руб. 800 (120 для микро- предприятий) 2000
*Выполнено по [17]
В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1,095 млн. малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес. Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2 %. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3 % (до 5,35 млн.), малых - на 3,3 % (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2 % (17,6 тыс.) [40].
Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии, данные по которым представлены на рисунке 2.
Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц. Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения. Вследствие этого происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиливается налоговый контроль, повышается НДС.
Новое место государственной политики в развитии импортозамещения путем стимулирования МСП нашло отражение в:
-?поддержке индустриальных парков для развития малого бизнеса в сфере высоких технологий;
-?помощи в продвижении продукции малого бизнеса, направленной на производство экспортной продукции;
-?содействии эффективному взаимодействию малых и крупных предприятий.
Рисунок 2 - Число субъектов малого и среднего бизнеса в РФ*
*Выполнено по [40]
Сложившаяся ситуация требует координации работы всех участников реализации федеральных и региональных программ финансовой поддержки малого бизнеса с единым органом, который также оказывает методологическую и консультационную поддержку всем органам, ответственным за реализацию этих программ на местах.
Замещение импорта является стимулом для развития производства, оно обусловлено его природой, поскольку включает в себя осознанный выбор наиболее важных направлений развития внутреннего рынка в рамках национальной экономической стратегии и поиск перспективных точек экономического роста.
Можно обозначить следующие основные методы поддержки развития импортозамещения в обрабатывающей промышленности:
1. Тарифные барьеры для продукции, производимой в отраслях, конкурирующих с импортом. Эти меры, которые принимают форму импортных пошлин и квот на поставку товаров, являются наиболее распространенными. Целью тарифных барьеров является обеспечение того, чтобы товары, конкурирующие с импортом, были достаточно конкурентоспособны для объема внутреннего рынка.
2. Налоговые и таможенные преимущества предоставляются путем освобождения производителей, конкурирующих с импортом, от прямых платежей.
3. Льготные кредиты направлены на обеспечение развивающихся секторов необходимыми финансовыми ресурсами.
4. Контроль за использованием промежуточных факторов производства и компонентов национального производства (местные нормативные акты) - государственный контроль за использованием значительной части материалов (промежуточных факторов, компонентов), производимых в пределах национальных границ в различных секторах.
5. Передача и импорт технологий — это метод государственного вмешательства, направленный на обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной промышленности.
Стратегия импортозамещения может быть чрезвычайно эффективной в определенные периоды экономического развития, поскольку во многих случаях она помогает преодолеть распад национального экономического комплекса и восстановить целостность процесса общественного воспроизводства.
Но, в дополнение к положительным аспектам этого роста: привлечение капитала, внедрение современных технологий, овладение опытом ведения бизнеса и управления, создание новых квалифицированных рабочих мест, можно увидеть отрицательные результаты и тенденции - отказ со стороны государства от активной промышленной политики, структурная рецессия национальной экономики, снижение высокотехнологичных секторов, усиление направленности сырья для промышленного и сельскохозяйственного производства.
Реализация стратегии импортозамещения может наносить некоторый ущерб развитию национальной экономики. Эта политика по своей сути не является защитной и противоречит принципам свободной международной торговли, чрезмерное развитие данной стратегии, приведет к тому, что неэффективные отечественные организации будут получать выгоду, используя свое монопольное положение и непропорционально повышать цены. Чтобы избежать таких ситуаций, необходим тщательный анализ и обоснование действующих таможенных механизмов и гарантий.
Успешная реализация политики импортозамещения во многом обусловлена развитием малых и средних предприятий. Наиболее популярными являются меры государственной помощи малому и среднему бизнесу, которые стимулируют импортозамещение, разработку и внедрение новых технологий и продуктов.
1.3. Анализ экспортного потенциала на современном этапе в РФ
Для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и расширения мирохозяйственных связей необходимо формировать и развивать экспортный потенциал страны. Ежегодное сокращение совокупного российского экспорта указывает на наличие барьеров для реализации потенциала и обеспечения стабильного роста производительности реальных секторов экономики.
В связи с этим актуальным является выявление критериев для формирования экспортного потенциала отраслей, изучение особенностей и показателей несырьевого неэнергетического экспорта и формирование мер для преодоления ключевых препятствий на пути развития экспортного потенциала в России.
Экспортный потенциал, в широком смысле, представляет собой способность национальной экономики, отраслей, предприятий производить конкурентоспособные товары и услуги и экспортировать их на мировые рынки. На уровне предприятия экспортный потенциал может быть определен как ресурсы и средства, которые могут быть использованы для достижения поставленных производственно-коммерческих целей на внутренних и внешних рынках [28].
Исходя из существующих на данный момент исследований, можно дать следующее определение данному понятию. Экспортный потенциал отрасли — это способность предприятий отрасли, определяемая совокупностью производственного, кадрового, финансового и рыночного потенциалов, экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки. В экономической теории существуют различные подходы к определению факторов, формирующих экспортный потенциал, и критериев, которые используются при оценке уровня потенциала.
Учитывая наличие разных уровней оценки категории «экспортный потенциал» выделим две группы факторов:
1. Внешние факторы, к которым следует отнести государственное регулирование (стимулирование национального экспорта путем страхования экспортных поставок, кредитование производств, информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности и т.д.), политический фактор (протекционизм и наличие специальных межправительственных программ), характеристика отрасли и внутреннего рынка, характеристика экспортного рынка (конъюнктура мировых товарных рынков), нормативно-правовая база (таможенное и тарифное регулирование, сходство правовых и регулирующих норм).