Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны

superrrya 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.11.2021
Объектом выпускной квалификационной работы является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации, как составная часть экономической безопасности страны. Предметом исследования являются организационная и правовая специфика таможенно-валютного контроля за экспортно-импортными операциями, актуальные вопросы реализации и ключевые направления развития валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ. Целью настоящего исследования является анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации как составной части экономической безопасности страны, а также разработка рекомендаций по совершенствованию валютного контроля. Для достижения поставленной цели необходима последовательная реализация следующих задач: • проанализировать понятие и виды экономической безопасности страны, а также ключевые механизмы ее обеспечения; • определить роль валютного регулирования и валютного контроля в обеспечении экономической безопасности страны; • идентифицировать современные угрозы экономической безопасности России и их влияние на экономическую безопасность; • определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля; • рассмотреть порядок и особенности осуществления валютного контроля таможенными органами; • рассмотреть порядок взаимодействия банков и таможенных органов в сфере валютного контроля; • выявить проблемы валютного контроля и таможенного регулирования России на современном этапе; • предложить направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами. Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных экономистов, исследующих комплекс проблем в области экономической безопасности и осуществления внешнеэкономической деятельности в целом таких как: Г. С. Вечканов, В. Л. Тамбовцев, В. И. Лукашин, Ю. С. Курочкина и др. Информационная база составлена с использованием Федеральных законов, действующих нормативных актов федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, Федеральной Таможенной Службы, а также Указа Президента «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Методами, используемыми в данной работе, являются: • системный анализ, который используется для изучения понятий и процессов, связанных с осуществлением валютного контроля в РФ; • структурно-функциональный анализ используется для разделения всего процесса осуществления валютного контроля на элементы, выделения основных функций элементов и рассмотрения их как единого целого применением изменяющихся условий внешней среды. • статистический метод предполагает использования данных государственной и таможенной статистики, а также использование официальных рейтингов, докладов и отчетности для подтверждения данных исследования Структура работы включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения. Основная часть работы разделена на три главы. Первая глава носит теоретический характер, где рассматривается понятие экономической безопасности, выявляется роль валютного контроля для обеспечения экономической безопасности страны и идентифицируются угрозы для экономической безопасности РФ. Вторая глава посвящена осуществлению валютного контроля таможенными органами. В третьей главе выявлены основные проблемы осуществления валютного контроля и рассматриваются основные направления развития валютного контроля в ЕАЭС.
Введение

Валютный контроль являются инструментом денежно-кредитной политики, механизмом финансовой стабилизации, а также способствует развитию внешней торговли государства. Одной из проблем в Российской Федерации является постоянный отток капитала, в том числе и в иностранной валюте, за границу. Сохранение валютных ресурсов Российской Федерации требует использование более эффективной системы таможенно-банковского контроля. Подобная система была введена недавно и уже показывает хорошие результаты: уменьшение незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами Российской Федерации, снижение сокрытой выручки предприятий. Причиной успеха послужило введение двустороннего валютного контроля. С одной стороны, он разделяется на контроль за получением валютных поступлений, а с другой на контроль над платежами за импортируемые товары. Чтобы достичь такого же успеха зарубежные страны, являющиеся глобальными лидерами в мировой экономике, используют политику ограничений, направленных на пресечение оттока валютных ценностей. Экономическая безопасность очень важна для обеспечения экономического суверенитета страны и устойчивого роста. К видам экономической безопасности страны относятся: оборонная, оборонно-промышленная, энергетическая и финансовая. Финансовая безопасность реализуется посредством валютного регулирования и валютного контроля. Валютный контроль, а также валютное регулирование выступают как инструменты денежно-кредитной политики, направленные в область обращения валютных ценностей, связанных с перемещением капитала и внешней торговлей, операциями с наличной иностранной валютой. Так же валютный контроль обеспечивает стабильность и конвертируемость российской валюты. Нынешнее состояние российской экономики, ее перспективы развития, а также финансово-кредитная политика, проводимая государством, определяют цель и задачи этой системы и «направлены на защиту российской экономики от противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений». Создание адекватной правовой базы для осуществления контроля по валютным операциям предполагает создать условия для предотвращения и пресечения правонарушений, совершенных какими-либо лицами при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ и движение валютных ценностей, обеспечение возврата незаконно вывезенного капитала из страны. Законодательная реформа в области валютного регулирования на сегодняшний день направлена на упрощение и постепенное упразднение ограничений при осуществлении операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями. В то же время в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка ЦБ РФ продолжает работу по созданию нормативной базы, которая стабилизирует денежную сферу, что предотвращает утечку капитала за рубеж. Валютное регулирование является одним из механизмов реализации денежно-кредитной политики и выполняет важную функцию в реализации государственной экономической программы. Обменный курс национальной валюты, уровень валютных резервов платежный баланс, инструменты валютного регулирования – макропараметры, влияющие на обеспечение необходимой тенденции развития внешней торговли, защищая при этом от негативного воздействия, иностранного спекулятивного капитала и неконтролируемого отвлечения национального капитала. Особую актуальность приобретают валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями в условиях развития внешнеторговых операций и необходимости обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов. В связи с этим необходимо найти более эффективные пути реализации функций по валютному контролю, которые позволили бы повысить экономический уровень страны. Чтобы вывести валютный контроль на качественно новый уровень необходимо эффективно использовать информационные ресурсы в данной области. Это играет большую роль, т.к. интеграционные процессы, частью которых является Россия могут оказывать тяжелые последствия в политической и экономической сфере, и эти проблемы могут привести к трате огромных ресурсов и политическому кризису. Происходящие в настоящее время изменения законодательства в сфере валютного контроля, в целом соответствуют ситуации, сформировавшейся в экономике нашей страны. Несомненно, вопросы валютного регулирования, в соответствии с конституцией, находятся только в ведении нашего государства. На данном этапе развития мировой экономики стратегической задачей государства является создание и укрепление международного финансового центра в лице Москвы, поскольку это способствует усилению роли и значения страны в мире. Основная цель создания таких центров – приток капитала не только в город, но и в страну, а также пополнение бюджетной составляющей, обеспечение занятости населения и в результате выполнения этих задач, рост ВВП. А это в свою очередь требует четкого валютного и правового регулирования и высокоэффективного валютного контроля [14].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические основы валютного контроля как составной части экономической безопасности страны 8 1.1 Экономическая безопасность страны: понятие и виды, механизм обеспечения 8 1.2 Роль валютного регулирования и валютного контроля в обеспечении экономической безопасности страны 15 1.3 Идентификация современных угроз экономической безопасности России и их влияние на экономическую безопасность 23 2 Осуществление валютного контроля таможенными органами 27 2.1 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России при осуществлении валютного контроля 27 2.2 Порядок и особенности осуществления валютного контроля таможенными органами 33 2.3 Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля на примере АО «Россельхозбанк» 42 3 Совершенствование механизма валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 48 3.1 Проблемы валютного контроля и таможенного регулирования Российской Федерации на современном этапе 48 3.2 Направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Список литературы

1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). 2. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_45458/ 3. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ. 4. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ. 5. Российская Федерация. Указ Президента. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 // СПС Консультант плюс. – Текст: электронный. 6. Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля". 7. Постановление Правительства РФ от 26.09.2017 N 1160 "Об утверждении Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации и внесении изменений в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля". 8. Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2256 "Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности". 9. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2018 г. N 123 "О мерах, направленных на совершенствование работы таможенных органов Российской Федерации с информацией, необходимой для осуществления уполномоченными Правительством Российской Федерации органами валютного контроля функций". 10. Приказ ФТС России от 17.07.2019 N 1171 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений». 11. Агапова, А.В. Практика осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации [Текст] / А.В. Агапова, Т.Г. Максимова, А.А. Антипов // Международная торговля и торговая политика. – 2018. – N4 (16). – С.122-125. 12. Антипов, А.А. Практика проведения валютного контроля таможенными органами России [Текст] // Таможня. – 2019. – N8 – С.24-29. 13. Бирюкова, Е.А. Актуальные вопросы валютного контроля в современное время [Текст] // Молодой ученый. – 2018. – N 5. – С.50-54. 14. Бондарь, У.И. Концепция создания международного финансового центра в России [Электронный ресурс] / У.И. Бондарь, Д.А. Сафоненко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – N11-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sozdaniya-mezhdunarodnogo-finansovogo-tsentra-v-rossii 15. Васильева, Л.П. экономическая безопасность: определения и сущность [Электронный ресурс] // Журнал прикладных исследований. 2020. N3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-opredeleniya-i-suschnost. 16. Великанова, А.В. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля [Текст] / А.В. Великанова, П.А. Паулов // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – N3 (20). – С. 180-182. 17. Вечканов, Г. С. Экономическая безопасность [Текст]: Учебник для вузов / Г. С. Вечканов. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 245 с. 18. Всяких, Ю. В., Латышева, А. И. Валютное регулирование в современной России [Текст] / Ю.В. Всяких, А.И. Латышева // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ». – 2015. – N 4. – С. 70–73. 19. Захаров, Б.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития [Текст] // Международные банковские операции. – 2018. – N 4. – С.36-37. 20. Каранина, Е.В. Финансовая безопасность [Текст]: учебное пособие / Е.В. Каранина. – Санкт-Петербург: ИЦ "Интермедия", 2016. – 336 с. 21. Киселева Е.С. Проблемы и перспективы развития валютного регулирования ЕАЭС [Текст] // Экономические науки. – 2019. – N7 – С.25-30. 22. Коваль, А.А. Валютный контроль в РФ: архаизм или необходимость [Текст] // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – N4. – С.41-46 23. Консейсао, П. Доклад ООН «О человеческом развитии 2019» [Электронный ресурс] / П. Консейсао // United nations development programme. Human Development Reports. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (дата обращения 16.05.2019). 24. Курочкин, Ю. С. Экономическая война [Текст] / Ю. С. Курочкин. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2001. – 149 с. 25. Лукашин, В. И. Экономическая безопасность [Текст]: учебно-практическое пособие / В. И. Лукашин. – Москва : Флинт, 2010. – 210 c. 26. Мантусов, В.Б. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации [Текст] / В.Б. Мантусов, С.В. Шкляев // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – N1. – С. 7-16. 27. Матвиенко, Г.В. К вопросу взаимодействия таможенных органов и иных органов валютного контроля и толковании норм валютного законодательства [Текст] // Финансовое право. – 2019. – N8 – С.36-38 28. Мовсеян, А.Г. Международные валютно-кредитные отношения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.Г. Мовсеян, С.Б. Огнивцева. М.: ИНФРА – М, 2018. 312 с. 29. Николаева, И.Г. Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле [Текст] // Юридическая наука. – 2018. – N2. – С.142-150. 30. Нынкин, О.А., Ахмедзянов, Р.Р. Роль таможенных органов Российской Федерации в системе валютного регулирования [Электронный ресурс] / О.А. Нынкин, Р.Р, Ахмедзянов // Colloquium-journal. – 2019. – N 11-3. – С. 25-27. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.aspid=38304303 31. Обзор рисков финансовых рынков [Текст] // Информационно-аналитические материалы. – 2018. – N 4. – C. 8-7. 32. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] // Данные об экспорте-импорте России за январь-декабрь 2020 года. Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal 33. Оценка рисков и угроз экономической безопасности России 2018–2020 гг. [Текст]: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 10–11 апреля 2018 г.). – М.: Институт экономики РАН, 2018. – 249 с. 34. Панченко, В.И. Валютное регулирование [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Панченко. – СПб.: Троицкий мост, 2018. 240 с. 35. Подосинников Е.Ю. Валютный контроль: понятие, сущность и роль в системе валютного регулирования [Текст] // Экономические науки. – 2019. – N5. – С.14-19. 36. Пономаренко, В. Е. Валютное регулирование и валютный контроль [Текст]: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2012. – 301 с. 37. Производственная безопасность [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Шувалов, С. Г. Гендлер, Н. А. Туча. – СанктПетербург: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2005. – 326 с. 38. Свиридова, А.Н. Основные проблемы осуществления валютного контроля и пути их решения [Текст] // Экономические науки. – 2019. – N4. – С.40-49. 39. Селивановский, А.С. Изменения в валютном законодательстве [Текст] // Бухгалтерские вести. – 2018. – N8. – С.21-25. 40. Сергеевна, Я.В. Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года [Текст] // Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г. 41. Симионов, Ю. Ф. Валютные отношения [Текст] / Ю.Ф. Симионов, Б.П. Носко: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 300 с. 42. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в России в условиях финансово - экономического кризиса [Текст] // Финансы и кредит. – 2014. – С. 5-7. 43. Соловьева А.М., Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в России в условиях-финансово-экономического кризиса [Текст] // Финансы и кредит. – 2018. – N33. – С.59-64. 44. Тамбовцев, В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы [Текст] / В. Л. Тамбовцев // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – N 3. – С. 37–42. 45. Таможенная служба Российской Федерации в 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru 46. Тарасов, А.В. Проблемные вопросы при организации и проведении валютного контроля таможенными органами [Текст] // Молодой ученый. – 2017. – N3. – С.69-72. 47. Тимофеева, Е. Ю., Семенова А. В. Валютное регулирование и валютный контроль [Текст] / Е.Ю. Тимофеева, А.В. Семенова: учебное пособие для студ. спец. 036401.652 «Таможенное дело». – СПб.: СПбГУСЭ, 2013. – 183 с. 48. Тимохин, А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля [Текст] / А.Тимохин, Т.В. Дорожкина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – N 5. – С. 89-92. 49. Худжатов, М.Б. Совершенствование валютного контроля при экспорте товаров из Российской Федерации [Текст] // Экономические науки. – 2019. – N 17. – С.15-38. 50. Чеботарева, М. С. Продовольственная безопасность в России и мире: сущность и проблемы [Текст] / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. – 2012. – N 8 (43). – С. 149–151. 51. Юрченко, О.А. Анализ системы валютного регулирования и валютного контроля в государствах-членах ЕАЭС [Текст] // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – N4. – С.185-192. 52. Яковлев, А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль [Текст]: учебник – СПб.: Альба, 2019. – 45 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы валютного контроля как составной части экономической безопасности страны 1.1 Экономическая безопасность страны: понятие и виды, механизм обеспечения В любом государстве один из основных приоритетов - экономическая безопасность. Её роль заключается в формировании и укреплении позиции государства на международной арене. Необходимость достижения экономической безопасности обусловлена тем, что в этом случае будут соблюдаться интересы государства, а также приниматься более эффективные социально-экономические решения. Она играет важнейшую роль для поддержания нормальных условий жизнедеятельности населения страны на любом уровне, гарантируя надежную работу всей экономической системы, выполнение социально-экономической политики государства. Термин экономическая безопасность можно определить, как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [5]. Но есть и другие пути к пониманию и определению экономической безопасности. Например, Г. С. Вечканов под экономической безопасностью понимает «экономическую категорию, характеризующую состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [17]. В. Л. Тамбовцев определяет, как «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающая возможность достижения целей системы» [44]. В. И. Лукашин: «экономическая безопасность – это такое состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность тесно связана с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т. п.» [25]. Ю. С. Курочкин считает, что «экономическая безопасность – способность экономики удовлетворять внутренний спрос и компенсировать предложение (оплатить восполнение спроса) извне собственными ресурсами» [24]. Экономическая безопасность имеет множество определений, но несмотря на это можно сказать, что ее предназначение заключается в том, чтобы у государства были возможности обеспечить процесс эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах жизни общества. Задачи и направления в сфере обеспечения экономической безопасности, рассматриваемые в Указе Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», включают: 1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4) устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики; 7) обеспечение безопасности экономической деятельности; 8) развитие человеческого потенциала. Рассмотрим экономическую безопасность всех экономических уровней. В ней выделяют следующие объекты: человеческие и финансовые ресурсы, природные богатства, хозяйствующие структуры, предприятия, регионы [17]. Если посмотреть Федеральный закон N390-ФЗ «О безопасности», к субъектам экономической безопасности относятся: министерства и ведомства, комитеты и комиссии Федерального собрания РФ, банки, страховые компании, налоговые службы, Президента РФ, Правительство РФ [3]. Составные структурные компоненты экономической безопасности: финансовая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, производственная безопасность, научно-технологическая и информационная-правовая безопасность [15]. Финансовая безопасность – это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание [20]. Продовольственная безопасность – означает, что экономика в состоянии обеспечить население страны продуктами питания, питьевой водой и другим продовольствие в достаточном объеме, который необходим как для подержания здоровья населения, так и для дальнейшего его роста. Экологическая безопасность – обеспечение защиты прав населения на благоприятную и здоровую окружающую среду для проживания. Производственная безопасность – совокупность элементов, взаимодействующих таким образом, чтобы производственной объект выполнял производственные функции при условии обеспечения безопасности населения…» [37]. Научно-технологическая безопасность – состояние защищенности при котором интересы личности и государства обеспечиваются благодаря развитию научных знаний, используемых для экономического развития страны. Информационно-правовая безопасность – Информационная безопасность предполагает защищенность информации от случайных и преднамеренных воздействий, угрожающих нанесением вреда владельцам информации [43]. Цифровая безопасность – предусматривает защищенность информации от несанкционированных вмешательств, а также ее конфиденциальность, целостность и доступность. Можно сказать, что основой экономической безопасности являются: экономическая независимость, устойчивый рост экономических показателей и способность страны к саморазвитию. Состояние, в котором действительно находится экономическая безопасность можно определить с помощью показателей и индикаторов, определяющие пороговые значения. Пороговые значения, в свою очередь, очень важны для объективной оценки состояния, в котором находится экономическая безопасность. Но что из себя представляют эти «пороговые значения»? В. А. Богомолов пишет: «Под пороговыми значениями подразумевают предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства и приводит к разрушительным тенденциям в области экономической безопасности» [50]. Пороговые значения определяются по показателям, являющимися частью системы показателей экономической системы. Стоит отметить, что есть показатели, которые находятся в норме, но при этом не соответствуют границам пороговых значений, например, инфляция. Для уровня инфляции нормой считается если за год прирост цен составляет 5-6%, хотя пороговое значение для инфляции – 25%. Это объясняется тем, что пороговое значение устанавливает максимально допустимое значение. Если все показатели находятся в пределах пороговых значений, при этом не жертвуя каким-то конкретным показателем, тогда можно сказать что степень безопасности на высоком уровне. Для того, чтобы упорядочить значения показателей их делят на макси-индикаторы и мини-индикаторы, которые отражают максимально и минимально допустимые значения, соответственно [15]. Если значения показателей находятся за их пределами, то экономика страны теряет возможность к динамическому росту и не может развиваться. Поэтому нужно уделять особое внимание формированию пороговых значений и их фактическому соответствию. Для того, чтобы повысить уровень экономической безопасности страны необходим подходящий механизм обеспечения. Такой механизм должен содержать организационные, экономические и правовые меры для предупреждения финансовых угроз, а также следующие элементы: • объективный и всесторонний прогноз состояния экономики и общества в целях раскрытия, моделирования и предотвращения угроз экономической безопасности; • выработку пороговых значений социально-экономических характеристик, неисполнение которых приводит к нестабильности и конфликтам; • работа государства по раскрытию и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Основой целью механизма является формирование необходимых условий для жизни и развития личности и общества и противодействия внутренним и внешним угрозам. Но для начала государству необходимо выработать стратегию обеспечения экономической безопасности, которая будет нацелена на защиту населения и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала [25]. В Российской Федерации механизм обеспечения экономической безопасности выполняет ряд важных функций, а именно: защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции [23]. Защитная функция – защита экономики от внутренних и внешних угроз при условии наличия достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения ее работы необходимо: • наличие и действенное применение социально-экономических ресурсов страны; • рациональное применение и охрана существующих природных ресурсов; • улучшение управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях; • защита национальной экономики от внешнего воздействия, уничтожение внешних вторжений и рисков. Регулятивная функция – нейтрализация или снижение рисков и обеспечение экономической безопасности. Это возможно благодаря механизмам, которые представлены различными подсистемами экономических отношений: • внутрихозяйственным; • механизмом рынка; • механизмом государственного регулирования экономики. Каждый из названных регулирующих механизмов имеет свои объекты и субъекты, функции, а также методы и инструменты. На Превентивная функция – предугадывание и последующее предотвращение кризисных ситуаций, возникновения внутренних и внешних угроз и рисков. Функция реализуется за счет мероприятий: социально-экономические, технологические, организационные. Основой данных мероприятий является информационная составляющая обеспечения экономической безопасности. А это значит, что для реализации эффективных мероприятий и качественного прогнозирования рисков необходимо, чтобы информация была качественной, достоверной, достаточной и современной. Инновационная функция – способ разрешения кризисных ситуаций, внутренних и внешних угроз и рисков с помощью поиска новых и нетрадиционных решений. Социальная функция – способность экономики в поддержании нормальных условий жизнедеятельности как для населения страны на любом уровне, так и для социальных групп. Данная функция призвана, чтобы бороться с такими рисками как: безработица, дифференциация доходов, преступность, коррупция и др. Важную роль в жизни каждого государства играет экономическая безопасность страны, обеспечивая экономическую независимость государства и способность к устойчивому росту. В Российской Федерации для этого есть Указ Президента от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" в котором описаны задачи и направления для обеспечения экономической безопасности, а также вызовы и угрозы с которыми приходиться сталкиваться. Экономическая безопасность подразделяется на несколько компонентов: финансовая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, производственная безопасность, научно-технологическая и информационная-правовая безопасность, которые необходимо поддерживать в нормальном состоянии. Для этого используют показатели и индикаторы, определяющие пороговые значения. Если каждый показатель находится в пределах пороговых значений, при этом не жертвуя каким-то конкретным показателем, то степень безопасности на высоком уровне. Если же значения показателей находятся за пределами пороговых значений, то экономика страны теряет возможность к динамическому росту и не может развиваться. Повышение уровня экономической безопасности очень важно, а поэтому необходимы подходящие механизмы обеспечения. Они должны содержать организационные, экономические и правовые меры для предупреждения финансовых угроз и выполнять защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции для обеспечения экономической безопасности страны. 1.2 Роль валютного регулирования и валютного контроля в обеспечении экономической безопасности страны В последние годы оказывается большое давление извне на экономику России. Это давление создают угрозу для независимости страны, экономической стабильности и способности к конкуренции на мировой арене. Государственный и частный сектора, как и население страны, не могут поддерживать рост своего благосостояния. Наиболее важным в этом списке является конкурентоспособность, т.к. она является своего рода двигателем прогресса. Необходимы постоянные изменения и инновации, чтобы иметь возможность конкурировать. Но также необходимо поддерживать другие для обеспечения экономической безопасности государства. Россия в данный момент не в состоянии осуществлять внешнеэкономическую деятельность в своих интересах, т.к. ее экономика отстает от развитых экономик других стран из-за чего расчеты проводятся в иностранной валюте. Исправить ситуацию можно совершенствуя механизмы, которые бы позволили России быть наравне с развитыми странами. К одному из таких механизмов можно отнести валютное регулирование и валютный контроль. Правовой базой валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ [2]. Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Его целью является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества». Цели валютного регулирования: • обеспечение устойчивого функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; • контроль порядка проведения валютных операций; • определение порядка перемещения валюты на внутреннем валютном рынке и за пределы государства; • регламентация и контроль международных расчетов в иностранной валюте; • обеспечение стабильности курса национальной валюты и национального платежного баланса; • защита экономических интересов государства. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется следующим образом: уполномоченные банки осуществляют контроль за проводимыми валютными операциями, если валютное законодательство нарушается – информация об этом передается в соответствующее территориальное подразделение Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ); эта информация передается ЦБ РФ в ФТС России и ФНС России в зависимости от компетенции, далее — в региональные управления, таможни и налоговые инспекции для того чтобы провести проверку по предполагаемым нарушениям валютного законодательства. В свою очередь они могут находить признаки несоблюдения валютного законодательства на основании, которые есть в информационных системах. Таможенные органы проводят проверочные мероприятия по внешнеторговым контрактам (экспорт/импорт), налоговые органы — по контрактам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг. Когда речь заходит о государственном воздействии на участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), интересы государства определяют роль и место валютного регулирования в валютной политике. Государственные органы осуществляют валютное регулирование на законодательном, организационном и экономических уровнях. Валютный контроль является важной и неотъемлемой частью валютной политики и может рассматриваться не только как механизм контроля за соблюдением валютного законодательства, но как способ нетарифного регулирования ВЭД. Для того, чтобы исследовать процессы валютного регулирования и валютного контроля, разрабатывать методы повышения эффективности использования валютных процессов при осуществлении торговых сделок необходимы правовая и экономическая база. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; • единство системы валютного регулирования и валютного контроля; • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютное регулирование, по мнению некоторых авторов, осуществляется по следующим направлениям [18;36;41]: • формирование и постоянное совершенствование законодательной и нормативной базы в области валютных отношений; • мониторинг и контроль за деятельностью участников ВЭД при осуществлении торговых сделок и проведении расчетов по ним; • проведение Правительством РФ и ЦБ РФ регулирующего своевременного воздействия на работу валютного механизма. Основными способами воздействия Правительства РФ и ЦБ РФ на работу валютного механизма являются: управление динамикой рыночного валютного курса, установление системы валютного курса рубля, ликвидация внешнего долга, обеспечение необходимого значения золотовалютных запасов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 75 страниц
860 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg