Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам

superrrya 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.11.2021
Цель работы: изучить особенности развития гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам. Объект исследования: гибкие навыки у подростков. Предмет исследования: формирование гибких навыков у подростков в процессе обучения иностранным языкам. Гипотеза исследования: применение тренингов на уроках иностранного языка способствует развитию гибких навыков и приведет к формированию прочных социально-психологических знаний, умений, навыков старшеклассника в процессе обучения, необходимых для развития ключевых компетенций двадцать первого века, а именно: коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность. Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать навыки, которые необходимо освоить современному человеку. 2. Рассмотреть понятие гибких навыков. 3. Изучить методы развития гибких навыков. 4. Проанализировать организацию и методы диагностики гибких навыков 5. Провести эксперимент для оценки сформированности развития soft skills в процессе обучения на старшем этапе; 6. Разработать программу формирования гибких навыков на уроке иностранного языка. 7. Проанализировать результаты исследования формирования soft skills в процессе обучения подростков иностранному языку. 8. Разработать рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills на уроках. Теоретико - методологическими основаниями исследования являются фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных исследователей, ученых, преподавателей, среди них Абашкина О., Баринова О.В., Гайдученко Е., Марушев А., Давидова В., Жадько Н.В., Чуркина М.А., Иванов Д., Канардов И., Клюковская И., Мирошниченко А.Н., Новиков А.М., Чошанов М.А., Чуланова О.Л., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Татаурщикова Д., Шипилов В. и другие. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Тест креативности» Э.П. Торренса, «Тест коммуникативных умений» Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), «Тест на критическое мышление» Ю.Ф. Гущина (адаптация И.И. Ильясова). Выбор данных методик был обусловлен такими их характеристиками как надежность и валидность. База исследования и выборка: всего в исследовании участвовало 18 учащихся 11 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №50» (МБОУ «Гимназия №50») Канавинского района г. Нижнего Новгорода. Все 18 подростков участвовали в первичной диагностике, затем все участники были разделены на экспериментальную и контрольную группу (по 9 человек в каждой группе). С подростками экспериментальной группы в течение 2 месяцев (с частотой 2 раза в неделю) проводили занятия, нацеленные на формирование soft skills. Участники контрольной группы в данных занятиях не участвовали. Затем была проведена повторная диагностика участников экспериментальной и контрольной групп. Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней была изучена проблема развития гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут применяться в работе с подростками педагогами и психологами школ, также родителями детей подросткового возраста. Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Введение

Актуальность. В последнее время в современном обществе произошли различные социально-экономические преобразования, которые требуют от специалистов самостоятельности, инициативности и умения находить быстрые и правильные решения в различных проблемах. В настоящее время очень важны люди, которые умеют находить правильные и быстрые решения различных задач. Такое требование порождает необходимость формирования у учеников не только умения воспроизводить полученные знания, но и творчески применять их на практике. Следовательно, главной задачей образования является воспитание выпускников, которые будут готовы к различным изменениям информационного общества. Акцент делается на формирование самостоятельности, стремления к познанию, умения добывать и применять знания, и умения эффектно сотрудничать. Информационное общество отличается своей динамичностью и увеличением объема информации, где ученики не в состоянии ориентироваться и принимать адекватные решения. Поэтому, ученик, выйдя из стен школ, должен уметь анализировать ситуацию и адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно поэтому возникла необходимость развития гибких навыков у школьников. Поскольку изучение английского языка является значимым компонентом образованного человека, то рационально развивать гибкие навыки в процессе обучения подростков иностранным языкам. Хорошее знание английского языка современными школьниками - это залог успеха в будущей профессиональной деятельности. Давно устарело мнение, что изучение английского языка нужно только «будущим переводчикам», в настоящее время - знание английского языка - это естественный показатель грамотности и самодостаточности. Несмотря на важность формирования soft skills у учащихся, проблема развития гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам изучена недостаточна.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретический анализ по проблеме формирования гибких навыков 1.1. Навыки, которые необходимо освоить современному человеку. 1.2. Понятие гибких навыков 1.3. Методы развития гибких навыков 1.4. Уроки иностранного языка как метод развития soft skills Вывод по главе 1. Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей уроков ИЯ в формировании гибких навыков 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Программа тренинга по формированию гибких навыков на уроках ИЯ. 2.3. Анализ результатов формирования soft skills на уроках ИЯ. 2.4. Рекомендации учителям иностранного языка по формированию soft skills на уроках Выводы по главе 2. Заключение. Список литературы
Список литературы

1.Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. СПб.: Питер, 2016.- 109 с. 2.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2010. - 612 c 3.Большой психологический словарь / сост. В. П. Зинченко. Москва: АСТ, 2018.- 826 с 4.Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Москва: Академия, 2017. - 544 с. 5.Вялушкина, Т.В. Сущность ситуации успеха, ее значение для развития личности. М.: Наука, 2017. - 236 с. 6.Додонов, Б. И. Информационные теории эмоции / Б. И. Додонов // Психологический журнал. – 2014. – № 2. – с. 45-116. 7.Драганчук, Л. С. Поведение победителей / Л. С. Драганчук. – Москва: Проспект, 2015.- 173 с. 6.Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2016.- 464 с. 7.Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2017. - 543 с. 8.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер., 2018. - 254 с. Люсин, Д. В. Ушаков. Социальный интеллект - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. - 329 с. 9.Калугин, А. Ю. Смыслообразующая активность субъекта и типы ценностной направленности личности //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2014. – №. 4 (20). 10.Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. Москва: Владос, 2016. - 688 с. 11.Немов, Р. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – Litres, 2017. – 425 с. 12.Робертс, Р.Д. Эмоциональный Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Москва: Владос, 2018. – 238 с. 13.Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М.: Наука, 2017. - 236 с. 14.Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. – М.: Наука, 2016. -45 с. 15.Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сензитивности [Текст] / Г.К. Смит. – СПб.: Речь, 2010. – 250 с. 16. Сорокоумова, Г.В. Методика преподавание психологии [Текст]: Учебник / Г.В. Сорокоумова. – Н. Новгород: Изд-во УРАО НФ, 2017. – 308 с. 17.Сорокоумова, Г.В. Развитие социальной креативности будущих педаго-гов-лингвистов в образовательном пространстве вуза [Текст]: Монография / Г.В. Сорокоумова. – Н. Новгород: ООО Печатная Мастерская РАДОНЕЖ, 2018. – 180 с. 18.Сорокоумова, Г.В. Проектирование уроков как метод развития социальной креативности будущих педагогов [Текст] / Г.В. Сорокоумова // Гуманизация образования. – 2018. – № 6. 19.Сорокоумова, Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в XXI веке. / Издательский дом «Среда». – 2018. - 12 с. 20.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 672 с. 21.Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. – СПб.: Ювента, 2015.- 318 с. 22.Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франкл // Психология личности. – М., МГУ, 2010. – С. 118-126. 23.Хрестоматия по психологии: хрестоматия / под ред. А. В. Петровского. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2017.- 448 с. 24.Черникова, Е.Г. К вопросу изучения факторов риска современного детства / в сборнике: Приоритетные направления науки и технологий XXI века Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. с. 49-54 25.Чупров, В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2015.- 165 с. 26.Шактамаева, Д.Г. «Социоигровое общение на уроках иностранного языка». Якутск, 2005 г. 27.Шингаров, Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г. Х. Шингаров. – М.: Наука, 2016. – 224 с. 28.Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ Э. Шпрангер // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2009. – С. 55-60. 29.Штомпка, П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 2016.-415 с. 30.Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. — М.: Логос, 2015. – 400 с. 31.Щепанский, Я. Элементарные понятия социологии. М., 2017. - 51 с. 32.Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. М., 2016. – 317 с. 33.Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Бреслав Г.М. - Москва: Просвещение, 2016.- 176 с. 34.Энциклопедия психологических тестов.- М., 2018. - с. 834. 35.Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / Фоппель К. - Москва: Генезис, 2016.- 240 с. 36.Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Бахрах - М, 2016. 624 с. 37.Энциклопедия психологических тестов / Под ред. В.Хохликовой - Москва: Просвещение, 2015. 482 с. 38.Эриксон, Э. Детство и общество. СПб.: Мастера психологии, 2019. - 448 с. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. - Москва: Просвещение, 2015. 621 с. 39.Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово, 2010. – 204 с. 40.Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова. – СПб.: Иматон, 2016. – 56 с. 41.Мир VUCA и подходы выживания в нем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm (дата обращения: 27.04.2021). 42.Саведра, А.Р. Какие навыки и знания нужны в XXI веке / А.Р. Саведра, В.Д. Опфер; перевод Е. Жолниной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch2045zg.mskobr.ru/conditions/proforientacionnaya_rabota/chto_takoe_soft_skills_i_hard_skills/ (дата обращения: 21.04.2021). 43.Харари, Ю.Н. Краткая история будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.libfox.ru/682895-yuval-harari-homo-deus-kratkaya-istoriya-budushchego.html (дата обращения: 27.04.2021). 44.Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 25.04.2021). 45.Сollins Dictionary [сайт] // Сollins .- HarperCollinsPublishers, 2008. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills.(дата обращения: 27.04.2021). 46. Oxford English Dictionary [сайт]. URL:https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/soft-skills. (дата обращения: 27.04.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ по проблеме формирования гибких навыков 1.1. Навыки, которые необходимо освоить современному человеку Жизнь современного человека меняется ежедневно. Возникают новые технологии, происходят разные открытия и появляется много новой интересной информации. Именно поэтому, те навыки и умения, которые были необходимы человеку множество десятилетий назад, в современном мире не так актуальны и значимы, они потеряли свою ценность на фоне инноваций жизни. В современном обществе в числе приоритетов - развитие soft skills (известных также как «гибкие», «мягкие», «человеческие» навыки, «навыки XXI века»; «ключевые», «основные», «сквозные» или «универсальные», «метакомпетенции» и т. п.). Это комплекс взаимосвязанных с личностными качествами и ценностными установками неспециализированных, т.е. не связанных с конкретным учебным предметом, надпрофессиональных навыков, которые способствуют успешности, высокой эффективности деятельности, в том числе в малознакомой, изменяющейся среде: быстро ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, принимать решения, учиться новому и пр. [45]. Существует большое количество точек зрения о том, какие именно навыки и компетенции необходимо развивать в человеке, чтобы он был успешен в современном мире. Наиболее популярной является модель «4К», в которой представлены основные ключевые компетенции, необходимые для обучения в современном мире. К ним относятся: communication (коммуникация), cooperation (кооперация, сотрудничество), creativity (креативность), criticalthinking (критическое мышление). Эта модель была разработана в 2002 году, а в 2012 году, благодаря исследованиям, была подтверждена эффективность этой модели. Активно используя компетентностную модель «4К» можно выявить приоритеты в развитии гибких навыков в системе образования. Коммуникация включает в себя: легкость установления контакта, умение договариваться, поддержание разговора, наличие навыков публичных выступлений, умение приводить убедительные аргументы; отстаивание своей позиции и своих интересов; преодоление конфликтных ситуаций; умение использовать навыки активного слушания, умения правильно задавать вопросы; осознанное применение невербальных способов коммуникации. Коллаборация - это навык объединения в группу с целью решения общей задачи, умение работать в команде, навыки организации командной работы. Критическое мышление: навык и умение выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты по отношению к ситуациям и проблемам, наблюдательность, способность к интерпретации, анализу ситуации, умение давать точные оценки. Креативность представляет собой продуктивность (способность к производству объектов творчества), гибкость (способность находить новые решения, умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также умение быстро менять свое мышление и поведение в зависимости от актуальной ситуации), оригинальность (навык выдвижения новых, необычных и неожиданных идей, которые значительно отличаются от уже известных) и умение решать сложные задачи [46]. Понимая, какие навыки приоритетны для человека XXI века, можно быть точнее направленными в выборе образовательных технологий, нацеленных на формирование «жестких (когнитивных) навыков» и на формирование «гибких навыков». На основе современных исследований можно выделить следующие группы и социальные навыки, актуальные для применения в старших классах при изучении иностранного языка: 1. Коммуникативные ? умение слушать ? убеждение и аргументация ? доброжелательность ? самопрезентация ? публичные выступления 2. Межличностные способности: ? способность к командной работе; ? вдохновлять других на участие в работе; ? разрешать конфликты 3. Аналитические/исследовательские навыки: ? способность оценить ситуацию ? креативное мышление ? логическое мышление ? поиск и анализ информации ? проектное мышление 4. Гибкость / адаптивность / управление несколькими приоритетами: ? планирование и целеполагание ? тайм-менеджмент 5. Лидерство / навыки управления: ? способность взять на себя ответственность ? организаторские способности ? контроль реализации задач 6. Саморазвитие: ? способность к обучению ? ответственность ? развитие научного и творческого потенциала. Эти навыки вполне соответствуют заявленным в ФГОС результатам изучения предметной области «Иностранные языки» и предполагают «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях; владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны» [ФГОС, с. 9]. Особое внимание следует уделить таким способностям, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Т.е., в целом, способности осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а так же умение ими управлять. Активно развивать данные навыки следует в школьном возрасте, так как основы будущей личности формируются в школьном детстве, который является периодом фактического склада личности [8]. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного школьника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Своевременное развитие гибких навыков поможет успешному развитию самосознанию детей, рефлексии и децентрации. Развитие личностного потенциала зависит от комплекса психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение. На основе этих свойств формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость, развитие социальной перцепции как способности к пониманию и моделированию социальных явлений, прогнозирование развития межличностных отношений, умение осуществлять внеситуативно-личностное взаимодействие. Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в школьном возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Школьники, более способные к интенсивным и разнообразным эмоциям, становятся также более способными к их торможению волевым усилием. Особо важными навыками для современного человека является умение учиться и проактивное мышление. Чем сильнее развито у человека умение учиться, тем он меньше времени тратит на усвоение нового материала. Следовательно, остальные гибкие навыки также будет легче освоить. Проактивное мышление представляет собой сознанный выбор реакций на различные раздражители. Человек имеет личные жизненные принципы, понимает свои глубокие ценности и в соответствии с ними реагирует, независимо от условий и обстоятельств. Иначе говоря, человек способен выбрать свою реакцию и восприятие окружающего мира. 1.2. Понятие гибких навыков В последнее время активно стали употреблять термин soft skills (англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Данные навыки позволяют быть успешным, независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Понятие гибких навыков берет начало в сфере психологии. Soft skills связаны не сконкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с людьми. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между softskills и характером человека, его темпераментом, личным опытом и индивидуальными особенностями. Ключевая сторона вопроса softskills - это личность. В данном случае, имеется в виду сочетание личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям и целям. Soft skills - это универсальные компетенции и личностные качества, которые сложно измерить конкретными показателями. Эти гибкие навыки зависят от характера человека и нарабатываются в практической деятельности, с опытом. Например, креативность, красноречие, способность работать в команде, настойчивость и т.д. Гибкие навыки существовали и раньше, во все времена. Но раньше понятие soft skills не применялось. В настоящее время интерес к soft skills значительно возрос, и потребность в данных навыках стала ещё выше. Современные технологии развиваются настолько стремительно, что имеющиеся знания людей крайне быстро устаревают. Поэтому высоким профессионалом становится не тот работник, который когда-то приобрёл много знаний, а тот, кто умеет быстро осваивать новые знания, а также способен гибко и эффективно приспосабливаться в соответствии с новыми условиями и находить нестандартные решения [19]. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: ? умение убеждать, ? находить подход к людям, ? проявлять лидерские качества, ? вступать в межличностное общение и поддерживать его, ? вести переговорные процесс, ? работать в команде, ? эффективно заниматься личностным развитием, ? управлять временем, ? проявлять эрудированность, креативность и т. п. Эти навыки отличаются от hard skills («твердых навыков») - технических навыков, связанных с выполнением определенной деятельности, например, управление автомобилем, программирование: делопроизводство и т. п. [15]. Выделяют несколько групп soft skills. Первая группа включает навыки коммуникации: умение находить общий язык с людьми, умение производить впечатление на другого человека, способность поддерживать разговор на любую тему. Также данная группа включает в себя эмоциональный интеллект - умение точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и/или генерировать чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста. Вторая группа включает навыки эффективного мышления: умение работать в режиме многозадачности, быстро переключаться с одной задачи на другую, к любой новой задаче подходить с позиции исследователя и экспериментатора. Третья группа включает навыки управления собой: умение распоряжаться своим временем, организовывать свой учебный/рабочий процесс, способность контролировать себя в стрессе и в гневе, волевые качества. Также навыки по самомотивации и устойчивости к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Четвертая группа включает управленческие навыки: постановка задач и мотивация сотрудников [16]. В топ 5 самых востребованных soft skills входят следующие компоненты: ? навык эффективного общения, ? умение работать в команде, ? понимание влияния технологий на результат, ? способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение, а также умение управлять своим временем. Все многообразие необходимых навыков можно свести к четырем «К»: креативность, критическое мышление, командообразование и коммуникабельность. Гибкие навыки пополняют социальный опыт учащихся в обучении и в отношениях с людьми. Формирование гибких навыков у подростков, способствует развитию у учащихся: - новых знаний; -навыков самоанализа, самооценки и саморазвития; -творческой инициативы; - навыков овладения информационными технологиями; -определение будущей профессии. Процесс развития гибких навыков включает следующие компоненты: 1.Мотивационный компонент: мотив и потребность в познании действительности для достижения определенных целей. 2.Когнитивный компонент. Данный компонент опирается на познавательные способности учащихся, которые формируют общие представления о мире и взаимоотношениях в нём. 3.Деятельностный компонент. Он содержит различные знания, умения взаимодействия с окружающей средой. Содержание данного компонента содержит развитие у подростков качеств, которые помогут реализовать себя как творческую личность и быть готовыми решать проблемы. 5.Креативный компонент характеризуется творческими возможностями, активностью, оригинальностью и самостоятельностью. 6.Рефлексивный компонент проявляется в умении анализировать свою деятельность, выполнять анализ своих результатов, личных качеств, которые обеспечивают формирование гибких навыков [8]. Гибкие навыки предполагают следующие функции: 1.Мотивационная. Данная функция заключается в стимулировании позитивного отношения к познанию. 2.Информационная. Позволяет подросткам, всеми доступными способами, получить знания. 3.Контроль и корректирование. Подразумевает возможность самооценки и коррекции процесса работы и результатов обучения, а также введение тренировочных упражнений для формирования необходимых навыков. Гибкие навыки можно разделить на три группы: 1.Монопредметные. Цель заключается в решение тематических задач, которые выполняются под руководством учителя. Результаты выполнения не выходят за рамки конкретного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения 2.Междисциплинарные. Представляют собой решение проблемы, где требуются знания из разных образовательных направлений. Решение задач реализуется под руководством учителей. Результаты выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены при изучении только его. 3.Надпредметные. Строятся на совместной деятельности школьников и преподавателей из различных образовательных предметов. Эффективность обучения гибким навыкам можно сформулировать так: 1.Навыки, обеспечивающие объединение учителей разных предметов к достижению общей образовательной цели. 2.Навыки создания «реальной жизни» на уроках. Здесь урок считается средством изучения важных проблем жизни. 3.Навыки обеспечивают повышение уровня компетентности по всем направлениям. 4.Навыки способствуют разнообразию учебной программы, обогащая содержание тем школьных предметов. 5.Навыки являются средством развития школьного образования, объединения дополнительного образования и самообразования. Гибкие навыки нужны любому человеку, как бы ни был высок его уровень интеллекта. Гибкие навыки необходимы, чтобы быстро осваивать новую и важную современную информацию [9]. Кроме того, каждому человеку важно умение эффективно общаться, навыки самоорганизации и самоконтроля. Предпосылками к появлению понятия гибкие навыки являются следующие факторы: 1.Высокая скорость появления новой информации и устаревания имеющейся. 2.Рост продолжительности жизни людей. 3.Активное развитие современных информационных технологий. 4.Появление новых, устаревание и даже исчезновение некоторых профессий. Для того, чтобы стать эффективным в современном обществе нужно быть динамичным, быстрым и способным постоянно меняться, адаптироваться к окружающей действительности, постоянно учиться новому. На смену традиционной образовательной модели приходит концепция life-long learning - обучение, продолжающееся всю жизнь [19]. Постоянно учиться, либо менять профессию, либо меняться внутри профессии - вот чего требует новая реальность. Именно поэтому, гибкие навыки актуальны для любого современного человека. 1.3. Методы развития гибких навыков Как развивать «гибкие» навыки? В целом, навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до автоматизма. Наиболее эффективный вариант тренировки soft skills - это тренинги и тренинговые упражнения. Во время тренинговых упражнений развитие навыков и компетенций является основной задачей. Тренинговые упражнения играют важную роль для развития коммуникативных умений и навыков, в частности, они включают в себя, умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать, умение понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию и т.д. Эффективность тренинговых упражнений обусловлена обязательным следование принципам, которые создают в классе атмосферу безопасности, доверия, открытости, психологического комфорта и позволяют участникам группы экспериментировать со своим поведением, не боясь ошибиться [16]. Принципы тренинговой группы следующие: ? принцип творческой активности, ? принцип исследовательской позиции, ? принцип партнерского (субъект-субъектного) общения, ? принцип акцентирования языка чувств, ? принцип персонификации высказывания, ? принцип конфиденциальности, ? общение по принципу «здесь и сейчас» и др. Использование методических средств (техник) также отличается своими особенностями. Традиционно выделяют три группы методических средств: 1.Техники представления информации для лучшего осознания информации (короткие лекции, видеолекции, систематизированные обзоры, групповые дискуссии и др.); 2.Имитационные техники для тренировки в безопасных условиях (ролевые игры, деловые игры, case method, метод инцидентов и др.); 3.Техники создания реальной среды с целью переноса усвоенного навыка в реальную деятельность (выполнение заданий с реальными рисками, выполнение конкретных профессиональных процедур и др.) [17]. Эффективность данных упражнений зависит и от личности педагога. В многочисленных исследованиях профессионально важных личностных черт групповых ведущих (К. Роджерс, И. Ялом, И. Вачков, С.И. Макшанов и др.) выделены важнейшие качества педагога: ? открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, толерантность; ? эмпатичность; ? оптимизм и энтузиазм; ? эмоциональная стабильность и уравновешенность; ? уверенность в себе; ? высокий интеллект; ? эрудированность и высокий уровень компетентности в различных областях теории и практики; ? высокий уровень зрелости. Важнейшим условием успешной работы является рефлексия педагогом основной цели [18]. Эффективность также зависит и от планомерного и обязательного прохождения определенных этапов, представляющих чёткую структуру. 1.Обязательное прохождение этапа создания работоспособности, позволяющее каждому участнику группы преодолеть напряжение и неопределенность, уточнить цели работы, получить представление о принципах и правилах, которые будут действовать в классе, рассказать о своих ожиданиях и др. 2.Прохождение этапа ориентации для уточнения и конкретизации каждым участникам своих индивидуальных целей и обнаружения личностных ресурсов, которые нуждаются в развитии. 3.Этап обучения, когда педагог создает условия для последовательного освоения навыков и последовательной интеграции приобретенных навыков в поведенческий репертуар. 4.Заключительный этап, который направлен на обобщение и закрепление полученных умений и навыков и получение каждым участником информации об эффективности работы. С целью развития данных навыков можно применять методические средства (техники) по следующим направлениям: 1.Развитие эффективных навыков коммуникаций. Они направлены на получение знаний об основных стратегиях общения, в процессе которых отрабатывают алгоритмы подготовки, совершенствуют умения выбирать эффективный тип взаимодействия, приобретаются знания, необходимые для формирования команды, усваиваются навыки по изменению позиции другой стороны и т. д. 2.Формирование команды единомышленников, а также активизация умений усиления личностного влияния и утверждения лидерской позиции в классе. В процессе происходит овладение механизмами эффективного объединения людей и приобретается опыт, необходимый для оптимальной специализации членов класса в интересах достижения общей цели. 3.Развитие креативности - способности к нахождению эффективных, нестандартных решений и способов поведения в новых, необычных условиях, а также более эффективных, по сравнению с общепринятыми, способов поведения в привычных, стандартных условиях и ситуациях. 4.Анализ и разрешения конфликтных ситуаций, выработка навыков конструктивного разрешения конфликтов. В процессе участники рассматривают вопросы о причинах личностного и организационного конфликтов, о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, осваивают стратегии эффективного поведения в конфликтных ситуациях. 5.Развитие уверенности в себе, навыков уверенно-достойного поведения в различных ситуациях, в том числе и конфликтных. Упражнения направлены на осознание и развитие участниками своих сильных и слабых сторон, развитие коммуникативных навыков, на развитие умений быстрой и точной ориентации в позиции партнера по общению; на овладение методами эффективной аргументации и изменения позиции партнера по общению; на формирование навыков влияния и сопротивления влиянию. 6.Особое значение следует уделить способности к прогнозированию социальной ситуации взаимодействия. Для развития способности мыслить проективно, необходимо уметь формулировать цели, ставить задачи, планировать и достигать результат [18]. Работа должна быть построена на принципах активного обучения и включать в себя предоставление участникам информационных блоков, практические упражнения, ролевые игры (с использованием видеотехники), анализ видеоматериалов. Также важны упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и основ конструктивного взаимодействия. Такие навыки должны проводиться с целью раскрытия личностных и творческих потенциалов и включать в себя элементы развития уверенно-достойного поведения в различных ситуациях и элементы тренинга сензитивности для развития социально-перцептивных способностей. Также необходимо обучение методам саморегуляции: мобилизующим и восстановительным методам. В подростковом возрасте особенно важно применять методы развития многочисленных навыков и личностных качеств. Личностный потенциал - это система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений. Личностный потенциал складывается из основных компонентов, каждый из которых, может быть системно рассмотрен как потенциал: интеллектуальный, коммуникативный, эмоциональный, творческий, ценностный, духовно-нравственный [15]. 1.4. Уроки иностранного языка как метод развития soft skills Учеба, обучение в жизни подростка занимает многие годы и практически всё время становления личности. Поскольку изучение английского языка является значимым компонентом образованного человека, то рационально развивать гибкие навыки в процессе обучения подростков иностранным языкам. Именно поэтому, развитие гибких навыков в процессе обучения подростков иностранным языкам очень важно [26]. Изучение иностранного языка является значимым компонентом образованного человека. В то же время, очень важно обратить внимание на метод развития soft skills на уроках иностранного языка. В настоящее время данные навыки приобретает особую значимость и важно, чтобы эти навыки были развиты в поведении человека на уровне автоматизма. Поскольку навыки soft skills предполагают развитие коммуникативных умений и навыков, умение понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию и т.д. В тоже время навыки soft skills способствуют более качественному освоению иностранных языков, реалистичны в исполнении и помогают школьникам повышать мотивацию к изучению английского языка легко и непринуждённо, без специальных действий со стороны педагогов и родителей. При этом развитие навыков soft skills в процессе обучения иностранным языкам может осуществляться во время тренировки правильного произношения, активизации лексического и грамматического материала, развития навыков аудирования, устной речи и т.д. [16]. Развитие навыков soft skills может происходить на любом этапе уроков иностранного языка: 1) организация, объяснение темы и плана урока; 2) учебные действия (актуализация необходимых знаний, тренировка необходимых навыков); 3) подведение результатов (ситуация успеха); 4) анализ урока (выводы). Учителю в педагогическом процессе необходимо создать условия для самоактуализации личности каждого ученика, для формирования и развития у него потребности и способности к саморазвитию [18]. Выбор средств обучения навыкам soft skills зависит от нескольких параметров: -содержание учебного материала; -конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности; -оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление; -личность педагога и его взаимодействие с учениками; -микроклимат в классе; -рациональные способы познавательной деятельности;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 124 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg