Глава 1. Нарушение правил дорожного движения как объект административно-правового регулирования
1.1 Понятие нарушения правил дорожного движения
Понятие административного правонарушения является фактическим основанием административной ответственности, под которым, согласно ст.3.1 КоАП РФ понимается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, ответственность за которое предусмотрена административная ответственность КоАП РФ» (изменить!) или законами субъектов РФ. Однако, следуя содержанию данного определения необходимо сделать вывод о том, что административное правонарушение обладает следующими тремя признаками, а именно противоправность, виновность и наказуемость. К признакам административного правонарушения правил дорожного движения, по мнению ученных А.И.Марцевой, Ю.М.Козлова, В.Ю.Иванчука и некоторых других, можно отнести общественную опасностью вредность, а также антиобщественность.
Разумеется, правила дорожного движения влияют на безопасность дорожного движения. Последствия нарушения правил дорожного движения могут быть различными, может быть штраф, выписанный нарушителю. Однако, не все так хорошо, порой эти последствия печальны, которые проявляются и в гибели людей, в получении ими увечий различной степени тяжести, повреждения транспортных средств, которые не всегда может возместить страховка, поскольку не все люди ее оформляют, а в некоторых случаях транспортное средство не подлежит восстановлению. Также в результате таковых могут быть повреждены различные грузы, к примеру дорожно-транспортные происшествия с участием дальнобойщиков. Масштабы этих правонарушений практически бесконечны и перечислять их займет продолжительное количество времени. Любой ущерб является некой материализацией последний противоправного деяния. Следовательно, административные правонарушения в области дорожного движения, которые повлекли или могли повлечь материальный или физический вред должны признаваться общественно опасными.
Противоправность — это еще один признак административного правонарушения. Такие нарушения обладают двойной противоправностью, поскольку они нарушают сразу две нормы. Первая норма регулятивная, вторая административная, которая охраняют регулятивную норму своей санкцией .
Основной задачей правил дорожного движения является обеспечение безопасности на дорогах. Административная норма, выступает в роли Кодекса об Административных правонарушениях, который в свою очередь в 12 главе и охраняет положения правил дорожного движения своей санкцией. Стоит отметить, что эти нормы регулярно претерпевают изменения. Правила дорожного движения регулярно дополняются новыми положениями, к примеру, Министерство транспорта в апреле 2020 года подготовило список таких изменений, в одном из которых предлагается ограничить движение по пешеходным зонам электросамокатов, гироскутеров, велосипедов, а в ряде мест запретить. Это в очередной раз доказывает, что правила дорожного движения затрагивают абсолютно всех участников дорожного движения не только на проезжей части, но и в остальных местах, как в данном примере, в пешеходных зонах. По мнению многих авторов уровень безопасности дорожного движения зависит не только от строгости правил и тяжести санкции, но также и от всех участников дорожного движения. Нарушение незначительных правил дорожного движения, зачастую, заканчивается значительной частью ДТП.
Превентивные нормы, также оказывают влияние на соблюдение правил дорожного движения. Их особенность заключается в том, что они действуют всегда, как и до совершения правил дорожного движения, так и после. К примеру, многие известны случаи, когда сотрудники государственной автоинспекции приходят в школу и объясняют детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также об неизбежности наказания в результате их совершения. Различные плакаты, с изображением семьи, призывающие соблюдать правила скоростного режима являются профилактической мерой, которая, как минимум, одного из потенциальных нарушителей остановит от нарушения правопорядка. Профилактические беседы после совершения правонарушения, ужесточение санкций за повторные нарушения также предупреждают дальнейшие противоправные действия. Причинение вреда определяется как последствие противоправного поведения, свидетельствующее о том, что причинитель вреда обязан нести ответственность за причиненный им вред. Двадцать третьего марта две тысячи девятого года в нашей стране появилась возможность, которая позволяет незначительные ДТП оформлять самостоятельно, без участия полиции, за короткий промежуток времени по согласию сторон оформить «Европротокол». В некой степени, это позволяет предотвратить несколько других ДТП, поскольку в результате даже незначительных аварий образуются пробки, в которых происходит немалая часть ДТП. С начала упрощённая процедура оформления ДТП не пользовалась большой популярностью, но уже в две тысячи двадцатом «Европротокол» оформляют значительно чаще. Трактовать его можно двумя значениями. Первое это специальная форма извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП. Второе это система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.