ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
1.1. Лингводидактические аспекты применения технологий WEB 2.0 в обучении иностранным языкам
Важнейшая цель, которая преследуется при обучении иностранным языкам в школьных условиях – появление у обучающихся коммуникативной компетенции, развитой в той мере, чтобы они были способны без затруднений взаимодействовать с носителями языка. Стоит отметить, что сегодня одной из основных составляющих такой компетенции является умение применять для общения разнообразные возможности, предоставляемые сетью Интернет.
Современный Интернет характеризуется наличием бесчисленного количества сервисов для общения с людьми, проживающими по всему миру. Одними из тех, кто активно пользуется потенциалом Сети, являются педагоги, обучающие иностранным языкам. Одним из важнейших достоинств Интернета является то, что он создает среду, максимально приближенную к ситуации естественного использования языка. Педагог, который планирует активно работать с ресурсами, предоставляемыми Интернетом, должен понимать, для чего он это делает и каких целей сможет достичь, используя ресурсы всемирной Сети. Как показывает педагогическая практика, в обучении школьников среднего звена иностранным языкам применение Интернета наиболее эффективно для:
• развития у учеников навыка самостоятельного нахождения сведений, необходимых им для изучения правил иностранного языка, подготовки и защиты проектов;
• устранения пробелов в навыках использования языка.
Выделяется круг дидактических задач, решение которых становится более эффективным, если педагог активно задействует возможности, предоставляемые всемирной Сетью:
• развитие навыка аудирования (педагог предлагает ученикам знакомиться с аудиозаписями голоса носителей языка, благодаря чему они начинают понимать, как следует произносить то или иное слово);
• развитие словарного запаса (школьники, слушая речь носителя языка, пополняют свой лексический запас с том числе современными словами);
• формирование у детей представления о необходимости изучения иностранного языка, приложения значительных усилий для его успешного освоения.
Отметим, что использование материалов, находящихся во всемирной Сети, также позволяет включить детей в актуальную глобальную повестку, повысить их интерес к творческой и научной деятельности, а также сделать их навык взаимодействия с носителями языка лучше.
Педагог, который нацелен на применение в собственной деятельности инновационных образовательных инструментов, должен перманентно изучать возможности, предлагаемые сетью Интернет, и отбирать из них те, которые не только позволят улучшить качество обучения иностранному языку, но и сформируют у школьников среднего звена повышенный интерес к его изучению. Для этого преподаватели, в частности, должны активно пользоваться социальными сервисами, получившими значительное распространение в последние два десятилетия. Это даст им возможность расширить перечень задач, предлагаемых школьникам для выполнения, а также адаптировать образовательный процесс под современные нужды. Стоит отметить, что получение новых материалов для обучения – не главное, что может предоставить Интернет для обучения иностранному языку. Прежде всего он формирует среду, в которой преподаватель и ученик начинают сотрудничать между собой, вместе ставить задачи и решать их. Они вовлекаются в процесс межкультурного взаимодействия, которое, как уже упоминалось ранее, является крайне важным для улучшения уровня владения иностранным языком у школьника.
В настоящее время в школьном образовании активно применяется платформа, получившая название Веб 2.0. Она содержит в себе большой массив информации, полезной при обучении иностранным языкам. Также Веб 2.0 предоставляет пользователям возможность создавать и публиковать информацию. Таким образом, Веб 2.0 стоит рассматривать не как хранилище контента, а как среду, где такой контент может генерироваться и распространяться. Это значит, что Веб 2.0 является современным инструментом для организации творческой деятельности, в которую вовлекается большое количество людей. К возможностям, предоставляемым Веб 2.0, относятся [Беликова 2016: 5]:
- совместное нахождение сведений и их последующая публикация;
- совместная разработка гипертекстов (с возможностью из изменения);
- шеринг медиафайлов;
- совместное использование различных файлов и таблиц.
Отметим, что важнейшим преимуществом Веб 2.0 является то, что генерирование учебной информации осуществляется на основе принципа децентрализации. Это значит, что ученик, работая с контентом, обладает такими же правами и возможностями, что и преподаватель. Среди сервисов, получивших наибольшее распространение в Веб 2.0, необходимо выделить следующие.
Блоги– онлайн-журналы, которые могут вестись как одним, так и несколькими пользователями. Блоги позволяют наладить интенсивное взаимодействие между преподавателем и учениками. В блогах можно создавать и редактировать материалы, в которых школьники отражают, как выполняли предложенные учителем задания и каких результатов сумели добиться. Педагог, используя блог, получает возможность выдавать отдельным ученикам (или их группам) задания на разнообразные темы. Кроме этого, он получает в распоряжение площадку для организации обсуждения проблемных вопросов, возникающих в связи с изучением иностранного языка. Еще одна сфера использования онлайн-блогов – проведение деятельности проектного характера. Здесь преподаватель предоставляет школьникам инструкцию, какое исследование нужно провести и как следует продемонстри