Глава 1 Формирование мировоззрения С. М. Соловьева
С. М. Соловьев родился 5 мая 1820 г. Его отец, протоиерей Михаил Васильевич Соловьев, был законоучителем (преподавателем закона Божия) и настоятелем в Московском коммерческом училище. Получив образование в Славяно-греко-латинской академии, он отличался начитанностью, свободно говорил по-французски, всю жизнь пополнял личную библиотеку. Мать будущего историка, Елена Ивановна, урожденная Шатрова, также стремилась к образованию и самоусовершенствованию. В семье Соловьевых царил демократический дух, тяга к знаниям, к просвещению [9, с. 207].
В 8-летнем возрасте С. М. Соловьев был записан в духовное училище. По договоренности с администрацией, основное учение мальчик проходил дома, в училище являлся только для экзаменов. Однако даже такой щадящий режим оказался для него неприемлемым. Самое училище, – писал позднее Соловьев, – возбуждало во мне сильное отвращение по страшной неопрятности, бедному, сальному виду учеников и учителей, особенно по грубости зверству последних» [8, с. 231-232]. В 1833 г. отец забрал Сергея из училища и выписал из духовного звания. В том же году он был зачислен в 3-й класс Первой московской гимназии [9, с. 207].
Поначалу у С. М. Соловьева, фактически не изучавшего точных дисциплин, возникли сложности в учебе. Но благодаря трудолюбию и незаурядным способностям юноши, они были преодолены, и вскоре Сергей Михайлович становится первым учеником по успеваемости. Особенно заметные успехи показывал Соловьев по любимым предметам – истории, русскому языку и юности (знание семи иностранных языков стало впоследствии большим подспорьем ученого). Настольными книгами для него были «История государства Российского» Н. М. Карамзина, многотомный труд Жозефа де ла Порта «Всемирный путешественник, или Познание Старого и Нового Света...», сочинения И. Н. Бесалаева, К. Милота и др. [9, с. 207].
В гимназии С. М. Соловьев приобрел могущественного покровителя в лице попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова, которому Сергей был представлен как первый ученик. «С того времени, – вспоминал много лет спустя Строганов, – я не терял его из виду». Почти полвека граф следил за успехами своего воспитанника, не раз оказывал ему помощь в трудных обстоятельствах [9, с. 207].
В 1838 г. Соловьев с серебряной медалью (золотых не давали) закончил гимназию и по выпускным экзаменам был зачислен на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета. В ту пору старейший вуз страны был, по определению А. И. Герцена, «храмом русской цивилизации», «средоточием русского образования». Среди профессоров, оказавших наиболее сильное влияние на Соловьева, следует назвать античника Д. Л. Крюкова, медиевиста Т. Н. Грановского, экономиста А. И. Чивилева историка и юриста К. Д. Кавелина. Некоторое время он был близок с М. П. Погодиным занимавшим кафедру русской истории. Последнему импонировало, что талантливый и усердный студент симпатизировал русофильским настроениям. М. П. Погодин познакомил С. М. Соловьева со своим богатейшим собранием рукописей. Работая над ними, Сергей Михайлович сделал свое первое открытие: обнаружил неизвестную ранее 5-ю часть «Истории Российской В. Н. Татищева. Однако единомышленником М. П. Погодина С. М. Соловьев не стал [9, с. 208]. Впоследствии он замечал: «С большим запасом знаний от Карамзина и строем мыслей в голове, возбужденных Гегелем, Вико, Эверсом, я вступил в четвертый курс и стал слушать Погодина. Понятно, что его лекции не могли меня удовлетворить, ибо они не удовлетворяли и товарищей моих, хуже меня подготовленных» [8, 269].
После окончания университета С. М. Соловьев получил предложение графа С. Г. Строганова выехать за границу в качестве домашнего учителя детей его брата, бывшего министра внутренних дел А. Г. Строганова. Молодой историк дал согласие и с 1842 по 1844 т. жил в семье Строгановых. Это позволило ему побывать в Австрии, Германии, Франции, Бельгии. Свободное время он уделял пополнению образования: слушал лекции европейских известных профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже, работал в библиотеках, посещал художественные галереи и театры. Пребывание за границей расширило культурный и политический кругозор историка, еще больше подготовило его к научной и преподавательской карьере [9, с. 208].
Вернувшись в Москву, Сергей Михайлович сдал в январе 1845 г. магистерские экзамены, а в октябре того же года защищает магистерскую диссертацию на тему «Об отношениях Новгорода к великим князьям». В ней С. М. Соловьев продемонстрировал оригинальный подход ко многим проблемам русской истории, выступил сторонником схемы профессора Де