1. Духовные понятия, явленные в произведении изобразительного искусства «Оплакивание Христа»
Задача данного параграфа состоит в раскрытии теологической программы произведения. Раскрытие основных духовных понятий сделано с помощью анализа первоисточников – религиозных текстов.
Оплакивание Христа является эпизодом из череды событий Страстей Христовых, но в канонических текстах подробное описание оплакивания Христа отсутствует. Евангелистами Матфеем и Марком приведены следующие свидетельства: «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк.15:46–47]; «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба [Мф.27:57–61].
В евангелиях упоминается ученик Иисуса Христа Иосиф Аримафейский, который просил у Понтия Пилата снять тело Иисуса Христа с креста. Другие участники снятия с креста, а именно, Никодим и Иоанн Богослов домысливались будущими авторами с опорой на поздние сочинения и евангельские тексты о погребении Христа.
В этих кратких свидетельствах прослеживаются ключевые для христианства понятия, которые получат развитие в сюжете «Оплакивание Христа». Во-первых, это сострадание. Само это понятие синонимично понятию «оплакивания», которое является ключевым для данного сюжета. Во-вторых, это любовь и верность. Из приведенных выше отрывков видно, что в погребении Христа участвовали его близкие друзья и последователи. Они не побоялись возможных гонений, пыток и воздали должные почести телу Христа. Без сострадания к мукам и миссии Христа не было бы возможным бережное отношение к телу: Иисуса Христа окутали плащаницей и похоронили в соответствии с погребальными традициями. В-третьих, это смирение. В данных отрывках нет того эмоционального надрыва, который появится в поздних текстах, но есть принятие. Безусловно, близкие Христа чувствуют горе, но вера помогает сохранить стойкость. В дальнейшем эти мотивы будут дополнены чувственным содержанием и раскроются с новой силой. Также стоит отметить мотив самопожертвования, который проявлен в жертве Христа.
Сюжет оплакивания Христа развивается довольно поздно: в текстах первые упоминания зафиксированы в VI в., в изобразительном искусстве в XII в.
Подробнее сюжет оплакивания развивается в апокрифических текстах. В них особое внимание уделено передаче скорби, плача Богоматери над мёртвым сыном. Так, на основе апокрифов были составлены старообрядческие сборники, например, «Златоуст». В данной книге слово шестьдесят пятое посвящено снятию Иисуса с креста, оплакиванию и погребению. Из данного сочинения можно привести следующие строки, передающие эмоциональное состояние Богоматери: «Ви?жу Тя?, возлю?бленное Мое? Ча?до, на?га на Крест?? ви?сяща, бездыха?нна и беззра?чна, не иму?ща вид??нія, ни добро?ты, сего? ра?ди го?рько уязвля?юся душе?ю. Хот??ла бы?хъ съ Тобо?ю у?мрети: не терплю? бо бездыха?нна Тебе? зр??ти. Ра?дость Мн?? отсе?л? николи?же прико?снется: св??тъ бо Мо?й и наде?жда Моя? и живо?тъ, Сы?нъ и Бо?гъ на? древ? угасе?»; «Зна?ю Твое? за Ада?ма пострада?ніе, но душе?вною го?рестію объя?та, го?рц? рыда?ю, дивя?щися Твоего? та?инства глубин??. Слы?ши, не?бо и мо?ре, и внуши?, земле?, Мои?хъ сле?зъ рыда?ніе: се? бо Творе?цъ ва?шъ отъ архіере?й Стра?сть пріе?млетъ». Идентичное настроение создается и в сочинении Симеона Логофета «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы» X в.: «Изнемогая от рыданий, Непорочная гов