Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Анализ фрески «Оплакивание Христа» в Нерези

Workhard 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.11.2021
Введение Актуальность исследования Сюжеты Страстного цикла популярны в культуре и часто находят своё воплощение в изобразительном искусстве. Некоторые произведения особенно удачно сочетают в себе как религиозную идею, так и её визуальное выражение. К таким произведениям можно отнести фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, созданные во второй половине XII века, при правлении династии Комнинов. Несмотря на то, что общие тенденции изобразительного искусства эпохи Комнинов изучены достаточно подробно, отдельные репрезентанты остаются малоизученными. Данная работа посвящена анализу фрески «Оплакивание Христа». Актуальность работы состоит в том, что ранее данное произведение не подвергалось детальному анализу. Рассмотрение столь уникального произведения позволит не только лучше понять изобразительное искусство Северной Македонии XII века, но и погрузиться в религиозную жизнь Византии той эпохи. Объект исследования В качестве объекта исследования выбрана фреска «Оплакивание Христа» монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, 1164 г. Предмет исследования Предметом исследования является художественная идея фрески «Оплакивание Христа». Степень изученности объекта и предмета исследования Об искусстве Византии написано огромное количество трудов как зарубежными, так и отечественными исследователями. В России наиболее известны работы В. Н. Лазарева [6], [7], [8] и Г. С. Колпаковой [5], в которых систематизирована информация о развитии византийского искусства, рассмотрены характерные художественные особенности разных эпох. Также Колпаковой Г. С. на русский язык была переведена работа сербского искусствоведа В. Джурича «Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония» [3]. В данной книге Воислав Джурич рассматривает фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, и, в частности, фреску «Оплакивание Христа». Автор отмечает, что фрески в Нерези хоть и следуют иконографическому канону в расположении и изображении поз, фигур, но отличаются особой игрой цвета и светотени, эмоциональностью и выразительностью в изображении ликов. Наиболее сильно эти особенности выражены именно во фреске «Оплакивание Христа». Анализу фресок в Нерези посвящены работы отечественной исследовательницы О. В. Овчаровой. В статьях «История изучения фресок Нерези (иконографический аспект)» [9] и «Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и русских ученых конца XIX – начала XXI века» [10] Ольга Владимировна отмечает, что по теме фресок в Нерези написано много обобщающих работ, но очень мало специализированных исследований. В своих работах О. В. Овчарова обобщает известные исследовательские позиции и раскрывает эволюцию представлений о фресках в Нерези. Фреску «Оплакивание Христа» можно считать малоизученной, так как чаще всего искусствоведы обращаются к её визуальному исполнению, а не религиозному содержанию. Цель исследования Проанализировав статусы художественного образа (материальный, индексный и иконический) раскрыть основную художественную идею произведения «Оплакивание Христа». Методология исследования В качестве методов исследования используются общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, классификация. Кроме того, в исследовании используется метод философско-искусствоведческого анализа В. И. Жуковского, концептуальные положения теории визуальной сущности религии и теория рефлексии Г. В. Ф. Гегеля. Задачи исследования Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи: 1. Анализ теологической программы произведения, раскрытие значений духовных понятий, визуализируемых в произведении. 2. Выбрать методологию исследования. 3. Исследовать материальные знаки произведения. 4. Проанализировать индексные знаки произведения. 5. Изучить иконические знаки произведения. Предполагаемый результат исследования В результате комплексного анализа фрески «Оплакивание Христа» будет выявлена основная художественная идея произведения. Апробация исследования Можно предположить, что данная работа может быть полезна для дальнейших искусствоведческих, религиоведческих и культурологических исследований. Работа может быть использована для сравнительного анализа произведений типа «Оплакивание Христа» разных эпох, для наблюдения как визуальных, так и религиозных изменений. Также полученные данные могут служить в качестве дополнительного материала при исследовании фресок монастыря Святого Пантелеимона в Нерези. Помимо этого, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в образовательных целях при изучении искусства Северной Македонии XII в.
Введение

Введение Актуальность исследования Сюжеты Страстного цикла популярны в культуре и часто находят своё воплощение в изобразительном искусстве. Некоторые произведения особенно удачно сочетают в себе как религиозную идею, так и её визуальное выражение. К таким произведениям можно отнести фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, созданные во второй половине XII века, при правлении династии Комнинов. Несмотря на то, что общие тенденции изобразительного искусства эпохи Комнинов изучены достаточно подробно, отдельные репрезентанты остаются малоизученными. Данная работа посвящена анализу фрески «Оплакивание Христа». Актуальность работы состоит в том, что ранее данное произведение не подвергалось детальному анализу. Рассмотрение столь уникального произведения позволит не только лучше понять изобразительное искусство Северной Македонии XII века, но и погрузиться в религиозную жизнь Византии той эпохи. Объект исследования В качестве объекта исследования выбрана фреска «Оплакивание Христа» монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, 1164 г. Предмет исследования Предметом исследования является художественная идея фрески «Оплакивание Христа». Степень изученности объекта и предмета исследования Об искусстве Византии написано огромное количество трудов как зарубежными, так и отечественными исследователями. В России наиболее известны работы В. Н. Лазарева [6], [7], [8] и Г. С. Колпаковой [5], в которых систематизирована информация о развитии византийского искусства, рассмотрены характерные художественные особенности разных эпох. Также Колпаковой Г. С. на русский язык была переведена работа сербского искусствоведа В. Джурича «Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония» [3]. В данной книге Воислав Джурич рассматривает фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, и, в частности, фреску «Оплакивание Христа». Автор отмечает, что фрески в Нерези хоть и следуют иконографическому канону в расположении и изображении поз, фигур, но отличаются особой игрой цвета и светотени, эмоциональностью и выразительностью в изображении ликов. Наиболее сильно эти особенности выражены именно во фреске «Оплакивание Христа». Анализу фресок в Нерези посвящены работы отечественной исследовательницы О. В. Овчаровой. В статьях «История изучения фресок Нерези (иконографический аспект)» [9] и «Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и русских ученых конца XIX – начала XXI века» [10] Ольга Владимировна отмечает, что по теме фресок в Нерези написано много обобщающих работ, но очень мало специализированных исследований. В своих работах О. В. Овчарова обобщает известные исследовательские позиции и раскрывает эволюцию представлений о фресках в Нерези. Фреску «Оплакивание Христа» можно считать малоизученной, так как чаще всего искусствоведы обращаются к её визуальному исполнению, а не религиозному содержанию. Цель исследования Проанализировав статусы художественного образа (материальный, индексный и иконический) раскрыть основную художественную идею произведения «Оплакивание Христа». Методология исследования В качестве методов исследования используются общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, классификация. Кроме того, в исследовании используется метод философско-искусствоведческого анализа В. И. Жуковского, концептуальные положения теории визуальной сущности религии и теория рефлексии Г. В. Ф. Гегеля. Задачи исследования Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи: 1. Анализ теологической программы произведения, раскрытие значений духовных понятий, визуализируемых в произведении. 2. Выбрать методологию исследования. 3. Исследовать материальные знаки произведения. 4. Проанализировать индексные знаки произведения. 5. Изучить иконические знаки произведения. Предполагаемый результат исследования В результате комплексного анализа фрески «Оплакивание Христа» будет выявлена основная художественная идея произведения. Апробация исследования Можно предположить, что данная работа может быть полезна для дальнейших искусствоведческих, религиоведческих и культурологических исследований. Работа может быть использована для сравнительного анализа произведений типа «Оплакивание Христа» разных эпох, для наблюдения как визуальных, так и религиозных изменений. Также полученные данные могут служить в качестве дополнительного материала при исследовании фресок монастыря Святого Пантелеимона в Нерези. Помимо этого, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в образовательных целях при изучении искусства Северной Македонии XII в.
Содержание

Введение Актуальность исследования Сюжеты Страстного цикла популярны в культуре и часто находят своё воплощение в изобразительном искусстве. Некоторые произведения особенно удачно сочетают в себе как религиозную идею, так и её визуальное выражение. К таким произведениям можно отнести фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, созданные во второй половине XII века, при правлении династии Комнинов. Несмотря на то, что общие тенденции изобразительного искусства эпохи Комнинов изучены достаточно подробно, отдельные репрезентанты остаются малоизученными. Данная работа посвящена анализу фрески «Оплакивание Христа». Актуальность работы состоит в том, что ранее данное произведение не подвергалось детальному анализу. Рассмотрение столь уникального произведения позволит не только лучше понять изобразительное искусство Северной Македонии XII века, но и погрузиться в религиозную жизнь Византии той эпохи. Объект исследования В качестве объекта исследования выбрана фреска «Оплакивание Христа» монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, 1164 г. Предмет исследования Предметом исследования является художественная идея фрески «Оплакивание Христа». Степень изученности объекта и предмета исследования Об искусстве Византии написано огромное количество трудов как зарубежными, так и отечественными исследователями. В России наиболее известны работы В. Н. Лазарева [6], [7], [8] и Г. С. Колпаковой [5], в которых систематизирована информация о развитии византийского искусства, рассмотрены характерные художественные особенности разных эпох. Также Колпаковой Г. С. на русский язык была переведена работа сербского искусствоведа В. Джурича «Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония» [3]. В данной книге Воислав Джурич рассматривает фрески монастыря Святого Пантелеимона в Нерези, и, в частности, фреску «Оплакивание Христа». Автор отмечает, что фрески в Нерези хоть и следуют иконографическому канону в расположении и изображении поз, фигур, но отличаются особой игрой цвета и светотени, эмоциональностью и выразительностью в изображении ликов. Наиболее сильно эти особенности выражены именно во фреске «Оплакивание Христа». Анализу фресок в Нерези посвящены работы отечественной исследовательницы О. В. Овчаровой. В статьях «История изучения фресок Нерези (иконографический аспект)» [9] и «Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и русских ученых конца XIX – начала XXI века» [10] Ольга Владимировна отмеча
Список литературы

Библиографический список 1. Архиепископ Иларион. Православие. Том 2. / - М.: изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 976 с. 2. Архимандрит (Керн) Киприан «Взгляните на лилии полевые…» Курс лекций по литургическому богословию // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/vzgljanite-na-lilii-polevye/ (дата обращения: 04.01.2021). 3. Васильев, А. А. Византия и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204) / - Пг.: ACADEMIA, 1923. - 120 с. 4. Джурич, В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония / В. Джурич; пер. с серб. Г. С. Колпаковой и др. - 2-е изд. - М.: Индрик, 2000. – 588 с. 5. Евангелие от Иоанна // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/jn/ (дата обращения: 04.01.2021). 6. Евангелие от Матфея // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/ (дата обращения: 04.01.2021). 7. Евангелие от Марка // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/mk/ (дата обращения: 04.01.2021). 8. Жуковский В. И., Визуальная сущность религии/ В.И.Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров; Федерал. Агенство по образованию, Краснояр.гос. ун-т. Красноярск: КрасГУ, 2006. 460 с. 9. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства / В. И. Жуковский. — СПб.: Алетейя, 2011. – 496 с. 10. Златоустъ. СЛОВО 65. Въ то?й же Вели?кій пято?къ Страстны?я нед??ли, сло?во о сня?тіи Госпо?дни со Креста?, и о погребе?ніи, и о пла?чи Пресвяты?я Богоро?дицы // Русский порталъ. URL: https://russportal.ru/index.php?id=liturgical_book.zlatoust1910_00_065 (дата обращения: 04.01.2021). 11. Киннам И. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов / Под ред. В.Н. Карпова. - СПб.: Типография Григория Трусова, 1859. 12. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / - СПб.: Азбука-Классика, 2005. – 459 с. 13. Лазарев В. Н. Византийская икона комниновской эпохи // Византийское и древнерусское искусство: статьи и материалы, 1978. С. 9-29. 14. Лазарев В. Н. История византийской живописи / - М.: Искусство, 1986. - 194 c. 15. Лазарев В. Н. Живопись XI-XII веков в Македонии // XII Congres international d'etudes Byzantines. Ochrid, 1961. С. 105-134. 16. Немкова О. В. «Плач Пресвятой Богородицы» как феномен поэтико-музыкальной культуры Средневековья // Манускрипт. 2018. №11-2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plach-presvyatoy-bogoroditsy-kak-fenomen-poetiko-muzykalnoy-kultury-srednevekovya (дата обращения: 04.01.2021). 17. Овчарова О. В. История изучения фресок Нерези (иконографический аспект) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. 2012. С. 108-116. 18. Овчарова О. В. Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и русских ученых конца XIX – начала XXI века // Искусствознание. 2015. № 1–2. С. 26–55. 19. Попова, О. С. Образ Христа в византийском искусстве V-XIV веков // Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы, 2006. С. 9-66. 20. Райс, Дэвид Тальбот. Искусство Византии / - М.: Слово, 2002. - 256 с. 21. Семенова Е. С. Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных церквей // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. №2. C. 33-46. 22. Роман Сладкопевец. Кондак «Плач Пресвятой Богородицы при Кресте» // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkopevets/kondak-plach-presvjatoj-bogoroditsy-pri-kreste/ (дата обращения: 04.01.2021). 23. Симеон Логофет. Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы // Православная литература в формате WORD. URL: http://www.bogoslovy.ru/plach.htm (дата обращения: 04.01.2021). 24. Тарасова М. В. Искусство Византии: учебное пособие / - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 237 с. 25. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / - М.: Крон-пресс, 1996. 64 с. 26. Этингоф О.Е. Византийская иконография «оплакивания» и античный миф о плодородии как спасении// Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1985». Вып. 18. Жизнь мифа в античности. М, 1988. 256 с. 27. Св. Пантелеимон (Горно Нерези) // YouTube. URL: https://youtu.be/F4vAzGPyYMs (дата обращения: 14.09.2020).
Отрывок из работы

1. Духовные понятия, явленные в произведении изобразительного искусства «Оплакивание Христа» Задача данного параграфа состоит в раскрытии теологической программы произведения. Раскрытие основных духовных понятий сделано с помощью анализа первоисточников – религиозных текстов. Оплакивание Христа является эпизодом из череды событий Страстей Христовых, но в канонических текстах подробное описание оплакивания Христа отсутствует. Евангелистами Матфеем и Марком приведены следующие свидетельства: «Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк.15:46–47]; «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба [Мф.27:57–61]. В евангелиях упоминается ученик Иисуса Христа Иосиф Аримафейский, который просил у Понтия Пилата снять тело Иисуса Христа с креста. Другие участники снятия с креста, а именно, Никодим и Иоанн Богослов домысливались будущими авторами с опорой на поздние сочинения и евангельские тексты о погребении Христа. В этих кратких свидетельствах прослеживаются ключевые для христианства понятия, которые получат развитие в сюжете «Оплакивание Христа». Во-первых, это сострадание. Само это понятие синонимично понятию «оплакивания», которое является ключевым для данного сюжета. Во-вторых, это любовь и верность. Из приведенных выше отрывков видно, что в погребении Христа участвовали его близкие друзья и последователи. Они не побоялись возможных гонений, пыток и воздали должные почести телу Христа. Без сострадания к мукам и миссии Христа не было бы возможным бережное отношение к телу: Иисуса Христа окутали плащаницей и похоронили в соответствии с погребальными традициями. В-третьих, это смирение. В данных отрывках нет того эмоционального надрыва, который появится в поздних текстах, но есть принятие. Безусловно, близкие Христа чувствуют горе, но вера помогает сохранить стойкость. В дальнейшем эти мотивы будут дополнены чувственным содержанием и раскроются с новой силой. Также стоит отметить мотив самопожертвования, который проявлен в жертве Христа. Сюжет оплакивания Христа развивается довольно поздно: в текстах первые упоминания зафиксированы в VI в., в изобразительном искусстве в XII в. Подробнее сюжет оплакивания развивается в апокрифических текстах. В них особое внимание уделено передаче скорби, плача Богоматери над мёртвым сыном. Так, на основе апокрифов были составлены старообрядческие сборники, например, «Златоуст». В данной книге слово шестьдесят пятое посвящено снятию Иисуса с креста, оплакиванию и погребению. Из данного сочинения можно привести следующие строки, передающие эмоциональное состояние Богоматери: «Ви?жу Тя?, возлю?бленное Мое? Ча?до, на?га на Крест?? ви?сяща, бездыха?нна и беззра?чна, не иму?ща вид??нія, ни добро?ты, сего? ра?ди го?рько уязвля?юся душе?ю. Хот??ла бы?хъ съ Тобо?ю у?мрети: не терплю? бо бездыха?нна Тебе? зр??ти. Ра?дость Мн?? отсе?л? николи?же прико?снется: св??тъ бо Мо?й и наде?жда Моя? и живо?тъ, Сы?нъ и Бо?гъ на? древ? угасе?»; «Зна?ю Твое? за Ада?ма пострада?ніе, но душе?вною го?рестію объя?та, го?рц? рыда?ю, дивя?щися Твоего? та?инства глубин??. Слы?ши, не?бо и мо?ре, и внуши?, земле?, Мои?хъ сле?зъ рыда?ніе: се? бо Творе?цъ ва?шъ отъ архіере?й Стра?сть пріе?млетъ». Идентичное настроение создается и в сочинении Симеона Логофета «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы» X в.: «Изнемогая от рыданий, Непорочная гов
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 24 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Культурология, 24 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 58 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 50 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Культурология, 22 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Культурология, 40 страниц
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg