Дети является специфической социально-демографической группой общества, включающей в себя группу людей в возрасте до 18 лет.
В современном обществе развитие ребенка протекает большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: детский сад, школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников. Именно свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.
Досуг детей отличает повышенная эмоциональная, физическая подвижность, быстрая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость.
В настоящее время всё больше наблюдается тенденция к увеличению загруженности несовершеннолетних детей. Ускоряющийся темп жизни требует от молодого поколения всё больше сил, умения быстро учиться, решать и соображать.
В таких условиях особое место в системе организации досуга молодежи занимают рекреационно-реабилитационные, оздоровительные и развлекательные технологии при организации социально-культурной деятельности, которые способствуют физической и духовной реабилитации детей и подростков, способствуют приобщению к здоровому образу жизни и культурному отдыху, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности.
В настоящее время особую актуальность приобретают детские оздоровительные лагеря, где стратегия формирования здоровьесберегающего пространства реализуется в форме медицинскои? и психолого-педагогическои? моделеи?. Особенность пребывания ребенка в лагере заключается в том, что он продолжает находиться в сберегающеи?, охраняющеи? его атмосфере в течение всего периода, что вызывает у него ощущения сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок. В настоящее время развитие оздоровительных учреждений для детей выступает одним из основных факторов, способствующих восстановлению психофизического статуса ребенка, а детский лагерь является целесообразным и эффективным местом пребывания в реабилитационном процессе. Повышение эффективности работы детских оздоровительных лагерей с внедрением рекреационно-реабилитационных технологий является важной частью индустрии психологического и физического здоровья молодого поколения.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретический материал по изучению рекреационно-реабилитационных технологий при организации социально-культурной деятельности широко представлен в трудах известных деятелей и педагогов. Особую научную ценность для исследования представляют разработки в области педагогики детских оздоровительных лагерей (В. П. Бедерхановой, А. В. Джеуса, О. А. Кочетковой, Р. А. Литвак, И. А. Панченко, Я. А. Писарева, И. В. Романец, Е. Н. Сорочинской и др.), значимыми для работы по проблемам исследования детского лагеря как пространства досуговой деятельности выступают (А. Ф. Воловик, Б. А. Трегубова, Б. А. Титова, А. А. Тимонина и др.), основу культурно-досуговых программ в лечебно-оздоровительных учреждениях составили ученые (Е.И. Григорьевои?, Г.В. Ганьшинои?, И.А. Ерохинои?, Г.М. Бирженюк, А.П. Маркова, Л. Волошинои?, Т.Г. Киселевои?, Ю.Д. Красильникова), раскрыли различные аспекты процесса развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря (В. А. Горский, М. Б. Коваль, Л. Ю. Круглова, В. Я. Осенников, А. И. Щетинская и др.).
Актуальность исследования обусловлена: Особая социальная значимость для государства является вопрос образования, социализации, духовного и физического здоровья молодого поколения. Развитие и модернизация рекреационно-реабилитационных технологий при организации социально-культурной деятельности с целью физической и духовной реабилитации детей и молодежи является актуальным в связи с нестабильной обстановкой в стране. Популяризация детских оздоровительных лагерей с здоровьесберегающими технологиями совместно с социально-культурной деятельностью поможет сглаживанию негативных процессов, наметившихся в духовной, спортивной, образовательной и культурной жизни молодого поколения.
Таким образом, большая практическая значимость проблемы определили его объект, предмет, цель и задачи.
Объект исследования: рекреационно-реабилитационные,
здоровьесберегающие и оздоровительные технологии при организации социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
Предмет исследования: процесс развития, модернизации и популяризации рекреационно-реабилитационных технологий при организации социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
Цель исследования: на основе изучения теоретических источников и анализа практики работы сформулировать рекомендации и показать использование рекреационно-реабилитационных технологий при организации социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях города Москвы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и определить особенности рекреационно-реабилитационных технологии при организации социально-культурной деятельности.
2. Провести практический анализ по функционированию рекреационно-реабилитационных технологии при организации социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
3. Сформулировать рекомендации по улучшению функционирования рекреационно-реабилитационных технологии при организации социально-культурной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
Методы исследования, используемые при написании курсовои? работы:
•анализ литературных источников;
•анализ практическои? деятельности;
•контент-анализ интернет источников;
•включенное наблюдение;
•творческое моделирование.
Структура и содержание работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.