Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Игровые приемы как средство обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

maxreb04 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2021
В настоящее время важное значение приобретают методы совершенствования обучения детей грамоте, как одного из определяющих условий успешности учения ребенка. Особую значимость это имеет для детей с легкой степенью умственной отсталости, ведь от того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение их социальной адаптации.
Введение

Актуальность модернизации современной системы образования обусловлена важностью социальной функции - выработки и трансляции знаний, которые выполняют в современном обществе ключевую роль. В этой связи важное значение приобретают методы совершенствования обучения детей грамоте, как одного из определяющих условий успешного обучения ребенка, от которого зависит его способность читать, писать и говорить. Особую значимость это имеет для детей с легкой степенью умственной отсталости, ведь от того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников. Обучение грамоте учащихся с легкой умственной отсталостью осуществляется с учетом того, что процесс овладения речью у них существенно затруднен вследствие неполноценности психического развития. Изучением вопросов обучения грамоте детей с легкой степенью умственной отсталости посвящен ряд разносторонних исследований. В ряде научных работ определяются основные положения методики обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе, задачи и пути речевого развития детей с легкой умственной отсталостью (В.Г. Петрова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова). Рассматриваются психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей данной категории. (А.К. Аксенова, Г.В. Чиркина и др.). Обучение грамоте учащихся с лёгкой умственной отсталостью включает два этапа: добукварный период обучения грамоте (0 класс) и букварный период обучения грамоте (1 класс). Несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме обучения грамоте детей с легкой степенью умственной отсталости и понимания ее значения, а также накопленного к настоящему времени опыта, проблема выбора средств обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости по-прежнему остается мало разработанной. Актуальность данной проблемы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и недостаточной разработанностью средств обучения грамоте детей данной категории. Целью исследования является: теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса игровых приемов, направленных на обучение грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Объектом является процесс обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Предметом выступает комплекс игровых приемов, направленных на обучение грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Гипотеза исследования: процесс обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости будет эффективным при условии включения комплекса игровых приемов в содержание уроков. Реализация целей исследования и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач: 1. Проанализировать и обобщить теоретические и практические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости; 2. Выявить эмпирическим путем уровень освоения грамоты детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости; 3. Разработать и апробировать комплекс игровых приемов, способствующих обучению грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на уроках в условиях специальной школы; 4. Определить результативность разработанного комплекса игровых приемов, способствующего обучению грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости; В ходе проведения исследования применялись методы, которые определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы: педагогический эксперимент; контроль за эффективностью эксперимента и оценка результата; статистические методы обработки информации; изучение психолого-педагогической документации на ребенка. Методологическими основаниями исследования являются: - учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости, о закономерностях развития и опоре на сохранные стороны ребенка в обучении; -о сезитивности речи детей в процессе игровой деятельности (Елагина М.Г., Венгер Л.А., Каверина Е. К., Тихеева Е. И.). Исследование проводилось на базе специальной школы-интернат № 1 города Кокшетау, управленияпедагога образования Акмолинскойкому области, Республика способный Казахстан. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталостью, учащиеся первого класса, общим количеством 10 человек. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1 Теоретические основы обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости………………… 6 1.1 Анализ проблемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости ………………….. 6 1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости………… 16 1.3 Возможности использования игровых приемов как средства обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости …………………………………………………….. 24 Выводы по первой главе…………………………………………………….. 33 2 Эмпирическое исследование использования игровых приемов при обучении грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости……………………………………………………… 34 2.1 Организация работы и этапы исследования…………………………….. 34 2.2 Исследование исходного уровня состояния развития грамоты детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 35 2.3 Апробация серии игровых приемов при обучении грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости…………………………………………………………………… 44 2.4 Интерпретация и сравнительный анализ результатов педагогического исследования ………………………………………………………………….. 55 Выводы по второй главе…………………………………………………….. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 68 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 73
Список литературы

1. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – СПб.: Питер, 2015. – 458 с. 2. Левина Р.Е. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Инфра-М, 2003. 3. Спирова Л.Ф. Методика обучения русскому языку в начальных классах –М.: Просвещение, 2017.– 415 с 4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектол. фак-овпед. вузов. М.: Владос, 2014. 5. Чиркина Г.В. Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Русский язык // Коррекционная педагогика. - 2005 6. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры II Дошкольное воспитание. 2015. - № 10. - С.72-79. 7. Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка / М.: Просвещение, 2018. - 445 с. 8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / М.: Педагогика, 2006. - 416 с. 9. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – т. 5. – М.: Эксмо, 2015. – 526 с. 10. Елагина М.Г. Приемы и методы обучения грамоте младших школьников с ОВЗ // Открытая школа – 2014. – №4. – С. 84-89. 11. Венгер Л.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972. 12. Воронкова В.В. Методика обучения грамоте в специальной коррекционной школе. – М.: Академия, 2014. – 306 с. 13. Каверина Е. К. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студ. сред. Пед. учеб.заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с. 14. Тихеева Е. И. Язык, речь, речевая деятельность / М.: Просвещение, 2009. - 214 с. 15. Лурия А.Р. Речь развитие психических п процессов у ребенка / М.: Педагогика, 2006. 94 с. 16. Левина А.Р. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. 17. Жуйков С.Ф. Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс [Текст]: метод. коммент. к урокам - М. : Вентана-Граф, 2013. 18. Афанасьева П.О. Методы и приемы обучения грамоте младших школьников с олигофренией // Дефектология. – 2014. – №5. – С. 28-33. 19. Горецкий К.Н. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. - 2017 - № 5 - С.53-62. 20. Веселова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4-м классах вспомогательной школы – 2-е изд. –М.: Школа –Пресс, 2015. –128 с 21. Константинова В.Г Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 2012. 22. Гнездилова М.Ф. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2011. 23. Кирюшкин В.А. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. - М., 2013. 24. Шанько А.Ф. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2018. - № 6. - С.34-38. 25. Гнездилов М.Ф. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя. М.: Просвещение, 2015. -72с. 26. Граборов А.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. –2019. – № 3. – С.18-21. 27. Левина Р.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 28. Сорокина Н.К. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 29. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2000. 30. Никашина Н. А. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. - М., 2013. 31. Каше Г. А. Основы олигофренопедагогики – М.:Академия, 2017. – 547 с. 32. Чиркина Г. В. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - №1. 33. Колповская И. К. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 2012. 34. Ястребова А В. Интегрированные занятия по обучению грамоте // Логопед: науч.-метод. журн. - 2018. 35. Горецкий В.Г. Интегрированные занятия по обучению грамоте // Логопед: науч.-метод. журн. - 2009. 36. Шанько А.Ф. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. - М.: Просвещение, 2016. 37. Колеватова Р.С. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2019. - № 6. - С.34-38. 38. Катаева А. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 39. Стребелева Е. А Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2011. 40. Кругликов В.Н. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2010. 41. Букатов В.М. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 20–25. 42. Максакова О.М. Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками в пропедевтический период обучения грамоте // Коррекционная педагогика. - 2015. 43. Тумакова Е.С. Элементы коррекционной педагогики на уроках обучения грамоте и русского языка // Начальная школа. - 2013. 44. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38. 45. 46.Агранович З.Е. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / М.: Просвещение,2013. - 64 с. 46. Хамитова Г.Е. Проблема умственной отсталости в педагогике // Вестник КазГУ. – 2016. – №2. – С. 41-45. 47. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – СПб.: Питер, 2014. – 478 с. 48. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – 2012. 49. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (Сравнительно с нормой). М.: Просвещение, 2009. - 280 с. 50. Белопольская Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито – Центр, 2004. – С. 32-45. 51. Омарова И.М. Обучение грамоте учащихся с нарушениями интеллекта // Вестник КАСУ. – №4. – С. 85-88. 52. Исенова А.Ш. Проблемы обучения грамоте младших школьников с нарушениями интеллекта // Открытая школа. – 2016. – №4. – С. 75-79. 53. 54.Кумарина Г.Ф. 33 Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров. – М.: Юрайт, 2013. – 440 c. 54. Ибраева Н.М. Принципы обучения грамоте школьников с ОВЗ // Вестник КАСУ. – 2019. – №4. – С. 84-89. 55. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. 56. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62. 57. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 2008. 58. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 59. Филичева Т.Б. Обучение грамоте и правописанию в 1-4-м классах вспомогательной школы / В.В. Воронкова. – 2-е изд. –М.: Школа –Пресс, 2055. –128 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 1.1 Анализ проблемы обучения грамоте детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости Владение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Читающему необходимо воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, абзаце. Психофизиологическая основа чтения – взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др. [12, с.49]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg