Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной[11].
Связная монологическая речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную монологическую речь малыша.
Развитие связной монологической речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка[18].
В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками.
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи[5].
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи.
Несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Причина данного явления – общее недоразвитие речи у детей: неумение достаточно точно и полно строить свои высказывания, умозаключения, неспособность выразить в связной речи алгоритм своего поведения.
При этом безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей.
В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДОв образовательной области социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) [31].
Все вышесказанное определило выбор темы диплома и цель.
Цель:теоретически обосноватьразвитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, разработать систему занятий и апробировать ее в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект:процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: возможности ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности в процессе развития речи
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме;
2. Рассмотреть развитие речи детей как научную, психолого-педагогическую категорию, ее виды и механизмы формирования;
3. Выделить возрастные особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Обобщить педагогический опыт развития связной монологической речи возраста в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности.
5. Подобрать методы диагностики развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
6. Разработать систему занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности.
Методологической основой нашей работы являются трудыК.Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Текучева, В. В. Гербова, В. П. Глухова, А. А. Леонтьева,Л.П. Якубинского.
Теоретической значимостью является рассмотрение развитие связной речи детей как научную, психолого-педагогическую категорию, ее виды и механизмы формирования
Практическая значимость: разработать систему занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, которую впоследствии применить на практике в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения