В настоящее время духовно-нравственное воспитание личности можно причислить к актуальным проблемам, требующим решения современным обществом и системой образования. Прежде всего, главной причиной обращения общества к духовной и нравственной стороне воспитания личности является не только стремление наделить подрастающее поколение определенной суммой знаний, но и необходимость приобщения их к родной и мировой культуре. Получая знания, человек должен их прочувствовать, пережить, пропустить через себя, и лишь в таком случае можно будет говорить о том, что эти знания не были лишь потоком информации, а служили средством гармоничного развития личности, как того и требуют цели современного образования.
Духовно-нравственное развитие предполагает усвоение норм, присущих не только собственному народу, обществу, но и общечеловеческих норм. Реализации этих целей в наибольшей мере способствует учебный предмет «Иностранный язык», содержание которого демонстрирует большой духовный и нравственный потенциал. Более того, знакомство с литературными произведениями на изучаемом иностранном языке создает наиболее благоприятные условия для формирования духовных и нравственных качеств учащихся.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью поиска новых форм, средств, методов обучения иностранному языку, которые могут обеспечить эффективную реализацию духовно-нравственного воспитания личности через освоение иностранного языка, а также способствовать формированию национальных и общечеловеческих культурных ценностей, установлению взаимопонимания между представителями разных культур, их духовного родства, пониманию личностных и культурных особенностей каждого человека и т.п.
Объектом исследования выступает процесс иноязычного образования на основе интеграции иностранного языка и художественной литературы.
Предметом исследования является духовно-нравственное воспитание учащихся средней школы средствами художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
Цель настоящего исследования – рассмотреть эффективность применения иноязычной художественной литературы на уроках иностранного языка в качестве средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и содержание понятия «духовно-нравственное» воспитание;
- рассмотреть средства духовно-нравственного воспитания в средней школе;
- определить характеристики иностранного языка как учебного предмета;
- проанализировать возможности иноязычной художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся. на уроках иностранного языка.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды таких выдающихся ученых в области педагогики и методики преподавания иностранных языков, как И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Л.А. Григорович, Р.К. Миньяр-Белоручев и многих других.
Теоретическая значимость исследования обусловлена раскрытием особенностей воспитания духовной и нравственной личности на уроках иностранного языка с применением зарубежной художественной литературы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов, а именно методических рекомендаций по применению иноязычной художественной литературы как средства реализации духовно-нравственного воспитания, на уроках иностранного языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.