Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование сравнительных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи III уровня

maxreb04 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2021
Целью исследования являлось теоретическое обоснование, разработка и апробация основных направлений и содержания работы по формированию сравнительных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Достижение цели осуществлялось с помощью решения нескольких задач.
Введение

Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи: с нарушением произношения, словарного запаса, грамматического строя речи. У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной, атрибутивной лексики. С учетом постоянного увеличения числа школьников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Своевременное овладение правильной речью имеет важность для формирования полноценной личности и жизни ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Этот процесс является необходимым условием умственного развития гармоничной личности. Когда ребенок усваивает значения слов, он развивает содержательную сторону мышления, формирует различные понятия, накапливает представления об окружающем мире. Именно в процессе этой деятельности и формируются анализ, синтез и обобщение. Развитие речи напрямую зависит от пополнения словарного запаса, а одно из необходимых условий для успешного обучения в школе – это развитая речь, которая дает возможность ребенку полноценно общаться со сверстниками. Исследованы вопросы усвоения словаря младшими школьниками на примере одной из частей речи – имени прилагательного, ведь именно в процессе употребления имен прилагательных учащиеся испытывают немалые трудности. Это происходит потому, что данная часть речи осваивается ребенком значительно позже таких частей речи, как имена существительные или глаголы. Проблема исследования: формирование словарного запаса у школьников с ОНР III уровня актуально, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается, и развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешному обучению в школе. Объект исследования: сравнительные прилагательные у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: словарь сравнительных прилагательных у школьников с общим недоразвитием речи III уровня. Цель: теоретическое обоснование, разработка и апробация основных направлений и содержания работы по формированию сравнительных прилагательных у детей с ОНР III уровня. Гипотеза: эффективность формирования словарного запаса у школьников с ОНР III уровня будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений. Задачи: 1. Проанализировать отечественные и зарубежные исследования по вопросу формирования сравнительных прилагательных у детей. 2. Изучить состояние прилагательных у детей с ОНР III уровня. 3. Разработать и апробировать результаты коррекционной программы по формированию сравнительных прилагательных у детей с ОНР III уровня. Теоретико-методологическая база исследования: ? системный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, З.А.Репина); ? концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). ? теория онтогенеза речевой деятельности (А.Н.Гвоздев, А.Н.Леонтьев, Н.И.Жинкин); ? теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.); Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; разработка комплекса основных направлений формирования сравнительных прилагательных у детей с ОНР); эмпирические (наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный анализ полученных данных). Этапы исследования: Исследования включало в себя три этапа с 2019 по 2020 год: 1. Теоретический – анализ научной литературы по теме исследования формирование сравнительных прилагательных у детей с ОНР и определение методической основы будущего эксперимента. 2. Экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента, направленного на исследование сравнительных прилагательных у детей с ОНР; апробация комплекса основных направлений формирования сравнительных прилагательных у детей с ОНР; определение эффективности подобранной коррекционно-развивающей программы. 3. Заключительный – анализ полученных результатов исследования. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа детский сад № 82 города Тюмени, дети с общим недоразвитием речи III уровня. Практическая значимость исследования: заключается в разработке коррекционно-развивающей программы по формированию сравнительных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Структура работы: работа состоит из оглавления, введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ СПИСОК ТЕРМИНОВ 4 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 8 1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 1.2. ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ 14 1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 20 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 24 2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24 2.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 27 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31 ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 32 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 32 3.2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 34 3.3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 43 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50 ПРИЛОЖЕНИЕ(1-2) 53
Список литературы

1. Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. / Детский дом, 2005, № 1. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. - М., 2011. 4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003. 5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – // Психология. - М., 2000. 7. Выготский, Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. 1996. №9. - С.51-52. 8. Горелова Т. Я. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.– № 10 9. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с. 10. Демидова, К.И. Современный русский литературный язык: Учебное пособие / К.И. Демидова, Т.А. Зуева. - М.: Флинта, 2008. - 320 c. 11. Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. - М.: Высшая школа, 2015. - 227 с. 12. Есакова, М.Н. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного языка: Учебное пособие для переводчиков / М.Н. Есакова, Ю.Н. Кольцова, Г.М. Литвинова. -- М.: Флинта, Наука, 2012. -- 280 c. 13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1998. - 187с. 14. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников 15. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с. 16. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. М.: Просвещение, 2005. - 207с 17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «Март», 2005. – 448 с. 18. Кондратьева С.Ю., Щербакова Н.А. Развитие речи детей раннего возраста//Дошкольная педагогика. -2013. - №1.-С.31-33 19. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160с. 20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 191 с. 21. Львов, М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся / М.Р. Львов // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. 22. Прищепова, И.В. Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи // Известия государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2011. -№ 142.. - С.34-42. 23. Репина З.А., Буйко В.И., Уроки логопедии.-Екатеринбург:ЛИТТУР,2009. 24. Рогожникова, Т.Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Тверь, 2003. №2. - С.139147 25. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Селиверстова В.И. М.: Акад. Проект, 2004. 477с. 26. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А.Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с. 27. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. М.: «Гном-Пресс», 2011. 128 c. 28. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук в форме научного доклада. / Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 162с. 29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с. 30. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ / [Г.В. Чиркина и др.]. 2 изд., испр. -М.: АРКТИ, 2003. - 239с. 31. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С.Н. Цейтлин. - М., 2008. - 345с. 32. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразования в детской речи. М.: Знак, 2009. - 215с. 33. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология. – 2014. –Том 10. –№ 1. –С. 34–42. 34. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. -М., 1999. - 245с. 35. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2_0143-1.shtml 36. Онтогенез речевого развития Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. Для исследования особенностей словаря у детей с ОНР III уровня нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи – имя прилагательное. Становление этой части речи в онтогенезе происходит позднее остальных. Имя прилагательное выражает не только качества разной сложности, но и отношения. У детей с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. К настоящему времени наука располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей с ОНР. Однако проблема исследования словаря прилагательных детей с общим недоразвитием речи с ОНР III уровня раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg