Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

maxreb04 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2021
Изучив теоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста, рассмотрев особенности устного народного творчества, мы пришли к следующему, что одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у дошкольников речевых умений является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка-дошкольника. Об этом говорили такие исследователи устного народного творчества, такие как В.И.Даль, К.Д.Ушинский, О.И.Капица, К.И. Чуковский, А.П.Усова, и др.
Введение

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и традиционно рассматривался в психологии, философии и педагогике как основа психического развития ребёнка. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания, обучения и развития. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, К.И. Чуковский и др.). Именно в дошкольном возрасте дети осваивают все компоненты речи (словарь, воспитание звуковой культуры речи, грамматический строй речи, фонематический слух, темп, чувство ритма, рифмы.) Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Игра словом, звуком, удачно найденным образом развивает речевую культуру ребёнка, приобщает детей к лучшим образцам родного языка и закладывается фундамент общечеловеческой культуры. Лучшие образцы языковой культуры передаются из поколения в поколения в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством. Это подчёркивали многие учёные, которые занимались данной проблемой (Н. С. Карпинская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, О.С. Ушакова и другие). Они отмечали, что устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. К детскому устному народному творчеству, как к средству развития речи детей обращались исследователи такие как (В.И.Даль, О.И. Капица, К.И. Чуковский и др.). Они обращали внимание на то, что в общении с детьми надо не только знакомить с устным народным творчеством, но и активно включать его в систематическую работу по развитию речевых умений дошкольников. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. В последнее время мы наблюдаем, что речь многих детей и взрослых становится маловыразительной, бедна в словарном и эмоциональном отношении. Её заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности, повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. На основе вышеизложенного актуальность темы обуславливается необходимостью теоретической и практической разработки названной проблемы. Таким образом, проблема нашего исследования: при каких условиях устное народное творчество может выступать средством развития речи дошкольников. Её решение составляет цель работы: изучить теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста и показать возможности использования устного народного творчества в развитии речи дошкольников среднего возраста. Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования - устное народное творчество как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи: - Изучить теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста; - Определить план исследования, дать характеристику испытуемых и методов сбора эмпирических данных; - Анализ и интерпретация результатов речевого развития у детей дошкольного возраста; - Разработать коррекционную программу с элементами устного народного творчества, направленную на повышение речевого развития детей дошкольного возраста; - Оценить эффективность программы и разработать рекомендации по её внедрению в работу МБДОУ д/с № 89 «Дельфиненок». Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста возможна при реализации специальной программы устного народного творчества. Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.) При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: теоретический поиск, наблюдение, задания из диагностических методик В.К. Воробьева, В.П. Глухова и Ф. А. Сохина. Структура выпускной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Во второй главе «Организация работы по использованию устного народного творчества в развитии речи детей пятого года жизни» рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике, которая проводилась на базе МБДОУ д/с № 89 «Дельфиненок» Ногинского р-на пгт Обухово с детьми средней группы и раскрыта сущность ее реализации.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества…………………………………….....7 1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста..........................7 1.2.Значение устного народного творчества в педагогической работе с детьми дошкольного возраста ……………………...……………….………………….15 1.3. Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста………………...…………………………...………..…..27 Глава 2. Эмпирическое исследование развития речи детей среднего дошкольного возраста….………………………………………………………...........37 2.1. План исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных …………...…………………….……………………......37 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….43 2.3. Программа устного народного творчества как средства речевого развития детей ……….……………………………………………………….......….…….51 2.4 Оценка эффективности программы…….………………….......….……..56 Заключение……………………………………………………….………………64 Список литературы………………………………………………………………67 Приложение………………………………………………………………….…...72
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: уч. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, Б.И.Яшина. – М.: Академия, 2016.-400с. 2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор [Текст]: пособие для учителя/ В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 2015. -240с. 3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод. пособие для воспитателей/ А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.-128с. 4. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1996. Т. 5. - 732 с. 5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг,1976. - 178с. 6. Воробьева В. К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 2018.- 412 С. 7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. Вопросы о детской психологии [Текст]: Ранний возраст/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2019.-460с. 8. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 160 с. 9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 471 с. 10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и метод. рекомендации/ В.В.Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.-64 с. 11. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. — М., 2016.-342 С.. 12. Давыдова, О.И. Психолого-педагогические проблемы современного образования [Текст]: сборник научных статей/ Давыдова О.И. Федоренко В.И. –Барнаул: БГПУ, 2016. –150с. 13. Даль, В.И. Русское народное поэтическое творчество [Текст]: уч. пособие/ Даль В.И.; сост. Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 2017.-710с. 14. Дмитриева, Н.А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет - М.: Прогресс-традиция,2009.-520с. 15. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада/ Ю.Г.Илларионова. - М.: Просвещение, 2015. - 127с. 16. Капица, О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки [Текст]:уч.пособие/ О.И.Капица. – Л.: Прибой, 2016.-222с. 17. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст]: уч. пособие/ Н.С.Карпинская. – М.: Педагогика, 2017.-151с. 18. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 304 с. 19. Колосова, И. Речевая развивающая среда [Текст]/ И. Колосова// Дошкольное воспитание.-2010.-№6-С.67-70. 20. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Книга по требованию, 2012. - 658 с. 21. Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. Часть 1. - М. : Баласс, 2009. - 80 с. 22. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко... Пособие по риторике для старших дошкольников. - М.: Баласс, 2010. - 96 с. 23. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Академия, 2008. - 368 с. 24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010. - 216 с. 25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2007. - 464 с. 26. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ А.И.Максаков. -2-е изд.; исправ. - М.: Просвещение, 2018.-159с. 27. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст]: уч. пособие/ М.Н.Мельников. - М.: Просвещение, 2017.-240с. 28. Немеровский В.М. Народное творчество в системе ДОУ - школа - вуз / В.М. Немеровский, А.А. Барканов. - Псков: Гименей, 2006. - 204 с. 29. Общая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии: учеб.-метод. пособие / сост. К.С. Карташова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 214 с. 30. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 224 с. 31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 5 марта 2010 г. - С. 5. 32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dagminobr.ru/deyatelnost/obshee_obrazovanie/doshkolnoe_obrazovanie (дата обращения: 15.01.2014) 33. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Ф.А.Сохин [ и др.]; под. общ. ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2017.-223с. 34. Ревенок Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа / Т.Ревенок// Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 24-30. 35. Рубинштейн, С.Л. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ С.Л.Рубинштейн; сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М. :Академия, 2009.-560с. 36. Сафонова,О. Активизация речевого общения [Текст]/ О.Сафонова// Дошкольное воспитание. – 2017.-№1.-С.50-56. 37. Ситдикова,Д. Речевые развивающие игры [Текст]/ Д.Ситдикова// Дошкольное воспитание.-2019.-№1-С.122-123. 38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК, 2004. - 224 с. 39. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Академия, 2012. - 256 с. 40. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы [Текст]/ под ред. О.Н.Козак. - СПб.: Союз, 2018.-176с. 41. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2015. - 224 с. 42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст]: метод. кн. / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 2016.-111с. 43. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 208 с. 44. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет. садов/ А.П.Усова.-2-е изд.;перераб. и доп.-М.: Просвещение, 2016.-78с. 45. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с. 46. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: уч. пособие/ О.С.Ушакова. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2015.-287с. 47.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст]/ К.Д.Ушинский. - М.: Просвещение, 2016.-557с. 48. Флёрина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст]: уч. пособие/ Е.А.Флёрина. – М.: Просвещение, 2018.-334с. 49. Циванюк, Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3 до 5 лет [Текст]: метод. кн./ Н.А.Циванюк. – М., Учпедгиз, 2005.-126с. 50. Чуковский, К.И. Собрание сочинений: в 15т. Т.2 От двух до пяти [Текст]: К.И.Чуковский. - М.: Детская литература, 2016.-416с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества 1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста С рождения ребенка окружает множество звуков, но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат общением его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение речью – сложный и многогранный психический процесс; ее появление и развитие зависят от многих факторов. Речь не начинает формироваться до тех пор, пока головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, не достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без разговорной среды никогда не будет заговорить. Для того чтобы у него, и в будущем речь развивалась правильно, необходимо речевая среда. Важно, чтобы ребенок использовал потребность речь как основное средство общения. Основной целью речевого развития служит хорошая и правильная речь, то есть доведение её согласно норме, определенной для каждой возрастной стадии, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть чрезвычайно большими. Развитие речи в дошкольном детстве - это многоплановый процесс в природе. В процессе обучения родному языку можно и нужно решать задачи умственного, эстетического и нравственного развития (Е.И. Тихеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова и др.).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg