Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Чтение молодежи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе

maxreb04 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.11.2021
Чтение в информационном обществе сохраняет положение традиционной, проверенной временем социализации, передачи нематериальных культурных ценностей и социальной интеграции. В связи с этим проблемы образования молодежи, междисциплинарное научное пространство библиотечного дела, культурологии, социологии, педагогики, актуальность информационного общества вызвали широкий общественный резонанс. Теоретическое понимание проблем чтения молодежи отражает анализ чтения как феномена социальной, культурной и духовной жизни молодежи и изучение проблем управления чтением молодежи.
Введение

Сегодня в Казахстане самая сложная работа по модернизации обще-ственного сознания идет полным ходом. За основу была взята программная статья главы государства Н. А. Назарбаева «Фокус на будущее: духовное обновление». Президент отметил, что одним из основных условий модернизации общественного сознания является соблюдение отдельного национального культурно-генетического кода, национальной основой которого является патриотизм. В рамках развития патриотизма у молодежи чтению отводится особая роль в качестве ключевого компонента образования, воспитания и развития культуры. Чтение - это деятельность, которая формирует и развивает у человека и его грамотность чтения (или грамотность чтения человека), новую грамотность. Функциональная грамотность является важным фактором успешной профессиональной, образовательной, самообразовательной и иной деятельности и социальной защиты личности в информационном обществе. Чтение является инструментом воспитания и культуры, свидетельством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, инструментом достижения жизненных успехов и определяет уровень функциональной грамотности учащихся по окончании школы. Актуальность темы дипломной работы определяется ролью чтения как безальтернативной технологии профессионального образования в социализации и инкультурации студенческой молодежи. Проблема трансформации чтения данной социально-демографической группы актуализируется в связи с нарастающим кризисом чтения в целом, распространением функциональной неграмотности среди всех слоев общества. Изучение феномена чтения приобрело глобальный масштаб, все передовые страны имеют программы поддержки и развития чтения, приравненные к мерам обеспечения национальной безопасности. Доказано, что кризис чтения, его негативная трансформация представляет угрозу стабильности, социокультурному прогрессу, конкурентоспособности государства. Чтение - один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. С развитием телевидения, информационных технологий в Казахстане наблюдается, как и во всем мире, спад чтения в обществе. Проблема снижения читательской активности молодежи является актуальной на данный момент и привлекает внимание многих специалистов: культурологов, социологов культуры, преподавателей, библиотекарей и издателей. При выборе темы, я хотела акцентрировать внимание на то, что молодежь и даже старшее поколение начинают меньше читать, уровень речи падает, а некоторые даже не знают известных писателей. Роль чтения в социализации молодежи, его моральном, эмоциональном и эстетическом развитии, а также в передаче социального опыта, сохранении культурного наследия настолько велика, что описательные исследования теряют свою актуальность. Это явление связано с растущим проникновением западной культуры в нашу страну и ее ростом в сознании наших соотечественников, особенно молодежи. Текущая ситуация требует решения проблемы и поиска инструментов. Потому что, только от читающих граждан государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве. Таким образом, проблемная ситуация состоит в противоречиях: • во-первых, между социальным значением чтения и снижением читательской активности молодёжи, потребности в чтении и интереса к нему; • во-вторых, между пониманием необходимости социального управления чтением как социально-культурным явлением, стратегических и тактических решений по поддержке чтения и невысокой результативностью реализуемых программ; Несмотря на высокую степень разработанности проблем чтения моло-дёжи в информационном обществе, его развития и поддержки, научная задача теоретического обоснования возможности и направлений совершенствования инструментов руководства чтением в соответствие с изменениями читательских и других культурных практик молодёжи до настоящего времени не была решена. Репертуар современного молодёжного чтения активно исследуется и проектируется, но недостаточно внимания уделяется непосредственно методикам поддержки и развития чтения, которые отвечают специфике социально-культурной деятельности молодёжи в информационном обществе. Исходя из выше сказанного, тема дипломной работы представляется актуальной. Таким образом, предметом исследования является чтение как важней-ший элемент непрерывного образования и развития человека. Объект исследования: чтение студентов 1-4 курса. Цель исследования: ? выявить теоретико-методологические основы чтения молодёжи в информа-ционном обществе; ? определить роль книги и чтения в современном мире; ? рассмотреть читательские деятельности современной молодёжи и возможности их применения для развития и поддержки молодёжного чтения; Задачи исследования: ? рассмотреть чтение как гарант развития и повышения культурной компе-тентности; ? определить роль чтения в культурном, духовном и интеллектуальном развитии молодежи; ? рассмотреть влияния культурных перемен и изменений в образе жизни XXI века на чтение молодежи. ? на основе социологического исследования выявить диагностику читательской деятельности молодежи. Теоретико- методологической основой работы выступили разработки проблем чтения Плотникова, В.Я. Аскаровой, А.В. Воронцова, О.В. Сиротюк и теории по изучению молодежного чтения С.В. Дорохина, М.М. Бахтина Ю.П. Мелентьева; педагогические, культурологические, социологические, библиотековедческие концепции молодёжного чтения, сравнительный анализ которых составлял одну из задач исследования. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что: выявлены и охарактеризованы основные теоретические подходы к чтению молодёжи (социологический, культурологический, педагогический); ? осмыслены, обобщены и сформулированы представления о содержании, качестве направленности, закономерностях трансформации чтения студенческой молодежи ? обоснована необходимость актуализации средств руководства чтением молодёжи в соответствии со спецификой ее развития в информационном обществе; разработана авторская методика диагностики читательской деятельности молодёжи, основанная на анализе её компонентов (интенсивности, активности, качества, системности, результативности, рефлективности). Теоретическая значимость исследования заключается: в актуализа-ции достижений рекомендательной библиографии и их адаптации к совре-менной социально-культурной среде; ? в разработке социологической методики исследования факторов, влияющих на читательскую деятельность молодёжи; ? в авторском определении понятия читательской компетентности - базового качества, необходимого для общекультурного и профессионального развития личности, как сложной системы, компоненты которой развиваются в зависимости от традиционных и новых средств и способов передачи знаковой информации, от культурного прогресса в целом. ? в доказательстве специфики читательской деятельности молодёжи в инфор-мационном обществе (в частности, в выявлении многообразия социальных ролей и статусов в читательской деятельности; в характеристике и система-тизации моделей оценки читательских интересов молодёжи в зависимости от того, потребность какого социального субъекта они выражают); ? в конкретизации направлений и задач совершенствования молодёжного чтения в русле гуманитарных приоритетов развития молодого человека и т.д.; Практическая значимость исследования определяется ролью чтения как безальтернативной, незаменимой технологии высшего образования. Проведенное исследование читательской культуры студенческой молодежи перспективно для поисков методов повышения качества обучения, совершенствования личности средствами правильного чтения. Результаты исследования могут быть использованы: в совместной деятельности по организации, управлению, обеспечению чтения преподавателями и библиотекой в социокультурной среде вуза, повышении их квалификации по проблемам поддержки чтения; в информационном обеспечении преподавания учебной дисциплины. Созданный по результатам исследования библиографический указатель дает информацию об инновационных подходах к стратегии развития правильного чтения студенчества. Разработанная модель структуры читательской компетентности практически значима для проектирования программы обучения чтению, создания учебного курса правильного чтения, целевых установок студентам в процессе формирования читательских компетенций. Материалы исследования пополняют теоретико-методологическую базу научной интерпретации феномена чтения, создают предпосылки для мониторинга трансформационных процессов чтения студенчества и других социально-демографических групп. В ходе социальной диагностики изучено современное состояние читательской деятельности молодёжи. Выяснилось, что предпочитают читать студенты, каким автором отдают свое предпочтение, какие жанры больше всего привлекают студенческую молодежь. Если сказать общими словами, то определилась весь спектр читательских предпочтений студентов. Узнали отношение учащихся к чтению в целом. Полученные результаты исследования использовались и могут быть использованы в дальнейшем в сравнительных исследованиях и социальном проектировании. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех раз-делов, заключения, библиографического списка и приложения. В работе 1 таблица и 6 рисунков. Первый раздел носит теоретический характер и состоит из трех пара-графов. Рассматривается Чтение - как способ познания мира. Второй раздел состоит из трех параграфов, были выявлены проблемы чтения молодежи в информационном обществе. Третий раздел строится на исследовательской работе, состоит из трех параграфов, главное внимание сосредоточено на диагностику читательской деятельности молодого поколения.
Содержание

Введение Раздел I. Чтение - способ познания мира 1.1 Чтение как основа формирования культурного, духовного и интеллектуаль-ного потенциала молодёжи. 1.2 Чтение – гарант развития и социальной стабильности. 1.3 Формирование читательской грамотности как вектор непрерывного образования. Раздел II. Проблемы чтения в информационном обществе 2.1 Определение роли книги и чтения в современном информационном обще-стве. 2.2 Влияние культурных перемен и изменений в образе жизни 21 в. на чтение молодежи. 2.3 Поддержка и развитие чтения – общенациональная задача. Раздел III. Исследование молодежного чтения 3.1 Особенности чтения молодежи и его значение для общества глазами студентов. 3.2 Диагностика читательской деятельности молодежи как основа конкретиза-ции задач руководства молодежным чтением в информационном обществе (результаты диагностирования). 3.3 Книга и чтение – фактор профессиональной подготовки молодого специалиста. Заключение Список литературы ?
Список литературы

1. Коротовский М.П., Калиев Ж.К. Книгоиздательское дело Казахстана. Алма- Ата,1992. - С.10. 2. Мелентьева Ю.П. Продвижение чтения в нечитающую среду: опыт библиотек регионов России // Homolegens–3: Сб. ст.: Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936–2004); Ред. Б.В. Бирюков. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 304–310. 3. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста: теория и практика: учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2015. – 368 с. 4. Байденко В. Компетентность в профессиональном образовании (к развитию компетентностного подхода - С.3-13. 5. Ивашина М. В. Точка бифуркации: новые читательские практики через КНИГУРУ / М. В. Ивашина // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. научно-практ. материалов / ред.-сост. В. Я. Аскарова М. : МЦБС, 2013. - С. 201-215. 6. Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: практическое пособие Ю. Матвеева М. : Литера, 2010. - 166 с. 7. Агеев А.В. Читательский портрет выпускника современной школы // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллек. монография по материалам XI науч.-прак. конф. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. Сер. «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. - М .: МГПИ, 2012. - С. 89-93. 8. Акутина С.П. Социально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. - 2015. - №22.1. - С. 1-4. 9. Антипова А.М. Мотивы чтения и читательские интересы современной подростки // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллек. монография по материалам XI науч.-прак. конф. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. Сер. «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. - М .: МГПИ, 2012. - С.72–78. 10. Балашова Е.Н. Чтение художественной литературы в молодежной аудитории. [Электронный ресурс] URL: http://www.tambovlib.ru/?view= conferenc.2011.chtenije.balashova 11. Беньковская Т.Е. «Читательский список» школьника: из истории формирования // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллек. монография по материалам XI науч.-практ. конф. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С. Романичевой. Сер. «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. - М .: МГПИ, 2012. - С.41–49. 12. Воронина Н.К. Книга и читатель-подросток в современном школьном образовании. [Электронный ресурс] URL: http://mcbs.ru/files/2014/chtenie/presentations/voronina.pdf 13. Дорохина С.В. Теоретические и методологические основы лидерства молодежного чтения / С.В. Дорохина // Россия и мир в новой культурной реальности: Сборник материалов Молодежного форума в рамках IV Московского форума культуры - М., 2013. - с. 22-28. 14. Дорохина С.В. Теоретические и методологические основы лидерства молодежного чтения / С.В. Дорохина // Вестник МГУКИ. - 2013. -№ 5. - С.166Дорохина С.В., Лопатина, Н.В. Теоретическое наследие рекомендуемой библиографии сквозь призму информационных технологий: не упустить новые возможности // Библиография. - 2014. - № 3. - С.46-53. 15. Дорохина С.В. Читательские интересы современной молодежи: проблемы становления и регулирования в информационном обществе /С.В. Дорохина // Вестник МГУКИ. - 2012. - №5. - С.194- 91. Дрешер Ю.Н. Некоторые аспекты социальной роли литературы и механизмы психологического воздействия на личность. 16. Дубова Л.В. Мотивы чтения и структура жанрово-тематических предпочтений российских школьников // Формирование круга чтения современной школьники: Метод.рекоменд. и материалы, 2008. - С. 3-13. 17. Дудова Л.В., Кутейникова Н.Е. Посоветуйте своим читателям. Рекомендательная библиография для внеклассного чтения // Формирование круга чтения современной школьники: Метод.рекоменд. и материалы // Сер. «Реализация программ по поддержке и пропаганде чтения в городе Москве» - М .: «Центр« Школьная книга », 2008. - С. 62-75. 18. Духанина Л.Г. [Электронный ресурс] URL: http://raduga-duga.ru/view_page.php?page=37(Дата обращения: 20.01. 2016) 19. Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Гринева М.И. и др. Успешное чтение. Теоретический обзор по проблеме. [Электронный ресурс] URL: http: //gagago.ru/teoreticheskij-obzor-po-probleme-lestnica-uspeha-dobroe-sl.html 20. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современная стратегия чтения и понимания текста: теория и практика: учеб.пособие. 2-е изд., Испр. и доп. - М .: Форум, 2015. - 368 с. 21. Сунцов Е.А. Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть или не быть? // Молодой ученый. - 2015. - №22.1 - С. 114– 116. 22. Щеголева О.В. Роль книги в жизни реб?нка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето. - 2015. - С. 91-94. 23. Зоркая Н.А. Молодежное чтение: мнение социолога / Н.А. Зоркая // Университетская книга. - 2009. - №12. - С. 41-43. 24. Атутов П. Р. Политехническое образование и рынок труда / П. Р. Атутов // Учащаяся молодежь и рынок: сб. материалов междунар. науч.- практ. конф. (г. Брест 27–29 окт. 1992 г.) / Науч.-исследоват. ин-т трудовой подготовки и профориентации. - Москва, 1992. - С. 26-28. 25. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагогов га) [Электронный ресурс] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - Загл. с титул. экран. Гершунский Б. С. Грамотность для XXI века / Б. С. Гершунский // Совет. педагогика. - 1990. - № 1. - С. 58-64. 26. Ермоленко В. А. Ценностные и методологические основы самообразования в меняющемся социуме А. Ермоленко // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 1. - С. 35-43. 27. Масленникова В. Ш. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗов / В. Ш. Масленникова Т. М. Трегубова // Магистр. - 1997. - Специальный выпуск. - С. 83-91. 28. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире // Остановиться. Оглянуться: сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. — М.: МЦБС, 2009. — С. 20-29. 29. 16. Рубакин H.A. Психология читателя и книги. В 2 т. – М.: Книга, 1975. С.224. 30. Материалы республиканской конференции «Чтение – национальный приоритет Казахстана», г. Актобе- 2006 31. Программа «Читающий Казахстан» на 2007-2010 годы. Официальный сайт Национальной библиотеки Республики Казахстан http://www.nlrk.kz/ 32. Сметанникова Н. Н. Тратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С.512 . 33. Усенова А. Саморазвитие как стержень социальной успешности личности // Педагогика и Психология. – Алматы, 2015. - № 4 (25). – С.79-84. 34. Мы – за читающий Казахстан // Казахстанская правда. Общенациональная ежедневная газета. – № 232 (27506) [Электронный ресурс]: kp.kazpravda.kz/rus.
Отрывок из работы

Основная часть Раздел I. Чтение - способ познания мира 1.1 Чтение как основа формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала молодёжи. Чтение уходит своими корнями в глубь истории. Оно обогащалось и совершенствовалось на протяжении многих веков. Выдающиеся открытия науки и техники, блистательные идеи и прогнозы самопознание человека и его прорыв в освоении окружающего мира берут свое начало с чтения [1, с. 10]. Книга всегда была и остается основой культуры и грамотности. «Без чтения, – по утверждению Ю.П. Мелентьевой, – нет образования, форми-рования мировоззрения, профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития. Оно пронизывает все сферы и этапы социализации личности и во многом определяет ее жизненную успешность» [2, с. 9]. В настоящее время существуют многочисленные списки литературы, посвященные проблемам чтения. Предлагаются различные трактовки понятия «чтение»: «Чтение – это базовый компонент воспитания, обучения, образования и развития культуры» (Н.Н. Сметанникова) [3, с. 85]. • «Чтение – это высшая психическая функция человека» (Л.С. Выготский) [3, с. 85]. • «Чтение – процесс воссоздания звуковой формы слов по ее графической (буквенной) модели» (Д.Б. Эльконин) [3, с. 85]. • «Чтение – символ полагающая деятельность человека» (Э. Кассирер) [3, с. 85]. • «Чтение – универсальная детерминанта структуры знания» (М. Шелер) [3, с. 85]. • «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других» (Н. Рубакин) [3, с. 84]. • «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. Сухомлинский) [3, с. 84].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 74 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Литература, 81 страница
1800 руб.
Дипломная работа, Литература, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Литература, 66 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg