Сегодня в Казахстане самая сложная работа по модернизации обще-ственного сознания идет полным ходом. За основу была взята программная статья главы государства Н. А. Назарбаева «Фокус на будущее: духовное обновление». Президент отметил, что одним из основных условий модернизации общественного сознания является соблюдение отдельного национального культурно-генетического кода, национальной основой которого является патриотизм. В рамках развития патриотизма у молодежи чтению отводится особая роль в качестве ключевого компонента образования, воспитания и развития культуры.
Чтение - это деятельность, которая формирует и развивает у человека и его грамотность чтения (или грамотность чтения человека), новую грамотность. Функциональная грамотность является важным фактором успешной профессиональной, образовательной, самообразовательной и иной деятельности и социальной защиты личности в информационном обществе. Чтение является инструментом воспитания и культуры, свидетельством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, инструментом достижения жизненных успехов и определяет уровень функциональной грамотности учащихся по окончании школы.
Актуальность темы дипломной работы определяется ролью чтения как безальтернативной технологии профессионального образования в социализации и инкультурации студенческой молодежи. Проблема трансформации чтения данной социально-демографической группы актуализируется в связи с нарастающим кризисом чтения в целом, распространением функциональной неграмотности среди всех слоев общества. Изучение феномена чтения приобрело глобальный масштаб, все передовые страны имеют программы поддержки и развития чтения, приравненные к мерам обеспечения национальной безопасности. Доказано, что кризис чтения, его негативная трансформация представляет угрозу стабильности, социокультурному прогрессу, конкурентоспособности государства. Чтение - один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности. С развитием телевидения, информационных технологий в Казахстане наблюдается, как и во всем мире, спад чтения в обществе. Проблема снижения читательской активности молодежи является актуальной на данный момент и привлекает внимание многих специалистов: культурологов, социологов культуры, преподавателей, библиотекарей и издателей. При выборе темы, я хотела акцентрировать внимание на то, что молодежь и даже старшее поколение начинают меньше читать, уровень речи падает, а некоторые даже не знают известных писателей. Роль чтения в социализации молодежи, его моральном, эмоциональном и эстетическом развитии, а также в передаче социального опыта, сохранении культурного наследия настолько велика, что описательные исследования теряют свою актуальность. Это явление связано с растущим проникновением западной культуры в нашу страну и ее ростом в сознании наших соотечественников, особенно молодежи. Текущая ситуация требует решения проблемы и поиска инструментов. Потому что, только от читающих граждан государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве.
Таким образом, проблемная ситуация состоит в противоречиях:
• во-первых, между социальным значением чтения и снижением читательской активности молодёжи, потребности в чтении и интереса к нему;
• во-вторых, между пониманием необходимости социального управления чтением как социально-культурным явлением, стратегических и тактических решений по поддержке чтения и невысокой результативностью реализуемых программ;
Несмотря на высокую степень разработанности проблем чтения моло-дёжи в информационном обществе, его развития и поддержки, научная задача теоретического обоснования возможности и направлений совершенствования инструментов руководства чтением в соответствие с изменениями читательских и других культурных практик молодёжи до настоящего времени не была решена. Репертуар современного молодёжного чтения активно исследуется и проектируется, но недостаточно внимания уделяется непосредственно методикам поддержки и развития чтения, которые отвечают специфике социально-культурной деятельности молодёжи в информационном обществе.
Исходя из выше сказанного, тема дипломной работы представляется актуальной.
Таким образом, предметом исследования является чтение как важней-ший элемент непрерывного образования и развития человека. Объект исследования: чтение студентов 1-4 курса.
Цель исследования:
? выявить теоретико-методологические основы чтения молодёжи в информа-ционном обществе;
? определить роль книги и чтения в современном мире;
? рассмотреть читательские деятельности современной молодёжи и возможности их применения для развития и поддержки молодёжного чтения;
Задачи исследования:
? рассмотреть чтение как гарант развития и повышения культурной компе-тентности;
? определить роль чтения в культурном, духовном и интеллектуальном развитии молодежи;
? рассмотреть влияния культурных перемен и изменений в образе жизни XXI века на чтение молодежи.
? на основе социологического исследования выявить диагностику читательской деятельности молодежи.
Теоретико- методологической основой работы выступили разработки проблем чтения Плотникова, В.Я. Аскаровой, А.В. Воронцова, О.В. Сиротюк и теории по изучению молодежного чтения С.В. Дорохина, М.М. Бахтина Ю.П. Мелентьева; педагогические, культурологические, социологические, библиотековедческие концепции молодёжного чтения, сравнительный анализ которых составлял одну из задач исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что: выявлены и охарактеризованы основные теоретические подходы к чтению молодёжи (социологический, культурологический, педагогический);
? осмыслены, обобщены и сформулированы представления о содержании, качестве направленности, закономерностях трансформации чтения студенческой молодежи
? обоснована необходимость актуализации средств руководства чтением молодёжи в соответствии со спецификой ее развития в информационном обществе; разработана авторская методика диагностики читательской деятельности молодёжи, основанная на анализе её компонентов (интенсивности, активности, качества, системности, результативности, рефлективности).
Теоретическая значимость исследования заключается: в актуализа-ции достижений рекомендательной библиографии и их адаптации к совре-менной социально-культурной среде;
? в разработке социологической методики исследования факторов, влияющих на читательскую деятельность молодёжи;
? в авторском определении понятия читательской компетентности - базового качества, необходимого для общекультурного и профессионального развития личности, как сложной системы, компоненты которой развиваются в зависимости от традиционных и новых средств и способов передачи знаковой информации, от культурного прогресса в целом.
? в доказательстве специфики читательской деятельности молодёжи в инфор-мационном обществе (в частности, в выявлении многообразия социальных ролей и статусов в читательской деятельности; в характеристике и система-тизации моделей оценки читательских интересов молодёжи в зависимости от того, потребность какого социального субъекта они выражают);
? в конкретизации направлений и задач совершенствования молодёжного чтения в русле гуманитарных приоритетов развития молодого человека и т.д.;
Практическая значимость исследования определяется ролью чтения как безальтернативной, незаменимой технологии высшего образования. Проведенное исследование читательской культуры студенческой молодежи перспективно для поисков методов повышения качества обучения, совершенствования личности средствами правильного чтения. Результаты исследования могут быть использованы: в совместной деятельности по организации, управлению, обеспечению чтения преподавателями и библиотекой в социокультурной среде вуза, повышении их квалификации по проблемам поддержки чтения; в информационном обеспечении преподавания учебной дисциплины. Созданный по результатам исследования библиографический указатель дает информацию об инновационных подходах к стратегии развития правильного чтения студенчества. Разработанная модель структуры читательской компетентности практически значима для проектирования программы обучения чтению, создания учебного курса правильного чтения, целевых установок студентам в процессе формирования читательских компетенций. Материалы исследования пополняют теоретико-методологическую базу научной интерпретации феномена чтения, создают предпосылки для мониторинга трансформационных процессов чтения студенчества и других социально-демографических групп. В ходе социальной диагностики изучено современное состояние читательской деятельности молодёжи. Выяснилось, что предпочитают читать студенты, каким автором отдают свое предпочтение, какие жанры больше всего привлекают студенческую молодежь. Если сказать общими словами, то определилась весь спектр читательских предпочтений студентов. Узнали отношение учащихся к чтению в целом. Полученные результаты исследования использовались и могут быть использованы в дальнейшем в сравнительных исследованиях и социальном проектировании.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех раз-делов, заключения, библиографического списка и приложения. В работе 1 таблица и 6 рисунков.
Первый раздел носит теоретический характер и состоит из трех пара-графов. Рассматривается Чтение - как способ познания мира.
Второй раздел состоит из трех параграфов, были выявлены проблемы чтения молодежи в информационном обществе.
Третий раздел строится на исследовательской работе, состоит из трех параграфов, главное внимание сосредоточено на диагностику читательской деятельности молодого поколения.