Государственный долг играет важную и многостороннюю роль в макроэкономической системе любого государства. Это связано с тем, что отношения, связанные с созданием, обслуживанием и погашением государственного долга, оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления и развитие международного сотрудничества между государствами.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
В росте государственного долга имеются две основные опасности - вероятность наступления зависимости государства от кредиторов и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. При этом ученые отмечают, что «исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета.
Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства и долговые ресурсы должны работать производительно.
Для России проблема совершенствования системы управления государственным долгом актуальна по причине того, что ее решение требует исследования и поиска кардинально новых механизмов в условиях трансформации плановой хозяйственной системы в рыночную, которая связана с повышенным экономическим риском. На первый план в области управления внешним государственным долгом выходят научные направления, связанные с процессами трансформации корпоративного долга во внешний государственный долг, проблемы задолженности субъектов РФ в контексте расширения их экономической самостоятельности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, взаимосвязи экспортно-импортной политики с политикой формирования внешней задолженности, связи государственного долга с эмиссионной политикой государства по ценным бумагам, проблемы оптимального использования внешних заимствований, прежде всего в целях модернизации основных фондов в реальном секторе экономики РФ.
Россия находится на этапе реформирования системы управления внешним и внутренним долгом, поэтому исследование проблемы долга во всей ее комплексности, в том числе с учетом опыта других стран, своевременно и имеет большое практическое значение.
Степень разработанности научной проблемы. Проблемам исследования государственного долга России посвящено множество работ ученых различных научных школ.
Значительный вклад в теорию исследования государственного долга внесли М. Боголепов, А. Вавилов, С. Глазьев, Ю. Данилов, Д. Зуев, П. Мигулин, А. Селезнев, Б. Хейфец, А. Шабалин, А. Шадрин.
Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций в системе управления государственными заимствованиями, проработке в теоретическом и прикладном плане путей решения долговой проблемы, а также в формировании рекомендаций по повышению эффективности управления долгом.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты управления государственным долгом и его экономическое значение;
- исследовать этапы формирования государственного долга в РФ;
- проанализировать динамику и структуру государственного долга РФ и государственного долга субъектов РФ;
- исследовать особенности управления государственным долгом в зарубежных странах;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления долгом России на фоне изменяющихся экономических условий.
Предмет исследования - финансово-экономические отношения, возникающие при управлении долгом Российской Федерации.
Объект исследования - государственный долг Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили разработки отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные акты, регулирующие экономические и социальные процессы в этой сфере.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались системный, логический, сравнительно-аналитический, ситуационный, экономико-математические и экспертные методы, а также методы обобщения, группировок, анализа и синтеза.
Информационной и эмпирической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области государственного долга, официальные статистические и информационные материалы Федеральной службы государственной статистики, данные Министерства финансов РФ, статистические сборники МВФ и Всемирного банка, интернет ресурсы.
Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, определяется комплексностью исследования, применением общенаучного междисциплинарного подхода к исследованию, использованием значительного практического материала, апробированием результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Основная цель и задачи исследования определили структуру и содержание работы. ВКР состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В рамках научно-исследовательской работы была написана статья на тему «Анализ внешнего и внутреннего долга РФ». Работа была опубликована в журнале «Экономика и предпринимательство» №11 2019. Так же написала статью на тему «Анализ государственного долга субъектов РФ», которая была опубликована в сборнике Международной научной конференции «Process Management and Scientific Developments» (на английском языке).