Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной владеть ситуацией новизны, принимать нестандартные решения, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, которая соответствует требованиям развивающегося общества.
Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что в свою очередь, играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным.
Литературный жанр «сказка» [2] – идеальный инструментарий для развития творческой и одновременно духовной личности ребёнка, так как, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.
Противоречие между воспитательно-образовательным потенциалом сказки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста и отсутствием эффективной системы работы по данному направлению.
Проблема исследования заключается в следующем: Как влияет сказка на развитие творческих способностей дошкольника?
Учитывая актуальность данной проблемы, мы обозначили тему исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы со сказками».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования сказок при развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблематике.
2. Выявить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
3. Составить комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы со сказками и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы со сказками будет эффективным, если будут реализованы следующие условия:
1. будет создана стимулирующая творчество эмоционально-положительная обстановка в группе (эмоционально-положительный тон общения и эмоционально-положительная насыщенность предметной среды);
2. будет выявлен уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
3 будет составлен и реализован комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы со сказками.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных (Т. Азарина, Л. С. Выготский, С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина, Е. П. Гайдуль, И. В. Дубровина, О. Л. Иванова, И. И. Васильева, Е. Крылов, В. Кудрявцев, С.В. Кузнецова, Е. Б. Рудакова, Е. А. Терских, А. Н. Леонтьев, Л. Прохорова, Л. Е. Тумина, И. В. Шаповаленко и др.) в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста, использовалась специальная литература по педагогической психологии, диагностике творческих способностей ребенка, психологическому развитию детей, а также формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста со сказками.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Практические методы: наблюдение, внедрение серии занятий и игр, анализ результатов исследования.
Практическая значимость: заключается в том, что в результате проведенных исследований был разработан сборник волшебных сказок, в который включены сказки развивающего и творческого характера, которые послужат хорошей тренировкой творческих способностей. Материалы пособия, позволят педагогам и родителям содержательно построить развивающую работу с детьми по формированию творческой деятельности и развитию воображения, снижению агрессивности и воспитанию детей на образцах сказок и примерах положительного опыта эмоционального и игрового воздействия. Предоставленный материал предназначен для занятий с детьми дошкольного возраста, может быть использован в работе с младшими школьниками.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянский детский сад» Зырянского района Томской области.
Общая структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.