Актуальность экологического воспитания дошкольников становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Последнее десятилетие XXI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте происходит начало формирования экологических представлений, которые в дальнейшем оказывают влияние на осознанное восприятие и отношение к окружающему миру. В дошкольном учреждении экологическому воспитанию должно уделяться большое внимание, так как в процессе воспитания и познания дети дошкольного возраста знакомятся с природой.
Главное, мы должны учитывать, что для детей 5-6 лет формирование представлений о ценности природы должно строиться в доступной для их понимания и восприятия форме, а именно:
- в потребности общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
- проявлении эстетических чувств, умения видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в деятельности;
- приобретения экологических знаний, ориентирования на их практическое применение;
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, понимание допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.
Задачи, поставленные во ФГОС ДО перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Важным положением ФГОС ДО, являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Эмоциональные впечатления о природе ребенок получает именно на этапе дошкольного детства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому своему ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Проблема развития интереса у дошкольников рассматривается на материале природы (Л.Ф. Заха?реви?ч, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.К. Пост?нико?ва). Содержанием познавательных инте?ресо?в могут быть разн?ые области окружающей дейс?твит?ельн?ости, в том числ?е и мир нежи?вой природы (М.Ю. Бурыкина, О.Р. Галимов, Л.М. Кларина, Н.Г. Комратова, Н.Н. Никандров, Г.И. Петку, И.С. Фрейдкин).
Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.
Объект исследования – формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – кружок «Юные экологи» как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза - организованная педагогом кружковая работа по экологическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать:
-формированию навыков бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
-в процессе участия в экологическом кружке дети приобретут опыт демонстрации своего отношения к природе в условиях интеграции разных видов детской деятельности;
-проявлению желания продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
Цель исследования – определить эффективность работы экологического кружка «Юные экологи» как формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2. Подготовить диагностический материал;
3. Разработать перспективный план работы кружка «Юные экологи» для детей старшей группы.
Методологическая основа: С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.В. Гончарова, Н.Н. Вересова, Е.Ф. Терентьева.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей, опытно-экспериментальная работа, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Новизна и практическая значимость: методические материалы могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский сад №40 «Солнышко», дополнительные группы «Солнечные лучики».
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.