В последние время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность и непосредственно с использованием ТРИЗ-технологии; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством использования технологии решения исследовательских задач.
Цель исследования: изучить проблему развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством использования технологии решения исследовательских задач.
Исходя из цели исследования, перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия творческих способностей.
2.Охарактеризовать специфику организации внеурочной деятельности в начальной школе.
3.Раскрыть понятие и сущность технологии решения исследовательских задач.
4. Рассмотреть проблему развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования технологии решения исследовательских задач.
5. Описать опыт использования технологии решения исследовательских задач во внеурочной деятельности в процессе развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы.
Практические: наблюдение, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в его процессе теоретические положения и выводы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов, на курсах повышения квалификации.
База исследования: МБОУ СОШ № 13, 18 человек, 7-8 лет, 1 класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.