Актуальность выбранной темы определяется тем, что правовые аспекты проблем защиты и поощрения прав ребенка, в том числе правового положения детей, нуждаются в определенном переосмыслении.
Существуют различия в отношении определения понятий «ребенок», «детство», «права ребенка». Многие нормативно-правовые акты, упорядочившие правовое положение детей, регулирующие правовой статус ребенка, несогласованны и противоречивы. Тем не менее, интерес ученых к проблеме реализации прав ребенка подтверждает ее актуальность. Доказывается необходимость разрешения противоречий для создания эффективной системы защиты и поощрения прав ребенка; изучения отличительных признаков прав ребенка как несовершеннолетнего члена семьи.
В России во все времена существовала проблема прав ребенка, но, к сожалению, она не полностью решена и на сегодняшний день. Дети являются высшей ценностью каждого государства, поэтому забота о них является залогом процветания государства и общества в целом. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и подвержены различным влияниям, и поэтому ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Для этого необходим комплекс мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими разностороннее его развитие, включающее правовое образование, и создающее систему правовых условий для реализации этих прав. На мой взгляд, комплекс указанных мер должен носить как юридический, так и педагогический характер.
Исходя из практики, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, подробно затрагивающие и раскрывающие права несовершеннолетних. По официальным данным имеется статистика последних лет, в которой четко и ясно говорится, что российские дети находятся в тяжелейшем положении. В России ежегодно насилию в семье подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет, дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. По этим фактам мы еще раз убеждаемся в необходимости получения знаний в области защиты прав ребенка, как детьми, так и родителями.
В современной России сфера детства оказалась самой пострадавшей: растет число сирот, преступность детей, пьянство, наркомания, снижение посещаемости школ и другие формы девиантного поведения. Общество и государство не пользуются всеми имеющимися возможностями для обеспечения должной заботы о детях. Самое страшное то, что эти явления происходят на фоне равнодушия, непрофессионализма, жестокости взрослых, и неэффективности институтов социальной защиты и реабилитации детей, существующих в государстве.
Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация на законодательном уровне в последние годы прилагает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.
Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав детей.
Предметом работы являются правовые нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних граждан, обеспечивающих их полноценное во всех отношениях развитие.
Цель работы состоит в том, чтобы доказать актуальность проблемы прав ребенка и выявить наиболее эффективные направления защиты прав ребенка.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- определить проблемы правового воспитания и выявить педагогические условия, обеспечивающие защиту прав ребенка;
- изучить международные и конституционные основы, нормы действующего российского законодательства, определяющие правовой статус ребенка и регулирующие вопросы обеспечения и защиты прав ребенка;
- рассмотреть систему органов власти, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав ребенка;
- выделить исследования ученых по проблеме прав ребенка; определить перспективы дальнейшего исследования.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких ученых, как Н.В. Витрук, Л.Д Воеводин, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, Г.В. Мальцев, В.И. Новоселов, В.С. Нерсесянцу, А.Б. Вергеров и другие.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания реальной действительности в ее связи и взаимодействии. В процессе проведения исследования были использованы исторический, логико-юридический, социологический, сравнительный, системно-структурный, логический и другие методы исследования. Так, с помощью формально-юридического метода на основе правил проанализирован и обобщен правовой материал, а также обосновано авторское представление о защите прав детей в России.
Нормативной основой исследования выступают основные нормативные правовые акты по заявленной теме. Прежде всего, Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ) (далее по тексту – Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ (далее по тексту – ГК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 - ФЗ (далее по тексту – СК РФ).
Теоретическое значение настоящего исследования состоит в том, что положения и выводы, которые сформулированы в нем, позволят более полно и всесторонне раскрыть проблему защиты прав несовершеннолетних детей.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.