Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

maxreb04 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2021
Практическое решение проблемы школьной дезадаптации нуждается в серьёзных научно-методических разработках, направленных на раннюю диагностику её симптомов и факторов риска, на создание дифференцированных программ коррекционного обучения, включающих и приёмы психологической коррекции нарушений личностного развития этих детей, на поиски эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных учащихся.
Введение

Актуальность исследования. Проблема школьной дезадаптации является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики, требующей своего детального рассмотрения, изучения и эффективного решения, как на теоретическом, так и на научно-практическом уровне. Поступление в школу требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни ребенка. Пик дезадаптации приходится на первое полугодие обучения, когда возникают требования определенной дисциплины, новая среда общения, новый тип отношений «ребенок-учитель», происходит повышение уровня самостоятельности и ответственности. Нередко школьнику необходимо преодолевать застенчивость, или наоборот, внутреннюю агрессивность или конфликтность. Первоклассник зачастую впервые сталкивается с проблемой формирования адекватной самооценки. Ряд исследователей (в частности, В.Е. Каган, Ю.А. Александровский, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, И.А. Невский) рассматривают школьную дезадаптацию как результат дидактогении и диаскогенеза. Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьного обучения, овладение которым по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным. Нельзя забывать о том, что до поступления в школу основным видом деятельности ребенка была игра, которая являлась необходимым условием всестороннего развития детей и одним из средств их воспитания. Игра наиболее благоприятное условие для развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирование его личности. Объект исследования: проявление школьной дезадаптации в начальных классах школы у обучающихся с умственной отсталостью. Предмет исследования: условия изучения и преодоления проявлений школьной дезадаптации в начальных классах школы у обучающихся с умственной отсталостью. Цель исследования: изучение и преодоление проявлений школьной дезадаптации первоклассников с нарушением интеллекта. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме деадаптации младших школьников с нарушением интеллекта к обучению в школе; 2. Выявить особенности адаптации первоклассников с нарушением интеллекта; 3. Проанализировать уровень и качество школьной адаптации учащихся младших классов в процессе наблюдения (или эмпирического исследования); 4. Провести исследования возможности реализации комплекса дидактических игр, способствующих адаптации ребенка к школе, коррекции и развитию его личности; 5. Изучить эффективность проведенной работы по коррекции дезадаптации посредством дидактической игры. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы 2. Наблюдение 3. Беседа 4. Изучение документации: личных дел учащихся, протоколов ПМПК, психолого-педагогических характеристик, медицинских карт, учебных программ, учебников 5. Анализ продуктов деятельности детей. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СО «Школа АОП №2» г. Саратова. В эксперименте участвовало 12 человек (учащиеся первого класса), в возрасте 7-8 лет. У пяти учащихся в протоколе ПМПК диагноз: «легкая умственная отсталость»; у двух детей - диагноз «ранний детский аутизм органического генеза со снижением интеллектуального уровня, легкая умственная отсталость»; у одного ребенка. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматривается психолого-педагогическая проблема проявлений школьной дезадаптации у младших школьников, психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта, специфические проявления школьной дезадаптации у младших школьников с нарушением интеллекта. Во второй главе приводятся результаты психолого-педагогического исследования уровня адаптации умственно отсталых первоклассников к школе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….…………………4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.…………..6 1.1 Психолого-педагогическая проблема проявлений школьной дезадаптации у младших школьников ……………………….………………………….……..….6 1.2 Специфические проявления школьной дезадаптации у младших школьников с нарушением интеллекта …………………………………………………………22 2 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………..….31 2.1 Изучение проявлений школьной дезадаптации у младших школьников с нарушением интеллекта …………………………………………………...…….31 2.2 Преодоление проявлений школьной дезадаптации у младших школьников с нарушением интеллекта …………..…………………………….……………….51 2.3 Анализ динамики проявлений школьной дезадаптации у младших школьников с нарушением интеллекта по результатам коррекционной работы…………………………………………………………………………….…56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………65 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….69 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….73 Приложение 1. Характеристики детей, участвующих в исследовании Приложение 2. Количественные данные по контрольной группе ПриложениЕ 3. Программа по преодолению проявлений школьной дезадаптации у первоклассников с нарушением интеллекта
Список литературы

1 Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М.: Медицина,2008. 2 Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии, патопсихологии. М., 1994. 3 Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. 4 Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988. 5 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред.ВВ. Воронковой/ М., 1994. 6 Дети с нарушением развития. Составитель В.Астапов. М., 2005. 7 Диагностика школьной дезадаптации. Научно - методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М., 2007. 8 Изучение личности младшего школьника. Учебно - литературное пособие /Авт.-сост. М.Д.Коновалова, Л.В.Шипова. Саратов, 2001. 9 Использование Монтессори-материалов в работе со школьниками, имеющими нарушение интеллекта; Методические рекомендации /Авт.-сост. Л.П.Уфимцева. Красноярск, 1999. 10 Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. 11 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2011. 12 Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика); Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. Б.П. Пузанова М., 2000. 13 Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения на арифметике во вспомогательной школе. М., 1972 14 Безруких М.Н.,Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?.-М. 1991г. 15 Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. / Д.Ю. Соловьева. // Вопросы психологии. № 4 (87). 2012. С.23-32. 16 Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с. 17 Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 2007. – №6 – с.25-29. 18 Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с. 19 Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.-204 с. 20 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688с 21 Петрова, В. Г Психология умственно отсталых / В. Г. Петрова. – М. : Академия, 2014. – 160 с. 22 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студентов. высш. пед. заведений / К. Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с. 23 Потапова, А. В. Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления / А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер // Народное образование. – 2002.– № 3. – С. 36-39. 24 Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2009. 25 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсации / Ю.А.Александровский. - М.: Медицина, 2006. 26 Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей иподростков. - М., 2009. 27 Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008. 28 Шилова Т.А. Диагностика психолого-педагогической дезадаптации детей и подростков: практическое пособие / Т.А. Шилова. - М.: Айрис-пресс, 2009. 29 Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008. 30 Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 2007. – №6 – с.25-29. 31 Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с. 32 Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. / Н.Н. Заваденко М.: 1996-421с. 33 Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М: ПЕР СЭ, 2002 - 192 с. 34 Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии. - 2002. - № 1. 35 Заведенко Н.Н. Петрухин А. С, Чуткина Г. М и д. р. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации. // Неврологический журнал. - 1998-№6. 36 Клепцова Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника // Начальная школа. - 2007. - №7 37 Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. - 2006 - №5. 38 . Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2008. 39 . Дорожевец, Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. - Витебск, 2005. 40 . Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Трофимова Н.М.[и др.]. - СПб., 2005. 41 . М.А. Панфилова «Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации». 42 Прихожан А.М. Психо-коррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990. – С. 136 – 154. 43 Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 – 86. 44 Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986. 192с. 45 Смид Р.А. Групповая работа с детьми. – М.: Генезис, 2000. – 258с. 46 Социальная адаптация в дошкольных учреждениях. – М., Медицина, 1980. – С.132 – 140. 47 Философские проблемы теории адаптации. – М., Наука, 1975. – 277с. 48 Фопель К.И. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2000. – 345с. 49 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. – М.: Мир, 2006. К. 2. – С.251 – 289. 50 Хекхаузен Х. Тревожность. /Под ред. Астапова В.М. – СПб.: Питер, 2001. С.272 – 289. 51 75. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 – 14. 52 Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Aкадемия, 2001. – 192 с. 53 Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.- 204 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 1.1 Психолого-педагогическая проблема проявлений школьной дезадаптации у младших школьников Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации [7]. Анализ зарубежной и отечественной литературы последнего десятилетия показывает, что термином «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающее у ребенка в процессе школьного обучения. При этом их описание нередко воспроизводит весьма сходную с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических нарушений. Когда ребенок только идет в первый класс, он естественно испытывает волнение. Все кажется ему незнакомым и пугающим. В этот момент поддержка и участие родителей для него важнее, чем когда-либо. Отключение в этом случае может быть временным. Как правило, через несколько недель проблема решается сама собой. Просто ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой команде, уметь дружить с ребятами, чувствовать себя значительным и успешным учеником. Это не всегда происходит так быстро, как хотелось бы взрослым [46].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg